ОГКОУ «Буйская школа – интернат»
О



ГКОУ «Буйская школа – интернат»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от « 27 »08. 2014 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ОГКОУ «Буйская школа – интернат» _____________Каретина И.В. « » августа 2014 г. | «Утверждено» И.о. директора ОГКОУ «Буйская школа – интернат» ____________ Полякова И.С. Приказ № ___ от « » августа 2014 г. |

кружка дополнительного образования подростков

Срок обучения – 3 года
Автор программы:
Смирнова О.В.,

I. Пояснительная записка
Опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание школьников. Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья любви к своей Родине – одна из важных задач современной специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Актуальность данной программы «Патриот» заключается в том, что она является откликом на реализацию Концепции модернизации российского образования, одним из приоритетных направлений которой является воспитание патриота. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою страну, за свою малую родину, уважение к свершениям прошлого, уважение к окружающим и любовь к природе.
Программа «Патриот» нацелена на приобщение учащихся с ОВЗ к различным видам деятельности. Получение дополнительных знаний, умений и навыков по курсам «География», «Природоведение», «Биология», «Письмо и развитее речи», «Чтение и развитее речи», воспитание у подростков нравственных качеств, интереса к родной природе, к прошлому и настоящему народа, проживающему на территории РФ и родного края – одно из важных условий в реализации данной программы. В подростковом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но ещё не осознают её роль во взаимоотношениях между собой. Подростки уважают сильных людей, достигших результатов, но не всегда осознают, что работа над собой – это преодоление трудностей. Реальные понятия добра и зла должны создать представления о подвиге, о самоценности России в мире и человека в нём.
Данная программа позволяет использовать такие формы работы с обучающимися:
беседа,
прогулки,
познавательные экскурсии,
походы,
путешествия,
просмотр документальных и художественных фильмов,
встречи и беседы с участниками Великой Отечественной войны и участниками современных войн,
тематические игры познавательно-развлекательного характера, выпуск классной газеты,
трудовые дела (участие в акциях милосердия, помощь престарелым, оформление поздравительных открыток).
Участники кружка не только будут получать новые знания, но и проводить исследования. Учащиеся в ходе поисковой работы будут создавать проекты и исследовательские работы. Они изучат свою родословную, попытаются найти в ней людей с героическим прошлым, что позволит им самоутвердиться и быть похожими на них. Школьник получат дополнительную информацию о великих путешественниках, которые принесли славу своей Родине.
Изучение родного края, истории своей школы, современных достижений – процесс увлекательный, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Для учащихся с ОВЗ в силу психофизических особенностей характерно забывание приобретённых знаний. Данная программа построена таким образом, что повторение и закрепление на практике способствуют усвоению правил поведения в природе, приобретению норм общения. Программа нацелена на воспитание у школьников с ОВЗ нравственных качеств, которые помогут им социализироваться, стать более терпимее друг к другу. Программа направлена на воспитание любви к Отечеству, к своей малой родине, своей семье.
Данная программа реализуется на трёх этапах. На первом этапе (8 класс) учащиеся закрепляют полученные знания о природе, согласно предыдущей программе, углубляют знания о путешественниках. Ребята начинают изучать свою родословную, ведут исследовательскую работу по истории своего края, ищут участников военных событий, посещают музей, учатся вести себя в походе.
На втором этапе (9 класс) расширяются знания о природе и её лесных богатствах, повышается интерес к истории школы, к своей родословной. Учащиеся закрепляют знания о правилах туризма, умеют ориентироваться по компасу и местным признакам. В меру своих сил учащиеся решают экологические проблемы.
На третьем этапе (10 класс) учащиеся расширяют представления о природе, истории родного края, своей семьи, приобщаются к практическим занятиям по экологии, цветоводству.
Благодаря данной программе учащиеся с ОВЗ воспитываются в духе патриотизма. У них формируется уважительное отношение к традициям русского народа, толерантность по отношению к многонациональному населению района. У подростков формируются нравственные формы поведения, любовь к Родине.
II. Цели и задачи программы
Цель программы - формирование патриотического сознания подростков с ОВЗ.
Задачи
повысить уровень развития подростков;
повысит эффективность воспитания у школьников познавательного интереса к родному краю, к своей стране;
обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию школьников.
III. Методы обучения
Среди активно используемых на занятиях методов наиболее употребимы: словесные методы, методы практической работы, метод наблюдения, метод проблемного обучения, проектно-конструкторские методы. Метод практической работы, наглядный метод обучения, активных форм познавательной деятельности.
Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, сочинения.
Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций.
Проектные и проектно-конструкторские методы: моделирование ситуации, создание новых способов решения задач, создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание литературных произведений, разработка сценариев праздников, художественное конструирование, экологическое моделирование.
Наглядный метод: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, мультимедийные пособия.
Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. Занятия направлены на развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ, образное и пространственное мышление.
В основу программы положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят);
культуросообразность (город Буй со своими традициями, историей, этническими, природными и географическими особенностями);
деятельность;
личностный подход;
опора на цели;
интересы.
IV. Содержание программы
Раздел 1
Природа и мы
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: Техника безопасности при посещении леса. Осенние дары леса. Растения, влияющие на здоровье человека. Лекарственные растения. Сбор дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. Путешествие на осеннюю поляну. Техника безопасности туриста.
Формы занятий: лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев, презентация, отчёт.
Основные понятия: дикорастущие растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; лекарственные растения; краснокнижные растения.
Учащиеся должны знать:
-правила поведения в природе;
-различать ядовитые и лекарственные растения;
-рецепты использования известных ему дикорастущих съедобных растений, распространенные в крае ядовитые растения («в лицо!»).
Учащиеся должны уметь:
-оформлять гербарий собранных растений;
-давать характеристику, простейших лекарственных растений своей местности.
Раздел 2
Путешественники и краеведы
Цели и задачи: формирование умения к преодолению трудностей для достижения поставленной цели
Содержание: изучение понятие подвига на примере жизни русских географов – путешественников И.Ф. Крузенштерна, Н.Н. Миклухо – Маклая, М.П. Лазарева, изучение деятельности путешественников, мореплавателей Буйской земли (Дмитрий Овцын – сподвижник легендарного мореплавателя В. Беринга. Николай Ивашинцев – исследо-ватель Каспия).
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий с элементами сочинения, диалог, поисковая работа, исследование
Основные понятия: русский путешественник, краевед.
Учащиеся должны знать:
- имена и подвиги географов – путешественников;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятие подвига, отличать добро от зла.
-писать несложные творческие работы.
Раздел 3
Краеведение
Цели и задачи: формирование патриотических чувств и любви к своей Родине, родному краю, к своей семье, школе.
Содержание: история школы, успехи и достижения её выпускников, участники военных событий – сотрудники и ученики школы, участники военных событий – члены семей учащихся, герои буевляне, святые места родного края.
Формы занятий: выполнение творческих заданий, экскурсии, диспуты, познавательные игры, работа с литературой, аналитическая и эвристическая беседы, акции.
Основные понятия: подвиг, участники военных событий, памятные исторические места, святые места, акция.
Учащиеся должны знать:
-историю своей школы;
-об участии своих родственников в ВОВ и других военных событиях;
-памятные и исторические места своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-собирать информацию о прошлом и настоящем своей местности;
-уважительно относится к ветеранам ВОВ и к людям старшего поколения, быть толерантными по отношению друг к другу.
Раздел 4
Экология
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки Костромской области.
Учащиеся должны знать:
-основные Законы об охране природы в России;
Учащиеся должны уметь:
-содержать в чистоте и порядке школьную территорию и улицы нашего города;
Раздел 5
Туризм
Цели и задачи: формирование знаний о туризме и элементах ориентирования
Содержание: обязанности туриста, элементы ориентирования, техника безопасности, поход.
Формы занятий: поход, практическая работа, отчёт - презентация
Основные понятия: ориентирование, туризм, техника безопасности, святые места, захоронения воинов ВОВ и жителей блокадного Ленинграда на территории города Буя.
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности организации туристских прогулок;
-правила поведения в лесу в разное время года.
Учащиеся должны уметь:
-уложить рюкзак;
-ориентироваться по компасу и местным признакам;
-измерять небольшие расстояния парами шагов, вести простейший походный дневник.
V. Тематическое планирование
2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Тема занятия
| Дата проведения
| Форма работы |
1 раздел. Природа и мы |
1 | Мы и природа. Вводное занятие | 05.09 | Эвристическая беседа |
2 | Растительный мир Костромской области. Красная Книга | 12.09 | Просмотр документальных фильмов с последующим анализом и беседой. |
3 | Птицы - обитатели Костромской области | 19.09 | Творческое задание с элементами сочинения и рисунками |
4 | «Птичка-невеличка». | 26.09 | Викторина |
5 | Охрана и привлечение птиц. | 03.10 | Сооружение и установка кормушек |
6 | Эти некрасивые животные | 10.10 | Просмотр документального фильма с творческим домашним заданием |
7 | Звери, обитающие на территории Костромской области | 17.10 | Презентация |
8 | «В мире животных». | 24.10 | Викторина. |
9 | Съедобные - несъедобные | 10.10 | Конкурс |
10 | По тропе здоровья | 17.10 | Экскурсия на лесную поляну |
11 | Фотовыставка | 21.11 | Отчёты - презентации |
2 раздел. Путешественники и краеведы |
1 | Бесстрашные исследователи | 28.11 | Диалог |
2 | Географ, путешественник, учёный современности | 05.12 | Просмотр документального фильма с творческим домашним заданием |
3 | На необитаемом острове | 12.12 | Творческие работы: рисунки, сочинения |
4 | Буйские краеведы | 19.12 | Вечер встречи |
3 раздел. Краеведение |
1 | Моя родословная | 26.12 | Собирательская, поисковая и исследовательская работа. |
2 | Летопись семьи | 16.01 | Рисунки, рассказы |
3 | Моя родина | 23.01 | Рисунки, рассказы |
4 | Ветеран живёт рядом | 30.01 | Исследование |
5 | Мои родственники – участники военных событий | 06.02 | Презентация |
6 | Герои - буевляне | 13.02 | Экскурсия к дому А.Д. Зайцева на ул. К. Маркса |
7 | Защитники Отечества | 20.02 | Экскурсия в музей |
8 | Помочь ветерану! | 27.02 | Акция |
9 | Женщины – участницы военных событий | 06.03 | Поисковая и исследовательская работа. |
10 | Мой край! | 14.03 | Выпуск стенгазеты. Творческие работы: рисунки, сочинения |
4 раздел Экология |
1 | Уборка территории | 20.03 | Акция |
2 | Расчистка дорожек | 03.04 | Трудовой десант |
3 | Экологическая тропа | 10.04 | Прогулка на берег реки (наблюдение) |
4 | Родниковый фонтан | 17.04 | Экскурсия -изучение |
5 раздел Туризм |
1 | Турист и его снаряжение | 24.05 | Практическая работа. Конкурсы |
2 | Привал и правила поведения | 08.05 | Викторина |
3 | Первая помощь при травме | 15.05 | Практическая работа. Турнир |
4 | По святым местам к местечку «Троица» | 22.05 | Поход |
2014 – 2015 учебный год
№ п/п | Тема занятия
| Дата проведения
| Форма работы |
1 раздел. Природа и мы |
1 | Обязанности туристов и краеведов | 03.09 | Эвристическая беседа |
2 | Техника безопасности туриста | 10.09 | Аналитическая беседа |
3 | Осенние дары леса | 17.09 | Практическая работа (оформление гербариев) |
4 | Краснокнижные растения | 24.09 | Презентация |
5 | Сбор лекарственных трав | 01.09 | Практическая работа |
6 | Сбор дикорастущих растений для подкормки птиц зимой | 08.10 | Экскурсия |
7 | Путешествие на осеннюю поляну | 15.10 | Поход |
8 | Наши находки | 22.10 | Презентация |
9 | Знатоки природы | 29.10 | Отчёт |
2 раздел. Путешественники и краеведы |
1 | Подвиг – это … | 12.11 | Диалог |
2 | Слава российского флота. Кругосветные путешествия И. Крузенштерна. | 19.11 | Аналитическая и эвристическая беседа. Поисковая работа |
3 | Только смелым покоряются моря. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев | 26.11 | Аналитическая и эвристическая беседа. Поисковая работа |
4 | Почему он выбрал Новую Гвинею. Неизведанный остров. Путешествие Н.Н. Миклухо - Маклая | 03.12 | Аналитическая и эвристическая беседа. Поисковая работа |
5 | Путешественники, мореплаватели Буйской земли (Дмитрий Овцын – сподвижник легендарного мореплавателя В. Беринга. Николай Ивашинцев – исследователь Каспия). | 10.12 | Исследование, составление презентаций, буклетов |
6 | Буйские краеведы | 17.12 | Исследование |
7 | Они смогли … | 24.12 | Творческий вечер |
3 раздел. Краеведение |
1 | История школы | 14.01 | Аналитическая беседа |
2 | Выпускники школы: успехи и достижения | 21.01 | Встреча с выпускниками школы |
3 | Когда мы едины – мы непобедимы | 28.01 | Диспут |
4 | 70 лет Победы над фашисткой Германией в ВОВ | 04.02 | Конкурс стихов |
5 | Герои буевляне | 11.02 | Экскурсия |
6 | Жизнь – это подвиг | 18.02 | Выполнение творческих заданий с элементами сочинения |
7 | Памятные и исторические места | 25.02 | Экскурсия |
8 | Мои родственник – участники военных событий | 04.03 | Презентации с фоторепортажем |
9 | Тимуровская работа – это … | 11.03 | Аналитическая беседа |
10 | Наш город в годы ВОВ | 18.03 | Собирательская, поисковая и исследовательская работа. |
4 раздел Экология |
1 | Закон об охране природы в России. | 01.04 | Аналитическая беседа. |
2 | Озеленение школьной территории | 08.04 | Акция «Посади дерево» |
3 | Территория в порядке? | 15.04 | Экологический десант |
4 | Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности» | 22.04 | Фотовыставка |
5 раздел Туризм |
1 | Обязанности туриста. Одежда и обувь. Правила поведения | 29.04 | Практическая работа. Конкурсы |
2 | Туризм и элементы ориентирования | 06.05 | Викторина |
3 | Техника безопасности | 13.05 | Практическая работа. Турнир |
4 | После нас будет лучше, чем до нас | 20.05 | Поход в сосновый бор |
5 | Фотовыставка «Мы - патриоты России!!!» | 27.05 | Отчёт |
2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Тема занятия
| Дата проведения
| Форма работы |
1 раздел. Экология |
1 | Россия – великая страна | 03.09 | Беседа о планах и заданиях |
2 | Экология – это … | 10.09 | Аналитическая и эвристическая беседа. |
3 | Экологическая тропа | 17.09 | Экскурсия в лес |
4 | Чистота – залог здоровья | 24.09 | Экологический десант |
5 | Посадка деревьев | 01.10 | Трудовой десант |
2 раздел. Природа и мы |
1 | В мире домашних цветов | 08.10 | Заочное путешествие в экзотические страны |
2 | Посадка комнатных растений | 15.10 | Практическая работа |
3 | Перевалка комнатных растений | 22.10 | Практическая работа |
4 | Сухоцветы | 29.10 | Изготовление гербариев |
5 | Вдохновение | 12.11 | Конкурс стихов |
6 | Дом для птиц | 19.11 | Изготовление кормушек |
7 | Птичья столовая | 26.11 | Практическая работа (подкормка птиц зимой) |
8 | Охрана природы | 03.12 | Десант |
9 | Экологи и знатоки | 10.12 | Конкурсная программа |
10 | Берегите, люди, лес! | 17.12 | Акция |
11 | Сохраним ёлку | 24.12 | Десант |
3 раздел. Краеведение |
1 | Святые места | 14.01 | Посещение храма |
2 | Традиции буйского края | 21.01 | |
3 | Многонациональная российская армия | 28.01 | Диспут |
4 | Мои потомки, мои корни | 04.02 | Исследование |
5 | Краевед и коллекционер С.Высоков | 11.02 | Экскурсия в музей |
6 | Защитники Отечества | 18.02 | Праздник |
7 | Из истории названия улиц города Буя и их исторические названия (ул. Октябрьской Революции, ул. 1 мая, ул. 1905 года, ул. 9 января, ул. К. Маркса и др.) | 25.02 | Аналитическая и эвристическая беседа. |
8 | Улицы послевоенного времени (ул. З.Космодемьянской) | 03.03 | Исследование |
9 | Улицы в честь великих людей (ул. А.С. Пушкина, И. Сусанина, С. Разина, М.Ю. Лермонтова и др.) | 10.03 | Поисковая работа |
10 | Улицы нашего времени (ул. Полевая, Цветочная) | 17.03 | Проектная деятельность |
11 | Процветай, живи, ликуй – наш любимый город Буй! | 07.04 | Конкурс проектов |
4 раздел Экология. Природа. Туризм. |
1 | Весенняя разгребалка | 14.04 | Трудовой десант |
2 | Не бросайте, люди, мусор! | 21.04 | Акция |
3 | Огородные заботы | 28.04 | Трудовой десант |
4 | Огородные заботы | 05.05 | Трудовой десант |
5 | Снаряжение туриста. Правила безопасности | 12.05 | Практическая работа |
6 | Наш край родной | 19.05 | Поход на лесную поляну |
VI. Библиография
Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение, 1991
Беккер Э.Г. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1998.
Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988.
Герасимов В.П., Огризко З. А. Краеведческий музей и школа. - Методическое пособие. М., 1999.
Ильичёв А.А Популярная энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
Крузенштерн И.Ф. Первое российское плавание вокруг света. – М.: ДРОФА 2007.
Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М., 1990.
Куприн А.М. Топография для всех. - М.: Недра, 1994.
Ляхов П.Р. Я познаю мир: Правители и войны: Энцикл. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.
Миклухо-Маклай H. H. Собрание сочинений в шести томах. Том 1.-- M.: Наука, 1990.
Мозаика детского отдыха / Сост. Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко. – М.: Вако, 2004.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М., 1990.
Сергеев И. С. Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 2005.
Строев К.Ф. Краеведение. - М., 2002.
Энциклопедия туриста, часть 1. гл. редактор Е.И. Тамм. М., "Большая Российская энциклопедия", 1993
Ульченко Е. Путешествия. Открытия. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001.
Флёров В. Город Буй земли костромской уголок. – Кострома: Костромаиздат, 2010
Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. – М., 1991.
Интернет – источники:
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00033188_0.html - внеклассная работа по географии
http://festival.1september.ru/articles/515353/ - статья «К созданию экологически-ориентированной программы школьного географического кружка по изучению природы города».
VI. Информационная карта на образовательную программу кружка
дополнительного образования «Патриот»
Название учреждения | ОГКОУ «Буйская школа – интернат» |
Ф.И.О. автора, должность | Смирнова Ольга Владимировна, учитель географии, природоведения, биологии, письма и развития речи, чтения и развития речи |
Название программы | Образовательная программа дополнительного образования детей «Патриот» |
Направленность программы | Военно-патриотическая направленность |
Срок реализации | 3 года |
Возрастное предназначение программы | 15 – 17 лет |
Краткая аннотация | Данная программа дополнительного образования нацелена на приобщение старших школьников с ОВЗ к различным видам общественно – патриотической деятельности. Программа состоит из пяти блоков: природа и мы, путешественники и краеведы, краеведение, экология, туризм, которые взаимосвязаны между собой. В программе используется краеведческий материал: от изучения природы родного края до героических подвигов великих географов – путешественников и вклада наших земляков в годы ВОВ. |
17
© Программа кружка «Патриот» дополнительного образования подростков, автор Смирнова О.В.