СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа Радости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа прешкольной подготовки  детей

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа Радости"»




Программа

«Школа радости»


Пояснительная записка

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.

Основополагающие идеи программы:

- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

- создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;

- формирование психологической готовности к школе.

Цель программы: создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

- мотивационный;

- интеллектуальный;

- произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).  

Основные задачи программы:

-формирование учебной мотивации;

-развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие фонематического слуха;

-развитие мелкой моторики;

-развитие творчески активной личности;

-развитие координации движений;

-формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах.

Принципы организации обучения:

-Принцип системно-деятельностного подхода  

-Принцип интегрированного характера занятий

-Учет возрастных и  индивидуальных особенностей   детей.  Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

-Вариативность содержания и форм проведения занятий

-Систематичность и последовательность занятий

-Сознательность и творческая активность

-Наглядность.

-Доступность и достаточность.

-Единство воспитания и развития ребенка. 

Обязательные условия проведения занятий:

-использование игровых методов преподавания;

-смена видов деятельности;

-использование технологии непрерывного образования;

-положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

-отсутствие каких-либо отметок;

-открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

Организация    воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает использование технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанной на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.  Также  реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

      Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.  Применяются  развивающие дидактические игры и практические задания, творческие упражнения, аналитико-синтетические действия.
     Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получит специальные сведения, расширит систему знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. Дети, помимо специальных, учебных умений, приобретут первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.   

     Успешность подготовки детей к школе во многом зависит от работы педагогов с семьей. Она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к  основному виду деятельности – игре;

- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет  реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. 

Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей

Порядок организации работы «Школы радости»:

продолжительность обучения: март – май;

режим занятий:  2 раза в неделю во вторник и четверг по 2 занятия по 30 минут.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих разнообразные направления деятельности.

Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в направлениях:

- Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе.

- Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа.

- Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

- Развитие речи. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

- Знакомство с окружающим миром.

- Развитие мелкой моторики.

Формы и методы организации деятельности:

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Ожидаемый результат:

- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

- формирование его готовности к систематическому обучению.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

- свободно считать в пределах 10;

- сравнивать числа в пределах 10;

- знать «соседей» числа;

- решать простые задачи (в одно действие);

- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

- пересказывать небольшие тексты;

- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

- выполнять на слух инструкции;

- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;

- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты:

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;

понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками  к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

слушать и понимать речь других;

учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

строить понятные для партнера высказывания;

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе

Мониторинг результатов.

Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.

Отслеживание результатов развития детей осуществляется педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний.

Диагностика: (возможные методики)

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Методика Джекобсона по определению объема памяти.

Методика по определению концентрации и распределения внимания

Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Методика для выявления уровня развития образных представлений

Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)









Учебный план

 

Наименование курса

Количество часов в неделю

Всего количество часов

1.

Развитие речи.

1

22

2.

Математика

1

22

 

Итого:


44




Календарно-тематический план «Развитие речи»


п/п

Темы занятий


Количество часов


дата

1

Введение в школьную жизнь

1

10 марта

2

Игрушки.

1

15 марта

3

Человек. Части тела.

1

17 марта

4

Осень. Овощи. Фрукты.

1

22 марта

5

Дом, мебель.

1

24 марта

6

Электроприборы.

1

29 марта

7

Семья.

1

31 марта

8

Посуда. Продукты питания

1

5 апреля

9

Материалы и инструменты

1

7 апреля

10

Зима. Зимняя одежда.

1

12 апреля

11

Дикие животные.

1

14 апреля

12

Дикие животные готовятся к зиме.

1

19 апреля

13

Домашние животные и птицы, и их детеныши.

1

21 апреля

14

Птицы.

1

26 апреля

15

Транспорт. Правила дорожного движения.

1

28 апреля

16

Наш город, улица.

1

3 мая

17

Весна. Лес. Деревья.

1

5 мая

18

Профессии. Строительство.

1

10 мая

19

Грибы

1

12 мая

20

Лето. Цветы травы.

1

17 мая

21

Насекомые

1

19 мая

22

Здравствуй, лето!

1

24 мая

Всего

22







Содержание курса


1. Игрушки.

Беседа об игрушках. Развитие интеллекта, памяти, воображения, внимания, пространственной ориентации. Игры «Самый зоркий», «Идем в магазин», «Телефончик», «Предмет в мешочке».

2. Человек, части тела.

Беседа о частях тела человека. Работа со звуками. Работа с пословицами. Игра «Найди отличия». Беседа – режим дня.

3. Осень.

Беседа об осени. Отношение: часть – целое. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Понятие звук. Игры «Что пропало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?».

Распознавание овощей. Отгадывание загадок. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту, пересказ. Слова антонимы (без введения понятий). Понятие «предложение». Развитие слуха. Рисование узора из овощей. Распознавание фруктов. Составление рассказа по картинке «Сбор урожая». Подбор слов признаков. Понятие «слово». Рисование фрукта по желанию. Раскрашивание.

4. Дом, мебель.

Словообразование и словоизменение. Образование однокоренных слов. Беседа о домах, мебели. Знакомство с понятием «Гласные звуки». Раскрашивание. Штриховка.

5. Электроприборы.

Беседа об электроприборах и их назначениях. Материалы, из которых они сделаны. Отгадывание загадок. Составление рассказа по серии картинок. Рисование узоров.

6. Семья.

Знакомство с понятием «согласные звуки». Различие гласных и согласных звуков. Беседа о семье.

7. Посуда. Продукты питания.

Развитие мелкой моторики. Работа над развитием речи. Игры на внимание. Раскрашивание посуды. Подбор прилагательных – антонимов (без введения понятий).

8. Материалы и инструменты.

Развитие мелкой моторики. Беседа об инструментах. Составление рассказа по картинкам (серия). Игры «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Письмо элементов.

9. Зима. Зимняя одежда.

Беседа о природе зимой. Работа с пословицами. Работа со словами антонимами, подбор признаков к предметам, предметов к действиям. Составление предложений, рассказа по картинке. Рисование на тему «Зима».

10. Дикие животные.

Знакомство с животными. Отгадывание загадок. Сравнение животных, подбор подходящих слов для животных. Письмо элементов букв.


11. Дикие животные готовятся к зиме.

Игры на внимание. Чтение и пересказ текста. Беседа о том, как готовятся животные к зиме. Игра «Чей дом?». Понятие «слог». Письмо элементов букв и узора.

12. Домашние животные.

Беседа о домашних животных. Отгадывание загадок. Распознавание звуков. Игры «Кто как разговаривает», «Кто чем защищается». Развитие силы голоса. Работа со звуками. Расширение словаря. Составление по картинке предложений. Развитие мелкой моторики. Раскрашивание рисунков. Письмо элементов букв.

13. Птицы.

Игра с пальчиками. Упражнения для дыхания. Беседа о перелетных птицах и зимующих, их причинах. Игры «Исправь ошибку», «Чьи крылья?». Ответы на вопросы.

14. Транспорт. Правила дорожного движения.

Игра с пальчиками. Беседа о транспорте. Беседа о правилах дорожного движения. Виды транспорта. Составление рассказа по картинке. Чистоговорки. Работа с текстом. Раскрашивание машин.

15. Наш город. Улица.

Беседа о городе. Беседа об улицах, на которых живут дети. Адрес ребенка.

Звуковой анализ. Письмо элементов букв.

16. Весна.

Запоминание месяцев. Слова-антонимы (без введения понятий). Беседа о погоде весной. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Рисование на тему «Весна». Упражнения для развития пальцев. Работа со звуками. Деление слов на слоги. Письмо узоров. Беседа о лесе, деревья. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста.

17. Профессии. Строительство.

Работа над развитием словарного запаса. Узнай звук в словах. Беседа о профессиях.

18. Грибы.

Знакомство с грибами. Понятие съедобные и несъедобные грибы. Составление представлений по картинке. Заучивание стихотворения для массажа пальцев. Работа по определению звуков. Понятие «речь». Игра «Ласковое словечко».

19. Лето. Цветы, травы.

Игра – путешествие «В стране цветов». Рисование цветов по воображению.

20. Насекомые.

Беседа, чтение рассказа, пересказ о насекомых. Игра «Какие насекомые спрятались?»

21. Здравствуй, лето.

Развитие речевого дыхания. Беседа о ягодах, о заготовках. Игра «Ласковое словечко», «Дополни предложение», «Что лишнее?». Чтение текста, ответы на вопросы, пересказ.
















Календарно-тематический план «Математика»


п/п

Темы занятий


Количество часов


дата

1

Свойства предметов.

1

10 марта

2

Счет предметов.

1

15 марта

3

Пространственные отношения.

1

17 марта

4

«Один», «много».

1

22 марта

5

Счет предметов.

1

24 марта

6

Счет предметов.

1

29 марта

7

Точка. Прямая.

1

31 марта

8

Сравнение предметов.

1

5 апреля

9

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

7 апреля

10

Счет предметов.

1

12 апреля

11

Угол. Виды углов.

1

14 апреля

12

Разные и одинаковые.

1

19 апреля

13

Геометрические фигуры.

1

21 апреля

14

Лево. Право.

1

26 апреля

15

Длинный. Короткий.

1

28 апреля

16

Тяжёлый. Легкий.

1

3 мая

17

Логические задачи.

1

5 мая

18

Сравнение групп предметов.

1

10 мая

19

Решение задач.

1

12 мая

20

Решение задач.

1

17 мая

21

Решение задач.

1

19 мая

22

Решение задач.

1

24 мая

Всего

22





Содержание курса


  1. Свойства предметов.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

  1. Счет предметов.

Логические задачи. Обведение руки. Раскрашивание (штриховка).

3. Пространственные отношения.

Сравнение предметов по форме, цвету. Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева.

4. Один - много.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

5,6 Счет предметов.

Счет предметов прямой и обратный. Число 1 и цифра 1.

Число 2 и цифра 2.

7. Точка. Прямая.

Представление о точке и линии. Представление об отрезке и луче.

8. Сравнения предметов.

Игры «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Счет предметов. Число 3 и цифра 3.

9. Замкнутая и незамкнутая линии.

Подбор признаков к предметам, предметов к действиям. Представление о замкнутой и незамкнутой линиях, о ломаной и многоугольнике.

10. Счет предметов .

Счет предметов до 10 и обратно. Число 4 и цифра 4. Письмо элементов цифр. Штриховка.

11. Угол. Виды углов.

Представления об углах и видах углов, о числовом отрезке.

12. Разные и одинаковые.

Письмо элементов букв. Счет предметов. Сравнения. Число 5 и цифра 5.

13. Геометрические фигуры.

Ответы на вопросы. Счет до 10. Штриховка. Письмо элементов. Узор из геометрических фигур. Сравнение предметов.

14. Лево. Право.

Письмо элементов. Понятия «вправо, влево».

15. Длинный . Короткий

Пространственные отношения длиннее, короче. Временные отношения раньше, позже.

16. Тяжелый. Легкий.

Письмо узоров. Число 6 и цифра 6.Счет листочков (дерево). Игры «Что пропало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?». Запоминание не менее 10 предметов. Отношения: тяжелее, легче.

17. Логические задачи.

Счет предметов. Логические задачи. Заучивание стихов. Рисование узоров. Число 7 и цифра 7.

18. Сравнение групп предметов.

Игры «Один – много». Рисование по шаблону гриба. Штриховка. Число 8 и цифра 8.

19-22. Решение задач.

Решение логических задач. Письмо элементов букв. Число 9 и цифра 9. Число 0 и цифра 0. Работа со счетными палочками. Понятия «объем, площадь». Работа в тетрадях. Письмо элементов. Число 10.