№ | Тема | Цель занятия | Содержание | Часы | |
5 КЛАСС | |
Адаптация | |
1. | Здравствуй, пятый класс! | - прощание с начальной школой; - помощь детям в прояснении своих целей на время обучения в пятом классе. | Упражнение «Найди того, кто...» Упражнение «Прощание с начальной школой» Упражнение «Мои цели» Обсуждение особенностей планирования и постановки целей | 1 | |
2 | Диагностика | Определение уровня развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций. | Опросник мотивации Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника Анкета «Оцени поступок» Корректурная проба Анкета необитаемый остров Экспресс-методика тревожности у 5-ти классников в период адаптации | 1 | |
3. | Твоя школа такая, какой ты ее видишь | –выяснить отношение детей к школе и обучению; –сформировать позитивное отношения к школе и обучению –развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы; –способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; | Упражнение «3 самых ценных моих качества» Упражнение «Если весело живется, делай так» Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь» Упражнение «Пустой или полный» Дискуссия на тему занятия | 1 | |
4. | Узнай свою школу | — помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. | Игра на внимание Упражнение «Узнай свою школу» Дискуссия на тему занятия | 1 | |
5 | Что поможет мне учиться? | — помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; — способствовать формированию учебных навыков. | Игра на внимание Упражнение «Что поможет мне учиться» Упражнение «Правила поведения на уроке» Дискуссия на тему занятия | 1 | |
6 | Легко ли быть учеником? | — помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; — снизить школьную тревожность. | Притча о башмачнике Игра «Идеальный ученик» Дискуссия на тему занятия Упражнение «Незнайка» | 1 | |
7 | Чего я боюсь? | — научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; — снизить школьную тревожность. | Упражнение «Если весело живется, делай так» Упражнение «Чего я боюсь?» Упражнение «На ошибках учатся» Дискуссия на тему занятия Упражнение «Рисуем слово» | 1 | |
8 | Трудно ли быть настоящим учителем? | — расширение и обогащение навыков общения с учителями; — формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; | Дискуссия на тему занятия Упражнение «Слушаем внимательно» Упражнение «Интервью с учителем» | 1 | |
9- 10 | Стартовая диагностика | — диагностика уровня развития личностных, регулятивных и коммуникативных УУД — диагностика адаптации 5тиклассников к среднему звену — анкетирование | Опросник мотивации Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника «Как поступить?» Корректурная проба Анкета «Умеете ли вы слушать?» Анкета необитаемый остров Экспресс-методика тревожности у 5-ти классников в период адаптации | 2 | |
Сплочение коллектива | |
11- 15 | Наш класс | — формирование сплоченности в коллективе; — способствовать формированию навыков взаимодействия в группе. | Разминка Упражнение «Что я люблю делать» Упражнение «Портрет класса» Упражнение «Плот» Упражнение «Я люблю…Я не люблю…» Упражнение «Построение по признаку» Упражнение «Счет» Упражнение «Переправа» Упражнение «Узел» Упражнение «Поворот в прыжках» Упражнение «Хвост дракона» Упражнение «Передача движений» | 5 | |
Развитие внимания | |
16- 21 | Внимание! | — развитие способности к длительной концентрации внимания — развитие способности распределения и переключения внимания — развитие зрительного внимания — развитие устойчивости внимания | Беседа «Зачем человеку быть внимательным?» Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение «Не собьюсь» Упражнение «Наблюдательность» Упражнение «Муха 1» Упражнение «Селектор» Упражнение «Летает – не летает» Упражнение «Мой день Рождения» Упражнение «Ладошки» Игра «Съедобное – несъедобное» Упражнение «Муха» Упражнение «Самый внимательный» Упражнение «Телефон» Игра «Сантики-фантики» | 5 | |
Самопознание и оптимизация уровня самооценки 5 | |
22. | Зачем нужно знать себя? | — создать у учеников мотивацию на самопознание — способность к самопознанию и рефлексии учащихся | Упражнение «Цвет моего настроения» Самоанализ «Кто я? Какой я? Упражнение «Горячий стул» | 1 | |
23. | Я глазами других | — формировать способность к самоанализу — способствовать возникновению желания самосовершенствоваться — развивать способность принимать друг друга | Методика «Твое имя» Игра «Ассоциации» Методика «Закончи предложение» | 1 | |
24. | Самооценка | —дать понятие о самоценности человеческого «Я» — продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки | Методика «Самооценка» Дискуссия «Самое-самое» Методика «Моя вселенная» Методика «Анализ эмоций и поведения» | 1 | |
25. | Кто я? | — повысить самооценку детей — способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Упражнение «Нарисуй свое настроение» Упражнение «Найди меня» Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Обсуждение итогов занятия | 1 | |
26. | Ярмарка достоинств | — закрепить у учащихся навыки самоанализа — научить преодолевать барьеры на пути самокритики — развить уверенность в себе | Игра «Ярмарка достоинств» Упражнение «Вверх по радуге» | 1 | |
Этикет 7 | |
27. | Вежливость | —дать учащимся определение понятия «вежливость» —помочь осмыслить свое отношение к окружающим | Беседа на тему «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» Составление окдекса вежливости Добрые слова для каждого | 1 | |
28. | Зачем нужен этикет? | —формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения | Сюжетно-ролевая игра «День рождения» Презентация книг об этикете | 1 | |
29. | Приветствия | — познакомить учащихся с правилами приветствия — Обучить приветствиям | Знакомство с правилами приветствия Игра «Обмен приветствиями» Работа по карточкам (анализ занятия) | 1 | |
30. | Умение вести беседу | —познакомить учащихся с правилами ведения беседы — формировать навыки ведения беседы | Знакомство с правилами ведения беседы Игра-разминка «Поговорим» Упражнение «Инопланетянин» | 1 | |
31. | Телефонный разговор | —познакомить учащихся с правилами ведения разговора по телефону — формировать навыки ведения разговора по телефону | Знакомство с правилами ведения разговора по телефону Игра «Поговорим» | 1 | |
32. | В театре | — познакомить учащихся с правилами поведения в театре | Беседа Игра «Идем в театр» | 1 | |
33. | Принимаем гостей | —познакомить учащихся с правилами приема гостей | Обучающая игра «сервируем стол» Изучение правил поведения за столом | 1 | |
34. | Итоговая диагностика | Определение уровня развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций. | Опросник мотивации Методика определения уровня притязаний и самооценки школьника Анкета «Оцени поступок» Корректурная проба Экспресс-методика диагностики тревожности у 5-тиклассников | 1 | |
35. | Прощание | — помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе; — подвести итоги работы группы | Задание на лето Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?» Упражнение «Инь и Ян» Упражнение «Ставим цели» Упражнение «Доброжелательное послание» Подведение итогов занятий за год | 1 | |
6 КЛАСС | |
Развитие навыков общения | |
36 | Общение в жизни человека | — привить понятие о важности общения в жизни и развитии человека — познакомить детей с функциями и формами общения — объяснить, что общению нужно учиться | Беседа Тест «коэффициент моей общительности» Тест-игра «С тобой приятно общаться» | 1 | |
37 | Ошибки первого впечатления | — познакомить учеников с понятием «стереотип» — изучить, какие бывают ошибки при формировании первого впечатления и способы их преодоления | Информационный блок Упражнение «Встреча взглядами» Упражнение «Поиск сходства» | 1 | |
38 | Барьеры общения | — дать учащимся представления о вербальных барьерах общения — обучить альтернативным вариантам поведения — обучить анализу различных состояний | Введение понятия «барьеры общения» Психологический эксперимент | 1 | |
39 | Учимся слушать друг друга | — показать значимость собственного «Я» — подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими | Дискуссии «Слушать или слышать?» Тест «Умеете ли вы слушать?» Игра «Испорченный телефон» Игра «Пойми меня» | 1 | |
40-41 | Пойми меня | — формировать у учащихся умение понимать друг друга | Пословицы Игрушка-шутка «пойми меня» Упражнение «Рисование по инструкции» Упражнение «Испорченный телефон» Анкета «Умеете ли вы слушать?» Упражнение «Слушание в разных позах» | 2 | |
42 | Средства общения | — развитие навыков эффективного общения — продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, позы, контекст и т.д. | Информационный блок «Методы обратной связи» Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «Дистанция общения» Упражнение «Перебежчики и охранники» Упражнение «Поиск предметов» | 1 | |
43 | Общение без слов | — развитие социальной наблюдательности — развитие вербального взаимодействия | Упражнение «Копирование движений» Упражнение «Вавилонская башня» Упражнение «Необычное использование» Упражнение «Снежки» | 1 | |
44- 45 | Общение без слов (продолжение) | — развитие навыков невербальной коммуникации, — развитие экспрессивности — развитие умения расшифровывать невербальные сигналы других людей | Разминка «Сбор по голосам» Упражнение «Стеклянная дверь» Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «Выстраивание по росту» Упражнение «Разговор в рисунках» | 2 | |
46 | | — интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодейтвия с использованием арт-терапевтического метода | Рисуночная разминка «Достраивание композиции» Тематические рисунки Групповой коллаж | 1 | |
47 | Уверенное и неуверенное поведение | —формирование представлений об уверенном, неуверенном и агрессивном поведении — знакомство с формальной и содержательной стороной уверенного поведения | Тест «Уверенный ли вы в себе человек?» Правила поведения уверенного в себе человека | 1 | |
48 | | — знакомство с невербальными формулами уверенного, неуверенного и агрессивного поведения | Разыгрывание проблемных ситуаций (в 3х ролях) Упражнение «Запоминание позы» | 1 | |
49 | | — формирование навыка самопрезентации | Упражнение «Футболка с надписью» Упражнение «Сила слова» Упражнение «Зеркало» | 1 | |
50 | | — дать учащимся понятие о сильной личности — выработать навыки уверенного поведения — формировать негативное отношение к агрессии | Игра «Зубы и мясо» Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях» Игра «Вопрос – ответ» Игра «Поводырь» | 1 | |
52 | | — чувство собственного достоинства — вербальные и невербальные формы проявления чувства собственного достоинства — обратная связь | Беседа Упражнение «Скульптура» Игра «Сломанный телефон» | 1 | |
53 | Мои права и права других людей | — определить круг своих прав и своих обязанностей — разграничить своих прав и прав других людей | Упражнение «Мои права» Упражнение «Пирог с начинкой» | 1 | |
54 | Просьба | — научиться высказывать просьбы — научиться принимать согласие или отказ | Упражнение «Чемпионат» Упражнение «Интервью» Тест «Незаконченные предложения» | 1 | |
55 | Ищу друга | — помочь учащимся в самораскрытии — способствовать преодолению барьеров в общении — совершенствовать навыки общения | Объявление «Ищу друга» Упражнение «Закончи предложение» | 1 | |
56 | Кто такой настоящий друг? | — помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; —способствовать формированию навыков взаимодействия в группе. | Упражнение «Настоящий друг» Дискуссия на тему занятия Упражнение «Кляксы» | 1 | |
57 | Диагностики уровня развития регулятивных, коммуникативных и личностных УУД | — диагностика уровня развития личностных, регулятивных и коммуникативных УУД | Опросник мотивации Опросник школьной тревожности Филипса «Как поступить?» Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Тест «Самооценка конфликтности» | 1 | |
Профилактика конфликтного поведения 11 | |
58 | Почему люди ссорятся? | — познакомить учащихся с понятием «конфликт» — выявить особенности поведения в конфликтной ситуации — обучить способам выхода из конфликтной ситуации | Дискуссия Игра «Разожми кулак» Игра «Толкалки без слов» Игра «Да и нет» Обучение выходу из конфликта | 1 | |
59 | Предотвращение конфликтов | — выработать у детей умение предотвращать конфликты — закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации | Игра «Перетягивание каната» Отработка навыков предотвращения конфликтов Игра «Петухи» Тест «конфликтный ли ты человек?» | 1 | |
60 | Конфликт или взаимодействие? | — развить навыки общения и разрешения конфликтов; — научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | Упражнение «Назови эмоцию» Игра «Чаша чувств» Упражнение «Конфликт или взаимодействие?» Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации» | 1 | |
61 | Нужна ли агрессия? | — дать учащимся представление об агрессивном поведении — выработать приемлемые способы разрядки гнева и аггрессии | Притча о змее Введение понятия «агрессия», виды агрессии Упражнение «Выставка» | 1 | |
62 | Мои проблемы | — познакомить учащихся с термином «проблема» — научить осознавать проблемы и их обсуждать — отработать навыки решения проблем | Игра «Диалог со своим мозгом» Схема решения проблемы Упражнение с шарами | 1 | |
63-66 | Обиды | — объяснить учащимся понятие «обида» — Выявить способы борьбы с обидой | Обсуждение «Что такое обида?» Упражнение «Послание самому себе» Упражнение «Детские обиды» Упражнение «Рисуем обиду» Упражнение «Я обижаюсь, когда…» Упражнение «Как выразить обиду и досаду» Упражнение «Копилка обид» Обсуждение «Что делать с текущими обидами? Как в дальнейшем относится к обидчику?» Прощение обиды | 4 | |
67 | Критика | — познакомить учащихся с понятием «критика» — отработать навыки правильного реагирования на критикую | Игра с мячом «Что звучит обидно?» Упражнение «Я-сообщение» | 1 | |
68 | Комплементы или лесть? | —научить видеть положительные качества у других людей —познакомить с понятием комплимент | Беседа на тему «Комплимент или лесть?» Чтение рассказа А.П.Чехова «Симулянты» Упражнение «Скажи комплимент» Словарики комплиментов | 1 | |
69 | Груз привычек | —совершенствовать у учащихся навыки самоанализа —продумать способы избавления от вредных привычек | Упражнение «Обмен комплиментами» Работа по теме. Обсуждение, какие бывают вредные привычки и способы избавления от них Релаксация «Вверх по радуге» | 1 | |
70 | Азбука перемен | —закрепить у учащихся полученные знания —помочь участникам поверить в собственные силы | Упражнение «Азбуку перемен» Упражнение «Нарисуем жизнь» Игра «Я бросаю мяч» | 1 | |