Программа летнего отдыха обучающихся в лагере с дневным пребыванием детей «Здоровое поколение» на базе МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа№1» Фатежского района Курской области в 2012-2013 учебном году
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации Программы:
03.06.2013 года-26.06.2013 года
Программа составлена Крюковой Наталией Владимировной, учителем начальных классов, высшей квалификационной категории, начальником лагеря с дневным пребыванием обучающихся.
I.Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Актуальность программы
Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Город солнца».
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ФСОШ №1». В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Система управления ЛДП «Город солнца » включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление. Основная идея программы – представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
- Принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- Принцип коллективной деятельности;
- Принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- Принцип самостоятельности.
II. Паспорт программы летнего отдыха обучающихся в лагере с дневным пребыванием
Основания для разработки Программы | - Закон РФ «Об Образовании» - Закон РФ от 10.04.2000 года №51-ФЗ «Об Утверждении федеральной программы развития образования» - Конвенция о правах ребенка - Постановление Правительства от 25.08.2000 года №625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 2000-2006 гг.» - СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» - Школьная целевая Программа «Здоровье» |
Заказчик Программы | Управления образования администрации Фатежского района Курской области; совет школы. |
Концепция деятельности Программы | Укрепление здоровья обучающихся. Продолжение учебного процесса в условиях летнего периода. Проблема летней занятости детей. Принципы воспитательной системы школы: – Учет принципа в формировании культуры нравственных отношений к друг другу; - Учет принципа в формировании творческого отношения к делу; в том числе его коллективных форм; - Учет принципа при выборе форм и методов работы; - Учет принципа доступности и открытости проведения форм летнего отдыха через сайт школы. |
Основные цели и задачи Программы | Цель: Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. Задачи: Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование интереса к различным видам деятельности. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми. |
Срок реализации Программы | С 03 июня по 26 июня 2013 года |
Перечень основных мероприятий Программы | - создание нормативной и содержательной базы по летнему отдыху обучающихся; - организационно-педагогическое обеспечение Программы; - создание оптимальны условий для организации отдыха и оздоровления обучающихся школы: создание условий для организации и оздоровление обучающихся, отвечающие требованиям к ведению санитарно-эпидемиологических и противопожарных инструкций. - образование содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательного учреждения; - совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря; - научно-методическое обеспечение; - оздоровление детей, профилактика заболеваний; - освещение опыта летнего оздоровительного отдыха и издательская деятельность. |
Принципы осуществления воспитательной деятельности | - Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру; - Принцип творческого отношения к делу; - Принцип учета возрастных особенностей детей; - Принцип доступности выбранных форм работы. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Администрация, педагогический коллектив МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области, родители обучающихся, общественность, органы местного самоуправления. |
Система реализации контроля за исполнением Программы | Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация общеобразовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы | - укрепление здоровья детей; - улучшение социально-психологического климата лагеря; - снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; - укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей; - формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях; - совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей; - Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. |
III. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы
Цель: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование интереса к различным видам деятельности.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка
Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества.
Формирование качеств, составляющих культуру поведения.
Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и его взаимодействия со взрослыми.
Сроки реализации Программы: лагерная смена ( 21 день ).
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Механизм реализации:
«Город солнца » - смена лагеря дневного пребывания.
Этапы реализации программы:
Подготовительный ( май ):
- подбор кадров;
- проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы.
Организационный:
- формирование отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- оформление уголков отрядов.
Основной ( 21 день ) :
- образовательная деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность;
- методическая работа с воспитателями, вожатыми.
Заключительный:
- закрытие смены ( последний день смены );
- сбор отчетного материала;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- выпуск фотодневника.
Образовательная деятельность в рамках смены «Улыбка» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем отдыхе и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных спортивно-разлекательных мероприятий способствуют созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий(творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т.д.), а также посещение выставок и музея школы.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности(викторинам, конкурсам и т.п.) приводит к обогащению мировоззрения ребёнка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
-метод игры(игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
-методы театрализации(реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
-методы состязательности(распространяется на все сферы творческой деятельности);
-метод коллективной творческой деятельности(КТД).
Психологические услуги
-проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
-беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов(беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения(социально-психологические тренинги), ролевые игры,дискуссии); методики коллективно-творческого воспитания Иванова И.П. одним из важных средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребёнка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определённую целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребёнка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Содержание программы.
Тематика смены «Город солнца» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка. Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Город солнца».
Слово «Город» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (жители города) объединяются в «дома» (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «домов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого «дома» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Вместе они разрабатывают Конституцию города, Кодекс чести, Календарь Города солнца. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Городской Форум, Городской Совет, Центр общественного мнения и т. д.). Каждый житель пытается осознать своё место в доме, собственную значимость.
Город и каждый дом в отдельности имеют свой герб и гимн. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Например, «номинацией дня» заявлено выбор утраченного качества «дружелюбие». Жители «городов» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства города «НОМИНАШКУ» - звезду, которая засияет над жителями определённого «дома» (отряда). К концу смены жители «домов» (отрядов), набравшие большее количество «НОМИНАШЕК», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям города.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Земли, День Отечества, День Семьи, День Мира, День Труда, День Любви, День Культуры. Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Творческий поиск и талант;
Не стандартное решение проблем;
Дружные и сплоченные отношения в отряде;
Активная позиция в игре;
Ответственные действия и поступки и др.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в «семейном» уголке.
(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
IV.Перечень программных мероприятий, сроки их реализации
Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей. Вся работа строится на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
IV.1Организационно-методическое обеспечение программы.
-начальник лагеря;
-заместитель начальника лагеря.
Они руководят методической работой лагеря. Организуется Совет лагеря , в который входят по два человека от отряда, всего восемь-десять человек. Совет участвует в разработке и обслуживанию дел лагеря. Руководит Советом старший воспитатель. В отрядах работой с детьми занимаются в основном все учителя данной школы.
В лагере работает библиотекарь, врач, фельдшер, спортивный организатор, музыкальный работник, руководители кружков, психолог.


8.30 | - | 8.35 | Встреча детей Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку! |
8.35 | - | 8.45 | Зарядка |
8.45
| - | 9.00 | Утренняя линейка « Пора, пора! на линейку, детвора!» (объявление плана работы на день) |
9.00 | - | 9.30 | Завтрак Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сыто и красиво. |
9.30 | - | 12.30 | Подвижные игры, мероприятия, отрядные мероприятия Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! |
12.30 | - | 13.00 | Обед Нас столовая зовёт, суп отличный и компот. |
13.00 | - | 13.45 | Кружковая работа
|
13.45 | - | 14.30 | Клубный час Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных
Линейка (подведение итогов дня). |
14.30 | | | Уход домой До свидания! До новых встреч! |
План
работы лагеря «Город солнца» с дневным пребыванием на летних каникулах в МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная
школа №1» с 03 июня 2013 г. по 26 июня 2013 г.
Дата | Название мероприятия | Ответственный |
Среда 05.06. | День защиты детей. Приём детей в лагерь. Распределение в отряды. Беседа о правилах безопасного поведения в лагере. 3. Ознакомление с планом поведения при ЧС. Ознакомление с правилами поведения в лагере. 4. Обустройство в лагере. Выбор названия отряда, командира, девиза и отрядной песни. 5. Подготовка к концерту, посвящённому открытию лагеря. 6. Посещение РДНТ |
Начальник лагеря, воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Четверг 06.06 | Всемирный День окружающей среды. Подготовка к концерту, посвященному открытию лагеря. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» Посещение РДНТ Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре |
Пятница 07.06 | День безопасности. Викторина «Безопасность на улицах города». (Мероприятие по ОБЖ). Проведение тренировочных занятий по эвакуации детей и личного состава при экстремальных ситуациях. Подготовка к открытию лагеря. Посещение Фатежской детской библиотеки Проект при сотрудничестве с директором музея им. Свиридова |
Воспитатели |
Суббота 08.06 | Торжественное открытие лагеря. Торжественная линейка, посвященная открытию лагеря. Открытие лагерной смены. Праздничный концерт. |
Воспитатели, музыкальный работник, начальник лагеря
|
Понедель ник 10.06 | Пушкинский день. День русского языка (6 июня). Литературная викторина «Читая А.С.Пушкина». Подготовка к конкурсу отрядных визиток и песен. Экскурсия в пожарную часть. Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Вторник 11.06 | День России. Познавательная беседа «Россия – Родина моя». (Мероприятие, посвящённое Дню России). «Поле чудес»-игра. Литературная композиция «Недаром помнит вся Россия» Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Четверг 13.06 | Смотр строя и песни. Минутка здоровья «Правильное питание» Посещение РДНТ – просмотр м/ф Посещение аттракциона «Планетарий» | Воспитатели, начальник лагеря
|
Пятница 14.06 | Познавательная программа ко Дню России, посвященная 1025-летию Крещения Руси «Дорога святости» в Фатежской детской библиотеке. Выпуск тематической газеты «Наш отряд» Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Суббота 15.06 | Весёлые старты. Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей» «Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Понедель ник 17.06 | Минутка здоровья . Мероприятие по экологии. Экологической тропой. Конкурс рисунков «Удивительные животные» Подвижные игры на городском стадионе | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Вторник 18.06 | «Давайте жить дружно…» (социальный работник школы) Турнир по игре в шашки. Посещение РДНТ – просмотр м/ф Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Среда 19.06 | «Мой друг надёжный – знак дорожный». (Мероприятие, посвященное профилактике дорожно-транспортного травматизма), встреча с инспектором ГИБДД Конкурс на лучший отрядный танец. Проект при сотрудничестве с директором музея им. Свиридова Подвижные игры на городском стадионе | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Четверг 20.06 | Беседа «История архитектурных сооружений города» (музей им. Свиридова) Посещение РДНТ – просмотр м/ф Инсценирование сказок Подвижные игры на городском стадионе | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Пятница 21.06 | 1. Экскурсия в Фатежскую детскую библиотеку «Вечная слава героям» 2.Литературная композиция, посвящённая началу Великой Отечественной войны. Конкурс рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне. Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник |
Суббота 22.06 | Международный Олимпийский день (23 июня). «Олимпийские игры 2013» Спортивный праздник. Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Понедель ник 24.06 | Международный день борьбы с наркотиками. Встреча с врачом. Беседа «Почему нужно беречь здоровье?» Инсценирование сказок Подготовка к концерту, посвящённому закрытию лагеря. Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Вторник 25.06 | 1Викторина «Умники и умницы» 2. Посещение РДНТ – просмотр м/ф 3. Подготовка к концерту, посвящённому закрытию лагеря. 4.Экскурсия в заповедник «Стрелецкая степь»Курской области | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник
|
Среда 26.06 | Торжественное закрытие лагеря. Торжественная линейка, посвящённая закрытию лагеря. «Спасем природу – наш дом родной» игра-путешествие в Фатежской детской библиотеке Концерт «Дружат дети всей Земли». Подвижные игры на городском стадионе |
Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник, музыкальный работник
|
IV.2Информационное обеспечение программы
В подготовительный период ведётся ознакомительная беседа с педагогическим коллективом о программе летнего лагеря. Привлекаются обучающиеся, ведётся работа по организации смены.
Проводится организационное родительское собрание , происходит знакомство с режимом работы, с программой лагеря, информацией о правилах техники безопасности и поведении детей в лагере.
IV.3Оздоровительное и санитарно-гигиеническое обеспечение программы
В лагере работает медработник, который обеспечивает необходимую медицинскую помощь, проводит осмотры детей, ведёт медицинский уголок, в котором отражена санитарно-профилактическая работа в лагере.С поликлиникой составляется Договор о совместной работе по оздоровлению детей в физических кабинетах., проводится ежедневная витаминизация детей.В плане работы лагеря предусмотрены ежедневные спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров. Ежедневно проводится зарядка. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортивном зале.
IV.4Материально-техническое обеспечение программы
Для работы летнего лагеря предоставляется 1 этаж начальной школы. Каждый отряд имеет свою классную комнату. На этаже расположен туалет, умывальник, раздевалка. Имеется спортинвентарь, видео и аудиоаппаратура, аптечка первой медицинской помощи. На территории лагеря имеются игровые озеленённые площадки, спортивные сооружения.
IV.5Взаимодействия с заинтересованными организациями
В плане предусмотрено посещение кинотеатра, Дома культуры, парка культуры и отдыха, дома детского творчества, районной межпоселенческой библиотеки, музеев города.
IV.6Обеспечение доступности и открытости воспитательной деятельности осуществляется через сайт школы, публикации в информационных источниках, методических пособиях.
V.Заключение
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
На большой карте города существует «барометр дела». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет показателя барометра (каждый ребёнок закрашивает квадратик на барометре);
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный показатель барометра;
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – тёмно-синий цвет барометра.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают «номинашки» – маленькие сверкающие звёзды. Кроме этого в сюжете игры злой ураган разрушает Солнечный город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Отзывчивость, Дружелюбие, Целеустремлённость, Добродушность).
В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня.
Задача смены: накопить как можно больше номинашек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, номинашки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу.
Учебно-методическое оснащение программы
Закон РФ «Об образовании».-2004
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежного и детского общественных объединений»
Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 года
Проект государственной программы «Развитие воспитания детей РФ до 2010 года»
Проект концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Григоренко Ю.Н., Пушина А.М. Здравствуй наш лагерь!/ М., 2003
Изучение личности ребенка в летнем оздоровительном лагере.(Методические рекомендации) Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ, Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ
Криворотова Т.А. Программно-целевой подход в воспитательной деятельности
Криворотова Т.А.. Формирование и развитие ученического Коллектива учебно - методическое пособие, Нижний Новгород,2000 Нижегородский институт развития образования
Криворотова Т.А .Научно-методические аспекты развития самоуправления в воспитательном пространстве образовательного учреждения
Криворотова Т. А. Лидерская смена в Детском оздоровительном лагере
Летний лагерь (компакт-диск). Серия «Школьные каникулы и праздники» издательство «Учитель»,2006.
О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей (решение коллегии Министерства образования и науки)
Педагогика лета./ Минск.-2002
Программа лагеря «Радуга» на 2003-2006 год «Сказка странствий»
Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 год»
Психолого-педагогическое обоснование проекта программы подготовки специалистов в среде детского и молодежного отдыха и оздоровления./Пермь.-2003
Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000.
Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001