Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 4 класс
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные УУД:
- чувство собственной ценности;
- чувство защищённости, уверенности в поддержке;
- доверие к оценке, отношениям, чувствам;
- опыт в различных эмоциональных состояниях;
- моральная установка на отзывчивость;
- способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;
- способность испытывать высшие нравственные чувства
– гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;
- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;
- проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)
Коммуникативные УУД:
- понятно и грамотно формулировать свою мысль;
- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;
- выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- уважать мнение собеседников;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
- умение считаться с мнением других;
- способность радоваться совместному успеху
Регулятивные УУД:
- умение управлять собственной деятельностью
- умение делать выбор;
- умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);
- умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё мнение, приходить к согласию);
- умение быть ответственным
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга);
-составлять план и последовательность действий;
-контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
-адекватно воспринимать оценки и отметки;
-взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
-анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
-устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
-строить доказательство;
-структурировать знания прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии;
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
-достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;
-присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать;
-управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;
-давать оценку и корректировать действия лидера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-структурировать знаний;
-самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;
-рефлексии способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 ч)
Что такое традиция. Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества. Традиции, обычаи, права и обязанности.
Тема «Родные образы» (15ч)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края. ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.
Тема «Умелые Дела» (11 ч)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество. Законы и нормы справедливого управления и суда. Традиции просвещения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Сделал дело - гуляй смело.
Тема «Заветные слова» (13ч)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Благодарность. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. Приветствие.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет человека в народной традиции. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое сговор. Приветствие. Слово обета. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Раскаяние. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Традиционные праздники. Духовная основа традиционных праздников. Хоровое исполнение песен. Хороводы. Праздник семейный. Торжество семейное, гостеприимство. Трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи народной трапезы. Где песня льется - там легче живется. Народные гулянья, игры. Ярмарка. Воинский парад. Возложение венков. Дни всенародной памяти. Тема
«Традиции Родного края» (27 ч) Память народа. Человек, традиции дела и служения. Гражданин.
ЗАБОТА О РОДНОМ КРАЕ - ДОЛГ ГРАЖДАНИНА. Единение. Ответственность. Россия, россияне. Праздники Отечества. Государственные, народные и национальные праздники. Символы Родного края. Памятные знаки и гербы Московских городов. Особо памятные места . Святыни. Чувство Родины. Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов России, проверенная временем. Совместный труд в годы Отечественной войны и в мирное время. Мы разные, но мы равны. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции здоровья. Традиции по сохранению духовного и физического здоровья. Труд, мастерство, помыслы, вера. Чистота помыслов. Верность слову и традициям. Традиционный образ жизни как сохраняющий здоровье. Традиции здоровья моих родственников (бабушек, дедушек и т. д.).
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Что я могу и за что я отвечаю. Какие права я имею. Малые и большие дела. Зачем я учусь и у кого я учусь.
Заключительное занятие (1 ч)
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать мир вокруг нас. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности | Дата По плану фактич |
1 | Вводное занятие. Традиции, обычаи, права и обязанности | 1 | Познавательная деятельность | 1 нед |
Тема «Родные образы» (15ч) |
2 | Отец: роль и место отца в доме и семье | | Проблемно - ценностное общение | |
3 | Отец: роль и место отца в доме и семье | | Художественное творчество | 2 нед |
4 | Мать: роль и место матери в семье и доме | | Проблемно - ценностное общение | |
5 | Мать: роль и место матери в семье и доме | | Проблемно - ценностное общение | 3 нед |
6 | Родина – мать | | Познавательная деятельность | |
7 | Вера, надежда и любовь в сердце человека | | Проблемно - ценностное общение | 4 нед |
8 | Вера, надежда и любовь в сердце человека | | Художественное творчество | |
9 | Гимн, герб и флаг – святыни Родины | | Проблемно - ценностное общение | 5 нед |
10 | Гимн, герб и флаг – святыни Родины | | Художественное творчество | |
11 | Геральдика | | Познавательная деятельность | 6 нед |
12 | Геральдика | | Художественное творчество | |
13 | Особо памятные места родного края | | Познавательная деятельность | 7 нед |
14 | Особо памятные места родного края | | Познавательная деятельность | |
15 | Особо памятные места родного края | | Проблемно - ценностное общение | 8 нед |
16 | Образы мудрости и света | | Художественное творчество | |
Тема «Умелые дела» (11 часов) | |
17 | Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России | | Познавательная деятельность | 9 нед |
18 | Современные профессии | | Познавательная деятельность | |
19 | Современные профессии | | Проблемно - ценностное общение | 10 нед |
20 | Современные профессии | | Игровая деятельность | |
21 | Трудовые династии | | Познавательная деятельность | 11 нед |
22 | Трудовые династии | | Проблемно - ценностное общение | |
23 | Служение Отечеству | | Познавательная деятельность | 12 нед |
24 | Традиции просвещения | | Познавательная деятельность | |
25 | Традиции праведного дела | | Проблемно - ценностное общение | 13 нед |
26 | Молодой работает – старый ум дает | | Проблемно - ценностное общение | |
27 | Сделал дело – гуляй смело | | Игровая деятельность | 14 нед |
Тема «Заветные слова» (13 часов) |
28 | Традиции святого слова | | Познавательная деятельность | |
29 | Благословение родителей | | Познавательная деятельность | 15 нед |
30 | Традиции честного слова | | Познавательная деятельность | |
31 | Традиции честного слова | | Проблемно - ценностное общение | 16 нед |
32 | Виды традиционных обетов | | Познавательная деятельность | |
33 | Виды традиционных обетов | | Игровая деятельность | 17 нед |
34 | Обычаи покаяния | | Проблемно - ценностное общение | |
35 | Традиционные праздники | | Проблемно - ценностное общение | 18 нед |
36 | Традиционные праздники | | Игровая деятельность | |
37 | Семейные праздники | | Проблемно - ценностное общение | 19 нед |
38 | Семейные праздники | | Проблемно - ценностное общение | |
39 | Семейные праздники | | Игровая деятельность | 20 нед |
40 | Народные гуляния | | Игровая деятельность | |
Тема «Традиции родного края» (28 часов) |
41 | Забота о родном крае – долг гражданина | | Познавательная деятельность | 21 нед |
42 | 42 Забота о родном крае – долг гражданина | | Проблемно - ценностное общение | |
43 | 43 Памятные знаки и гербы городов ХМАО | | Познавательная деятельность | 22 нед |
44 | 44 Памятные знаки и гербы городов ХМАО | | Художественное творчество | |
45 | 45 Памятные знаки и гербы городов ХМАО | | Художественное творчество | 23 нед |
46 | 46 Памятные знаки и гербы городов ХМАО | | Проблемно - ценностное общение | |
47 | 47 Памятные знаки и гербы городов ХМАО | | Игровая деятельность | 24 нед |
48 | Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера | | Проблемно – ценностноеобщение | |
49 | Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера | | Проблемно - ценностное общение | 25 нед |
50 | Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов севера | | Познавательная деятельность | |
51 | Мы разные, но мы равны | | Познавательная деятельность | 26 нед |
52 | Мы разные, но мы равны | | Проблемно - ценностное общение | |
53 | Мы разные, но мы равны | | Проблемно - ценностное общение | 27 нед |
54 | Мы разные, но мы равны | | Художественное творчество | |
55 | Традиции здоровья | | Проблемно - ценностное общение | 28 нед |
56 | Традиции здоровья | | Познавательная деятельность | |
57 | Традиции здоровья моих родственников | | Познавательная деятельность | 29 нед |
58 | Традиции здоровья моих родственников | | Проблемно - ценностное общение | |
59 | Что я могу и за что я отвечаю | | Проблемно - ценностное общение | 30 нед |
60 | Что я могу и за что я отвечаю | | Проблемно - ценностное общение | |
61 | Что я могу и за что я отвечаю | | Игровая деятельность | 31 нед |
62 | Связь поколений | | Проблемно - ценностное общение | |
63 | Связь поколений | | Проблемно - ценностное общение | 32 нед |
64 | Проектная деятельность. Народные гулянья, игры | | Познавательная деятельность | |
65 | Проектная деятельность. Традиции, обычаи, права и обязанности | | Познавательная деятельность | 33 нед |
66 | Проектная деятельность. Особо памятные места родного края | | Познавательная деятельность | |
67 | Истоки: прошлое в настоящем ради будущего | | Проблемно - ценностное общение | 34 нед |
68 | Заключительное занятие. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего | | Игровая деятельность | |