Образовательная программа внеурочной деятельности «Школа рукоделия»
«От петельки
к петельке»
(для обучающихся 3
классов)
Учитель: Выжанова Н.П .
Цель программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность .
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить чётко выполнять основные приёмы вязания.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Педагогическая идея программы
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. При вязании необходимо выполнять петли определенной высоты, укладывать их в нужном направлении. Здесь потребуется индивидуальный подход.
Программа «Вязание крючком и спицами» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе способствует
- адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям;
- подготовке к самостоятельной жизни в современном мире;
- профессиональному самоопределению.
В содержание обучения входит ознакомление с такими видами рукоделия, как вязание крючком и на спицах.
Межпредметные связи:
- математика;
- окружающий мир;
- изобразительное искусство
Продолжительность занятий
Продолжительность
образовательного процесса – 1 год.
Режим занятий –
1 раз в неделю.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на 1 год обучения для детей 9 - 10 лет.
Для реализации программы имеется светлый, проветриваемый кабинет, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература. По мере необходимости используется музыкальный центр, компьютер, проектные методики, которые позволяют детям проявить творчество и индивидуальность.
Виды деятельности
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятий для расслабления мышц, для отдыха используются физкультминутки.
Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности. Он начинает там, где закончил. Для успешного проведения занятий используются следующие виды деятельности:
- занимательный материал (загадки, сказки, игры);
- раздаточный материал (спицы, крючки, ножницы)
- дидактический материал (иллюстрации, схемы, узоры);
- образцы готовых изделий.
Психолого-педагогические принципы
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Содержание программы представлено таким видом трудовой деятельности как вязание крючком и спицами и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с пряжей. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретному виду практической трудовой деятельности: вязанию , выполнению практических работ. Целесообразность обучения - предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальный подход.
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с образцом, демонстрация, упражнение);
- практический;
- обучающий контроль;
- познавательная игра;
- проблемно-поисковый,
- ситуационный.
Ожидаемый результат
Образовательная программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение результата 1 уровня. К концу года обучающиеся
Должны знать:
- Начальные сведения о свойствах пряжи, крючке и спицах.
- Различать по внешнему виду лицевую и изнаночную петли.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
Должны уметь:
- Приобрести навыки работы с крючком и со спицами.
- Работать по шаблону.
- Вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель.
- Прибавлять и убавлять петли.
- Выполнять переход от одного ряда к последующему при вязании спицами.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, бережно относиться к обрабатываемому материалу.
Формы подведения итогов работы
школьный конкурс «Умелые руки»,
выставки в классе,
подготовка сувениров.
Литература
1. Т.И.Еременко. Кружок вязания крючком. - М.: Просвещение, 1984г.
2. С.Ф.Тарасенко. Вязаная игрушка. - Минск, «Полымя», 2000г.
3. Р.В.Раскутина. Вязание на спицах. - Петрозаводск, «Карелия», 1991г.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
5. Журнал «Школа и производство».
6. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
7. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.
сп
Спасибо !