Педагогическая характеристика класса.
В 5-А классе обучается 32 учащихся, из них 17 мальчиков и 15 девочек. В классе 5 неполных семей, 3 многодетные семьи, 1 ребёнок воспитывается опекунами (опекуном).
Адаптация в 5 классе, по наблюдениям учителей, прошла хорошо.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Соломатину Елизавету, Столяр Марию, Гальченко Дениса, Адаменко Марину, Первакову Злату, Гандзя Екатерину.
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Алдушина Юлия, Бадинов Эдем, Денисенко Илья, Ибрагимова Адель, Лаба Даниил, Лукаш Константин, Чабоненко Александр, Шабатов Андрей, Чернобай Мария.
Выявились ученики, у которых темп и качество работы низкие: Александров Андрей, Китушкин Михаил, Еневич Дмитрий; а так же те, кто плохо справляется с дисциплиной на уроках и переменах: Косарев Вячеслав, Бобаль Дарина, Романенко Елизавета.
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Дергаус Елизавета, Шабатов Андрей, Адаменко Марина, Мерцалов Владимир. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).
У учащихся Столяр Мария, Соломатина Елизавета, Гальченко Денис наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.
Учащимся Шестерикову Илье, Александрову Андрею, Ревягиной Анастасии, Китушкину Михаилу свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.
На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.
Класс принимает активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.
Старостой класса является Шабатов Андрей. Мальчик с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете.
Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Выводы, постановка проблемы, задачи:
Между учащимися на протяжении предшествующих лет обучения сложился вполне сплоченный коллектива, хотя большинство детей дружат небольшими группами. Отношения между детьми иногда (довольно редко) перерастают в конфликт.
В большинстве интеллектуально развиты и коммуникабельны, но волевая коммуникабельность выражена в менее яркой степени.
Учащиеся часто не умеют распределять свои силы; самооценка своих способностей, успехов и неудач в основном адекватная. К общественным поручениям относятся по-разному, некоторые считают это второстепенным делом и не считают обязанностью участвовать в общих делах. В трудную минуту умеют сплотиться, болеют за общее дело.
Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Не все дети могут противостоять некорректному поведению одноклассников. Порой наблюдается упрямство, эгоизм со стороны ряда детей. Свои чувства и эмоции проявляют очень бурно.
Ребятам интересны классные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое суждение, выразить личное мнение; участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту: Привлекает самостоятельная организация классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятие самостоятельных решений. Т. е. детям интересны такие дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы.
Необходимо:
1) продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
2) способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
3) формировать у учащихся адекватную самооценку;
4) воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.
Учащиеся 5-А класса соответствуют уровню своего развития. Тем не менее, учителям-предметникам рекомендуется обращать внимание на состояние здоровья учащихся, т. к. у ряда детей имеются проблемы со зрением, нарушение осанки, хронические заболевания, слабое здоровье.
Цель и задачи воспитательной работы
на 2015 – 2016 учебный год
Цель: Воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Проблема, над которой работает город:
- реализация программы воспитания и социализации учащихся в общеобразовательных учреждениях города;
- задачи успешной реализации программы воспитания и социализации учащихся через проведение мониторинга.
Годовой план работы по направлениям
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Цель: воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширения представления детей о родном селе, о героях ВОВ, о работниках тыла, воспитание таких качеств личности как чуткость, доброта, милосердие.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике
Цель: формирование у школьников представления о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважение к правам и свободам человека, приобщение к системе культурных ценностей. Развитие таких качества личности, как толерантность, целеустремленность, самостоятельность, компетентность, ответственность, честность, справедливость.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Цель: формирование у школьников трудолюбия, навыков самообслуживания, потребности в образовании, обогащение представлений детей об окружающей действительности, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы, здоровый образ жизни
Цель: создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся, для формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля
Цели: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром», развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Цель: формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее страны
Цель: воспитание основ правовой грамотности, гражданской ответственности.
Работа с родителями
Цель: объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Задачи:
-продолжить совместную деятельность администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
-активизировать работу с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно- воспитательном процессе;
-осуществлять психолого - педагогическое просвещение родителей;
-расширять внешние связи школы для решения образовательных проблем.
Направления работы с родителями | Сроки | Задачи | Формы работы | Название мероприятия |
Диагностика | сентябрь | 1.Провести социологический опрос родителей. 2. Провести диагностику мотивации к учению | Торжественное собрание Анкетирование | Родительское собрание «Первый раз – в пятый класс» |
| октябрь | 1.Выяснить трудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе. 2. Предложить практические советы организации общения с учащимися. | Круглый стол | Родительское собрание по итогам I четверти «Трудности адаптации пятиклассников к школе» |
| январь | 1.Обратить внимание родителей на важность общения с детьми в кругу семьи. 2.Определить методы воспитания в семье. | Работа в группах Подготовка памяток | Родительское собрание по итогам I полугодия «Родительская любовь и её виды» |
| март | 1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «аффект», «стресс». 2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности. | Круглый стол Анкетирование | Родительское собрание по итогам III четверти «Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка» |
| май | 1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей. | Устный журнал Анкетирование родителей Видеопросмотр роликов из школьной жизни детей. | Родительское собрание по итогам года: «Перелистывая страницы» |
Психолого- педагогическое просвещение | октябрь | Адаптация ребенка в школе. Возрастные психологические особенности младших школьников. Подведение итогов 1 четверти | Лекторий | Практикум для родителей 5 класса «Формирование УУД. Организация внеурочной деятельности» |
| май | Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности. Организация летнего отдыха учащихся. | Круглый стол | Родительское собрание по итогам года. Выполнение ООП НОО |
Вовлечение родителей в учебно –воспитательный процесс | сентябрь | 1. Организовать совместную работу родителей и детей | Торжественная линейка Помощь в подготовке выставки поделок | Праздник «С днем учителя!» Осенний бал «Краски золотой осени» |
| ноябрь | 1. Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком. 2. Сплотить родительский коллектив класса. | Праздник «День Матери» | Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери Семейный день здоровья |
| декабрь | Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул. | Утренник | Строительство снежного городка Новогодний карнавал |
| февраль | 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей. 1. Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи. 3. Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы. | Классный час | Военно-патриотическая неделя. Экскурсия по местам боевой славы Севастополя |
| Март | 1. Организовать совместную работу родителей и детей | Конкурсы творческих дел | Конкурс «Мамы и дочки» |
| Апрель | Организовать совместную работу родителей и детей | | Ярмарка-выставка художественно-прикладного творчества семей. |
| Май | 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей, уважения подвига защитников Отечества в ВОВ. 3. Привлекать родителей активному отдыху совместно с детьми. 4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ. | Выезд на природу Спортивный конкурс | Праздничная программа, посвященный Дню Победы. Декада «Я за здоровый образ жизни» Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
| В течение года | 1.Организовать совместную работу с родителями с целью помощи ребенку. 2. Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. | Индивидуальная беседа | Профилактическая работа с детьми и их семьями |
| В течение года | Обратить внимание на важность соблюдения режима дня и выполнения домашнего задания. | | Посещение семей учащихся с целью проверки режима дня и выполнения домашнего задания. |
| В течение года | Мониторинг семей льготных категорий (многодетных, малообеспеченны, детей, оставшихся без попечения родителей) | | Посещение семей учащихся с целью мониторинга условий проживания, обеспеченности всем необходимым для учебного процесса. |
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом в школе | Сентябрь | Планирование работы на год | Выборы родительского комитета и Совета школы | Общешкольное родительское собрание |
| Октябрь | Об организации УВП в 2015 – 2016 учебном году | | Заседание Совета школы |
| Декабрь | Подведение итогов работы Совета школы за 2015 год; Утверждение плана работы на 2016 год; | | Заседание Совета школы |
| Январь | Координация родительского комитета в самоуправлении школы; помощь в учебно-воспитательной работе. | | Заседание Совета школы |
| Март | О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; Питание школьников; реализация комплексно – целевых программ | | Заседание Совета школы |
| Апрель | Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости | | Обследование домашних условий учащихся. |
| Май | Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности. Организация летнего отдыха учащихся. О ремонте и подготовке школы к новому учебному году. Итоги работы школы за 2015 – 2016 учебный год; | | Родительское собрание по итогам года. Выполнение ООП НОО |
Календарно-тематическое планирование внеклассной работы на 2015-2016
I полугодие
дата | Воспитание гражданст-венности, патриотиз-ма, уваже-ния к правам, свободам и обязаннос-тям человека | Воспитание нравствен-ных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирова-ние представ-лений об эстетических идеалах и ценностях | Воспитание социальной ответствен-ности и компетент-ности | Обще-школьные меропри-ятия | Городские мероприя-тия |
01.09.2015 | Всероссийс-кий урок.Урок Мира. Санкт-Петербург – Крым: параллели. | | Всероссийс-кий урок. Урок ГТО. | | | | | 1 Сентября – День Знаний Линейка, посвящен-ная Дню знаний | |
02.09.2015 | | Классный час. «Первый раз в пятый класс» | | | | | | | |
03.09.2015 | Единый тематичес-кий общекрымский урок «70-летие победы над милита-ристской Японией» | | | | | | | | |
07.09.2015 | | Всероссийс-кий урок. Урок добра и милосердия. | | | | | | Общешколь-ная акция «Белый цветок» | |
08.09.2015 | | | | | | | Всероссийс-кий урок. Открытый урок на тему «Основы финансовой грамотности» | | |
09.09.2015 | | | | Классный час. Разучивание физкультминуток для уроков и подвижных игр для динамических пауз | | | Рейд «Мой внешний вид» | | |
15.09.2915 | | | | | Всероссийский урок. «Земля – наш общий дом». | Всероссийс-кий урок. Открытый урок на тему «Я – талантлив!» | | | |
16.09.2915 | | Классный час. Выборы классного актива и организация самоуправле-ния в классе | Рейд «Проверка учебников» | | | | | | |
23.09.2015 | | Классный час «Каков я в школе» Правила поведения в школе, классе. | Рейд «Проверка учебников» | | | Оформление классного уголка | Изготовление белых цветов для обще-школьной акции | | |
25.09.2015 | | | | | | Конкурс рисунков «Диалог на русском» | | Акция. Благотвори-тельная ярмарка «Белый цветок-» | |
30.09.2015 | | | Классный час. Игра «Я, ты, он, она – вместе Школьная страна». | | | Изготовление поздравительной открытки для учителей | | Акция. «День пожилого человека» | Конкурс рисунков «Диалог на русском» |
| | Акция «Приведи в порядок свою планету». Уборка классного кабинета и территории | | | | Подготовка к праздничному концерту, посвящён-ному Дню Учителя | | | Крымский звездопад (городской проект "Крым в моем сердце") |
02.10.2015 | | | Рейд «Проверка учебников» | | | | | День Учителя. Празднич-ный концерт | |
07.10.2015 | | | | Классный час. Урок Здоровья: «Поговорим о режиме дня» | | Посещение школьного музея. Экскурсия. | | | |
14.10.2015 | | | | | Экологичес-кий субботник | Классный час. Конкурс рисунков и декоративных композиций «Осенняя панорама» | | | |
15.10.2015 | | | | Всероссийс-кий урок. Урок безопасности школьников в сети интернет | | | Встреча в читальном зале библио-теки «Книги – корабли мысли» | | |
21.10.2015 | | | | Классный час. Урок Здоровья «Мы и здоровое питание» | | | | | Фото-конкурс «Природа глазами детей» |
04.11.2015 | Классный час. Беседа « Я – ма-ленький гражданин России!» | | | | | | Рейд «Мой внешний вид» | | |
11.11.2015 | | | Рейл «Дневник, тетрадь – лицо ученика!» | Классный час. Инструктаж по ОТ и ТБ. Беседа по ПДД «Безо-пасный путь в школу и домой». | | | | | |
18.11.2015 | | Классный час. Этичес-кая беседа "Будьте вежливы!» | | | | Конкурс сочинений, посвящённых маме. | | Концертно-конкурсная программа «Школьная волна» | |
22.11.2015 | | Всероссийский урок. День Рождения В.Даля | | | «Зелёная планета» беседа на экологическую тему. | | | | |
25.11.2015 | | | | | | | Классный час. «Мой класс – моя семья» | | |
02.12.2015 | Классный час. Обсуждаем праздник: «5 декабря – день воинс-кой славы России» | | | День Здоровья. Игра «Зимние забббавы» | | | | | |
09.12.2015 | Всероссийс-кий урок. Урок Мужества. | | Изготовление новогодних украшений для кабинета | Классный час «Урок Здоровья. ПДД. Беседа о правилах поведения на дороге в зим-нее время» | | Оформление стенгазеты «Новогодние шутки художника Мишутки». | | | |
16.12.2015 | | Классный час. «Здравствуй, Ёлка!» | | | Сохраним нашу землю голубой и зелёной. Прогулка по зимнему парку. | Конкурс рисунков и поделок «Мой весёлый Новый Год!» | | | |
21.12.2015 | | | | Классный час. Профи-лактическая беседа перед каникулами «Один дома». | | | | Новогодний концерт | |