СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа опытно-экспериментальной работы «Семейные традиции, обычаи, ценности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  опытно-экспериментальной работы

  «Семейные традиции, обычаи, ценности»

Просмотр содержимого документа
«Программа опытно-экспериментальной работы «Семейные традиции, обычаи, ценности»»

Программа опытно-экспериментальной работы

«Семейные традиции, обычаи, ценности»

Классный руководитель О.П. Вакалова

2015 — 2019 год


Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить.

Б. Франкл


Единственная ценность жизни - это семья.

Как только погибнет семья, погибнет и мир.

Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье.

Когда разрушится семья, будет разрушено всё.

Старец Паисий Афонский


Современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни. В современной социально-образовательной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из главных базовых ценностей выделяется «семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода».

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах Стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в образовательном учреждении, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Особое внимание следует уделить развитию семейной культуры личности, которое включает в себя:

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о старших и младших;

- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода .

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.

Важными элементами системы семейных ценностей являются:

- ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;

- семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

- круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

- идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи .

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Семья - первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».

Данная работа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Основной целью ОЭР является создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.

Задачи:

  1. Способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношения;

  2. Развивать умение общаться в семье, социуме, интерес к жизни друг друга;

  3. Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордости за семью; духовно, социально и физически здоровую личность.

Программа состоит из 2 крупных разделов, на изучение каждого отводится 1 год.

1 раздел. «Семейные традиции» - 1-2 класс.

2 раздел. «Семейные ценности» - 3-4 класс.

В 1-2 классе работа направлена на изучение своей семьи: истории, традиции, династий, особенностей. Обучающимся необходимо узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.

В 3-4 классе обучающиеся подробно изучат семейные ценности, научатся бережно к ним относиться, расширят свое представление о смысле семейных отношений, о необходимости для каждого человека крепкой и дружной семьи.

ОЭР «Семейные традиции, обычаи, ценности» основывается на следующих принципах:

  1. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий принцип нравственного воспитания. Пример членов семьи, педагога, старшего взрослого – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

  2. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения прав воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  3. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Основной результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.

  4. Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития детей.

Виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество;

  • досугово-развлекательная.

Формы деятельности

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • посещение выставочных залов и музеев;

  • культпоходы;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • экскурсии;

  • нравственные беседы;

  • чтение;

  • инсценировки;

  • праздники;

  • практические занятия;

  • тренинги;

  • проекты.

Воспитательные результаты

Воспитательные результаты реализации ОЭР распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об нравственных нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к нравственным нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;

  • обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, значимым членом своей семьи.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.


У обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- умение самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой; осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты).

Формирование универсальных учебных действий

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Ожидаемые результаты:

В результате освоения программного материала обучающиеся будут знать:

- происхождение имен и фамилий;

- историю, традиции и обычаи, особенности, родословную своей семьи;

- семейные ценности;

- обязанности и права членов семьи;

- правила общения с членами семьи, взрослыми;

- техники управления эмоциональным состоянием;

- способы разрешения конфликтных ситуаций;

- правила ведения здорового образа жизни.

Будут уметь:

- бережно относиться к семейным ценностям и членам семьи;

- соблюдать правила общения с членами семьи, взрослыми;

- заботиться о своем здоровье;

- находить способы разрешения конфликтных ситуаций;

- узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи и оформлять ее;

- выполнять семейные проекты;

- составлять сценарии и проводить семейные праздники.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение.

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • отношения к семейным ценностям;

  1. Анкетирование учащихся и родителей

  2. Банк семейных проектов.

Раздел 1. «Семейные традиции» (1-2 класс)

Тема занятия

Форма

Тайны наших имён

Тайны наших имён

Познавательная беседа. Изготовление «именной» ромашки

Почему имя отличается от фамилии?

Познавательная беседа. Исследование имён

Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом

Посещение музея

«Лента времени» моей жизни

Конкурс. Рисунки Творческая работа

СемьЯ

Познавательно-игровая программа

«Кто кому кем доводится?»

Викторина. Рисунки

Семейный архив

Понятие родословной


Познавательная беседа.

«Моя семья - моя гордость»

Фотоальбом «Родословные нашего класса»

Исследование своей родословной


Совместное занятие с родителями и детьми

Нет важней профессии моей мамы!

Встреча с представителями профессии

Профессии настоящих мужчин

Встреча с представителями профессии

Я-представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.)

Рассказ учителя о династии учителей школы. Рисунки.

Составление родословного древа семьи

Совместная работа обучающихся и родителей по составлению родословной своей семьи

«Древо моей семьи»

Защита семейных проектов

Семейные праздники

Семейные праздники

Беседа. Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении

Любимый рецепт моей семьи

Ярмарка рецептов

Рисуем вместе


Практикум «Как подготовить оформление праздника»

Праздник для всех


Подготовка и проведение праздника

Семейные обычаи и традиции

Семейные традиции

Беседа. Просмотр мультфильма

«Мой воскресный день»

Конкурс рисунков

Какие семейные обязанности ты выполняешь?

Нравственная беседа

«Загляни в бабушкин сундук»

Презентация. Просмотр мультфильма.

Проект «Семейные мини-музеи»

Защита проектов

Семейное чтение

Пословицы и поговорки о семье

Чтение и обсуждение пословиц. Иллюстрирование

Поэты о семье

Чтение, инсценировка стихотворений

Любимая сказка, рассказанная на ночь

Чтение, инсценировка

Семейный праздник «Моя семья»

Коллективное творческое дело по подготовке и проведению семейного праздника

Раздел 2. «Семейные ценности» (3-4 класс)

Тема

Форма

Семейные ценности – что это?

Семейные ценности – что это?

Познавательная беседа. Игра

Вера, верность, доверие, честность

Праздник верности

Просмотр мультфильма. Праздник.

Верность традициям

Беседа – игра.

Рисунки.

Верность друг другу

Круглый стол с приглашением родителей

Цени доверие других

Просмотр мультфильма. Беседа.

Я буду честным перед родителями

Рассказ. Беседа. Игра

Любовь, забота, уважение

С любовью к маме

Рассказ. Беседа. Игра

С уважением к старшим

Нравственная беседа. Рисунки.

Наша дружная семья

Нравственная беседа. Игры

Забота о младших и старших

Игры для маленьких. Рисунки.

Мои сестрёнки и братишки

Подготовка и проведение праздника для братьев и сестер

Мы ждем на праздник всех друзей

Праздник

Общение, послушание, прощение

К маме с разговором

Чтение стихов о маме

В стране послушания

Просмотр мультфильма

Нам счастья не сулит обида чья-то

Чтение рассказов. Викторина

Традиции, преемственность, предания

Традиции народов мира

Рассказ учителя о народных традициях. Ролевые игры.

Традиции моей семьи

Сбор информации. Подготовка к празднику.

Общее увлечение

Семейный праздник

Хобби нашей семьи

Рассказы и презентации обучающихся

Профессии наших родителей

Конкурс рисунков

Чему я могу научиться в семье

Игра-викторина

Семейные предания

Рассказ обучающихся об истории своих предков

Ответственность, обязанности

Веселые уроки поведения

Познавательная беседа. Игра.

Мои обязанности в доме

Рассказ обучающихся. Сценки - миниатюры

Общение, взаимопонимание

Культура общения

Нравственная беседа. Решение задач.

О дружбе мальчиков и девочек

Нравственная беседа. Чтение рассказов.

Как научиться слышать друг друга?

Игровая программа.

Дружба в семье

Игровая программа. Решение задач.

Моя семья – моя крепость

Праздник

  1. Список литературы
  1. Актуальные проблемы семьи в современной России [Текст]: Сборник материалов. - Пенза, 2002.

  2. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. [Текст]/Н. Арсеньев. // Воспитание школьников – 1998. – №4.

  3. Байбородова Л..В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003

  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) [Текст]/ Э. Берн. – М., 2010.

  5. Варанкина, Л.И. Моя родословная [Текст]/Л.И. Варанкина. - Курганск, 2001.

  6. Господникова, М.К. Проектная  деятельность в начальной школе [Текст]/ авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

  7. Давыдов, Ю.С. Семья как институт социализации и уникальная среда воспитания этнической толерантности: Известия Академии педагогических и социальных наук [Текст]/ Ю.С. Давыдов, А.Ю. Гранкин. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2003. – № VII.

  8. Дик, Н.Ф. Семейные традиции в воспитании [Текст]/ Н.Ф. Дик - Ростов-на Дону, 1993.

  9. Дмитриева, С.Ю. Приобщение младших школьников к семейным ценностям в процессе этнокультурного образования [Текст] /С.Ю. Дмитриева //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.100-103

  10. Ирзабеков, В. Тайна русского слова. [Текст]/В. Ирзабеков. – М: Даниловский благовестник, 2009.

  11. Кириллова, Н. Е. Ты да я [Текст]/ Н.Е. Кириллова //Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки.- 2011.-№3.-С.33-34

  12. Классный час "Наша дружная семья". Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/526603/]

  13. Классный час "Семейные ценности. Настоящее и прошлое" [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/530941/] – Загл. с экрана.

  14. Концепция модернизации Российского образования на период до 2025 г. - Бюллетень Министерства Образования Российской Федерации, 2011, №2.

  15. Кукушкин, В.С., Педагогические технологии [Текст]/ В.С. Кукушкин – М., 2001.

  16. Культура семьи: Учебное пособие. [Текст]. – М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2009.

  17. Леонова, С. Мой дом - моря крепость [Текст]/ С. Леонова //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома "Первое сентября". - 2011.- №14.- С.20-21

  18. Моя родословная [Электр. ресурс] – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dlya vneurochnoi-deyatelnostimoya-rodoslovnaya» – Загляд. с экрана.

  19. Пашнина, В.М. Дружная семейка [Текст]/ В.М. Пашнина //Читаем, учимся, играем.- 2011.-№3.- С.38-42.

  20. Презентация к классному часу "Семья и семейные ценности". [Элект. ресурс]. – Режим доступа: [http://www.uchportal.ru/load/90] – Загл. с экрана.

  21. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст]/ Сост. Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов. – М.: 2011.

  22. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. –М.:ТЦ «Сфера», 1999