© 2016, Рупасова Светлана Вячеславовна 1226 17
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что же такое школьная готовность?
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе, а именно умеющими читать, писать, считать, занимающимися иностранными языкам. При этом они не всегда учитывают физическое состояние ребенка, его интеллектуальное развитие, не задумываются над тем, как происходит процесс добывания знаний, умений, навыков.
Номинация: «Технология»
Программа предшкольной подготовки детей 5-6 лет
«Пластилиновая азбука»
Автор программы:
Рупасова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ лицея №9 им. А.С.Пушкина
г.Зеленодольска Республики Татарстан,
Содержание
Введение
Методические рекомендации
Как проверить готовность ребенка учиться
Исходные формы
Примерное тематическое планирование
Поурочное планирование занятий
Заключение
Литература
Приложение:
Список детской литературы
Литературная страничка
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок стоит намного ближе, чем взрослый,
к «тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра»,
которые навязывает взрослый,
поэтому он может помочь детям только одним –
создать условия для самовыражения».
Л.Н.Толстой
Наступает последний год пребывания детей в детском саду. Это очень ответственный и волнующий год. Дети и их родители готовятся к новому этапу в жизни детей - переходу в школу. Чем выше готовность ребенка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения.
Что же такое школьная готовность?
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе, а именно умеющими читать, писать, считать, занимающимися иностранными языкам. При этом они не всегда учитывают физическое состояние ребенка, его интеллектуальное развитие, не задумываются над тем, как происходит процесс добывания знаний, умений, навыков.
Многие ДОУ стали ориентироваться на школьные программы, содержание которых нацелено на раннее изучение материала 1 класса и формирование в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений, навыков. Это приводит к умственным перегрузкам детей, сокращению двигательной активности, к формализации знаний, к разрушению познавательных интересов, интересов к процессу учения, ребенок « устает» от этого процесса еще до его начала, т.е. до начала школьного обучения.
Как показывают психолого-педагогические исследования, шестилетние дети остро нуждаются в психологической подготовке к школе. Именно это определяет успешность дальнейшего обучения.
Готовность ребенка к школе рассматриваю как формирование и развитие элементов учебной деятельности: познавательной мотивации, познавательных способностей ребенка.
Курс предшкольной подготовки «Пластилиновая азбука» способствует развитию творческих способностей ребенка, готовит его к творческой познавательной деятельности, создает положительный мотив учения, ситуацию успеха.
В качестве практической деятельности выступает художественный труд. Лепка из пластилина - одно из любимых занятий дошкольников. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Умение предвидеть, представить, фантазировать является универсальным психическим свойством, без которого невозможна жизнь.
В.В. Давыдов считал, что «в младшем школьном возрасте становление личности детей во многом определяется развитием воображения в процессе учебной деятельности, направленной на усвоение содержания различных учебных предметов, особенно эстетического цикла (ИЗО, художественного труда, литературы, музыки)».1
Цель каждого занятия – познакомить ребенка с буквой, вылепить предмет, название которого начинается с этой буквы. Ребенок хорошо запоминает букву, учится узнавать ее в начале слова. Безусловно, многие дошкольники уже знают буквы алфавита. Но и для них эти занятия полезны. Они помогут им активно развивать мелкую моторику рук, почувствовать объем и форму, ориентироваться в пространстве. Занятия активизируют мышление. Когда устанавливаются нервные связи «голова – рука», ребенок оказывается способным выполнить то, что задумал. Лепка вырабатывает усидчивость, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность.
Активная лепка развивает речь детей. Владение речью приводит человека к успеху.
В настоящее время ребенок чаще общается главным образом с телевизором, круг интересов ограничен мультфильмами и компьютерными играми. Да и взрослые отказывают в общении, ссылаясь на занятость. Исчезает природная детская пытливость, познавательный интерес. У дошкольников наблюдается бедный словарный запас, трудности в построении фраз, нарушения в произношении. Появляются проблемы в общении со сверстниками.
На занятиях по программе «Пластилиновая азбука» дети слушают чтение взрослого, читают стихи, составляют сюжет с готовыми предметами и персонажами, учатся задавать вопросы, встречаются с противоречиями и стараются их разрешить. Словарная работа является составной частью деятельности учителя и ребенка по развитию речи.
На занятиях широко используется работа по обогащению активизации словаря, составлению словесных ассоциаций, приемы олицетворения, придумывание устных текстов, антиципацию.
Приоритетной формой организации детей является объединение в группы по 10 -12 человек. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Цель: формирование у дошкольников готовности к школьному обучению на деятельностном уровне;
развитие творческого воображения;
выявление индивидуальных творческих способностей;
развитие коммуникативной сферы ребенка.
Методические рекомендации
Программа «Пластилиновая азбука» рассчитана на один год (30 -34 часа) и соответствует 1 часу в неделю.
Занятие начинается со знакомства с буквой. Используется метод графических ассоциаций (игра «На что похожа буква»). В данных упражнениях происходит ассоциативный тренинг, развитие фантазии, образного мышления.
Расширение и обогащение словаря происходит с помощью художественного слова. Художественные произведения представлены разными жанрами, которые всегда связаны с темой занятия.
Литературные загадки.
В загадках широко используются поэтические средства. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Оно помогает живо, красочно передавать признаки предмета. Метафора – душа загадки. Она в загадке всегда необычна, парадоксальна, фантастична, «взрывает» обыденные представления о мире.
Загадки развивают мышление, учат видеть обычное в необычном, знакомят ребенка с окружающим миром, «причем привлекают внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки».2
Ребята с удовольствием включаются в работу автора: используя существенные признаки предмета, составляют свои загадки.
Стихи, рассказы, сказки.
Дошкольника привлекают тексты, в которых есть интересные герои, содержатся увлекательные события, присутствует какая – то тайна, которую ребенок хочет сам разгадать. Иногда его заинтересовывает язык автора, передающий особые оттенки переживаний, чувств. В этом плане дети с большим желанием слушают и читают игровые, шуточные, юмористические стихи.
Работа с художественными текстами расширяет знания и представления об окружающем мире, воспитывают любовь к художественному слову, обогащает словарь ребенка. Дети учатся замечать незнакомые слова в тексте, узнают их значение. Большое внимание уделяется работе со словами – образами. Активно используется метод антиципации - предугадывание событий.
Практическая работа.
Предметный материал представляет собой изделия, которые близки и понятны ребенку: игрушки, овощи, фрукты, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе, жгуте, которые называются исходными формами.
Действия детей носят исследовательский характер: обсуждается план действия (что будем делать сначала, а что потом), выбор цвета, размера пластилина;
какие геометрические формы помогут создать выбранный образ;
реализация задуманного,
сравнение результата с образцом;
оценка, анализ ошибок.
Творческие задания.
Ребятам предлагается выступить в роли автора собственного сочинения. Сочинение – форма самовыражения, самосознания ребенка. В творческих работах сосредоточен весь жизненный опыт ребенка и все его способности: видеть, чувствовать, думать, выражать свои мысли словами, помнить. Увидеть событие по- своему и суметь рассказать о нем – это большая интеллектуальная
работа.
На занятии используется прием олицетворения. Пластилиновые игрушки «оживают» и ведут диалог.
Ребята придумывают конец истории или новые приключения героев. Загадывают свои загадки.
Любое занятие должно радовать ребенка. Без положительных эмоций, без удивления, удовлетворения и догадки нет творчества, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к школе, к учебе, к познанию нового;
- умения общаться со сверстниками, взрослыми;
- повышение уровня познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память);
- повышение уровня личностного развития (мотивация, самооценка)
- здоровьесбережение;
Как проверить готовность ребенка учиться
Развитие связной речи и логического мышления.
Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки (6 шт.). На них изображена одна история. Тебе нужно понять, что здесь происходило, найти картинку, на которой изображено начало истории, и обозначить ее цифрой 1, затем найти продолжение истории и обозначить картинку цифрой 2, затем найти третью картинку, четвертую, пятую и также обозначить их цифрами, а затем – последнюю, на которой изображен конец истории, и обозначить ее цифрой 6.
После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать историю по этим картинкам. Не забудьте похвалить малыша.
Оценка результатов:
5 – правильно определена последовательность событий, все картинки пронумерованы верно, в рассказе ребенка есть логика, речь разнообразна, в ней присутствуют сложные предложения, определения;
4 – правильно определена последовательность событий, все картинки пронумерованы верно, трудности связаны с составлением рассказа: он состоит из односложных предложений или речь достаточно разнообразна, но есть отдельные нарушения логической последовательности событий, не разрушающие общей логики сюжета (одна картинка устно определена неверно)
3 – последовательность изображенных событий нарушена, но и та, что указана, может иметь смысл, и ребенок рассказывает историю по собственной версии, не испытывает трудности при составлении рассказа;
2 – картинки пронумерованы, но логика в передаче последовательности событий нет. Однако ребенок пытается рассказать историю в собственной последовательности событий, причем испытывает значительные трудности при составлении рассказа;
1 – логика в последовательности событий нет, ребенок не может рассказать историю по картинкам.
Обследование мелкой моторики руки. Динамические упражнения.
При обследовании ребенку предлагается две пробы: вырезание ножницами; обрывание листа бумаги.
Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги (размером 10Х10 см) с изображением контура цветка (4-5 лепестков).
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе.
Педагог готовит на каждого ребенка лист бумаги формата А5 и квадрат-образец (размером 5Х5 см). Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат ( по форме) способом обрывания.
При анализе работ детей оценивается не размер полеченной фигуры, а форма ( должен получится квадрат).
Данные упражнения можно проводить во фронтальной форме. Детские работы педагог сохраняет для последующего анализа.
Готовность к обучению письму. Задание «Бордюры».
Цель: выявлять умения проводить анализ (разложение на составляющие элементы) и синтез (соединение элементов в единое целое) простого изображения; соблюдать ритм изображения; ориентироваться в клетке (четкое пространственное соответствие собственного изображения образцу, проявляющееся в умении не выходить за границы строки, не нарушать величину бордюра и пр.).
Педагог готовит на каждого ребенка лист в клетку формата ½ А4 с нанесенными в начале строки тремя образцами бордюров, карандаш. Задание проводится фронтально.
Детям предлагается внимательно посмотреть на предложенные рисунки бордюров и продолжить их до конца строки.
По анализу собранных работ определяются уровни готовности детей к обучению письму:
- низкий уровень – ребенок не выделяет отдельные элементы бордюра; отсутствует ритм в изображении; не ориентируется в клетках (выходит за границы строки; нарушает величину бордюра)
- средний уровень – в целом выделяет в изображении бордюра отдельные элементы; пытается соблюдать ритм, но не ориентируется в строке;
- достаточный уровень – выделяет в изображении бордюра отдельные элементы; соблюдает ритм, ориентируется в строке.
Воображение.
Детям раздаются листочки, на которых нарисованы 10 кругов одинакового размера.
Задание: превратить эти круги в какие-нибудь предметы.
Анализ: все ли круги использовал ребенок; есть повторяющиеся рисунки; использовал ребенок объединение нескольких кругов для создания одного рисунка.
Исходные формы
Шар.
Возьмите кусочек размягченного пластилина и придайте ему пальцами форму шара. Затем положите его в середину раскрытой ладони и катайте пластилин круговыми движениями другой руки. У вас получится ровный шарик.
Если нужно сделать шарик поменьше, заготовку катайте по ладони или по столу подушечкой пальца. А чтобы сделать совсем маленький шарик, кусочек пластилина раскатывают между подушечками пальцев.
Лепешка.
Из шарика можно сделать не менее важный элемент – лепешку. Для этого его надо просто раскатать между пальцами или на столе. Иногда удобно расплющить шарик прямо на том месте, где лепешка должна будет находиться.
Колбаска.
Придайте размягченному куску пластилина вытянутую форму и катайте его взад и вперед между ладонями или по столу. Чем дольше раскатывать, тем тоньше получится колбаска. Если колбаска получится неровной, выровняйте ее, разминая толстые места между подушечками пальцев. Длинную колбаску можно собрать по частям: сделать короткие колбаски одинаковой толщины, а потом соединить их вместе.
Жгутики.
Совсем тоненькие колбаски называются жгутиками. Их можно переплетать между собой.
Ленты.
Ленты получаются, если колбаски или жгутики расплющить руками или прокатать как скалкой круглым карандашом. Перед раскатыванием поверхность доски протрите влажной тряпкой.
Конус и капля.
Если, раскатывая колбаску, на один конец нажимать сильнее, получится что-то вроде морковки. Такую фигуру мы будем называть конусом.
Капля вытягивается из шарика большим и указательным пальцами.
Пластины.
Пластины можно сделать из куска размягченного пластилина с помощью скалки или бутылки.
Перед работой скалку и дощечку, на которой вы будете раскатывать пластилин, смочите влажной тряпочкой, чтобы пластилин не прилипал к дощечке. Раскатывают пластилин так же как тесто, водя по нему скалку взад-впред. Толщина пластины зависит от силы нажима и от того, как долго вы ее катаете.
Одинаковые элементы.
Иногда нужно сделать несколько одинаковых деталей: руки, крылья, лапы, колеса и прочее. Для этого лучше всего подготовить несколько одинаковых элементов – скатать ровную колбаску и ножом разделить ее на равные части.
Соединение деталей.
Пластилиновые детали хорошо прилипают друг к другу – достаточно их плотно прижать. Но если мы соединяем массивные детали, понадобится особо прочное соединение. В таких случаях удобно скреплять деталь кусочком спички.
Примерное календарное планирование
Тема занятия | Словарная работа | Практическая работа | Творческая работа |
1.Знакомство. Мы – волшебники. Буква А. Арбуз. Загадка. А. Екимцева «Арбуз» 2.Буква Б. Барабан. Загадка. Скороговорка. Мир музыкальных инструментов. Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей» 3. Буква В. Трехколесный велосипед Загадка. Чудо- изобретение. Правила дорожного движения З.Петрова «Велосипед» 4.Буква Г.Гусеница. Загадка. Берестов «Честное гусеничное» 5. Буква Д. Дерево счастья. Э. Мошковская « Дедушка Дерево» Лес – наше богатство . 6.Буква Е,Е. Ежик. Загадка. Как ежик чудо искал (начало сказки А.Суконцев «Как ежик шубку менял» В. Нестеренко «Кактус» 7. Буква Ж. Жук Загадка П.Синявский «Штрашная история» Ю.Дмитриев «Красный и зеленый» Л.Яхнин «Тропинка» 8.Буква З. Зайка. С.Михалков «Жадный заяц». Л.Яхнин «Любопытный». 9.Буква И. Инопланетянин. 10.Буква Й. Йог. 11.Буква К. Кот. С. Черный «Как кот сметаны поел» Н.Красильникова «Кот, который летал» 12.Буква Л. Лягушка. И.Жуков «Что случилось в день комара» А.Тихонов «Царевна-лягушка» ( отрывок) 13.Буква М. Медвежонок. Н.Сладков «Тень» М.Моравская «Медвежата» 14.Буква Н. Носорог. 15.Буква О. Осьминожка. Л.Уланова «Осьмиручка» 16.Буква П. Пингвин. Н.Волкова «Почему пингвины не боятся ангины» Е.Даровская-Волкова «Птичье молоко» 17.Буква Р.Рак. Л.Яхин «Кто упрямей» М.Пришвин «О чем шепчутся раки» (отрывок) 18.Буква С. Снеговик.(второй вариант-самолетик) А.Усачев «Школа снеговиков» (отрывок) 19.Буква Т. Телефон (второй вариант-телевизор). Н.Носов «Телефон» 20.Буква У. Улитка. Ш.Галиев «Сказка о прыткой улитке, которая хотела купить кибитку» 21.БукваФ. Фокусник. Т.Крюкова «Вот так фокус!» 22.Буква Х. Хамелеон. 23.БукваЦ. Цыпленок В.Степанов «Драчуны» М.Пляцковский «Добрая лошадь» 24.БукваЧ. Черепаха. И.Мазнин «Черепаха» 25.Буква Ш. Шляпа. Т.Логачева; Н.Носов «Живая шляпа» 26.Буква Щ. Щенок. И.Шевчук «Подарок» Ш.Галиев «Подарили мне щенка» С.Михалков «Хочу бодаться» 27.Буква ы. Мышка. Мыши и слоны (индийская сказка) 28.Буква Э. Эльф. 29.Буква Ю. Юла. Магазин игрушек. 30.Буква Я. Ящерица. 31.Сказочная страна.
| алый кафтан бахча борозда барабанная дробь полый метафора «макушка» костотряс велосипед-паук личинка «куколка» дубрава сосновый бор березняк ельник чаща дедушка-дерево, «добрые руки» недотрога колючка клубок чудо кактус
работа со звукописью; спор; жук-носорог; жук-олень;
| Исходные формы -мякоть-шар корка-колбаски -шар палочки-колбаски -передняя часть рамы, руль, шины колес-колбаски; основная часть рамы-конус, колеса-лепешки -шары разного размера; соединительные детали (кусочки спичек); -основа-кольцо из колбаски; ствол-колбаска; крона-шар; налепы (листики, цветы…) -тело ежа-конус; глазки, нос-шрики, иголки-маленькие конусы;
-самостоятельная работа детей с опорой на их жизненный опыт;
-туловище-округлый конус; голова-шар; щечки-две лепешки; нос-маленький шарик; хвостик-шарик; уши-расплющенные лепешки; лапки-колбаски разного размера;
-работа по замыслу ребят;
-туловище-короткая колбаска; ноги-длинная колбаска, завязанная узлом; ступни-расплющить две толстые колбаски; голова-шарик; руки-колбаски; чалма-свернуть длинную тонкую колбаску;
-туловище-округлый конус; хвост-колбаска; голова-шарик; щечки-две лепешки; ушки-две маленькие расплющенные капли; глазки, носик, усы;
-туловище-шарик; глаза-два шарика; задние лапки-длинная колбаска; передние лапки-короткие колбаски;
-туловище-короткая колбаска; задние лапы-колбаски; передние лапы-короткие колбаски; ступни-расплющить шарик; голова-шарик; уши-маленькие лепешки; глаза, носик;
-туловище-самая большая деталь короткая колбаска, почти шарик; шея-массивная лепешка; голова-шарик, чуть сужается спереди; ноги-четыре одинаковых шарика; рога-капли; уши-расплющить две капли; глаза, хвостик;
-голова-большой шар; глаза-лепешки; щупальца-колбаски; присоски;
-туловище-толстая колбаска; брюшко-тонкая расплющенная колбаска; лапки-толстые лепешки; голова-шарик; крылья-расплющить две колбаски; глаза, клюв;
-голова-расплющить толстую колбаску; туловище-расплющить четыре шара разного размера; хвостик-три лепешки; ноги-четыре колбаски; клешни, глаза, усы;
-самостоятельная работа ребят;
-корпкс-короткая толстая колбаска (расплющить в кирпичик); антенна-облепить кусочек спички; кнопки;
-туловище-две одинаковые колбаски с заостренным концом; «домик»-длинная «морковка», свернутая в спираль;
-см. Йог;
-туловище-большая капля с длинным хвостом; голова- капля поменьше; лапы-две колбаски; глаза, язык, шипы;
-самостоятельная работа;
-панцирь-половинка шара; голова-капля; ноги-четыре короткие колбаски; глаза, хвостик;
-шляпа для Незнайки;
-см.кот;
-туловище- большая капля; глаза, носик, ушки, хвостик; -см. йог; творческая работа;
-творческая работа;
-см. хамелеон;
-творческая работа по замыслу ребят.
| Придумать свой заголовок к стихотворению А. Екимцевой «Арбуз» Придумать загадку про барабан Расскажи, что может сниться твоему велосипеду Придумай продолжение истории. (Берестов «Честное гусеничное») Э. Мошковская «Дедушка Дерево». Антиципация (о ком? о чем эта история?) Выступление в роли художника: создание образа с помощью художественных средств. Работа с текстом. Придумать историю о приключениях ежика в поисках чуда.
Жук-экскурсовод. Что интересного показал вам жук в лесу? О чем рассказал? |
Поурочное планирование
Занятие 1.
Тема: Мы – волшебники. Буква А.
Знакомство.
Учитель называет свое имя и предлагает ребятам всем сразу назвать свои имена. Почему не получилось познакомиться?
Договариваемся о правилах общения.
- Ребята, я вам предлагаю стать волшебниками. Вы согласны?
Кто такие - волшебники? С помощью чего они творят свои чудеса?
Нашим помощником будет пластилин. Он обладает волшебными свойствами. Кто знает, какими? (яркий, мягкий, послушный, пластичный)
- А творить мы с вами будем необычную Азбуку.
В азбуке этой –
Увидите сами –
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы – мохнатые,
Буквы – пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
«Мохнатая азбука» Б.Заходер
- Но не только животные поселятся в нашей волшебной азбуке.
2.Буква А.
- Какая буква первой откроет нашу страничку?
- На что похожа буква А?
- Угадайте, что сегодня будет творить наш помощник пластилин?
Загадка. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
- Как догадались, что это арбуз?
Словарная работа.
- Какой цвет называется алым? (ярко-красный)
Назовите предметы алого цвета.
- Ребята, сколько раз пробовала арбуз, ни разу в нем не видела сахар. Почему же он сахарный?
- Что означает слово «кафтан»? (старинная мужская долгополая верхняя одежда)
Почему так говорят, что арбуз одет в кафтан?
Все из вас ели арбуз. Опишите, какой он на вкус.
- Арбуз называют ягодой. Почему? (в мякоти ягод много мелких семян)
Ягода эта заморская. В старину русский царь Алексей Михайлович, любитель редких растений, задумал выращивать заморское лакомство в своих садах. Но боятся арбузы холода, да и солнечного света им маловато.
Повелел царь перевезти арбузы в город Астрахань. Астраханские арбузы славились даже в Париже.
- Как называется поле, на котором растут арбузы? (бахча в переводе с тюркского означает садик возле дома)
Практическая работа.
- Какие основные детали нам нужно слепить? (мякоть, корка, семена)
- С чего предлагаете начать работу? (обсуждение плана действий)
Затруднения: как поместить семена внутри арбуза? (рассматриваются все предложения детей)
Поэтапное выполнение работы; сравнение с образцом:
Скатать шар красного цвета;
Скатать несколько колбасок зеленого цвета (можно использовать разные оттенки). Изогнуть колбаски и облепить шар. Раскатать шар в ладонях до тех пор, пока его поверхность не станет ровной.
Вырезать мокрым ножом из арбуза дольку, как из настоящего и наметить в мякоти семечки острием карандаша.
Творческая работа.
- Придумать свой заголовок к стихотворению А. Екимцевой «Арбуз». (см. Приложение)
Занятие 2.
Тема: буква Б. Барабан.
1.Графические ассоциации
- На что похожа буква Б?
2.Словарная работа
Загадка. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
- О каких деревянных подружках идет речь в загадке?
- Какая часть барабана считается его макушкой?
- Барабан гремит. Что за звук издает барабан? (дробь)
- На что этот звук похож? ( барабанит дятел, дождь, град)
Игра «Барабанщик». Учитель задает ритм, дети слушают его, а затем ладошками отстукивают.
Скороговорка. Барабан боднул баран.
Бух! И лопнул барабан!
- К какой группе предметов можно отнести барабан? Почему?
- Какие музыкальные инструменты знаете?
Игра «Потопаем – похлопаем». Учитель называет разные предмеры, если они относятся к муз. инструментам – ребята хлопают. Если нет – топают. Среди названий учитель произносит слово – литавры.
Возникает вопрос: что это такое? (предположения детей)
Литавры – это ударный инструмент. Металлический котел на ножках с натянутой кожей. Колотушки с мягкими наконечниками из кожи хорошо отбивают дробь.
3.Практическая работа.
Обсуждение формы барабана: похож на горшок, бочку, полено…
Барабан существует с древних времен. Материалом служил пустой ствол дерева; глиняные горшки, которые накрывали кожей, чтобы сохранить продукты.
Поэтапное выполнение:
1.Скатать шар большого размера и слегка сплющить его.
2.Скатать тонкие колбаски. На концы колбасок прикрепить маленькие шарики.
3.Украсить барабан с помощью налепов по замыслу ребят.
4.Творческая работа.
Придумать загадку про барабан, используя существенные признаки.
Занятие 5.
Тема: в лес за чудесами. Буква Д. Дерево.
1.Графические ассоциации.
2. Словарная работа.
На свете много чудес – больших и маленьких. Их дарят природа и люди. Надо уметь видеть чудеса!
Сегодня мы отправляемся в лес за чудесами!
- Что такое лес?
- Какие леса вы знаете? (березовая роща, дубрава, ельник, сосновый бор)
- Почему говорят, что лес – наше богатство?
Игра «Потопаем – похлопаем». Учитель называет разные слова, если это названия деревьев – ребята хлопают, если другие слова – топают.
На земле много необычных деревьев: дерево роща(баньян),железное дерево (самшит), хлебное, колбасное, молочное, конфетное.
А в нашем волшебном лесу живет дедушка Дерево!
- Каким вы его себе представляете? Опишите.
Дедушка Дерево.
У дедушки Дерева
Добрые руки-
Большие, зеленые, добрые руки…
Какая-то птица
В руках суетится.
Какая-то птица на плечи садится.
Жучище примчался
И сел
И качался,
И все восхищался,
И все восхищался!
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил…
У дедушки Дерева добрые руки –
Большие, зеленые, добрые руки.
Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять…
Чтобы всех покачать!
Чтобы всех покачать!
Э.Мошковская
- Если бы вы были художниками, какую картину нарисовали?
- 3.Практическая работа. Дерево счастья.
- Каким вы его представляете?
- Какие основные детали нужно слепить?
Обсуждение этапов выполнения работы; выбор исходных форм.
1.Ствол – толстая колбаска.
2.Крона - шар.
3.Основа дерева – кольцо из пластилина в основании. Если кольцо зеленого цвета, то оно станет травкой. По верхнему краю можно вытянуть «клювики» защипами.
4.Украшение кроны (по замыслу ребят)
4.Творческая работа.
Придумать историю о том, кому Дерево принесло счастье и какое.
Занятие 16.
Тема: буква П. Пингвин.
Графические ассоциации.
Словарная работа.
Загадка. Эта птица не летает,
- Кто это? (страус, курица, пингвин, индюк)
- Почему так много вариантов ответа? (признак несущественный)
В море плавает, ныряет.
А для серого птенца
Нет заботливей отца.
В Антарктиде среди льдин
Так живет толстяк…….
- Почему пингвина назвали толстяком?
- Если это птица, то есть ли у пингвина перья?
- Сегодня мы отправляемся за тридевять земель, на край света– в Антарктиду. Там живут самые удивительные птицы на Земле – пингвины. У них столько чудес!
-Можете ли вы их назвать?
Это единственные нелетающие птицы, которые прекрасно плавают. Они могут нырять на глубину полкилометра, плыть две-три недели, преодолевая при этом расстояния в тысячу километров, голодать несколько месяцев подряд и выдерживать 60-градусный мороз.
Но самое главное чудо еще впереди!
А начну я со сказки. (Е.Даровская-Волкова «Птичье молоко»)
- Откуда в природе птичьему молоку взяться?
- Но ведь есть такое выражение «птичье молоко». Как же оно появилось? Неужели это всего лишь название торта или конфет?
- «Птичье молоко» есть у пингвинов! Мама – пингвин откладывает одно яйцо и передает папам – пингвинам, которые держат его на лапах и согревают животом целых два месяца. А мамы отправляются в далекий путь, туда, где можно добыть пищу. Вернувшись, они начинают кормить пингвинят запасом принесенной с собой еды, она напоминает творожистую массу, поэтому и называется «птичье молоко».
- Новорожденных называют пуховиками. Как вы думаете, почему?
3.Практическая работа.
Этапы выполнения работы описаны в тематическом планировании.
Творческая работа.
Пингвин.
Белеет снег, белеет лед
Здесь Южный полюс – Антарктида.
Среди снегов идет-бредет
Пингвин задумчивого вида.
Вопросы важные ему
Все время не дают покоя:
«Я не летаю, почему?
Ведь я же птица! Что такое!»
Присел он грустно на снегу,
Пингвина мысли одолели:
«Нырять и плавать я могу…
Да что ж я, рыба, в самом деле?»
И кто ответит мне, друзья,
На эти сложные вопросы?
Живу на самом юге я –
Так где бананы и кокосы?
«Мне не понять людей! – сказал пингвин супруге,
У моря мы живем, на самом-самом юге,
И климат ровный здесь, и тишь, и воздух чистый,
Так что же отдыхать не едут к нам туристы?»
Л.Уланова
- Ребята, помогите пингвину найти ответы на его вопросы.
- Придумать сказку «О чем мечтает пингвин».
Заключение.
Работа посвящена важной проблеме в современном образовании – проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Термин «готовность к школе» воспринимается сегодня неоднозначно. С одной стороны – ценится наличие предметных знаний и умений, с другой – формирование и развитие познавательной деятельности ребенка.
Программа «Пластилиновая азбука» нацелена на формирование у ребенка учебно-познавательных мотивов и развитие компонентов деятельности и психических процессов, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Литература.
Развитие устной и письменной речи учащихся. Д.Б. Эльконин / Под редакцией В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой, ИНТОР Москва 1998
Воспитание творчества. Левин В.Л. «Пеленг» Томск 1992
Учимся общаться с ребенком: Руководство для восп. дет. сада. Петровский В.А. Виноградова А.М. Кларина Л.М. Стрелкова Л.П. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А.-М.: Просвещение, 1993
Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РО, проф. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вента-Граф, 2004
Пластилиновая Азбука Е.Данкевич, З.Сомичева Москва ОНИКС 21 век,2002
Приложение 1.
Литературная страничка
Рассказы. Сказки.
Л. Яхнин
Туфелька.
Щука нашла на дне реки утонувшую туфельку.
Она прилаживала ее на хвост, на плавник, на жабры. А куда же еще? Ведь ног у рыбы нет.
Тропинка.
Жук жаловался жужелице:
- Заяц съел мою тропинку!
- Разве можно съесть тропинку?- удивилась жужелица.
- А вон посмотри! – и жук показал на перекушенную травинку.
Кто упрямей.
Ослик увидел рака, который полз задом наперед.
- О! – подивился он. – Рак намного упрямее меня. Я упрусь – и ни с места. А он вдобавок еще и пятится.
Любопытный.
Шел по лесу заяц и увидел торчащий из кустов шнурок с помпоном.
- Какой замечательный шнурок! – воскликнул заяц, ухватился за него и потянул.
- Кто посмел меня дергать за хвост? – грозно спросил лев и высунулся из кустов.
В.Степанов
Драчуны
Нашли цыплята зернышко и давай толкаться, отнимать зернышко друг у друга. Так разошлись, что даже про зернышко забыли. Прибежала на крик курица. Стала она малышей успокаивать, а сама никак не поймет: из-за чего ее дети такой шум устроили?
Да и как тут понять, если зернышко давным-давно воробей склевал, стащил его у драчунов из-под носа.
Тамарова Крюкова
Кто прав?
ранним утром жучок шёл к муравью в гости и заблудился.
- Далеко ли до муравейника?
- далеко. Путь долгий. Поздним вечером доберёшься, - сказала медлительная улитка.
- Близко! Дорога короткая. Скок, скок – и на месте, - прострекотал быстрый кузнечик.
Задумался жучок. Где истина, а где ложь? Кто прав, а кто ошибается?
Стихи
Почему пингвины не боятся ангины?
Мне сказали, что пингвины
Не подвержены ангине.
Скарлатиной и бронхитом
И простудой, и отитом,
Не болеют почему-то
Эти птицы никогда.
Мы спросили у пингвина,
Может, есть рецепт старинный?
Может, крепкий чай с малиной
Рано утром пьют пингвины?
Захихикали пингвины,
Вводу прыгнули у льдины,
И плескались, кувыркались
И резвились целый день!
«Мы же с детства закалялись,
В ледяной воде купались!
И теперь болеть простудой
Стало нам ужасно лень!»
Н.Волкова
Вот так фокус!
Раз бледнолицый господин
На поезд взял билет один.
Он тих и скромен был на диво:
Всех поприветствовал учтиво,
В купе на цыпочках вошел,
Цилиндр положил на стол.
С таким попутчиком примерным
Соседям повезло безмерно.
Но тут, скажу по правде, братцы,
Пришло всем время удивляться.
Вдруг из цилиндра вылез кот,
Два зайца, ежик и енот.
Медведь, медведица, две львицы.
Народ подумал – это снится.
Но, к счастью, вылезла потом
И дрессировщика с хлыстом.
А после – бравые ребята
Наездники и акробаты,
Канатоходцы и жонглеры,
Цыгане – лучшие танцоры,
А что же тихий господин,
Что взял в купе билет один?
Он просто фокусником был,
В цилиндре цирк перевозил,
Но если далеко до места,
Сидеть в цилиндре слишком тесно.
Т.Крюкова
Ах, родители-крокодители
Жил да был крокодильчик на свете,
Он как все крокодильские дети
Каждый день на рояле бренчал
И турецкий язык изучал!
Рано утром ребёнка будили,
В крокодильскую школу водили.
Он стоял у зелёной доски,
Зеленел от зелёной тоски.
У ребёнка-крокодилёнка
На учёбу ушла вся силёнка
Ах, родители-крокодители,
Пожалейте крокодилёнка!
Пётр Синявский
Арбуз
Это было в сентябре –
Пожелтели во дворе
Ветки.
Не корабль, не сухогруз –
Плыл по улице арбуз
В сетке.
Долго плыл арбуз… потом
Как нырнёт в огромный дом
Белый!
Кто-то дверь открыл ему.
Кто-то щёлкнул по нему…
- Спелый?
Прилетела вдруг пчела.
И толпились у стола
Дети.
- Ой, какой арбуз большой!
- Может, он один такой
На свете?
- Даже резать жалко…
Всё же
Папа взял огромный нож
Ужасный!
Замер нож на полпути…
- Ну, арбуз, не подведи!
- Красный!
М.Лукашина
Пёстрый барабанщик
На цепи сидит щенок
И скулит, бедняга:
Не уйдёшь… Запрещено…
Никуда ни шага…
На цепи сидит щенок,
Но не так он одинок –
У него есть друг-приятель.
Это дятел, пёстрый дятел!
Прилетает он к щенку
Разогнать его тоску.
Прилетает на заре
И с утра пораньше
Барабанит по коре,
Барабанит по коре
Пёстрый барабанщик!
Пёстрый, с розовым брюшком
Барабанит над щенком,
Барабанит над щенком.
Лает с радостью щенок:
Мол, спасибо, дятел,
Без тебя бы жить не мог,
Я с тоски бы спятил!
А.Барто
Ёжик
- Ёжик, ёжик, помоги:
Прохудились сапоги!
Дай сапожнику иголку,
Что сидеть ему без толку?
Усмехнулся старый ёж:
- Что такой иглой сошьёшь?
Все мои иголки
И остры и колки,
Но они не для шитья –
Для спокойного житья!
С.Пшеничных
Торопыжки
Две сороконожки,
Две подружки
Повстречались
На одной дорожке.
А потом здоровались:
Друг дружке
Час – без передышки
Жали ножки…
Так же как здоровались –
Прощались:
Жали ножки
Час без передышки
… Только жаль,
Совсем не пообщались.
Слишком торопились
Торопыжки…
С.Белорусец
Пожилая старушка из Бресат
Себе шляпу слепила из теста
Выпьет чего глоточек
И от шляпы кусочек
Съест на завтрак старушка из Бреста
Т.Логачёва
Летучий котёнок
Котёнок задумался, сидя на крыше:
«Все знают – бывают летучие мыши.
Но надо признать, хоть, конечно, обидно,
Что кошек летучих в округе не видно».
Котёнок подумал: «Так жить не годится!
И кошки сумеют летать, словно птицы!»
Нашёл он пропеллер, приделал к хвосту,
Подпрыгнул – и тут же взлетел в высоту!
Он с дуба спугнул двух грачей и ворону,
Он мягкое облако лапою тронул…
Пропеллер, надёжно надетый на хвост,
До солнца домчит, до луны и до звёзд!
Вот снизу собаки бегут по дорожкам,
Кричат: «Посмотрите, летучая кошка!»
А он обгоняет синичек и пчёл
И думает: «Я – настоящий орёл!»
Л.Уланова
Случай у реки
Как-то раз я гулял возле речки
И кормил диких уток,
Как вдруг
На реке показались колечки –
Это в воду упал майский жук.
Криволапый такой, неказистый,
С выразительными глазами,
Спинкой бежево-золотистой
И метёлочками-усами.
Майский жук на волнах покачался,
А потом он застыл отчего-то.
И я сразу же догадался:
Ему плавать совсем неохота.
Я ладошку бедняге подставил,
Жук обсох, головой повертел.
Крылья бархатные расправил,
Зажужжал – и домой полетел…
Е.Явецкая
Осьмиручка
Болтают, будто Осьмиручка
Такая жадина и злючка!
За всё и всех она хватается
И утащить к себе пытается.
А вы представьте: стало вдруг
У вас у всех по восемь рук.
Тогда вы сможете понять:
Их чем-то хочется занять!
Л.Уланова
Медвежата
Много странного на земле,
Чудеса как из ушата.
Ты подумай: в феврале,
В снежном, вьюжном феврале,
Рождаются медвежата.
Ни травы, ни ягод нет,
А они пришли на свет.
И мне кажется порой,
Что под шубой снеговой
Потеплела вся земля
С половины февраля.
И всё дальше в час заката
Оттого, что там, в берлогах,
Меж дубов и елей строгих,
Рождаются медвежата.
М.Моравская
Воробей
Заманчивая птица,
Свободный воробей.
Он на окно садится,
А вот поймать сумей!
Вся жизнь его, как праздник:
Вспорхнул из-под куста
И без опаски дразнит
Дворового кота.
Он с кем захочет, дружит,
С кем дружит, с тем летит,
Ему скакать по лужам
Никто не запретит.
Не хочет спать – не ляжет,
И не пойдёт домой.
Ему никто не скажет:
Алеша, руки мой!
А.Тимофеевский
Велосипед
Смотрят все ребята, друзья и соседи
На смелость и ловкость мою.
Еду, еду, еду на велосипеде
И песенку громко пою.
Еду всё быстрей, ничего не боюсь я.
Лечу через двор во весь дух.
Остаются сзади цыплята и гуси,
И наш очень важный петух.
Я верчу педали туда и обратно,
Хотите, друзья, прокачу?!
Я могу догнать даже старшего брата,
Но я.. просто я не хочу.
Мой велосипед самый лучший, блестящий,
Катаюсь на нём три часа.
У него звонок и фонарь настоящий
И три! Целых три колеса!!!
З.Петрова
Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
К.Чуковский
Сказка о прыткой улитке, которая хотела купить кибитку
Как-то раз
Улитка к другу
Шла с визитом –
На обед…
Ждал кузнечик…
Вот уж вечер, -
Где улитка?
Нет как нет!..
Выходил он
За калитку
Гостью милую
Встречать…
А улитка
Очень прытко
Одолела…
Метров пять!
Ночью вдруг
Остановилась,
Удивилась:
«Как же так?
Так спешила,
Торопилась, -
Проползла
Всего – пустяк!..
Запыхалась,
Задохнулась,
Отдышаться
Не могу!..»
И обратно
Повернула:
«Завтра снова
Побегу!
Это – первая
Попытка,
Надо будет
Повторить!..
Может быть,
Купить кибитку
И лошадку
Прикупить?..
Я сама себе –
Кибитка,
И лошадка,
И седок!..»
«Просто пытка –
Ждать улитку», -
Говорит
Её дружок.
Ш.Галиев
Подари мне щенка
Я беззаботно жил, Привык
Мой лохматый
Ученик…
Сам таким бы
Стать не смог –
Воспитал меня
Щенок!
Он на выставке собак
Выполнял заданья так,
Что решили судьи дружно:
- Наградить медалью нужно!
… Незаметно,
День за днём
Мы растём
С моим дружком…
И не знаю
Я сейчас:
Кто воспитанней
Из нас?..
Пока
Не подарили мне щенка…
Мы с утра
Гулять бежим.
Нужен малышу
Режим.
Он не станет
Есть один –
Вместе
По часам едим.
С ним
Гуляем перед сном
И в мороз
И под дождём…
Точен стал,
Опрятен я,
Чтобы брал
Пример с меня, -
К аккуратности
Ш.Галиев
Загадки
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он в лужи стекла,
Сделал снежными сады
(мороз)
Стоит Алёна:
Платок зелёный
Тонкий стан
Белый сарафан
(берёза)
В шубе – летом,
А зимой – раздетый
(лес)
Он в мундире ярком
Шпоры – для красы,
Днём он – забияка,
Поутру – часы.
(петух)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала
(ёжик)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке ледяной
(медведь)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору
(заяц)
Косоглазый, маленький,
В белой шапке, в валенках.
(заяц)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
(паук)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
(черепаха)
По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Но откусит… (крокодил)
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
(лягушка)
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт –
Другой наживёт.
(ящерица)
Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не поставлю,
Упадёт он без меня.
(велосипед)
С.Маршак
Когда черен – кричлив и задорен,
А покраснеет – сейчас и присмиреет.
(рак)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине
(улитка)
Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(телевизор)
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(шляпа)
Мчат колёса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это я еду я бегом.
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И сижу на бегу!
И машину кручу,
И качусь, как хочу.
(велосипед)
Он и пляшет, и поёт,
И гудит, как самолёт,
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.
(юля)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(самолёт)
В песках дорога далека,
Зелёной травки нет,
Поэтому два рюкзака
Он носит на спине.
(верблюд)
Марк Шварц
Какие такие прыгучие мамы
Кладут малышей не в кровать, а в карманы?
(кенгуру)
Татьяна Бокова
Он живёт на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног.
(паук)
Инна Гамазкова
Комаров и мошек ловит,
Говорит: «Квак вкусно! Квак!»
Их в кастрюльке не готовит,
А съедает просто так!
(лягушка)
Мила Уланова
Приложение 2.
Список детской литературы.
В.Степанов «Драчуны»
Н.Николаева «Ель-корабль»
В.Бахревский «За ножку, за ручку»
А.Усачев «Школа Снеговиков»
Эфиопская народная сказка «Пять пальцев»
Г.Николаева «Сказка про сороку»
Г.Николаева «Про вор-воробья и мышку-воришку»
Л.Пантелеев «Буква ты»
И.Жуков «Что случилось в день комара»
Индийская сказка «Мыши и слоны»
Н.Красильникова «Кот, который летал»
С.Силин «Куда исчезает снег?»
Т.Крюкова «Кто прав?»
Е.Даровская-Волкова «Птичье молоко»
Е.Даровская-Волкова «Зимняя сказка»
М.Пляцковский «Как попался кот на удочку»
М. Пляцковский «Добрая лошадь»
С.Черный «Как кот сметаны поел»
А.Тихонов «Царевна-лягушка»
И.Шевчук «Подарок»
Д.Селиверстова «Танцующий ветер»
В.Хесин «Мышище» «Коты-рыболовы»
Т.Крюкова «Почему страус летать не умеет?»
Ю.Носков «Неудачливый рыбак»
Ада Цодикова «Мышонок и бабочка»
Ю.Дмитриев «Красный и зеленый» «Как летает паучишка»
Н.Сладков «Суд над декабрем»
«Как медведя переворачивали»
«Бюро лесных услуг»
«Непослушные малыши»
В.Бианки «Теремок»
«Хвосты»
«Чей нос лучше?»
Э.Шим «Кому достался белый гриб»
«Как воробей теплый угол искал»
«Как бобренок плотину строил»
Г.Скребицкий Счастливый жучок»
М.Пришвин «О чем шепчутся раки»
Н.Сладков «Медведь-дармоед» «Тень»
В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.Катаев Цветик-семицветик»
А.Суконцев «Как ежик шубку менял»
Н.Абрамцева «Гном Скрипленок»
Берестов «Честное гусеничное»
1 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996
2 Русские народные загадки, пословицы, поговорки (сост. авт. вступ ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990)