Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Новосёлковская сош Арзамасского района
Утверждаю
Директор МОУ Новосёлковская
Арзамасского района
___________В.А. Угрюмова
«10» сентября 2011 г.
ПРОГРАММА
Педагогической поддержки
семейного воспитания
через работу клуба
«Семья и школа»
(на 4 года обучения,
возраст обучающихся: 6 – 10 лет)
Руководитель клуба учитель нач. кл.
высшей квалификационной категории
Чернышова Наталья Владимировна
д. Бебяево
2010 г.
1. Общие положения.
Детское объединение «Семья и школа» является добровольным формированием детей и родителей, созданным на основе общих интересов в области сотрудничества семьи и школы.
Детское объединение «Семья и школа» входит в структурное подразделение МОУ ДОД ДДТ Арзамасского района.
Все обучающиеся овладевают:
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
В совместной деятельности устанавливаются дружеские отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности
От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности.
Нормализуются семейные отношения детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания.
Формируется отношение к материальным и духовным ценностям.
Родители лучше узнают своих детей, а педагоги – родителей.
Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах.
Достигается большой охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Цель работы:
Максимальное сближение интересов семьи и школы по формированию развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания .
Сроки обучения — 4 года.
2.Условия приема, перевода, выпуска и отчисления.
Прием детей и родителей осуществляется с 1 сентября по 7 августа.
Основанием для зачисления в объединение «Семья и школа», является заявление от родителей на имя руководителя учреждения.
Обучающиеся могут быть отчислены из объединения «Семья и школа» в случае пропуска занятий в течение длительного времени без уважительной причины и без уведомления руководителя объединения.
3.Организация учебного процесса.
Комплектование группы и составление расписания занятий осуществляется в срок до 15 сентября каждого учебного года. Количественный состав групп определяется в соответствии с Уставом МОУ ДОД ДДТ Арзамасского района.
Учебный процесс организуется с учетом расписания уроков обучающихся и распорядка работы в общественных учреждениях, а также с учетом пожеланий родителей и возрастных особенностей детей.
В период школьных каникул учебный процесс осуществляется в соответствии с недельной нагрузкой каждой группы на текущий учебный год.
Для проведения учебно-воспитательного процесса устанавливаются следующие формы работы с детьми и родителями:
тематические консультации родительские собрания
родительские чтения беседы родительские конференции
родительские вечера индивидуальные конференции походы
родительские клубы посещения на дому экскурсии
родительские тренинги викторины КВН
родительские ринги брейн – ринги дни творчества
праздники семьи дни открытых дверей
спортивные состязания практикумы форумы
день открытых уроков творческие отчёты
игровые тренинги собрания – праздники
устные журналы ФОРМЫ семейные
гостиные
диспуты ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ родительский
всеобуч
вечер вопросов РУКОВОДИТЕЛЯ
и ответов турниры знатоков
И
интеллектуальный
марафон час общения :
РОДИТЕЛЕЙ родители и дети
торжественное собрание круглый стол
семинар семинар-практикум обмен мнениями
лекция творческая лаборатория диспуты
информационные листы фотовыставки олимпиады
4.Обязанности обучающихся.
Систематически и настойчиво овладевать навыками и знаниями.
В установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программой.
Регулярно и без опоздания посещать учебные занятия.
Ставить в известность руководителя объединения в случае пропуска занятий по болезни или другой уважительной причине.
Соблюдать правила поведения и технику безопасности во время занятий и других мероприятий.
5.Руководство коллективом.
Педагоги, работающие в МОУ ДОД ДДТ Арзамасского района, должны иметь соответствующее среднее специальное или высшее образование, быть высококвалифицированными специалистами.
Деятельность педагога определена Уставом МОУ ДОД ДДТ Арзамасского района.
Педагоги коллектива несут ответственность за качество обучения обучающихся.
Руководство деятельностью коллектива педагогов осуществляют директор и методист ДДТ.
Введение.
«Все мы родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы всем. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся социальные трудности, неблагоприятный психологический климат в семье, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Следствием кризисного состояния является проблема здоровья детей. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности
Очень важно уже с первого года обучения детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые согласованные семьи и школы - одно из условий правильного воспитания и обучения.
Сегодня школа и учреждения дополнительного образования могут сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – взрослый. Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьёй имеет дополнительное образование детей, особенностью которого является создание условий для свободного творческого развития личности ребёнка. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Данная программа направлена на решение данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.
Данная программа также способствует формированию творческой активности, развивает у детей и родителей интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Взрослый и школьник, являющиеся соучастниками внеурочной деятельности, включённые в продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, совершенствует себя как личность. Программа создает реальные условия не только для образования, но и для воспитания и самовоспитания. Кроме того, эмоции, ассоциации, творческие способности учеников и родителей раскрываются в неформальной обстановке.
Важным в работе клуба «Семьи и школа» является способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста ребёнка, возрождению семейного воспитания.
Пояснительная записка.
Виды и формы внеклассной работы с родителями многообразны. Внеурочная совместная деятельность семьи и школы очень важна и актуальна для формирования личности детей.
Внеклассная работа начата 10 лет назад, в 1996 году и была выделена в клуб «Семья и школа». Клуб «Семья и школа» предполагает тесное взаимодействие воспитанников и родителей.
Данная программа составлена на основе комплексной программы «Семья», составленной авторским коллективом городской Научно- практической лаборатории
г . Нижнего Новгорода.
Заседания клуба проходят 1 раз в неделю в удобное для родителей и детей время.
Цели и задачи клуба следующие :
создать благоприятные условия для развития личности ребёнка через организацию совместной работы с родителями;
помочь детям установить дружеские контакты с одноклассниками, родителями, преодолевая замкнутость, волнение и робость ;
пробудить в детях желание общаться;
вызывать у детей и их родителей эмоциональные переживания, положительные впечатления от общения;
развивать в детях стремление не останавливаться на достигнутом, узнавать что-то новое;
прививать родителям желание помочь своим детям в познании окружающего мира;
предоставлять родителям образец игровых форм организации досуга в семье, поддерживать у взрослых желание быть рядом с детьми, играть с ними;
стимулировать стремление родителей и детей к взаимовыручке ;
крепить дружеские взаимоотношения между детьми и родителями ;
воспитывать в детях умение сопереживать неудачам, радоваться успехам других ;
воспитывать доброжелательное отношение к родителям;
изучать традиции семьи и формировать уважительное отношение к ним;
объединить и сплотить в единый коллектив учеников и родителей ;
повышать авторитет родителей в глазах детей ;
прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности ;
доставлять радость детям и взрослым ;
дать возможность родителям проявить свои артистические способности, а детям по новому взглянуть на своих родителей ;
воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду .
Все занятия носят воспитывающий и обучающий характер. При составлении плана работы клуба учитываются индивидуальные интересы, потребности и возможности учащихся, их возрастные особенности. Планирование занятий осуществляется на основе данной программы путём анкетирования родителей и детей, учитывая предложения обеих сторон.
Документы учёта : журнал кружковой работы, альбом клуба, разработки игр, праздников, вечеров, КВНов, викторин, и т .
Цель программы :
Максимальное сближение интересов семьи и школы по формированию
развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы :
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии образовательных учреждений и их родителей.
Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной деятельности детей.
Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно– воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности руководителя :
Изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, изучение нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка.
Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребёнка.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Участники программы :
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также руководитель, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы.
Основные понятия :
Семья.
Уклад жизни и традиции семьи.
Родительский дом.
Родословная.
Семейные корни.
Авторитет отца и матери.
Духовное общение и семье.
Братья и сестры в семье и их взаимоотношения.
Младшие и старшие дети.
Традиции отношения к старшим в семье.
Положение ребёнка в семье.
Направления :
Физическое воспитание ( укреплять и сохранять здоровье ребёнка, развивать его силу и выносливость, физические способности, повышать сопротивляемость его организма болезням.)
Умственное воспитание ( развивать у каждого ребёнка познавательные интересы и способности, память, мышление, смекалку, внимание, творческое воображение, пространственные представления, наблюдательность, самоконтроль.)
Нравственное воспитание : ( воспитывать коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера.)
Трудовое воспитание: ( привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление учащихся с основами современного промышленного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии.)
Эстетическое воспитание: ( воспитывать способность воспринимать прекрасное, возвышенное в действительности и искусстве, в поведении окружающих, стремления активно участвовать в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека и природой. Умение жить и общаться с окружающими по законам красоты.)
Патриотическое воспитание: ( воспитывать любовь к Родине, семье, друзьям, родному дому, родной природе, родному селу.
Досуг : ( создание условий для проявления для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе.)
Функции взаимодействия руководителя с родителями:
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Психолого-педагогическое просвещение.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Заинтересованность руководителя и семьи в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.
Защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.
Действовать сообща, осуществлять совместное планирование, подводить итоги.
Формы деятельности :
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ
беседы родительские собрания
консультации психолого-педагогическое просвещение
посещение семей конференции
вечера вопросов и ответов
диспуты
встречи с специалистами
родительские университеты
и т.д.
тематические консультации родительские собрания
родительские чтения беседы родительские конференции
родительские вечера индивидуальные конференции походы
родительские клубы посещения на дому экскурсии
родительские тренинги викторины КВН
родительские ринги брейн – ринги дни творчества
праздники семьи дни открытых дверей
спортивные состязания практикумы форумы
день открытых уроков творческие отчёты
игровые тренинги собрания – праздники
устные журналы ФОРМЫ семейные
гостиные
диспуты ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ родительский
всеобуч
вечер вопросов РУКОВОДИТЕЛЯ
и ответов турниры знатоков
И
интеллектуальный
марафон час общения :
РОДИТЕЛЕЙ родители и дети
торжественное собрание круглый стол
семинар семинар-практикум обмен мнениями
лекция творческая лаборатория диспуты
информационные листы фотовыставки олимпиады
ролевые и деловые игры путешествия родительско-ученические
капустники
тренинг ( педагогический, обучающий)
Концепция программы опирается на следующие идеи :
Опоры на базовые потребности ребёнка.
Развитие личности в процессе воспитания.
Совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
Формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребёнка на основе личностного подхода
Формирования у обучающихся осознанного отношения к будущему ответственному родительству как социальному воспитательному институту, как к важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и среде.
Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
Социального партнёрства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Механизм реализации программы :
Мониторинговые исследования и определение перспектив.
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.
Психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего в селе опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций.
Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых : военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу.
Управление и контроль :
Программа должна реализоваться в течение 4 лет. План мероприятий корректируется ежегодно.
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР .
Реализация программы предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями.
Ожидаемые результаты :
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
В совместной деятельности устанавливаются дружеские отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности
От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности.
Нормализуются семейные отношения детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания.
Формируется отношение к материальным и духовным ценностям.
Родители лучше узнают своих детей, а педагоги – родителей.
Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах.
Достигается большой охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Программа может корректироваться до 25 % в зависимости от интересов и уровня ЗУН членов клуба, а также в соответствии с общешкольным планом работы.
Планирование работы осуществляется на основе анкетирования и диагностики детей и родителей. учитывая их интересы, пожелания, индивидуальные особенности. Предлагаем наиболее актуальные темы .
Учебно-тематический план
Год обучения | № | Названия тем | Форма проведения |
1 год обучения | 1. | Детские страхи и их преодоление. | Семинар. |
2. | Первый раз – в первый класс. | Торжественное собрание. |
3. | Трудности адаптации первоклассников к школе. | Круглый стол. |
4. | Телевизор в жизни семьи и первоклассника. | Обмен мнениями. |
5. | Мотивы учения младших школьников. | Лекция. |
6. | Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром. | Обучающий семинар. |
7. | Родителям о внимании и внимательности. | Творческая лаборатория родителей. |
8. | Режим дня в жизни школьника. | Семинар – практикум. |
9. | Что нужно знать о леворукости ребёнка. | Лекция. |
10. | Игра и игрушка в жизни младшего школьника. | Игровой тренинг. |
11. | Неразлучные друзья – взрослые и дети. | Форум. |
12. | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | Занятия в школе родительского авторитета. |
13. | Если родители в разводе. | Беседа. |
14. | Перелистывая страницы учебного года. | Устный журнал. |
15. | Традиции и обычаи школы, в которой учится ваш ребёнок. | Лекция. |
16. | Права и обязанности младших школьников. | Лекция. |
17. | Об особенностях физиологии и психологии первоклассников. | Беседа. |
18. | Как определить одаренность ребёнка. | Дискуссионный клуб. |
19. | Как помочь гадкому утёнку превратиться в прекрасного лебедя? | Семинар – практикум. |
20. | Эстетическое развитие ребёнка: проблемы и перспективы. | Круглый стол. |
21. | Особенности учебной деятельности первоклассников. | Беседа. |
22. | Учебник первоклассника. Как помочь ребёнку в трудной ситуации. | Семинар – практикум. |
23. | Положительные традиции и обычаи семейного воспитания. | Обмен мнениями. |
24. | Роль преодоления физических и учебных нагрузок ребёнка. | Родительское собрание. |
25. | Художественная литература для первоклассников. | Семинар практикум. |
26. | Недетские увлечения маленьких детей. | Круглый стол. |
27. | Праздники в жизни ребёнка. | Беседа. |
30. | Взаимодействия в семье и их влияние на первоклассников. | Обмен мнениями. |
31. | Как научить ребёнка быть настоящим другом. | Семинар – практикум. |
32. | Если ребёнок неуверен в себе. | Круглый стол. |
33. | О единстве родителей в воспитании детей. | Обмен мнениями. |
34. | О проблеме взглядов поколений на вопросы воспитания ребёнка в семье. | Обмен мнениями. |
35. | Если ребёнком трудно управлять… | Дискуссионный клуб. |
36. | Что там за дверью класса? | Беседа. |
37. | Как справиться с чрезмерной активностью ребёнка. | Лекция. |
38. | Азбучные истины воспитания. | Обмен мнениями. |
39. | Особенности обучения ребёнка математике и языку. | Лекция. |
40. | Как развивать способности ребёнка? | Семинар – практикум. |
41. | Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь? | Консультация. |
42. | Год рождения ребёнка – каким он был? | Родительский вечер. |
43. | Плохая память. Как её развить ? | Консультация. |
44. | Первые книжки ребёнка. | Родительский вечер. |
2 год обучения | 1. | Снова вместе. | Собрание – праздник |
2. | Законы жизни семьи, законы жизни класса. | Праздник. |
3. | Первые уроки школьной отметки. Критерии оценивания учащихся. | Родительский педагогический тренинг. |
4. | Причины и последствия детской агрессии. | Беседа. |
5. | Детская агрессия. | Круглый стол. |
6. | Поощрение и наказание детей в семье. | Обмен мнениями. |
7. | Праздники и будни в нашей жизни. | Родительско – ученический капустник. |
8. | Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка. | Круглый стол. |
9. | О разумной родительской любви. | Дискуссионный клуб. |
10. | Как вырастить ребёнка нравственным? | Родительский форум. |
11. | Особенности учебной деятельности учащихся второклассников. | Лекция. |
12. | Главные отличительные черты учебников для второклассников. | Дискуссионный клуб. |
13. | Особенности темперамента учащихся и его влияние на результативность учебной деятельности. | Обучающий тренинг. |
14. | «Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников. | Круглый стол. |
15. | Трудовые традиции в воспитании детей в семье. | Обмен мнениями. |
16. | Как сформировать у ребёнка интерес к чтению. | Родительский всеобуч. |
17. | О речевой культуре учащихся. | Дискуссионный клуб. |
18. | Ребёнок вышел из дома…. | Семинар – практикум. |
18. | Об интеллектуальном развитии детей и многом другом. | Лекция. |
19. | Как воспитывать у ребёнка ответственность за свои поступки? | Обмен мнениями. |
20. | Уверенные и неуверенные дети. Анализ проблемы. | Беседа. |
21. | В чём состоит «трудность» трудного ребёнка ? | Дискуссионный клуб. |
22. | Гигиена школьника. Проблемы и последствия. | Лекция. |
23. | Здоровье в порядке? Спасибо зарядке. | Праздник. |
24. | О воспитании мужественности и женственности. | Круглый стол. |
25. | Поведение ребёнка – зеркальное отображение взаимоотношений родителей. | Родительский всеобуч. |
26. | Детская фантазия и её значение в развитии учебных умений и личностных качеств ребёнка. | Тренинг. |
27. | Как уберечь ребёнка от хронического вранья ? | Обмен мнениями. |
28. | Роль семьи в формировании волевых качеств ребёнка. | Круглый стол. |
29. | Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. | Консультация. |
30. | Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу. | Родительский вечер. |
31. | Наказания детей. Какими им быть ? | Консультация. |
32. | Друзья моего ребёнка. | Родительский вечер. |
33. | Тревожность детей. К чему она может привести ? | Консультация. |
3 год обучения | 1. | Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. | Беседа. |
2. | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | Обучающий тренинг. |
3. | Эмоциональное общение. | Родительский всеобуч. |
4. | Мой ребёнок становится трудным…. | Дискуссионный клуб. |
5. | Эффективное общение – залог успеха. | Тренинг. |
6. | Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека. | Час общения родителей и детей. |
7. | Роль самооценки в формировании личности. | Лекция. |
8. | Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии детей. | Учебное занятие |
9. | Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день. | Вечер вопросов и ответов. |
10. | Мужчины вашего дома. | Мужской разговор отцов. |
11. | Поощрение и наказание как методы воспитания. | Обмен мнениями. |
12. | Нравственные законы семьи – зеркало поведения ребёнка. | Обмен мнениями. |
13. | О взаимоотношениях поколений в семье. | Круглый стол. |
14. | О честности и чести. Анализ ситуаций повседневной жизни. | Вечер вопросов и ответов. |
15. | Праздник страны – праздник семьи. | Праздник. |
16. | Как научить ребёнка самостоятельно справляться с выполнением домашних заданий. | Родительский всеобуч. |
17. | О единой линии воспитания в семье. | Обучающий тренинг. |
18. | Речевая культура школьника. От чего она зависит ? | Обмен мнениями. |
19. | Внеучебная деятельность учащихся: «за» и «против» . | Час общения. |
20. | Вредные привычки и как сними бороться ? | Лекция. |
21. | Как воспитывать в ребёнке послушание ? | Беседа. |
22. | О культуре питания ребёнка в школе и после школы. | Дискуссионный клуб. |
23. | Роль современного досуга детей и родителей в воспитании коммуникативной культуры школьника. | Обмен мнениями. |
24. | Внешняя культура школьника – продолжение внутренней культуры семьи. | Круглый стол. |
25. | Что может рассказать школьный дневник ? | Час общения. |
26. | Информационная культура семьи. В чём она заключается ? | Обмен мнениями. |
27. | Кем быть? Каким быть ? | Праздник. |
28. | Одарённый ребёнок. Какой он ? | Лекция. |
29. | О школьный перегрузках. | Беседа. |
30. | Доброта начинается с детства. | Праздник. |
31. | Праздники нашей семьи. | Родительский вечер. |
32. | Застенчивость детей. К чему она приводит ? | Консультация. |
33. | «Можно» и «нельзя» в нашей семье. | Родительский вечер. |
34. | Грубость и непонимание в семье. | Консультация. |
4 год обучения | 1. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Интеллектуальный марафон. |
2. | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | Учебное занятие. |
3. | Развитие творческих способностей детей. | Обучающий тренинг. |
4. | О родных и близких людях с любовью. | Час общения, родители и дети. |
5. | Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. | Дискуссионный клуб. |
6. | Поговорим о дружбе. | Костёр дружбы. |
7. | Как уберечь ребёнка от насилия. | Дискуссионный клуб. |
8. | Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм. | Дискуссионный клуб. |
9. | Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться ? | Вечер вопросов и ответов. |
10. | Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы. | Тренинг. |
11. | Школе мы не говорим : «Прощай!», Мы говорим : «До новой встречи!» | Праздник. |
12. | « Вот и стали мы на год взрослей…» | Устный журнал. |
13. | Особенности организации учебного труда школьников в четвёртом классе. На заметку родителям. | Лекция. |
14. | Выбор школы – потребность ребёнка или дань моде? | Обмен мнениями. |
15. | Кризисы взросления младших школьников. | Лекция специалиста. |
16. | О родительском авторитете. | Круглый стол. |
17. | Особенности учебников в четвёртом классе. | Беседа. |
18. | Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы. | Мониторинг. |
19. | Как развить творческие способности ребёнка ? | Конференция. |
20. | О физиологии мальчиков и девочек. | Лекция специалиста. |
21. | Как научиться объективно оценивать успехи и неудачи своего ребёнка. | Семинар. |
22. | О дополнительном образовании младших школьников. | Обмен мнениями. |
23. | Как подготовить ребёнка к успешному учении. В пятом классе? | Круглый стол педагогов среднего звена. |
24. | Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня. | Праздник |
25. | Праздники и будни нашей жизни. | Родительско -ученический капустник. |
26. | Талантливый ребёнок в семье. | Консультация. |
27. | День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем ? | Родительский вечер. |
28. | Друзья детей – друзья дома или враги? | Консультация. |
29. | Песни, которые пели мы и поют наши дети. | Родительский вечер. |
30. | Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. | Консультация. |
31. | Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста. | Беседа |
32. | Семейное хозяйство и дети. | Диспут. |
33. | Антиалкогольное воспитание в семье. | Обмен мнениями. Советы специалиста. |
34. | Человек начинается с детства. | Семинар. |
35. | Досуг в семье. | Обмен мнениями. |
36. | Секреты здоровья ребёнка. | Родительский всеобуч. |
37. | О воспитании любви к природе. | Родительское собран. |
38. | «Пусть будет добрым ум у вас и сердце добрым будет». | Семейная гостиная. |
39. | Воспитание культуры поведения у младших школьников. | Родительский всеобуч. |
40. | Как воспитывать любовь к семье, родным и близким. | Круглый стол. |
Ряд мероприятий проводятся традиционно каждый год:
№ | Названия мероприятий | 1год | 2год | 3год | 4год |
1. | День Знаний. Праздник «Здравствуй, школа»! | + | + | + | + |
2. | Осенние посиделки. Праздники осени. | + | + | + | + |
3. | Конкурс «Дары осени». | + | + | + | + |
4. | День матери и детей. | + | + | + | + |
5. | Неразлучные друзья взрослые и дети. | + | + | + | + |
6. | День именинника (осень, зима, весна, лето). | + | + | + | + |
7. | День открытых дверей (открытые уроки для родителей). | + | + | + | + |
8. | Праздник «Наша дружная семья»! | + | + | + | + |
9. | Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». | + | + | + | + |
10. | Новогодний праздник «Сказка в гости к нам пришла»! | + | + | + | + |
11. | «Папа, мама, я спортивная семья»! | + | + | + | + |
12. | Экскурсии на место работы родителей. | + | + | + | + |
13. | «Весна пришла мамин праздник принесла»! (8 марта) | + | + | + | + |
14. | Рыцарский турнир (23 февраля). | + | + | + | + |
15. | Недаром помнит вся Россия (9 мая). | + | + | + | + |
16. | Посещение театров, музеев, выставок. | + | + | + | + |
17. | Походы в лес, на луга, в поле. | + | + | + | + |
18. | КВН, конкурсы, викторины. | + | + | + | + |
19. | Фотовыставки. | + | + | + | + |
20. | Праздник «Масленица». Проводы зимы. | + | + | + | + |
Источники и литература :
Агеева И.Д. 500 новых детских частушек. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
Акутина С.П. Воспитание = Семья + Школа. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
Аралова М.А. Классный час играючи. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград Издательство «Учитель».2006.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. . «Академия развития» Ярославль, 2000.
Глизерина Л.И. Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе. Йошкар-Ола Редакция журнала»Марий Эл учитель»2002.
Давыдова М.М. 30 детских утренников. Москва «Аквариум» 2001.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1- 4 классы. Москва «Вако» 2006.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. Москва «Вако» 2005.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. «Вербум – М» Москва, 2001.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. «ВАКО» Москва ,2003.
Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. Москва «Аквариум», 2000.
Загребина Г.В. Давай устроим праздник ! (Игры, конкурсы, забавы). . «Академия развития» Ярославль, 2003.
Калашникова О.В. Праздники круглый год : в учебное время и летом. Издательство «Учитель» 2001.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Издательство «Учитель» 2003.
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Москва «Аквариум», 2000.
Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. . «Академия развития» Ярославль, 2002.
Леонтьева В.Б. Праздники для детей младшего школьного возраста. ООО «Юнипресс» 2002.
Лизинский Е.В. Сценарии школьных праздников. Центр «Педагогический поиск» Москва, 2000.
Линго Т.И. Игры детей мира. . «Академия развития» Ярославль, 1998.
Липатникова Т.Н. Праздник начинается. . «Академия развития» Ярославль 2003.
Осипенко И. «Классные» праздники или как научить школьников жить весело. . «Академия развития» Ярославль, 2001.
Персидская И.В. Классные часы 1-4 классы (Внеклассная работа в начальной школе). Волгоград Издательство «Учитель» 2006.
Романова Л.В. В школу всей семьёй. Иваново 2002.
Ромашкова Е.И. Нескучный досуг. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
Рябцева И.Ю. Приходите к нам на праздник. «Академия развития» Ярославль 2000.
Савинова С.В. Праздники в начальной школе. Издательство «Учитель», 2001.
Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2001.
Титков Е.П. Патриотическое воспитание в сельских образовательных учреждениях и семье. Арзамас 2004.
Узорова О.В. Сценки-минутки на школьном уроке. АСТ « Астрель Москва» 2002.
Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. Москва «Просвещение» 1986.
Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва ООО»5 за знания» 2005.