Программа опытно-экспериментальной работы
«Семейные традиции, обычаи, ценности»
Классный руководитель О.П. Вакалова
2015 — 2019 год
Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить.
Б. Франкл
Единственная ценность жизни - это семья.
Как только погибнет семья, погибнет и мир.
Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье.
Когда разрушится семья, будет разрушено всё.
Старец Паисий Афонский
Современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни. В современной социально-образовательной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из главных базовых ценностей выделяется «семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода».
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах Стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в образовательном учреждении, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Особое внимание следует уделить развитию семейной культуры личности, которое включает в себя:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о старших и младших;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода .
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.
Важными элементами системы семейных ценностей являются:
- ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;
- семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
- круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
- идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи .
Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Семья - первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».
Данная работа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Основной целью ОЭР является создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.
Задачи:
Способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношения;
Развивать умение общаться в семье, социуме, интерес к жизни друг друга;
Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордости за семью; духовно, социально и физически здоровую личность.
Программа состоит из 2 крупных разделов, на изучение каждого отводится 1 год.
1 раздел. «Семейные традиции» - 1-2 класс.
2 раздел. «Семейные ценности» - 3-4 класс.
В 1-2 классе работа направлена на изучение своей семьи: истории, традиции, династий, особенностей. Обучающимся необходимо узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.
В 3-4 классе обучающиеся подробно изучат семейные ценности, научатся бережно к ним относиться, расширят свое представление о смысле семейных отношений, о необходимости для каждого человека крепкой и дружной семьи.
ОЭР «Семейные традиции, обычаи, ценности» основывается на следующих принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий принцип нравственного воспитания. Пример членов семьи, педагога, старшего взрослого – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения прав воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Основной результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития детей.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество;
досугово-развлекательная.
Формы деятельности
Воспитательные результаты
Воспитательные результаты реализации ОЭР распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об нравственных нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к нравственным нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;
обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, значимым членом своей семьи.
Для его достижения необходимо:
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
У обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- умение самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой; осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты).
Формирование универсальных учебных действий
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программного материала обучающиеся будут знать:
- происхождение имен и фамилий;
- историю, традиции и обычаи, особенности, родословную своей семьи;
- семейные ценности;
- обязанности и права членов семьи;
- правила общения с членами семьи, взрослыми;
- техники управления эмоциональным состоянием;
- способы разрешения конфликтных ситуаций;
- правила ведения здорового образа жизни.
Будут уметь:
- бережно относиться к семейным ценностям и членам семьи;
- соблюдать правила общения с членами семьи, взрослыми;
- заботиться о своем здоровье;
- находить способы разрешения конфликтных ситуаций;
- узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи и оформлять ее;
- выполнять семейные проекты;
- составлять сценарии и проводить семейные праздники.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение.
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Банк семейных проектов.
Раздел 1. «Семейные традиции» (1-2 класс)
Тема занятия | Форма |
Тайны наших имён |
Тайны наших имён | Познавательная беседа. Изготовление «именной» ромашки |
Почему имя отличается от фамилии? | Познавательная беседа. Исследование имён |
Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом | Посещение музея |
«Лента времени» моей жизни | Конкурс. Рисунки Творческая работа |
СемьЯ | Познавательно-игровая программа |
«Кто кому кем доводится?» | Викторина. Рисунки |
Семейный архив |
Понятие родословной | Познавательная беседа. |
«Моя семья - моя гордость» | Фотоальбом «Родословные нашего класса» |
Исследование своей родословной | Совместное занятие с родителями и детьми |
Нет важней профессии моей мамы! | Встреча с представителями профессии |
Профессии настоящих мужчин | Встреча с представителями профессии |
Я-представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.) | Рассказ учителя о династии учителей школы. Рисунки. |
Составление родословного древа семьи | Совместная работа обучающихся и родителей по составлению родословной своей семьи |
«Древо моей семьи» | Защита семейных проектов |
Семейные праздники |
Семейные праздники | Беседа. Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении |
Любимый рецепт моей семьи | Ярмарка рецептов |
Рисуем вместе | Практикум «Как подготовить оформление праздника» |
Праздник для всех | Подготовка и проведение праздника |
Семейные обычаи и традиции |
Семейные традиции | Беседа. Просмотр мультфильма |
«Мой воскресный день» | Конкурс рисунков |
Какие семейные обязанности ты выполняешь? | Нравственная беседа |
«Загляни в бабушкин сундук» | Презентация. Просмотр мультфильма. |
Проект «Семейные мини-музеи» | Защита проектов |
Семейное чтение |
Пословицы и поговорки о семье | Чтение и обсуждение пословиц. Иллюстрирование |
Поэты о семье | Чтение, инсценировка стихотворений |
Любимая сказка, рассказанная на ночь | Чтение, инсценировка |
Семейный праздник «Моя семья» | Коллективное творческое дело по подготовке и проведению семейного праздника |
Раздел 2. «Семейные ценности» (3-4 класс)
Тема | Форма |
Семейные ценности – что это? |
Семейные ценности – что это? | Познавательная беседа. Игра |
Вера, верность, доверие, честность |
Праздник верности | Просмотр мультфильма. Праздник. |
Верность традициям | Беседа – игра. Рисунки. |
Верность друг другу | Круглый стол с приглашением родителей |
Цени доверие других | Просмотр мультфильма. Беседа. |
Я буду честным перед родителями | Рассказ. Беседа. Игра |
Любовь, забота, уважение |
С любовью к маме | Рассказ. Беседа. Игра |
С уважением к старшим | Нравственная беседа. Рисунки. |
Наша дружная семья | Нравственная беседа. Игры |
Забота о младших и старших | Игры для маленьких. Рисунки. |
Мои сестрёнки и братишки | Подготовка и проведение праздника для братьев и сестер |
Мы ждем на праздник всех друзей | Праздник |
Общение, послушание, прощение |
К маме с разговором | Чтение стихов о маме |
В стране послушания | Просмотр мультфильма |
Нам счастья не сулит обида чья-то | Чтение рассказов. Викторина |
Традиции, преемственность, предания |
Традиции народов мира | Рассказ учителя о народных традициях. Ролевые игры. |
Традиции моей семьи | Сбор информации. Подготовка к празднику. |
Общее увлечение | Семейный праздник |
Хобби нашей семьи | Рассказы и презентации обучающихся |
Профессии наших родителей | Конкурс рисунков |
Чему я могу научиться в семье | Игра-викторина |
Семейные предания | Рассказ обучающихся об истории своих предков |
Ответственность, обязанности |
Веселые уроки поведения | Познавательная беседа. Игра. |
Мои обязанности в доме | Рассказ обучающихся. Сценки - миниатюры |
Общение, взаимопонимание |
Культура общения | Нравственная беседа. Решение задач. |
О дружбе мальчиков и девочек | Нравственная беседа. Чтение рассказов. |
Как научиться слышать друг друга? | Игровая программа. |
Дружба в семье | Игровая программа. Решение задач. |
Моя семья – моя крепость | Праздник |
- Список литературы
Актуальные проблемы семьи в современной России [Текст]: Сборник материалов. - Пенза, 2002.
Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. [Текст]/Н. Арсеньев. // Воспитание школьников – 1998. – №4.
Байбородова Л..В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003
Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) [Текст]/ Э. Берн. – М., 2010.
Варанкина, Л.И. Моя родословная [Текст]/Л.И. Варанкина. - Курганск, 2001.
Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]/ авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.
Давыдов, Ю.С. Семья как институт социализации и уникальная среда воспитания этнической толерантности: Известия Академии педагогических и социальных наук [Текст]/ Ю.С. Давыдов, А.Ю. Гранкин. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2003. – № VII.
Дик, Н.Ф. Семейные традиции в воспитании [Текст]/ Н.Ф. Дик - Ростов-на Дону, 1993.
Дмитриева, С.Ю. Приобщение младших школьников к семейным ценностям в процессе этнокультурного образования [Текст] /С.Ю. Дмитриева //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.100-103
Ирзабеков, В. Тайна русского слова. [Текст]/В. Ирзабеков. – М: Даниловский благовестник, 2009.
Кириллова, Н. Е. Ты да я [Текст]/ Н.Е. Кириллова //Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки.- 2011.-№3.-С.33-34
Классный час "Наша дружная семья". Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/526603/]
Классный час "Семейные ценности. Настоящее и прошлое" [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/530941/] – Загл. с экрана.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2025 г. - Бюллетень Министерства Образования Российской Федерации, 2011, №2.
Кукушкин, В.С., Педагогические технологии [Текст]/ В.С. Кукушкин – М., 2001.
Культура семьи: Учебное пособие. [Текст]. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2009.
Леонова, С. Мой дом - моря крепость [Текст]/ С. Леонова //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома "Первое сентября". - 2011.- №14.- С.20-21
Моя родословная [Электр. ресурс] – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dlya vneurochnoi-deyatelnosti-«moya-rodoslovnaya» – Загляд. с экрана.
Пашнина, В.М. Дружная семейка [Текст]/ В.М. Пашнина //Читаем, учимся, играем.- 2011.-№3.- С.38-42.
Презентация к классному часу "Семья и семейные ценности". [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [http://www.uchportal.ru/load/90] – Загл. с экрана.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст]/ Сост. Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов. – М.: 2011.
Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. –М.:ТЦ «Сфера», 1999