СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса за выбором «Жемчужины Таврийского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса за выбором

«Жемчужины Таврийского края»

Просмотр содержимого документа
«Программа курса за выбором «Жемчужины Таврийского края»»

Методический кабинет Новокаховского городского совета

Общеобразовательная школа I-III ступеней №1

Новокаховского городского совета Херсонской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания научно- Приказ от __________ № ____

методического совета Методического Директор ООШ І-ІІІ ступеней №1

кабинета Новокаховського городского совета __________ Е.Н. Зуйко

от 27 сентября 2016 року № 2

Заведующая ММК

________ Н.А.Гмызина



Программа курса за выбором

«Жемчужины Таврийского края»





Программа национально-патриотического направления,

  рассчитана на четыре года обучения

для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ









Новая Каховка

2016

Учебная программа кружка «Жемчужины Таврийского края» национально-патриотического направления для учащихся 1-4 классов. Банкова Е.А. Новая Каховка. 2015 С.11.





Автор:

Банкова Елена Александровна, учитель общеобразовательной школы I-III ступеней №1 Новокаховского городского совета, учитель-методист, специалист высшей квалификационной категории.



Рецензент:

Гмызина Наталия Анатолиевна,заведующаяметодическим кабинетом Новокаховского городского совета, учитель-методист, специалист высшей квалификационной категории.

Зуйко Елена Николаевна, директор общеобразовательной школы I-III ступеней №1Новокаховского городского совета, Старший учитель, специалист высшей квалификационной категории.





В программе раскрыты задачи, содержание и цель проведения учебно - воспитательной и оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемые материалы апробированы в общеобразовательной школе I-III ступеней №1 Новокаховского городского совета,



Программа может использоваться, учителями общеобразовательных школ для формирования у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой Родине через ознакомление младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Таврического края.









СОДЕРЖАНИЕ





1.

Пояснительная записка



2.

Учебно – тематический план



3.

Список использованной литературы











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из наиболее глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей малой Родине. Воспитание этого чувства на первой ступени образования предусматривает ознакомление школьников с историей города и области, с их прошлым и настоящим, украинской культурой и окружающей природной средой.

Программа «ЖемчужиныТаврийского края» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в ознакомлении детей младшего школьного возраста с различными сторонами окружающего мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности.

Цель программы

Основная цель программы — формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой Родине через ознакомление младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Таврического края.

Задачи программы

1. Формировать основы знаний о природных и географических особенностях Херсонской области и экологических проблемах края; об историческом прошлом и настоящем города Новая Каховка; о культурном наследии и духовных традициях; о роли города и Херсонской области в истории развития Украины; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах родного города; о людях, прославляющих наш край.

2. Формировать основы поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края.

3. Развиватьпознавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; проводить самостоятельные наблюдения в природе; ориентироваться в своем родном городе; видеть связь современности с прошлым родного края; развивать эстетические и нравственные качества личности младшего школьника; интерес и желание изучать свой родной край.

4. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой край, уважение к землякам, прославившим город; желание быть похожим на них в своих поступках и делах; бережное отношение к памятникам прошлого и к природе родного края.

Общая характеристика курса

Предлагаемый курс позволяет реализовать в школьной практике общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

- Воспитание гражданина Украины.

- Формирование личности учащегося (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения.

- Выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности.

- Воспитание у детей (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственным символам Украины, правам человека, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина.

- Реализация права обучающихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений.

Программа «Жемчужины Таврийского края» основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.

Общедидактические принципы:

Принцип научности обозначает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данной программе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.

Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно–историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.

Принцип доступности Сущность этого принципа сводится к тому, что изучаемый краеведческий материал по уровню трудности соотнесен с возрастными особенностями учащихся.

Правильно определенная доступность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.

Принцип наглядности

С целью реализации этого принципа на занятиях по краеведению учителю следует использовать слайды, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту Херсонской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями.

Принцип последовательности

Принцип последовательности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне воспроизведения, понимания и усвоения.

Принцип сознательности

Принцип сознательности и активности основывается на формировании у детей мотивации внутренней потребности к необходимости изучения истории и культуры Таврического края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного города.

Методы организации учебного процесса

Словесный метод

Словесный метод является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

На занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях.

Наглядный метод

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно - исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

Практический метод

Данный метод предполагает активную практическую деятельность учащихся: занятия в классе и в нестандартной обстановке: на природе, в музеях, в парке, на улицах города, экскурсиях. Занятия предлагается проводить в нестандартных формах: уроки-путешествия, уроки- заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины, квесты, практикумы и др.

Программа построена таким образом, что теоретические сведения связаны с практической деятельностью, это помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка.

Программой предусмотрены экскурсии, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений о родном крае, установлению преемственности в изучении природоведения и краеведения.

Максимально должна использоваться фантазия детей, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурсы сочинений, рисунков «Мой город в будущем», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги), сочинения и др.

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать:

- природные и географические особенности Херсонской области;

- об историческом прошлом и настоящем города Новая Каховка;

- о культурном наследии и духовных традициях нашего края;

- о роли города в истории развития Украины;

- о музеях, памятниках природы, истории и культуры нашего края;

- о символах родного города;

- о людях, прославивших родной край;

- об основах поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;

- об экологических проблемах края.

Учащиеся будут уметь:

- сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- ориентироваться в своем родном городе;

- узнавать изученные растения и животных родного края;

- видеть связь современности с прошлым родного края.

Место курса в учебном плане

На изучение программы «ЖемчужиныТаврийского края» в каждом классе начальной школы отводится по 0,5 ч в неделю. Курс рассчитан на 70 ч: в 1 классе — 17 ч (34 учебные недели), во 2—4 классах — по 18 ч (35 учебных недель в каждом классе).







1 класс

Тематическое планирование

Формы

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Модуль 1. Дом, в котором я учусь


1

Моя школа и её история. Символы школы

Беседа

Ознакомление со школой

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Знакомиться с историей и традициями школы.

Рассказывать о своём школьном коллективе.

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе.

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

2

А.П. Довженко в истории города и школы

Экскурсия в школьный музей

1

3

Памятник А.П. Довженко. История его возникновения в г. Новая Каховка

Экскурсия

беседа

1

4

Традиции школы. Законы и заповеди. Достижения.

Беседа

1

5

Люди, прославившие нашу школу. История школы в рисунках и поделках

Практикум

1

6

Мой класс. Правила общения в школьной семье

Практикум

Конкурс рисунков

1

7

Безопасный маршрут движения от дома до школы

Практикум

1

8

Интересные места школы

Квест

1

9

«Школа моей мечты»

Творческая работа

1

Модуль 2. Моя семья

10

Что такое семья? Кто я? Где живу?

Деловая игра

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Изучать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии.

Называть полные имена: свое и своих родителей.

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Собирать информацию о своей семье.

Рассказывать о своей семье.

Планировать свою работу, совместно оценивать результат работы.


11

«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.

Беседа

1

12

Моя фамилия. История моей фамилии.

Исследовательская работа

1

13

Мой папа, моё отчество. Моя мама.

Практикум

1

14

Наши семейные традиции и обычаи.

Практикум

1

15

Моя семья в рисунках и поделках

Творческая работа

1

16

Моя родословная.

Составление родословного дерева

1

17

Профессии родителей.

Итоговое занятие

Беседа

Конкурс рисунков

1

2 класс



Модуль 1. Город, в котором я живу


1

Мой родной город и его история

Беседа

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Узнавать достопримечательности города.

Собирать информацию о своем родном городе и об известных земляках.

Рассказывать о своем городе.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

2

Музей истории города

Экскурсия

1

3

Мой город в рисунках и фотографиях

Творческая работа

1

4

«Семь чудес нашего города».

Экскурсия к памятным местам.

1

5

Герб и флаг города

Беседа

Конкурс рисунков

1

6

История названия улиц города

Исследовательская работа

1

7

Особенности архитектуры города

Просмотр видео

1


Модуль 2. Герои моего города


8

Герои моего города.

Исследовательская работа

1

9

Интересные люди Таврического края.

Экскурсия в картинную галерею

1

10

Спортивная Херсонщина

Исследовательская работа

1

11-12

Здесь воспитывают будущих олимпийцев

Экскурсия на стадион

Ознакомление со спортивными секциями

2

13

Литературная Херсонщина.

Экскурсия в музей А.А. Бахуты

1

14

Музыкальная Херсонщина

Разучивание песен о городе

1

15

«Знаешь, ли ты свой город?»

Клуб знатоков

1

16

«Город моей мечты»

Творческая работа

Сочинение «Город моей мечты»

1

17

Экологическая акция в парковой зоне.

Поход с родителями в парковую зону.

1

18

Итоговое занятие

Конференция

1


3 класс

Модуль 1. Мир растений Херсонщины

1

Природа нашего края. Природные условия Таврического края

Исследовательская работа

1


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Изучать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.

Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Различать способы и средства познания окружающего мира.

Знакомиться с Правилами друзей природы.

Уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги родного края (по своему выбору).

Планировать свою работу.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

2

Птицы нашего края.

Конкурс рисунков

1

3

Комнатные растения.

Подготовка и участие в конкурсе «Галерея комнатных растений»

1

4

Растения нашего края. Лекарственные растения

Создание гербария

1

5

Растения полей и лесов Херсонщины

Беседа

Просмотр видео

1

6

Растения нашего края, занесённые в Красную книгу

Исследовательская работа

1

7-9

Областной краеведческий музей

Экскурсия

3


Модуль 2. Животные Херсонщины


10

Животные Херсонской области

Беседа

Поделки из природного материала

1

11



Красная книга Херсонщины.

Подготовка к конкурсу «Колосок»

1

12

13

Мини зоопарк «Казковадиброва»(охрана животных в зоопарке)

Экскурсия в мини зоопарк

2

14-

16

«Аскания – Нова»

Экскурсия в биосферный заповедник

3

17-

18

Создание презентаций о животном мире нашей области

Итоговое занятие

Практикум

2



4 класс

Модуль 1. Традиции и историческое наследие нашего края

1

История рождения Новой Каховки.

Исследовательская работа

1


2

Праздники моего города.

Беседа

1


Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять, находить и показывать на картах, планах города объекты культурного наследия.

Работать в группе: подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания о городе.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о строительстве ГЭС.

Собирать информацию о выдающихся земляках - строителях.

Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

Оценивать свои достижения.


3

История городских микрорайонов

Исследовательская работа

1

4

Встреча с интересными людьми города

Беседа

1

Модуль 2. Исторические памятники культуры нашего города.


5

Исторические памятники культуры нашего города. Памятники архитектуры.

Исследовательская работа

Конкурс рисунков

1

6

Объекты культурного наследия города. Дворец культуры

Исследовательская работа

1

7

Особенности архитектуры Дворца культуры

Экскурсия

1

8

Объекты культурного наследия города: Ансамбль сооружений Центральной площади в городе

Исследовательская работа

1

9

Ансамбль сооружений Центральной площади.

Конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги)

1

10

Объекты культурного наследия города: Летний театр

Исследовательская работа

1

11

Летний театр. Назначение и использование

Экскурсия


1

12

Комплекс сооружений Каховской ГЭС: Шлюз.

Исследовательская работа

1

13

Шлюз Каховской ГЭС. Назначение и использование.

Экскурсия

1

14

Памятник садово-паркового искусства в городе – парк имени С. М. Фалдзинского.

Исследовательская работа

1

15

Парк имени С. М. Фалдзинского. Растения парка

Экологическая тропа

1

16

«Знаешь ли ты свой родной край?»

Клуб знатоков

1

17

18

Ремёсла Херсонщины

Итоговое занятие

Экскурсияна

«Зелёные хутора Таврии».

2



Литература:

1. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.



Медиа ресурсы:

http://gopsy.ru

http://uchebniki-besplatno.com/

http://nk-online.tv

http://novakahovka.com.ua

http://kakhovka.info

http://www.mycity.kherson.ua

http://nk.at.ua/photo/istorija/

10