Программа кружка «Радуга творчества»
Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Программа «Радуга творчества» предполагает участие ребенка с нарушениями в развитии в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми, что расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Кроме индивидуальных заданий, получаемых на занятии, учащиеся учатся работать в парах, группах, коллективно. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные способности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Кроме того, занятия по рукоделию способствую развитию высших познавательных процессов, коррекции эмоционально-волевой и моторной сферы.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой.
Кожа – самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать, скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня кожа в интерьере.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им труд, когда они фантазируют и старательно вырезают элементы для будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.
Целью программы является:
- приобщение учащихся к миру искусства, формирование необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах художественно-прикладной деятельности;
- овладение приемами работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец);
- коррекция высших познавательных процессов.
Основными задачами программы являются:
Научить основным простейшим приёмам работы с кожей и тканью, инструментами, приспособлениями;
Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала;
Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества;
Познакомить учащихся с основами обработки ткани;
Учить детей самостоятельному творчеству;
Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;
Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;
Развивать индивидуальные способности учащихся;
Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;
Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;
Воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство патриотизма;
Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2часа с перерывами в 10 минут.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции, технология изготовления изделий из кожи и ткани, цветоделия, знакомятся со специальной литературой.
Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению изделий из кожи.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др.
Методы обучения
Методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся:
по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, письменное – инструктирование. (Инструкционные карты, технологическая карта);
по степени самостоятельности мышления учащихся: частично – поисковый;
Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.
Планируемые результаты:
В результате обучения ученик должен знать/ понимать:
- роль и историю декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
- процесс работы мастера над декоративной обработкой кожи и ткани, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов;
- приемы работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец).
- приемы художественной обработки кожи и ткани; элементы декора; способы подготовки старой кожи и ткани к работе;
- правила безопасного труда;
В результате обучения ученик должен научиться/ уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- применять известные инструменты при работе по изготовлению украшений из кожи и ткани, подбирать основной, вспомогательный и отделочный материалы;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- выполнять элементы декора;
- использовать приемы обработки кожи и ткани в практической, творческой деятельности.
- создавать композиции из кожи по заданному эскизу.
Материально – техническое обеспечение
На занятиях кружка используются следующие инструменты и приспособления:
кожа (натуральная, искусственная, замша и др.);
ножницы;
клей «Момент»;
резак;
разноцветные нити;
иглы;
декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т.д.);
выжигатель;
свеча (для работы в технике «жмурка»).
Правила техники безопасности в клубе.
Учащихся с первого занятия необходимо напоминать, постоянно напоминать и требовать обязательного выполнения техники безопасности.
Инструкция №1: Общие правила
Работу начинать только с разрешения воспитателя.
Не работать неисправным инструментом, использовать инструмент только по назначению.
При работе правильно пользоваться инструментом.
Место содержи в чистоте и порядке.
Будь внимателен.
Инструкция №2: Правила безопасности при работе с ножницами.
Ножницы во время работы класть справа, пальцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы пальцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Инструкция №3: Правила обращения с клеем.
Помни, что клей токсичен.
Во время работы и после окончания плотно закрывать тюбик с клеем.
В случае попадания клея на руки не три глаза и не бери руки в рот, а просто помой руки с мылом.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
Общие сведения о работе с кожей и тканью;
Способы соединения и крепления кожи и ткани;
Процесс изготовления художественных изделий из кожи и ткани;
Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из кожи и ткани;
Копировать орнамент.
Основные свойства и возможности материала;
Технологические особенности термической обработки кожи и ткани.
Оформлять готовые изделия.
Способы драпировки кожи и ткани;
Использование изделий из кожи и ткани в интерьере.
Разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из кожи и ткани;
Экономно использовать материал;
Выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий из кожи и ткани.
Литература
1. Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
2. Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
4. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
5. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000.
6. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .
7. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г.Объёмные картины из кожи – Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 . (Город мастеров)
8. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей /сост. Софьина Т.Ф., Волгоград: Учитель, 2006..
9. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
10. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
11. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
Календарно – тематическое планирование кружка
«Радуга творчества» на 2016-2017 уч.г.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Общие сведения. Организация труда и правила безопасной работы. | 1 |
2 | Общие сведения о кожи. Инструменты и приспособления. Терминология ручных работ. Правила выполнения. | 1 |
3 | Выбор кожи и ткани. Основные приемы работы. Разметка и раскрой. Обтяжка. Драпировка. Декорирование вазы – «Фантазия». | 1 |
4 | Изготовление деталей из кожи, лепестков, листиков методом драпировки. Панно «Осенний натюрморт». | 3 |
5 | Изготовление выкроек, лекал. Раскрой. Сборка цветов из кусочков ткани. Серия работ «Дети – цветы жизни» | 3 |
6 | Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки. Серия работ «Домашние животные» | 3 |
7 | Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки. «Пернатые друзья». | 3 |
8 | Цветовое решение. Пропорции. Эскизы будущих панно. Панно «Зимняя фантазия» | 2 |
9 | Эскиз композиции и изготовление. Объемное панно «Ангел». | 3 |
10 | Плоскостное панно. Последовательность работы. Декоративное панно «Морское дно». | 2 |
11 | Выбор композиции. Разработка эскиза. Правила компоновки. Панно «Весенняя капель» | 2 |
12 | Цветовой круг. Гармония цвета. Контраст. Бусы из кожи. | 3 |
13 | Рельефное панно. Последовательность работы. Изготовление панно «Миниатюра с цветами». | 2 |
14 | Фантазийные колье и кулоны по замыслу детей. «Цветочные мотивы». | 2 |
15 | Кожа и цвет. Окраска кожи. «Во саду ли, в огороде» | 2 |