СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Окружающий мир", 2 класс, 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Окружающий мир", 2 класс, 8 вид

Просмотр содержимого документа
«Программа "Окружающий мир", 2 класс, 8 вид»


Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий мир » для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир, рабочие программы. 1-4 классы (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа» и будет реализовываться в классе коррекционно-развивающей направленности.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» Базисного учебного плана.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и другие. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными и природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животные своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.

Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей – в семье, в гостях, в школе, в общественных местах.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Содержание программы:.

Тема: «Где мы живем» 2 часа

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные — все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома — это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Тема: «Природа» 12 часов

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.


Тема: «Жизнь города и села» 6 часов

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д.

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

.

Тема: «Здоровье и безопасность» 6 часов

Строение тела человека. Здоровье человека — его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.


Тема: «Путешествия» 8 часов

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.


К концу II класса учащиеся должны знать:

о природе; неживая и живая природа; растения дикорасту­щие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;

основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; особенно­сти охраны здоровья в разные времена года;

правила безопасно­го поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре пове­дения в общественных местах;

основные стороны горизонта; устройство и назначение компа­са; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; ча­сти реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых дру­гих городов России; названия нескольких стран мира.

К концу II класса учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные челове­ком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в при­роде;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса.



Тематический план


Разделы, темы

Количество часов

1

Раздел 1 Тема: «Где мы живем»


2

2

Раздел 2 Тема: «Природа»


12

3

Раздел 3 Тема: «Жизнь города и села»


6

4

Раздел 4 Тема: «Здоровье и безопасность»


6

5

Раздел 5 Тема: «Путешествия .»


8


Всего


34
























Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока


Деятельность учащихся

Дата

Раздел 1. Тема: «Где мы живем» 2 часа

1,2

Твой адрес в мире.

Что нас окружает

Давать устное описание объектов окружающего мира

называть свой адрес в мире Понять общие условия, необходимые для жизни живых организмов


Раздел 2.Тема: «Природа» 12 часов

3,4


Неживая и живая природа.

Явления природы.

Что такое погода?

Как измеряют температуру?


Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе

Определять температуру воздуха, воды и тела человека отмечать погоду в дневнике наблюдений


5,6

В гости к осени

Неживая и живая природа осенью

Установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе


7,8

Звёздное небо

Заглянем в кладовые Земли

Работать с картой звездного неба

Знакомство с горными породами и минералами


9,10

Про воздух…

И про воду.

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

Определять свойства воздуха

называть свойства воды;

определять растения; называть дикорастущие и культурные растения родного края (различия)

раскрытие особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера


11,12

Невидимые нити

Невидимые нити в осеннем лесу

Дикорастущие и культурные растения

Комнатные растения

Устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями

делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Различать части растений, отображать их на рисунке


13,14

Дикие и домашние животные.

Животные живого уголка

Красная книга

Раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приво дить 2–3 примера правильно ухаживать за животными живого уго лка выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений устанавливать взаимосвязи в природе


Раздел 3. Тема: «Жизнь города и села» 6 часов

15,16

Город и село. Наш дом

Что такое экономика?

Из чего что сделано?

Как построить новый дом?

Получить первоначальные представления об устройстве жилого дома, об истории и особенностях своего села.

получить представления об экономике города и села

определять материалы, из которых изготовлены товары, рассказывать о строительстве домов в городе и селе


17,18

Какой бывает транспорт?

За покупками

Культура и образование

Все профессии важны

Труд людей родного края.

Приводить примеры различных видов транспорта, классифицировать товары; характеризовать процессы «купли-продажи»

называть профессии в сфере образования и культуры, называть профессии своих родителей


19,20

В гости к зиме

Неживая и живая природа зимой

Провести наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе


Раздел 4. Тема: «Здоровье и безопасность» 6 часов

21,22

Строение тела человека

Если хочешь быть здоров.

Поговорим о болезнях

Определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека

составить режим дня, режим питания; здоровый образ жизни, узнать о профилактике болезней


23,24

Берегись автомобиля

Домашние опасности

Пожар!

Повторение правил обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами.

Повторение правил безопасности, которые надо соблюдать дома;


25,26

Лесные опасности

Как нужно купаться?

Очень подозрительный тип…

Лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, Повторение правил поведения у водоёмов и на воде

выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.


Раздел 5. Тема: «Путешествия» 8 часов

27,28

Посмотри вокруг…

Зачем нужен компас?


Обозначение сторон горизонта на схеме

Ориентирование на местности с помощью компаса; показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки


29,30

Формы земной поверхности. Водоёмы

В гости к весне

Неживая и живая природа весной

Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины

различать по карте и показывать различные водоемы

Установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе


31,32

Что такое карта и как её читать?

Путешествие по Москве

Московский кремль Город на Неве

Работа с картой

уметь «читать» план Московского Кремля, называть 2–3 достопримечательности


33,34

Путешествие по планете

Страны мира

Путешествие в космос

Показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

Работа с картой звездного неба


6