Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир » для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир, рабочие программы. 1-4 классы (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа» и будет реализовываться в классе коррекционно-развивающей направленности.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» Базисного учебного плана.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и другие. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными и природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животные своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.
Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Содержание программы:.
Тема: «Где мы живем» 2 часа
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Тема: «Природа» 12 часов
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Тема: «Жизнь города и села» 6 часов
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
.
Тема: «Здоровье и безопасность» 6 часов
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Тема: «
Путешествия» 8 часов
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
К концу II класса учащиеся должны знать:
о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года;
правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
К концу II класса учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Раздел 1 Тема: «Где мы живем» | 2 |
2 | Раздел 2 Тема: «Природа» | 12 |
3 | Раздел 3 Тема: «Жизнь города и села» | 6 |
4 | Раздел 4 Тема: «Здоровье и безопасность» | 6 |
5 | Раздел 5 Тема: «Путешествия .» | 8 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата |
Раздел 1. Тема: «Где мы живем» 2 часа |
1,2 | Твой адрес в мире. Что нас окружает | Давать устное описание объектов окружающего мира называть свой адрес в мире Понять общие условия, необходимые для жизни живых организмов | |
Раздел 2.Тема: «Природа» 12 часов |
3,4 | Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? Как измеряют температуру? | Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе Определять температуру воздуха, воды и тела человека отмечать погоду в дневнике наблюдений | |
5,6 | В гости к осени Неживая и живая природа осенью | Установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | |
7,8 | Звёздное небо Заглянем в кладовые Земли | Работать с картой звездного неба Знакомство с горными породами и минералами | |
9,10 | Про воздух… И про воду. Какие бывают растения? Какие бывают животные? | Определять свойства воздуха называть свойства воды; определять растения; называть дикорастущие и культурные растения родного края (различия) раскрытие особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | |
11,12 | Невидимые нити Невидимые нити в осеннем лесу Дикорастущие и культурные растения Комнатные растения | Устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Различать части растений, отображать их на рисунке | |
13,14 | Дикие и домашние животные. Животные живого уголка Красная книга | Раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приво дить 2–3 примера правильно ухаживать за животными живого уго лка выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений устанавливать взаимосвязи в природе | |
Раздел 3. Тема: «Жизнь города и села» 6 часов |
15,16 | Город и село. Наш дом Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить новый дом? | Получить первоначальные представления об устройстве жилого дома, об истории и особенностях своего села. получить представления об экономике города и села определять материалы, из которых изготовлены товары, рассказывать о строительстве домов в городе и селе | |
17,18 | Какой бывает транспорт? За покупками Культура и образование Все профессии важны Труд людей родного края. | Приводить примеры различных видов транспорта, классифицировать товары; характеризовать процессы «купли-продажи» называть профессии в сфере образования и культуры, называть профессии своих родителей | |
19,20 | В гости к зиме Неживая и живая природа зимой | Провести наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | |
Раздел 4. Тема: «Здоровье и безопасность» 6 часов |
21,22 | Строение тела человека Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях | Определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека составить режим дня, режим питания; здоровый образ жизни, узнать о профилактике болезней | |
23,24 | Берегись автомобиля Домашние опасности Пожар! | Повторение правил обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Повторение правил безопасности, которые надо соблюдать дома; | |
25,26 | Лесные опасности Как нужно купаться? Очень подозрительный тип… | Лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, Повторение правил поведения у водоёмов и на воде выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | |
Раздел 5. Тема: « Путешествия» 8 часов |
27,28 | Посмотри вокруг… Зачем нужен компас? | Обозначение сторон горизонта на схеме Ориентирование на местности с помощью компаса; показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | |
29,30 | Формы земной поверхности. Водоёмы В гости к весне Неживая и живая природа весной | Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины различать по карте и показывать различные водоемы Установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | |
31,32 | Что такое карта и как её читать? Путешествие по Москве Московский кремль Город на Неве | Работа с картой уметь «читать» план Московского Кремля, называть 2–3 достопримечательности | |
33,34 | Путешествие по планете Страны мира Путешествие в космос | Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности Работа с картой звездного неба | |
6