ГОУ ТО «Новогуровская школа для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано Утверждено
«____» __________ «_____»______________
Зам. Директора по УВР Директор
__________Л.В.Сверчкова _________Н.Я.Коврижко
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
( рабочая программа)
по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
для___2___класса
на 2015 – 2016 уч.г.
учитель начальных классов
А.Б.Черемных
Принята решением педагогического совета
Протокол №___1__ от « _28_»__08____2015г
Рассмотрена на заседании МО начальных классов
Протокол №___1__ от « _26_»__08____2014г
Руководитель МО ________С.И.Ткаченко
п. Новогуровский
2015 г.
Пояснительная записка.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и разговор. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Рабочие программы составлены на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида для 1 – 4 классов под редакцией В. В. Воронковой (Москва. Просвещение. 2013 г.)
Основными законодательными актами являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, ст. 13)
- Закон Тульской области от 30.09.2013 №1989-ЗТО«Об образовании» (2013г )
- Приказ департамента образования Тульской области «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов Тульской области» от 23.07.2009 г. № 1035.
Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы (Приказ Министерства образования и культуры Тульской области от 30. 11. 2012г. № 797, Положением о рабочей программе по учебному предмету от 26.03.2012г. (протокол № 5).
Цель:
направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;
расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире; получение некоторых представлений о мире, который находится вне поля чувственного опыта;
обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащение словарного запаса учащихся.
Общая характеристика предмета.
Развитие устной речи является специфическим предметом для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем и речевом развитии от своих сверстников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане по данному предмету составляет 1 час в неделю, 34 часа.
Содержание программы:
2 класс ( 1 ч в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
· Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
· Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
· Дом, квартира, домашний адрес.
· Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
· Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
· Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
· Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
· Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
· Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
· Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
· Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
· Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
· Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
· Домашние и дикие животные. Сравнение.
· Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
· Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
· Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
· Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
· Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
· Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
· участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
· составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
· названия и свойства изученных предметов и их частей;
· обобщающие названия изученных групп
Учебно-тематический план.
№ раздела, темы | Название раздела, темы | Количество часов (всего) | Практические работы | Экскурсии |
1. | Дом, квартира, домашний адрес. | 1 | | 1 |
2. | Школа, пришкольный участок. | 2 | | 1 |
3. | Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения. | 1 | | |
4. | Сезонные изменения в природе. | 5 | | 5 |
5. | Овощи и фрукты. | 3 | 1 | |
6. | Деревья. | 1 | 1 | 1 |
7. | Семья. | 1 | | |
8. | Одежда. Уход за одеждой. | 2 | 1 | |
9. | Обувь Уход за обувью. | 1 | 1 | |
10. | Комнатные растения. | 2 | 1 | |
11. | Птицы. | 3 | | 1 |
12. | Дикие животные. | 1 | | |
13. | Домашние животные. | 1 | | |
14. | Домашние и дикие животные. Сравнение. | 1 | | |
15. | Охрана здоровья. | 3 | | |
16. | Раннецветущие растения. | 2 | | 1 |
17. | Насекомые. | 2 | | |
18. | Птицы и насекомые. Сравнение. | 2 | | 1 |
Всего | | 34 | 5 | 11 |
Календарно-тематический план.
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Примечание |
| | 1 четверть | |
1. | | Дом, квартира, домашний адрес. | |
2. | | Школа. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Экскурсия по школе. | |
3. | | Пришкольный участок. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр. Экскурсия по школьному двору. | |
4. | | Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зелёный свет светофора. Р. К. Алексинская автостанция. | |
5. | | Осень в природе. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных в начале осени. Ведение календаря природы. Р. К. Осень в средней полосе России. | |
6. | | Овощи: морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука. Практическая работа по посадке лука в ящики. | |
7. | | Фрукты: яблоки, груши. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. | |
8. | | Овощи и фрукты. Сравнение. Р. К. Овощи и фрукты нашей местности. | |
9. | | Деревья: берёза, клён. Экскурсия в лес для ознакомления с изучаемыми растениями. Сбор семян для подкормки птиц. Р. К. Лиственные деревья Тульского края. | |
| | 2 четверть | |
1. | | Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. | |
2. | | Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. | |
3. | | Практическая работа по уходу за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение). | |
4. | | Обувь. Ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши. Обувь для улицы и для дома. Практическая работа по уходу за обувью (мытьё, чистка щёткой, хранение). | |
5. | | Зима в природе. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных в начале зимы. Ведение календаря природы. Р. К. Приход зимы в нашем крае. | |
6. | | Комнатные растения. Фикус, бегония. Узнавание и называние. | . |
7. | | Практическая работа по уходу за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). | |
| | 3 четверть | |
1. | | Птицы. Ворона. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | |
2. | | Птицы. Воробей. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку. | |
3. | | Экскурсия в парк для проведения наблюдений за поведением птиц. Подкормка птиц зимой. Р. К. Перелётные и зимующие птицы Тульской области. | |
4. | | Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. | |
5. | | Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. | |
6. | | Домашние и дикие животные. Сравнение. | |
7. | | Экскурсия в природу для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных в феврале. Р. К. Февраль в нашей местности. | |
8. | | Охрана здоровья. Части тела человека. | |
9. | | Волосы. Уход за волосами (стрижка, расчёсывание). | |
10. | | Кожа. Уход за кожей (умывание, Мытьё). Ногти. Уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытьё рук и ног. | |
| | 4 четверть | |
1. | | Весна в природе. Экскурсия в природу для проведения наблюдений за сезонными изменениями, происходящими в природе, жизни растений и животных. Ведение календаря природы. Р. К. Весна в средней полосе России. | |
2. | | Раннецветущие растения. Медуница, мать - и – мачеха. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Р. К. Раннецветущие растения Тульского края. | |
3. | | Экскурсия в лес для ознакомления с изучаемыми растениями | |
4. | | Насекомые. Жук. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Р. К. Насекомые Тульского края. | |
5. | | Насекомые. Бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. | |
6. | | Птицы и насекомые. Сравнение. | |
7. | | Экскурсия в лес для проведения наблюдений за поведением птиц и насекомых. | |
8. | | Экскурсия в природу для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных в конце весны. Ведение календаря природы. | |
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ.
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
-полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
ОЦЕНКА «5»
- понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
ОЦЕНКА «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи;
ошибки исправляет только с помощью учителя.
ОЦЕНКА «3» - материал излагается недостаточно полно и
последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет
при постоянной помощи учителя и учащихся.
ОЦЕНКА «2»- незнание большей части изучаемого материала, не
использует помощь учителя и учащихся..
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
ОЦЕНКА «5» - за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником;
ОЦЕНКА «4» - за работу с 1 - 2 - ошибками;
ОЦЕНКА «3» - за работу с 3 -5 ошибками;
ОЦЕНКА «2»- за работу с 6-8 ошибками.
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | | Реквизиты программы | УМК учителя | УМК обучающихся |
Федеральный компонент | Региональный компонент Региональный Региональный Компонент | Школьный компонент |
2 | 1ч | 10% | | Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2013. | 1.Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под ред. кандидата пед. Наук В. Г. Петровой. М.: «Просвещение» 2. Соколова Ю. А. Развитие речи. М.: Эксмо, 2006. | Худенко Е. Д., Фёдорова Г. А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекцион.) школ VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2003. |
Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Детские электронные презентации http://viki.rdf.ru/cat/musika/