Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуально-групповых занятий по информатике "Решение задач" для 5 класса»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 97 г. Челябинска
454128, г. Челябинск, ул. Чичерина, 27-Б, тел. (351) 796-89-74, тел./факс (351) 794-12-51, e-mail: licey97@gmail.com, http://www.licey97.ru

СОГЛАСОВАНО: на заседании структурного подразделения (кафедры) естественно-научных дисциплин и информатики __________ Калугина Л.А. Протокол № __ от _______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе __________ И.М. Василькова | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ лицея № 97 г. Челябинска _____________ В.В. Усынин Приказ № _____ от ________ |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составитель:
Курманова Л.Р, учитель
информатики
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа индивидуально-групповых занятий «Решение задач» по информатике для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса), программ элективных курсов, программ индивидуально-групповых занятий / Приказ МАОУ лицея № 97 г. Челябинска от 12.08.2014 года № 2531-у «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса), программ элективных курсов, программ индивидуально-групповых занятий в МАОУ лицее № 97 г. Челябинска».
В связи с развитием информационных технологий в обществе и их применением в различных областях науки подготовка в области информатики стала в последнее время наиболее актуальной. Данный курс охватывает все разделы школьной программы по информатике. Курс включает изучение темы Основные элементы электронных таблиц (8 часов)”, Встроенные функции (10 часов)», Приемы решение задач в электронных таблицах (18 часов); не изучаемые подробно в базовом курсе информатики, но часто используемые при решении практических задач по информатике. Этим обусловлен выбор уровня сложности, объем и глубина изучения теоретического материала. Реализуется основной принцип – от простого к сложному, от простейших информационных технологий к современным методам и системам анализа данных.
Данный курс рассчитан на учащихся информационно-математического профиля.
Целью данного курса является предпрофессиональная подготовка учащихся в области информатики и подготовка их к решению задач из различных предметных областей с помощью программирования и с помощью пакетов прикладных программ общего назначения.
Задачи курса:
формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике;
формирование навыков и умений использовать при решении задач информатики основ дополнительных разделов математики, касающихся непосредственно науки информатики;
формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с информатикой и ее приложениями.
В курсе рассматривается методика решения большинства задач из курса информатики по технологии обработки числовой информации. Проще говоря, там, где обычно применялся язык программирования, используется только электронная таблица.
Данный курс позволяет реализовать обучение алгоритмическому решению задач с помощью электронных таблиц. Сначала ребята осваивают и придумывают алгоритмы решения задач, пользуясь только электронными таблицами, не отвлекаясь на изучение синтаксиса языка программирования.
Основной целью курса является развитие умения решать задачи с использованием электронных таблиц.
Большое количество часов отведено на практическую отработку навыков использования электронных таблиц за счет решения различных задачи и упражнения.
Значительной особенностью данного курса является высокий уровень наглядности. Работая непосредственно с компьютером, в таблице ученик видит сразу и условие задачи, и начальные данные, и формализацию решения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
формализовать решение задач различных типов (с последовательными действиями, с условием, с повторяющимися действиями, обработки множеств),
построить алгоритм решения задачи базового уровня,
оформить лист решения в электронной таблице,
построить сетку вычислений по заданному алгоритму использовать графы для описания отношений между объектами;
применять при решении задач методы табулирования функции, итерация, графический метод;
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, уроки-практикумы, практическая работа, школьная лекция.
Формы текущего контроля ЗУН: беседа, устный и письменный опрос, сообщения, тест, сочинение, самостоятельная работа, практикум.
Данная программа рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Информационные технологии при решении задач» 5 класс
№ п/п | Дата проведения учебного занятия | Раздел / тема учебного занятия | Содержание учебного занятия | Виды организации учебной деятельности | Примечание |
Основные элементы электронных таблиц (8 часов) |
1 | 1 неделя | Повторение: алгоритм и его свойства | Понятие алгоритма, основные алгоритмические конструкции; основные элементы электронной таблицы; приемы редактирования содержимого ячейки и ее отображения на экране. | Лекция | |
2 | 2 неделя | Основные алгоритмические конструкции | лекция | |
3 | 3 неделя | Электронная таблица. Расчет по формулам | лекция | |
4 | 4 неделя | Приемы редактирования | практическая работа | |
5 | 5 неделя | Построение числовых пирамид | семинар | |
6 | 6 неделя | Формализация решения задачи. Оформление листа решения | лекция | |
7 | 7 неделя | Метод последовательных вычислений | практическая работа | |
8 | 8 неделя | Практикум решения задач | практическая работа | |
Встроенные функции (9 часов) |
9 | 9 неделя | Встроенные функции | Функция, встроенные функции, функции пользователя; встроенные математические функции. | Лекция | |
10 | 10 неделя | Встроенные функции | практическая работа | |
11 | 11 неделя | Метод проверки условия | лекция | |
12 | 12 неделя | Функция «ЕСЛИ» | лекция | |
13 | 13 неделя | Практикум решения задач с условиями | практическая работа | |
14 | 14 неделя | Практикум решения задач с условиями | практическая работа | |
15 | 15 неделя | Решение задач с повторяющимися действиями | практическая работа | |
16 | 16 неделя | Решение задач с повторяющимися действиями | практическая работа | |
17 | 17 неделя | Реализация циклического алгоритма | практическая работа | |
Приемы решение задач в электронных таблицах (18 часов) |
18 | 18 неделя | Функциональные зависимости | Методы обработки множества данных: табулирование, итерация, графический понятие вспомогательного алгоритма; метод; приемы решения комбинированных задач. | Лекция | |
19 | 19 неделя | Метод табулирования функции | лекция | |
20 | 20 неделя | Графический метод | лекция | |
21 | 21 неделя | Метод итераций | лекция | |
22 | 22 неделя | Метод итераций | лекция | |
23 | 23 неделя | Обработка множества элементов таблицы | практическая работа | |
24 | 24 неделя | Обработка множества элементов таблицы | практическая работа | |
25 | 25 неделя | Обработка множества элементов таблицы | практическая работа | |
26 | 26 неделя | Практикум по решению задач | практическая работа | |
27 | 27 неделя | Практикум по решению задач | практическая работа | |
28 | 28 неделя | Построение и использование вспомогательных алгоритмов | практическая работа | |
29 | 29 неделя | Построение и использование вспомогательных алгоритмов | практическая работа | |
30 | 30 неделя | Практикум решения комбинированных задач | практическая работа | |
31 | 31 неделя | Расширенные возможности электронной таблицы | практическая работа | |
32 | 32 неделя | Расширенные возможности электронной таблицы | практическая работа | |
33 | 33 неделя | Творческая работа | практическая работа | |
34 | 34 неделя | Творческая работа | практическая работа | |
35 | 35 неделя | Творческая работа | | практическая работа | |
Литература:
Ю.К. Поляков Информатика и ИКТ. Углубленный уровень: учебник для 10–11 классов./ Поляков Ю.К., Е.А. Еремин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 8–11 классов. / Семакин, И.Г., Шеина, Т.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Андреева, Т.А. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие Андреева, Т.А., Босова, Л.Л., Фалина, И. Н. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.