СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по формированию семейных ценностей «Семья – это семь Я»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном  реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию семейных ценностей «Семья – это семь Я»»

Муниципальное образовательное учреждение

Назаровская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Чучковский муниципальный район

Рязанской области







Программа по формированию семейных ценностей

«Семья – это семь Я»

























I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

«Семья – это семь Я»

Автор программы

Прошкина А.Ф., заместитель директора по ВР МОУ Назаровская СОШ

Цель программы

Формирование семейных ценностей у школьников

Адресат программы

Учащиеся МОУ Назаровская СОШ

Краткое содержание программы

Программа работает по трем направлениям:

  1. Работа с учащимися школы.

  2. Работа с педколлективом.

  3. Работа с родителями.

Количество участников

63 ученика

Срок реализации программы

3 года

Тип учреждения

Муниципальное образовательное учреждение Назаровская средняя общеобразовательная школа

Финансовое обеспечение программы

Программа обеспечивается в соответствии с нормативно-правовой базой





Пояснительная записка

Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.









Объяснительная записка

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родителями, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Нормативно-правовая база работы по данному направлению определена государственными, региональными, муниципальными документами, а также школьными локальными актами.

В школе реализуется программа «Семья это семь Я», основная цель которой – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Выбрана модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Родительский всеобуч планируется классными руководителями исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в классе. Формы проведения его разнообразны: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра.

Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.

Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий. Задачи, которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расширение представлений о социально-значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и функциональным обязанностям в семье.

В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:

  • основное образование;

  • работа с кадрами;

  • работа классных руководителей;

  • внеклассная работа.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.

На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.

Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов рассматривались следующие вопросы: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; на теоретических семинарах – «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; на МО классных руководителей – «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания».

В работе классных руководителей выделяются три основных направления:

  • просвещение родителей;

  • управление;

  • совместные мероприятия.

Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.

Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе.

Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность.

Разнообразна и внеклассная работа. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые.

Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, задушевный разговор, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям.

Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», совместные походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Мы школьниками стали» и выпускной бал, совместные классные часы.

Инновационной, но уже апробированной является проектная технология, представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

С участием родителей были реализованы проекты: «Живи, родник» по благоустройству и оборудованию родников; «Это нужно живым» по уборке могилы погибшему воину – афганцу Иванову В.; «Не смейте забывать учителей» и др.

Заинтересованность родителей в совместной деятельности показал и школьный конкурс «Моя семья».

В организации работы школы по семейному воспитанию достигли определенных результатов. По итогам анкетирования учащихся 7-9 классов ценность «семья» у 72% учащихся и 86% родителей стоит на первом месте.

Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

Перечень мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей


Название мероприятия

Сроки исполнения


Ответственные

Тематические классные часы:

«Россия – родина моя»

«Символы России»

«Я люблю свою страну!»

сентябрь

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Акция милосердия «Давайте делать добрые дела» (к международному Дню пожилых людей) 1-10 классы

Экскурсии в природу


Акция «Школа второй дом»


Конкурс рисунков


Тематические классные часы:

«Кто я? Какие мы?»

«А нужны ли правила?»

«Мой дом – моя крепость»

«Мы и общество»

«Мешок хороших качеств»

«Что такое дружба»

Мои увлечения»

«Моя ответственность»

октябрь

заместитель директора по ВР

, классные руководители

Заместитель директора по ВР,

классные руководители


Праздник посвящения в ученики


Праздник посвящения в пешеходы


Конкурс рисунков, беседы «Моя малая Родина» 5-8 классы


Экскурсии в природу 1-10 классы


октябрь




Праздник осени 1-10 классы


Экологический марафон

Акция «Спорт вместо наркотиков»

по отдельному плану

День учителя



заместитель директора по ВР,

классные руководители


Праздник Осени

Мини – футбол (школьные соревнования)

октябрь

Заместитель директора по ВР,

учитель физической культуры

Весёлые старты (школьные)

Классные часы, посвящённые Всемирному Дню толерантности

16 ноября

заместитель директора по ВР,

классные руководители


Конкурс рисунков, творческих работ, сочинений 1-8 класс «Милой маме посвящается…»

ноябрь

Тематические классные часы:

«У кого какие качества»

«Настоящий друг, – какой он»

«Моя роль в семье»

«Сила моего слова»

Месячник окружающего мира

Конкурс рисунков, сочинений ко Дню Матери и организация выставки

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Концерт ко Дню матери

Творческий конкурс «Созвездие талантов»

Личное первенство школы по шахматам

Заместитель директора по ВР


Проведение бесед с обучающимися «Права ребёнка в законодательных актах»

Ноябрь





заместитель директора по ВР,

классные руководители



Тематические классные часы:

«О человеческом счастье» «Государство. Я – часть своей страны»

«О честности»

«О хитрости и неблагодарности»

«Скромность украшает человека»


декабрь

Фестиваль «Наш дом – Россия»


«Новый год» 1 – 11 классы




заместитель директора по ВР,

классные руководители


Первенство школы по баскетболу

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры

Школьные соревнования «Весёлые старты»

«Школа безопасности»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Весёлые старты» 1-4 классы

Соревнования по лыжным гонкам

«Весёлые старты» 5 классы

«Рождественские колядки»

Тематические классные часы:

«Я и мои родители»

«Мой город Рязань»

«Моя родословная»

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Тематические классные часы:

Культура взаимоотношений между девочками и мальчиками»

«Что такое конфликт»

«Я могу, я умею!»

«На чём основано взаимопонимание»

февраль

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Единый классный час, посвящённый герою афганской войны В. Иванову

Презентация воинской профессии «Для мужчины дело чести защищать своё Отечество», «Мой брат – солдат»

Личное первенство по шахматам

Личное первенство по лыжным гонкам

Спортивные состязания «Сильный, ловкий, смелый»

Тематические классные часы:

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Дети под защитой государства»

«Человек среди людей.

Формы приветствия и прощания»

«Учимся разрешать конфликты»

«Я терпим к другому»

«Злобность и жестокость»

март

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Конкурс рисунков «Здравствуй, солнце»

Месячник «Весна и птицы»

Неделя спорта

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры

Конкурс стихотворений «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья»


заместитель директора по ВР,

классные руководители


«Масленица»

Поздравление с 8 марта 1 – 10 классы

Классный час «12 апреля – день Космонавтики 5- 10 классы

апрель

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Тематические классные часы:

«Как вести себя за столом»

«Как вести себя в гостях»

« Как вести себя в транспорте и на улице»

«Как вести себя в театре, кино»

«День Земли»

Торжественные мероприятия, посвящённые 9 мая (по плану)

май

заместитель директора по ВР,

классные руководители

Тематические классные часы:

«Дружим с добрыми словами»

«Общее и особенное для мальчиков и девочек»

«Секретные советы девочкам и мальчикам»

«Что такое любовь и счастье?»

Конкурсы рисунков «Война глазами детей»

заместитель директора по ВР, классные руководители

Торжественная линейка «Последнего звонка» 9 класс

Праздник «До свидания, четвёртый класс!»

Первенство школы по лёгкой атлетике

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры

Родительские собрания:

«Семья – это семь Я»

«Права и обязанности семьи»

«Бесконтрольное свободное время – основная причина совершения правонарушений и преступлений»

«Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке»

Администрация школы,

классные руководители