Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/_Ринчинова С.Ф./ Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Жанаева Т. З./ 28.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1§38 от «01» сентября 2017 г. |
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Русский язык в формате ЕГЭ», 11
предмет, класс
____________Ринчиновой С.Ф., высшая____________
Ф.И.О. квалификационная категория
Хоронхой
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2012 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 20008 год).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
Место курса в образовательном процессе.
Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9
классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
Учебно – тематический план
№ п/п. | Название темы | Количество часов | Уроков развития речи | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
| Подготовка к итоговому сочинению | 3 | | |
2. | Подготовка к заданиям 1-25 | 20 | 3 | |
3. | Подготовка к сочинению (Задание 26) | 6 | 6 | |
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 4 | | 4 |
| Итого: | 34 | 9 | 4 |
Содержание программы элективного курса.
Введение - 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антоним. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24,25)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24,25)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 – 19)
Подготовка к сочинению – задание 26
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ –
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
| Введение | 1 | | |
1. | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | | |
| Подготовка к итоговому сочинению | 3 | | |
2. | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | 1 | | |
3. | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | 1 | | |
4. | Сочинение по одному из направлений. | 1 | | |
| Подготовка к заданиям 1-25 | 18 | | |
5. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | | |
6. | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | 1 | | |
7. | Лексические выразительные средства. | 1 | | |
8. | Фразеология. | 1 | | |
9. | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 | | |
10. | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | 1 | | |
11 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 | | |
12 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 | | |
13 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 1 | | |
14 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | 1 | | |
15 | Орфография. Орфографические нормы. | | | |
16 | Орфография. Орфографические нормы. | | | |
17 | Орфография. Орфографические нормы. | | | |
18 | Орфография. Орфографические нормы. | | | |
19 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | | | |
20 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | | | |
21 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | | | |
22 | РР. Текст. Стили и типы речи. | | | |
| Подготовка к сочинению | 7 | | |
23 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | | | |
24 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | | | |
25 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | | | |
26 | РР. Способы аргументации собственного мнения. | | | |
27 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | | | |
28 | РР. Практикум по написанию сочинения. | | | |
29 | РР. Практикум по написанию сочинения. | | | |
| Комплексная подготовка к ЕГЭ | 5 | | |
30 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | | | |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | | | |
32 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | | | |
34 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | | | |
| Итого: | 34 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Единый государственный экзамен 2018. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2017.
2. ЕГЭ-2018. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2017.
3. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2017.
4. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
Методическая литература:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы (авторы-составители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.: Просвещение, 2011.
2 Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. –М.: Вако, 2008.
3.Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004. - 72 с.
Дополнительная литература:
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2017.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
Интернет-ресурсы:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
и другие.
Учебно-методическое обеспечение.
Материально-техническая база.
компьютер
проектор
экран
интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
25