Программа по технологии (раздел «Обработка древесины»). 5-й класс
Программа составлена на основе | Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. |
Количество часов в неделю | 2 |
Количество часов в I триместре | 20 |
Количество часов во II триместре | 24 |
Количество часов в III триместре | 24 |
Всего часов | 68 |
Плановых практических работ | Каждое занятие |
Учебно-методический комплекс | Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. «Технология – 5 класс», Мнемозина Симоненко В.Д., Тищенко Т.А., Самородский П.С. «Технология – 5 класс», Просвещение |
Дополнительная литература | Н.Ф. Якубин «Учебные задания по труду для программированного обучения», 1991 г. |
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по разделу «Обработка древесины» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Примерная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
2. Общая характеристика учебного раздела «Обработка древесины»:
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования древесины и древесных материалов.
Задачи: формирование политехнических знаний и экологической культуры; воспитание трудолюбия, предприимчивости, обдуманности, культуры поведения
Цели:
– формирование у учащихся техническо-технологической грамотности, технологической культуры и деловых межличностных отношений;
– приобретение умения в прикладной творческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
– свойства наиболее распространённых конструкционных материалов;
– общее устройство столярного верстака;
– назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента, приспособлений для пиления;
– основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей;
– пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
– рационально организовать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
– выполнять разработку технических проектов, конструировать простые изделия с учётом требования дизайна;
– читать инструкционно-технологические карты, схемы, эскизы, чертежи деталей и пользоваться ими при выполнении работ;
– выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, инструмента, приспособлений, орудий труда по инструкционно – технологическим картам;
– осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане школы:
Изучение раздела «Обработка древесины и древесных материалов» производится в 5-7-х классах. В 5 классе на данный раздел отводится 26 часов из 68, отведённых на предмет «Технология» в Учебном плане школы.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. К сожалению, как правило, дополнительное время выделяется на те предметы, которые необходимо обязательно сдавать в ходе проведения государственной итоговой аттестации.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения раздела «Обработка древесины»:
4. Изучение раздела «Обработка древесины» в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса раздела «Обработка древесины» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; коллективе требованиям и принципам;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами являются:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины; • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ.
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований.
5. Содержание раздела программы «Обработка древесины» предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства; • культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна.
В процессе изучения раздела учащиеся:
познакомятся с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной.
овладеют навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, основными методами и средствами преобразования и использования древесины; умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; навыками организации рабочего места.
Раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий. Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
6. Тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Примечание вид УУД |
Обработка конструкционных материалов (древесины) – 26 часов |
1. | Правила внутреннего трудового распорядка в учебных мастерских. Правила техники безопасности и охраны труда при ручной обработке конструкционных материалов. Организация рабочего места столяра. Устройство столярного верстака. | | 2ч | |
2. | Основные сведения о древесине. Виды пиломатериалов. Искусственные древесные материалы. Практическая часть: лабораторно-практическая работа. | | 2ч | Лабораторно – практическая работа. Познавательные |
3. | Технологический процесс создания изделий. Чертёж, эскиз, технический рисунок. Линии, применяемые на чертежах. Масштаб. | | 2ч | Регулятивные и познавательные |
4. | Разметка. Виды инструмента, применяемые при разметке, приёмы выполнения разметки. Практическая часть:изготовление изделий из древесины. | | 2ч | регулятивные |
5. | Инструменты, приспособления для пиления. Устройство, наладка и приёмы работы. Практическая часть:изготовление изделий из древесины | | 2ч | ---//---- |
6. | Инструменты, приспособления для строгания. Устройство, наладка, приёмы работы. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. | | 2ч | ---//--- |
7. | Сверление. Инструмент. Устройство сверлильного станка. Приёмы работы. Правила ОТ и ТБ. Практическая часть: изготовление изделий из древесины | | 2ч | Коммуникативные – работа на станке в парах |
8. | Виды соединений изделий из древесины. Технологии их выполнения. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. | | 2ч | регулятивные |
9. | Отделка поверхности изделий из древесины. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. | | 2ч | ---//--- |
10. | Инструктаж по ОТ и ТБ. Сборка и отделка изделий из древесины. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. | | 2ч | |
11, 12 | Отработка навыков выполнения столярных операций. | | 4 ч | |
13. | Подведение итогов работы по разделу «Обработка древесины» (самостоятельная письменная работа). Практическая часть: изготовление изделий из древесины. | | 2ч | регулятивные |
Объекты труда: деревообработка:
– указки классные
– детские лопаты для уборки снега
– номерки для гардероба
– модель парохода.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
7. Описание учебно-методического комплекта и материально – технического обеспечения предмета:
В работе планируется использование УМК, включающий: допущенные к использованию в образовательном процессе 2014-2015 учебного года, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. / Технология, Просвещение) и рекомендованные, содержание которых соответствует ФГОС ООО (Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др./ под ред. Хотунцева Ю.Л./Технология 5 класс, Мнемозина).
Материально – техническая база, в – основном, укомплектована. Поданы заявки в октябре 2011 г на доукомплектование учебных мастерских инструментами, оборудованием, станками. Но, к сожалению, данная работа проводится достаточно слабо, т. к. предмет «Технология» не входит в первую пятерку социально значимых учебных дисциплин. Частично производим изготовление инструмента своими руками, восстанавливаем старое и т.д.
8. Планируемые результаты освоения учебного материала:
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию древесины и древесных материалов, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения раздела ученик получает возможность: познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами древесины и древесных материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
научиться:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;