 | государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж предпринимательства» |
рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература. Литература
2015
Программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена
для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ и ППКРС СПО) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж предпринимательства»
Разработчики:
Жулега В.В. - ГАУ КО «Колледж предпринимательства», преподаватель
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от 28.08.2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература. Литература
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
09.02.03 Мастер по обработке цифровой информации;
23.01.03 Автомеханик;
35.01.03 Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства;
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Место дисциплины в структуре
Учебная дисциплина Русский язык и литература. Литература является составной частью общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык и литература обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
понимания и оценки русской и иноязычной литературы, формирования культуры межнациональных отношений
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: |
практические занятия | 85 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: |
- чтение художественной литературы; - написание творческих работ - подготовка докладов, сообщений, презентаций - работа со словарями | 36 24 19 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины | Русский язык и литература. Литература |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Введение | | 3 | |
Тема 1.1. «Девятнадцатый век» как культурное единство | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Писатель и эпоха. Литературный процесс. Общественно-историческая и культурная жизнь | 1 | 1 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Входной контроль |
2 | Заполнить таблицу «Литературные направления конца XVIII – первой половины XIX вв.» (гл. «Новая русская литература: направления и поколения», стр. 28-34) |
Самостоятельная работа обучающихся Дать определения реалистических жанров, используя словарь литературоведческих терминов и материал учебника | 1 |
Раздел 2 Первый период русского реализма | | 21 |
Тема 2.1 Общая характеристика | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Эпоха. Писатель. Герой. Сквозные темы в литературе первой половины 19 века | 0 | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Заполнить таблицу «Эволюция образа героя в литературе первой половины XIX века», используя текст учебника |
Самостоятельная работа обучающихся Составить типологию героев русской литературы (выделить характерные, типические черты) | 1 |
Тема 2.2 Александр Сергеевич Пушкин | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Периодизация пушкинского творчества. Лирика Пушкина: темы и жанры | 2 | 1 |
2 | Поэма «Медный всадник». Трагический конфликт человека и истории | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Выразительное чтение и комментирование стихотворений Пушкина разных жанров |
2 | Сопоставительный анализ стихотворений |
3 | Аналитическое чтение фрагментов поэмы «Медный всадник» |
4 | Написать сочинение-размышление на тему: «Философия истории у Пушкина» |
Самостоятельная работа обучающихся: Выучить наизусть стихотворение Пушкина Подготовить исторический и реальный комментарии к стихотворению «Погасло дневное светило» Читать поэму «Медный всадник» Выучить наизусть отрывок из поэмы | 3 |
Тема 2.3 Михаил Юрьевич Лермонтов | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией | 2 | 2 |
2 | Образ Родины в лермонтовской лирике. Стихотворение «Родина» | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Выразительное чтение стихотворений «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» |
2 | Аналитическое чтение стихотворений |
3 | Комментированное чтение стихотворений |
4 | Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк», «Пора, мой друг, пора…» и «Выхожу один я на дорогу…» |
Самостоятельная работа обучающихся: Письменный анализ стихотворений «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» Выучить наизусть стихотворение Лермонтова Подготовить письменный ответ на обобщающий вопрос | 2 |
Тема 2.3 Николай Васильевич Гоголь | Содержание учебного материала: | 6 |
1 | «Петербургские повести». Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя | 2 | 2 |
2 | Повесть «Невский проспект». «О, не верьте этому Невскому проспекту!» | 2 |
Практические занятия: | 2 | |
1 | Подготовить письменные ответы на вопросы к повести «Невский проспект» |
2 | Аналитическое чтение повести «Невский проспект» |
3 | Характеристика гоголевских типов (дать определения таким явлениям как пискаревщина и пироговщина) |
Самостоятельная работа обучающихся Читать повесть «Невский проспект» Подготовить пересказ историй Пискарева и Пирогова Написать сочинение-миниатюру на заданную тему | 2 |
Раздел 3 Второй период русского реализма (1840-1880-е) | | 94 |
Тема 3.1 Общая характеристика | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | «Натуральная школа». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Второе поколение писателей и поиски новых путей | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить хронологическую таблицу русских романов середины XIX века | 1 | |
Тема 3.2 Федор Иванович Тютчев | Содержание учебного материала: | 3 |
1 | Поэтическая судьба Тютчева. Поэт для себя. Тютчевский «мирообраз» | 1 | 2 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Составить «хронограф» Ф.И. Тютчева |
2 | Выразительное чтение и комментирование стихотворений Ф.И. Тютчева |
Самостоятельная работа обучающихся: Написать размышление на тему «Тютчевский «мирообраз»» Подготовить самостоятельный анализ стихотворения Тютчева | 1 |
Тема 3.3 Афанасий Афанасьевич Фет | Содержание учебного материала: | 3 |
1 | Судьба поэта: Шеншин против Фета «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев). Художественный мир Фета | 1 | 2 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета |
2 | Аналитическое чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье» |
3 | Выразительное чтение и комментирование стихотворений Фета |
Самостоятельная работа обучающихся С опорой на цитаты описать характер поэта и его мировоззрение | 1 |
Найти в энциклопедическом словаре определение понятия импрессионизм Сделать сопоставительный анализ стихотворений Фета и Пушкина |
Тема 3.4 Иван Александрович Гончаров | Содержание учебного материала: | 9 |
1 | Странствователь или домосед. Личность и судьба И.А. Гончарова | 3 | 2 |
2 | Роман «Обломов». Роль экспозиции в романе | 2 |
3 | «Задача существования» и «практическая истина». Обломов и Штольц: смысл сопоставления | 2 |
4 | Испытание любовью. Обломов на rendez-vous (почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?) | 2 |
5 | Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя | 2 |
Практические занятия: | 3 | |
1 | Составить «хронограф» жизни и творчества Гончарова |
2 | Аналитическое чтение гл. 1 романа «Обломов», главы «Сон Обломова» |
3 | Чтение и комментирование отзывов критиков об Обломове |
4 | Заполнить «анкету» главных героев романа Обломова, Штольца, Ильинской, Пшеницыной |
5 | Выборочный пересказ эпизода «Спор Обломова и Штольца об идеале» |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 |
Читать стихотворение К.Н. Батюшкова «Странствователь и домосед» и дать к нему исторический и лексический комментарий Выписать из толковых словарей определения литературоведческих понятий Подготовить ответ на проблемный вопрос Сделать сравнительный анализ гл.9 ч.1 (Сон Обломова) и гл.9 ч.4 (жизнь на Выборгской стороне) Выписать цитаты из романа, в которых встречаются символические обозначения понятий жизнь, смерть, сон, покой, тишина и слова идеал и идиллия |
Тема 3.5 Александр Николаевич Островский | Содержание учебного материала: | 9 |
1 | Островский – основоположник русского национального театра. Русский театр – Дом Островского | 3 | 1 |
2 | Пьеса «Гроза»: жанр, фабула, конфликт, язык | 1 |
3 | «Жестокие нравы» города Калинова. Кто виноват? | 2 |
4 | Проблема свободы и воли. Образ Катерины в драме | 2 |
5 | Спор о «Грозе». Временное и вечное | 2 |
Практические занятия: | 3 | |
1 | Составить рассказ о быте и нравах купечества по картинам художника Кустодиева |
2 | Подготовить чтение в лицах фрагментов из пьес «Свои люди - сочтемся», «Гроза» |
3 | Аналитическое чтение и комментирование эпизодов пьесы |
4 | Подготовить выразительное чтение монолога Катерины |
5 | Чтение и анализ ключевых сцен (по группам) |
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий комедия, комическое, сюжет, фабула, драма, трагедия, экспозиция, конфликт, ремарка, завязка, кульминация, развязка Читать драму «Гроза» Найти в толковом словаре определения понятий свобода и воля Написать небольшую критическую статью о «Грозе» | 3 |
Тема 3.6 Иван Сергеевич Тургенев | Содержание учебного материала: | 12 |
1 | Судьба Тургенева. В согласии с эпохой и культурой | 4 | 1 |
2 | Роман «Отцы и дети». Герой времени: нигилист как философ. Воззрения Базарова | 2 |
3 | Базаров на rendez-vous. Испытание любовью | 2 |
4 | Испытание смертью. Смысл эпилога | 2 |
5 | Полемика о главном герое романа «Отцы и дети». Оригинал или пародия? | 2 |
Практические занятия: | 4 | |
1 | Анализ романса на стихи Тургенева «Утро туманное» (музыка В. Абазы) |
2 | Заполнить таблицу (выписать сведения о Тургеневе) |
3 | Выборочное аналитическое чтение фрагментов романа «Отцы и дети» |
4 | Комментирование трактовок характера Базарова |
Самостоятельная работа обучающихся: Читать роман «Отцы и дети» Дать определение понятий нигилизм, нигилист, разночинец, радикал Подготовить сообщение о прототипах Базарова Написать сочинение-миниатюру на заданную тему | 4 |
Тема 3.7 Федор Михайлович Достоевский | Содержание учебного материала: | 15 |
1 | Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему» | 5 | 1 |
2 | Роман «Преступление и наказание» как идеологический роман | 2 |
3 | Петербург Достоевского. Город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе: судьбы Мармеладовых, Сони, Лизаветы, Дуни Раскольниковой | 2 |
4 | Раскольников. Его двойники и антиподы | 2 |
5 | «Испытание идеи». Фабульный финал и эпилог романа | 2 |
Практические занятия | 5 | |
1 | Заполнить таблицу «Эволюция мировоззрения Ф.М. Достоевского» |
2 | Письменная творческая работа (закончить известное высказывание Достоевского) |
3 | Составить тезисы главы учебника |
4 | Подготовить связный ответ на один из вопросов |
5 | Аналитическое чтение эпизодов романа |
6 | Сопоставительный анализ эпизодов |
7 | Комментирование ключевых сцен |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий Подготовить рассказ о судьбах персонажей романа Читать гл. 5 ч.3 романа (теория Раскольникова) Анализ сцены убийства Раскольниковым старухи-процентщицы Написать эссе на заданную тему | 5 |
Тема 3.8 Лев Николаевич Толстой | Содержание учебного материала | 24 |
1 | «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н. Толстой) | 8 | 1 |
2 | Роман «Война и мир». Проблематика и жанр романа. Смысл заглавия | 2 |
3 | «Война и мир» как «Война и Семья». Породы людей у Толстого | 2 |
4 | «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев. Причастность к «настоящей жизни» как один из критериев оценки персонажей | 2 |
5 | Андрей Болконский. Живая мысль | 2 |
6 | Пьер Безухов. Живая душа | 2 |
7 | Наташа Ростова. Живая жизнь | 2 |
8 | Война 1812 года. Наполеон и Кутузов. Философия истории | 2 |
9 | «Все хорошо, что хорошо кончается». Эпилог романа | 2 |
Практические занятия | 8 | |
1 | Сопоставительный анализ реальных исторических персонажей с фактами и документами |
2 | Выразительное чтение эпизодов романа (т.4 ч.1 гл.7) |
3 | Сравнительный анализ жизненного пути Андрея Болконского и Пьера Безухова |
4 | Заполнить таблицу «Породы людей у Толстого» |
5 | Подготовить сжатый фабульный пересказ |
6 | Заполнить таблицу «Военные страницы «Войны и мира»» |
7 | Подготовить сопоставительный анализ эпизодов |
8 | Составить событийный план |
Самостоятельная работа обучающихся Составить план «Основные этапы творческого пути Толстого» Составить тезисный план «Эволюция замысла романа «Война и мир»» Работа со словарем (выписать из толкового словаря определения понятий) Подготовить выразительное чтение и комментарий эпизодов Выучить наизусть одно из толстовских описаний природы Написать сочинение-миниатюру Подготовить краткий рассказ о масонстве и масонах Подготовить реферат «Образ Наполеона в русской литературе» | 8 |
Тема 3.9 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | Содержание учебного материала: | 3 |
1 | Суровый сатирик: путём Эзопа. Приёмы эзоповой речи у Салтыкова- Щедрина | 1 | 1 |
2 | «История одного города». Глупов перед судом истории (обзор) | 2 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Соотношение истории города Глупова с российской историей |
2 | Проблема финала. Оно и его интерпретации |
Самостоятельная работа обучающихся: Прочитать сказку «Христова ночь» Читать повесть «История одного города» | 1 |
Тема 3.10 Николай Алексеевич Некрасов | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | «Я дал себе слово не умереть на чердаке». Судьба Н.А. Некрасова | 2 | 2 |
2 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо? жанр, композиция и герои | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Сочинить небольшое устное эссе о поэте |
2 | Выразительное и аналитическое чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» |
Самостоятельная работа обучающихся Повторить по словарю литературоведческих терминов определения понятий баллада, новелла, ода, песня, сатира, пародия, ролевая лирика Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Сделать исторический и реальный комментарий к главам поэмы в виде раздаточного материала | 1 |
Раздел 4 Третий период русского реализма (1880-1890-е) | | 10 |
Тема 4.1 Общая характеристика | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Смена литературных поколений Литературная ситуация 1880-х годов | 1 | 1 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Работа с учебником |
2 | Письменная работа (ответ на вопрос) |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания. Сообщение о В.М. Гаршине Сообщение о В.Г. Короленко | 1 |
Тема 4.2 Антон Павлович Чехов | Содержание учебного материала | 7 |
1 | Судьба писателя. «Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных» | 3 | 1 |
2 | «Вишневый сад». Герои «Вишневого сада». Проблема жанра | 2 |
3 | «Век девятнадцатый…». Итоги века | 2 |
Практические занятия: | 2 | |
1 | Подготовить сообщение в жанре «Писатель о писателе» |
2 | Работа с учебником |
3 | Заполнить таблицу |
4 | Выборочное аналитическое чтение пьесы «Вишневый сад» |
Самостоятельная работа обучающихся: Читать главы учебника, посвященные Чехову Читать пьесу «Вишневый сад» Работа со словарем Письменная творческая работа | 2 |
Раздел 5 Литература начала XX века | | 37 |
Тема 5.1 Общая характеристика эпохи | Содержание учебного материала: | 3 |
1 | Литература XX века: летопись эпохи | 1 | 1 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Написать сочинение-миниатюру на заданную тему |
2 | Заполнить таблицу «Основные даты и исторические события 20 века» |
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий цензура, диссидент, самиздат, тамиздат, культ личности, «возвращенная литература», гласность Заполнить таблицу «Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке» Составить мартиролог писателей и поэтов XX века | 1 |
Тема 5.2 Серебряный век: лики модернизма | Содержание учебного материала: | 10 |
1 | Серебряный век. Ренессанс или упадок? | 5 | 1 |
2 | Символизм: искусство Иного. В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма, К.Д. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов | 2 |
3 | Акмеизм: искусство Этого. Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор | 2 |
4 | Футуризм: поэзия «самовитого слова». Велимир Хлебников: утопист или шаман | 2 |
5 | А.И. Куприн: наследник чеховской традиции. «Гранатовый браслет» - высокая трагедия в мире обыденной жизни | |
6 | Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» - парадоксальность решения вечной темы | |
Практические занятия | 3 | |
1 | Самостоятельная работа с учебником |
2 | Написать сочинение–миниатюру на заданную тему |
3 | Анализ стихотворений В. Брюсова, К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Хлебникова |
4 | Сопоставительный анализ стихотворений |
5 | Индивидуальные сообщения |
6 | Самостоятельная работа с художественным текстом повести «Гранатовый браслет» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника, конспектировать Ответить на вопросы в учебнике к разделу «Серебряный век: лики модернизма» Учить и анализировать стихотворения Написать сочинение-миниатюру на заданную тему Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве авторов Сопоставительный анализ стихотворений Читать повесть «Гранатовый браслет», рассказ «Иуда Искариот» | 2 |
Тема 5.3 Александр Александрович Блок | Содержание учебного материала | 9 |
1 | Судьба: Жизнь, сочиненная поэтом | 3 | 1 |
2 | Лирика. Трилогия вочеловечения | 2 |
3 | Образ Родины. История и современность | 2 |
4 | «Двенадцать»: «музыка революции» | 2 |
Практические занятия | 3 | |
1 | Выразительное и аналитическое чтение стихотворений |
2 | Заполнить таблицы «Эволюция лирики Блока в трилогии вочеловечения», «Россия в лирике А.А. Блока» |
3 | Интерпретация образа Христа в поэме «Двенадцать» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника Анализировать стихотворения Сопоставлять стихотворения Написать сочинение-миниатюру Читать поэму «Двенадцать» | 3 |
Тема 5.4 Иван Алексеевич Бунин | Содержание учебного материала: | 8 |
1 | Бездомный певец русской Атлантиды. Изгнанник или хранитель? | 3 | 1 |
2 | Рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско». Абсурдность жизни или нелепость смерти | 2 |
3 | Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина. «блаженная смерть» или «убийство смерти» | 2 |
Практические занятия: | 2 | |
1 | Работа с таблицей «Жизнь и творчество И.А. Бунина» |
2 | Заполнить таблицы «Образы корабля и океана в рассказе «Господин из Сан-Франциско», «Фабула и сюжет рассказа «Легкое дыхание»» |
3 | Письменная работа по высказываниям И.А. Бунина о любви, жизни и смерти |
Самостоятельная работа обучающихся: Читать главы учебника Письменная творческая работа Читать рассказ «Лёгкое дыхание» Читать рассказ «Господин из Сан-Франциско» Сделать анализ рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Холодная осень» | 3 |
Тема 5.5 Максим Горький | Содержание учебного материала: | 8 |
1 | Три судьбы Максима Горького. Писатель, культурный организатор, общественный деятель | 3 | 1 |
2 | Рассказы. Ранний Горький. В поисках «гордого человека» | 2 |
3 | «На дне» как социальная драма и философская притча | 2 |
4 | Проблема правды и лжи. Неразрешенный спор | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Письменная работа по вопросам |
2 | Выразительное чтение монолога Сатина в д.4 |
3 | Выразительное чтение в лицах |
4 | Выборочное аналитическое чтение драмы «На дне» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника Читать рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» Найти в словаре определения терминов «романтизм» и «реализм» Читать пьесу «На дне» Подготовить сообщение об образе одного из ночлежников Письменная творческая работа | 3 |
Раздел 6 Советский век: две русские литературы или одна? | | 58 |
Тема 6.1 Общая характеристика | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Литература и власть. Пути литературы 1920-1930-х годов | 1 | 1 |
2 | «Воздух эпохи». Рассказ Е.И. Замятина «Дракон» | 2 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Читать с остановками рассказ Замятина «Дракон» |
2 | Заполнить таблицу «Развитие сюжета в рассказе Е.И. Замятина «Дракон»» |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с таблицей «Литературные группировки 1920-х годов» Письменная работа (рецензия на рассказ) | 1 |
Тема 6.2 Владимир Владимирович Маяковский | Содержание учебного материала | 7 |
1 | «Я – поэт. Этим и интересен». Личность и судьба В.В. Маяковского | 2 | 1 |
2 | Лирика Маяковского 1912-1917 годов. «Революционный поэт» | 2 |
3 | «Громада-любовь» и «громада-ненависть». Поэма «Облако в штанах» | 2 |
4 | Лирика Маяковского 1917-1930 годов. «Поэт Революции» | 2 |
5 | Поэт и поэзия. Трагедия поэта | 2 |
Практические занятия | 3 | |
1 | Кратко сформулировать ответ на вопрос |
2 | Письменное творческое задание |
3 | Аналитическое чтение стихотворений |
4 | Сопоставить стихотворения «Нате!» и «А вы могли бы?» |
5 | Подготовить связный ответ о произведении |
6 | Комментированное чтение поэмы «Облако в штанах» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника Написать небольшую биографическую статью Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Письменная работа | 2 |
Тема 6.3 Сергей Александрович Есенин | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Сергей Есенин. Творческий портрет | 1 | 1 |
2 | Лирика. Художественный мир поэта | 2 |
3 | Эволюция образа родины. Ключевые образы | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Самостоятельная работа с учебником |
2 | Ответить письменно на вопросы |
3 | Письменная творческая работа |
4 | Выразительное чтение стихотворений |
5 | Сравнительный анализ стихотворений |
6 | Аналитическое чтение стихотворений Есенина |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника Подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения Есенина Подготовить индивидуальное сообщение по вопросам Написать сочинение-обобщение «Образ Родины в ранней лирике Есенина» Читать поэму «Черный человек» Ответить на вопросы в учебнике к теме «С.А. Есенин» Проанализировать стихотворение Есенина 1924-1925 годов | 2 |
Тема 6.4 Михаил Александрович Шолохов | Содержание учебного материала | 9 |
1 | «Война и мир» на донской земле. «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага | 3 | 1 |
2 | «Любовь казака». «Тихий Дон» как роман о любви | 2 |
3 | «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне | 2 |
4 | «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека | 2 |
Практические занятия | 3 | |
1 | Сопоставительный анализ эпизодов |
2 | Работа с таблицей |
3 | Аналитическая беседа. |
4 | Выборочное аналитическое чтение |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника, подготовить ответ на вопрос 1 в учебнике Подготовить краткий исторический комментарий к роману Подготовить сообщение «Уклад казачьей жизни» по плану Письменная творческая работа | 3 |
Тема 6.5 Осип Эмильевич Мандельштам | Содержание учебного материала | 4 |
1 | «Я не хочу моей судьбы». Поэт и судьба | 2 | 1 |
2 | «Я получил блаженное наследство». Поэт и вечность | 2 |
3 | «Мне на плечи бросается век-волкодав». Поэт и время | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Анализ стихотворений «Notre Dame», «Бессонница», «Петербургские строфы» и др. |
2 | Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама |
3 | Письменное творческое задание |
Самостоятельная работа обучающихся Читать статью Мандельштама «Утро акмеизма» и заполнить таблицу «Толкование основных положений статьи» Написать сочинение-миниатюру или сделать презентацию по его стихам | 1 |
Тема 6.6 Анна Андреевна Ахматова | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников | 2 | 1 |
2 | «Слишком плотны любовные сети». Ранняя лирика А.А. Ахматовой | 2 |
3 | «Я была тогда с моим народом». Поэма «Реквием» | 2 |
4 | «… В прошедшем грядущее зреет». Россия и творчество в поэтическом сознании А.А. Ахматовой | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Письменная работа |
2 | Чтение и обсуждение стихотворений |
3 | Чтение стихов и комментарии к ним |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника, ответить на вопросы 1-3 в учебнике к теме «А.А. Ахматова» Подготовить выразительное чтение стихов Выучить наизусть пять стихотворений Читать поэму «Реквием» | 2 |
Тема 6.7 Михаил Афанасьевич Булгаков | Содержание учебного материала | 9 |
1 | Судьба художника. Противостояние эпохе | 3 | 1 |
2 | Роман «Мастер и Маргарита». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе» | 1 |
3 | Жанр, композиция и проблематика «Мастера и Маргариты». Роман-миф и три сюжета | 2 |
4 | Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры | 2 |
5 | Роман о любви и творчестве. Биографическое и метафизическое | 2 |
Практические занятия | 3 | |
1 | Чтение и анализ стихотворения Ахматовой «Памяти М.А. Булгакова» |
2 | Самостоятельное чтение главы учебника и беседа по ней |
3 | Анкета по роману (письменно ответить на вопросы) |
4 | Комментированное выборочное чтение глав романа |
5 | Сопоставление разных вариантов текста |
6 | Аналитическое чтение главы |
Самостоятельная работа обучающихся Читать роман «Мастер и Маргарита» Читать главы учебника и ответить на вопросы 1-6, 14-16 к теме «М.А. Булгаков» Письменная работа Подготовить фабульный пересказ истории любви мастера и Маргариты | 3 |
Тема 6.8 Марина Ивановна Цветаева | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | «С этой безмерностью в мире мер». Быт и бытие Марины Цветаевой | 2 | 1 |
2 | «Высота бреда над уровнем Жизни». Вечность любви | 2 |
3 | «Есть времена – железные - для всех». Время ненависти | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Самостоятельная работа |
2 | Анализ стихотворений |
3 | Обсуждение вопроса 8 в учебнике к теме «М.И. Цветаева» |
4 | Выразительное чтение стихотворений |
5 | Творческая работа (продолжите предложение) |
Самостоятельная работа обучающихся Ответить на вопросы 1-5 в учебнике к теме «М.И. Цветаева» Прочитать поэтические циклы «Стихи к Пушкину», «Стихи к Блоку» Подготовить выразительное чтение стихотворения из любовной лирики Цветаевой Выполнить задание 12 или 13 в учебнике к теме «М.И. Цветаева» | 1 |
Тема 6.9 Борис Леонидович Пастернак | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Поэт и время. Личность и судьба Б.Л. Пастернака | 3 | 1 |
2 | «И образ мира, в слове явленный». Мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака | 1 |
3 | «Определение поэзии». Образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака | 2 |
4 | «Вариант книги Бытия». Роман «Доктор Живаго» | 2 |
5 | «Ход веков подобен притче». Стихотворения Юрия Живаго | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Письменная работа (объяснить смысл афоризма) |
2 | Аналитическое чтение стихотворений |
3 | Сопоставительный анализ стихотворений |
4 | Письменная работа (закончить предложение: «Поэзия – это…») |
5 | Написать сочинение о романе «Доктор Живаго», ответив на один из вопросов |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Пастернака Читать главы учебника, ответить на вопросы 9-10 в учебнике к теме «Б.Л. Пастернак» Сравнить два летних (или зимних) стихотворений Пастернака Выучить наизусть стихотворение Письменная работа (сопоставить стихотворения Пастернака, Ахматовой и Есенина) | 3 |
Тема 6.10 Андрей Платонович Платонов | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире») | 1 | 1 |
2 | Тайна Фро. Психея, Афродита или Душечка? | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Написать небольшое размышление |
2 | Самостоятельная работа с текстом рассказа «Железная старуха» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать отрывки из писем А.П. Платонова Г.З. Литвину-Молотову Читать рассказ «В прекрасном и яростном мире», подготовить краткий пересказ Читать рассказ «Фро», подготовить вопросы к рассказу Написать сочинение-миниатюру | 1 |
Раздел 7 Советский век: на разных этажах | | 41 |
Тема 7.1 Общая характеристика | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Литература и война. Музы и пушки | 2 | 2 |
2 | Литература и власть. Время кнута и пряника | 2 |
3 | Поэзия шестидесятников: «поэт в России – больше, чем поэт» | 2 |
4 | Литература 1960-1990-х годов. Образ меняющегося времени | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Работа с учебником |
2 | Заполнить таблицу «Тематические направления прозы 1960-1980-х годов» |
3 | Контрольная работа |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить выразительное чтение стихотворений, созданных во время Вов Читать фрагменты доклада А.А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» Читать главы учебника, подготовить ответы на вопросы 3 и 4 к разделу Письменная работа (написать сочинение на одну из тем) | 2 |
Тема 7.2 Александр Трифонович Твардовский | Содержание учебного материала | 4 |
1 | «Есть имена и есть такие даты». Личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского | 2 | 1 |
2 | «Василий Теркин». «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле» | 2 |
3 | «Я знаю, никакой моей вины». Совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Работа с учебником |
2 | Анализ поэмы «Василий Теркин» |
3 | Анализ стихотворений |
4 | Письменный ответ на вопрос 9 в учебнике к теме «А.Т. Твардовский» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать поэму «Василий Теркин» Творческая письменная работа Читать стихотворения Твардовского Выполнить задание 7 в учебнике | 1 |
Тема 7.3 Александр Исаевич Солженицын | Содержание учебного материала | 6 |
1 | А.И. Солженицын. Биография и творчество | 2 | 1 |
2 | «Один день Ивана Денисовича». «Щ-854 (Один день одного зэка)» | 1 |
3 | Особенный герой. Иван Денисович или «Щ-854»? | 2 |
4 | Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Комментированное чтение |
2 | Работа с таблицей |
3 | Аналитическая беседа |
4 | Ответ на проблемный вопрос |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию, посвященную биографии Солженицына Читать рассказ «Один день Ивана Денисовича» Подготовить сообщение об истории публикации рассказа Выписать пословицы и поговорки из речи Ивана Денисовича Заполнить таблицу Написать сочинение | 2 |
Тема 7.4 Василий Макарович Шукшин | Содержание учебного материала | 5 |
1 | «Нравственность есть Правда». Жизнь и творческий путь В.М. Шукшина | 1 | 1 |
2 | «Чудики» и философы у Шукшина. Рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!», «Упорный» | 2 |
3 | «Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. Рассказы «Крепкий мужик» и «Мастер» | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Комментированный просмотр эпизода фильма «Печки-лавочки» |
2 | Анализ рассказов |
3 | Письменная работа |
4 | Комментированное чтение |
5 | Чтение и анализ стихотворения В. Высоцкого «Памяти Василия Шукшина» |
Самостоятельная работа обучающихся Читать рассказы Шукшина Подготовить сообщение на тему «Шукшин – актер и режиссер» Читать главу учебника о Шукшине, ответить на вопросы 1-4 в учебнике Написать сочинение | 2 |
Тема 7.5 Николай Михайлович Рубцов | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Лирика. «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н.М. Рубцова | 1 | 1 |
2 | «Но у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н.М. Рубцова | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Чтение и анализ стихотворений Рубцова |
2 | Комментированное чтение |
3 | Сопоставление стихотворений Рубцова и Пушкина, Рубцова и Тютчева |
4 | Работа с таблицей |
Самостоятельная работа обучающихся Читать стихотворения Рубцова Читать статью учебника о Рубцове, ответить на вопросы 1, 2, 5 к теме «Н.М. Рубцов» Письменная работа Выучить наизусть любое стихотворение Рубцова | 1 |
Тема 7.6 Владимир Семенович Высоцкий | Содержание учебного материала | 3 |
1 | «Я не люблю». Кодекс чести поэта, певца и гражданина | 1 | 2 |
2 | Высоцкий. «Шансонье всея Руси» | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Сопоставление песен Высоцкого и сонета Шекспира |
2 | Анализ песен военного цикла |
3 | Анализ образа героя в песнях Высоцкого |
4 | Анализ темы поэта и поэзии в творчестве Высоцкого |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главы учебника, подготовить устные ответы на вопросы 1-4, 6, 8, 9 Заполнить таблицу «Песни Высоцкого» | 1 |
Тема 7.7 Юрий Валентинович Трифонов | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Возвращение к «prosus». История и современность в произведениях Трифонова | 1 | 1 |
2 | «Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова | 2 |
3 | Завещание Ю.В. Трифонова. Вечные темы в творчестве писателя | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Самостоятельная работа с учебником |
2 | Аналитическое чтение рассказа |
3 | Аналитическое чтение фрагмента повести «Обмен» |
4 | Работа с учебником (по группам) |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить выразительное чтение рассказа «Путешествие» Читать рассказ «Прозрачное солнце осени» Заполнить таблицу по рассказу Читать рассказ «Игры в сумерках» Письменный ответ на вопрос | 2 |
Тема 7.8 Сергей Донатович Довлатов | Содержание учебного материала | 3 |
1 | «Мир уродлив, и люди грустны». Анекдоты и драмы Сергея Довлатова | 1 | 1 |
2 | Рассказы из чемодана. Автобиография поколения в произведениях С.Д. Довлатова | 2 |
Практические задания | 1 | |
1 | Выборочное конспектирование главы учебника |
2 | Чтение анекдотов, афоризмов из «Записных книжек» Довлатова |
3 | Письменная работа |
4 | Анализ повести «Чемодан» |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение о жизни С. Довлатова Читать повесть «Чемодан» Читать воспоминания о Довлатове. Ответить на вопросы | 1 |
Тема 7.9 Иосиф Александрович Бродский | Содержание учебного материала | 3 |
1 | «Ни страны, ни погоста». От Васильевского острова до острова Мертвых | 1 | 1 |
2 | «Поэт есть средство существования языка». Пространство языка – пространство свободы в лирике И.А. Бродского | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Письменная работа |
2 | Анализ стихотворения |
3 | Чтение и комментирование стихотворения |
Самостоятельная работа обучающихся Читать главу учебника Ответить на вопрос 11 в учебнике Подготовить выразительное чтение одного стихотворения Бродского Письменный ответ на вопрос 6 в учебнике | 1 |
Тема 7.10 Александр Валентинович Вампилов | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Драматург Вампилов. Трагедии и анекдоты | 1 | 1 |
2 | Люди – не ангелы. Вечные темы в «Провинциальных анекдотах» | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1 | Анализ пьес «История с метранпажем», «Двадцать минут с ангелом» |
2 | Чтение вслух и сопоставление монологов Городничего и Калошина |
3 | Чтение фрагментов «Записных книжек» Вампилова |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение о биографии Вампилова Написать сочинение-миниатюру Читать «провинциальный анекдот» «Двадцать минут с ангелом» Написать сочинение-миниатюру | 1 |
Раздел 8 Повторение | | 1 |
Тема 8.1 Заключение. Неоконченные споры | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Писатель – книга - читатель | 0 | 2 |
Практические занятия: | 1 | |
1 | Чтение главы учебника и беседа по ее содержанию |
2 | Беседа по вопросам |
3 | Анализ интернет-сайтов, посвященных литературе |
| Всего: | 256 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
- комплект учебно-методических материалов;
- комплект контролирующих заданий по темам и разделам дисциплины
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для студентов
Сухих И.Н. «Литература XIX века». Учебник для 10 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2014 год
Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература XIX века». Практикум для 10 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2014 год
Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2014 год
Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2014 год
Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература в 2-х ч. Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Академия», 2015 год
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.
Для преподавателей
Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература в 10 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.
Обернихина Г.А. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2015 год.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе
Дополнительные источники:
Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.
Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.
Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.
Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.
Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.
Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.
Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.
Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.
Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.
Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.
Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX – XX в.в.». М.: «Знамя».
Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».
Чалмаев В., Зинин С. «Русская литература XX века» Учебник в 2-частях (10-11 класс). М.: «Русское слово», 2003 год.
Электронные пособия:
Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10-11 классы. CD-диски.
Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.
Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; - соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Знать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия |
Экспертное наблюдение в ходе выполнения контрольных работ, практических заданий. Анализ выполнения практических заданий и самостоятельных работ. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам. Текущий контроль на уроках. Оценивание подготовки студентов к занятию. Оценивание качества выступлений и ответов на вопросы преподавателя. Оценивание степени усвоения материала и приобретения практических навыков. Оценивание активности и стремления к познавательной деятельности. Оценивание качества выполнения домашнего задания. Оценивание индивидуальных самостоятельных работ, устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач |
Итоговый контроль | - экспертная оценка в рамках проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине |