СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература.  Литература" предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ и ППКРС СПО) на базе основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины "Русский язык и литература. Литература"»



государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж предпринимательства»
















рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Литература






















2015

Программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена

для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ и ППКРС СПО) на базе основного общего образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж предпринимательства»


Разработчики:

Жулега В.В. - ГАУ КО «Колледж предпринимательства», преподаватель





Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от 28.08.2015 г.









СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Литература



    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:

09.02.03 Мастер по обработке цифровой информации;

23.01.03 Автомеханик;

35.01.03 Тракторист, машинист сельскохозяйственного производства;

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ


    1. Место дисциплины в структуре

Учебная дисциплина Русский язык и литература. Литература является составной частью общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык и литература обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • понимания и оценки русской и иноязычной литературы, формирования культуры межнациональных отношений



Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.



1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины


максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;

самостоятельной работы обучающегося 85 часов








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

практические занятия

85

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:

- чтение художественной литературы;

- написание творческих работ

- подготовка докладов, сообщений, презентаций

- работа со словарями

36

24

19

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Русский язык и литература. Литература


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение


3


Тема 1.1.

«Девятнадцатый век» как культурное единство

Содержание учебного материала

3

1

Писатель и эпоха. Литературный процесс.

Общественно-историческая и культурная жизнь

1

1

Практические занятия

1


1

Входной контроль

2

Заполнить таблицу «Литературные направления конца XVIII – первой половины XIX вв.» (гл. «Новая русская литература: направления и поколения», стр. 28-34)

Самостоятельная работа обучающихся

Дать определения реалистических жанров, используя словарь литературоведческих терминов и материал учебника

1

Раздел 2

Первый период русского реализма



21

Тема 2.1

Общая характеристика

Содержание учебного материала

2

1

Эпоха. Писатель. Герой.

Сквозные темы в литературе первой половины 19 века

0

2

Практические занятия

1


1

Заполнить таблицу «Эволюция образа героя в литературе первой половины XIX века», используя текст учебника

Самостоятельная работа обучающихся

Составить типологию героев русской литературы (выделить характерные, типические черты)

1

Тема 2.2

Александр Сергеевич Пушкин

Содержание учебного материала

7

1

Периодизация пушкинского творчества. Лирика Пушкина: темы и жанры

2

1

2

Поэма «Медный всадник». Трагический конфликт человека и истории

2

Практические занятия

2


1

Выразительное чтение и комментирование стихотворений Пушкина разных жанров

2

Сопоставительный анализ стихотворений

3

Аналитическое чтение фрагментов поэмы «Медный всадник»

4

Написать сочинение-размышление на тему: «Философия истории у Пушкина»

Самостоятельная работа обучающихся:

Выучить наизусть стихотворение Пушкина

Подготовить исторический и реальный комментарии к стихотворению «Погасло дневное светило»

Читать поэму «Медный всадник»

Выучить наизусть отрывок из поэмы

3

Тема 2.3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Содержание учебного материала

6

1

Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией

2

2

2

Образ Родины в лермонтовской лирике. Стихотворение «Родина»

2

Практические занятия

2


1

Выразительное чтение стихотворений «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…»

2

Аналитическое чтение стихотворений

3

Комментированное чтение стихотворений

4

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк», «Пора, мой друг, пора…» и «Выхожу один я на дорогу…»

Самостоятельная работа обучающихся:

Письменный анализ стихотворений «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…»

Выучить наизусть стихотворение Лермонтова

Подготовить письменный ответ на обобщающий вопрос

2

Тема 2.3

Николай Васильевич Гоголь


Содержание учебного материала:

6

1

«Петербургские повести».

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

2

2

2

Повесть «Невский проспект».

«О, не верьте этому Невскому проспекту!»

2

Практические занятия:

2


1

Подготовить письменные ответы на вопросы к повести «Невский проспект»

2

Аналитическое чтение повести «Невский проспект»

3

Характеристика гоголевских типов (дать определения таким явлениям как пискаревщина и пироговщина)

Самостоятельная работа обучающихся

Читать повесть «Невский проспект»

Подготовить пересказ историй Пискарева и Пирогова

Написать сочинение-миниатюру на заданную тему

2

Раздел 3

Второй период русского реализма (1840-1880-е)


94

Тема 3.1

Общая характеристика

Содержание учебного материала:

2

1

«Натуральная школа». Роль Гоголя в становлении русского реализма.

Второе поколение писателей и поиски новых путей

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить хронологическую таблицу русских романов середины XIX века

1


Тема 3.2

Федор Иванович Тютчев

Содержание учебного материала:

3

1

Поэтическая судьба Тютчева.

Поэт для себя. Тютчевский «мирообраз»

1

2

Практические занятия:

1


1

Составить «хронограф» Ф.И. Тютчева

2

Выразительное чтение и комментирование стихотворений Ф.И. Тютчева

Самостоятельная работа обучающихся:

Написать размышление на тему «Тютчевский «мирообраз»»

Подготовить самостоятельный анализ стихотворения Тютчева

1

Тема 3.3

Афанасий Афанасьевич Фет


Содержание учебного материала:

3

1

Судьба поэта: Шеншин против Фета

«Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев). Художественный мир Фета

1


2

Практические занятия:

1


1

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

2

Аналитическое чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

3

Выразительное чтение и комментирование стихотворений Фета

Самостоятельная работа обучающихся

С опорой на цитаты описать характер поэта и его мировоззрение

1

Найти в энциклопедическом словаре определение понятия импрессионизм

Сделать сопоставительный анализ стихотворений Фета и Пушкина

Тема 3.4

Иван Александрович Гончаров

Содержание учебного материала:

9

1

Странствователь или домосед.

Личность и судьба И.А. Гончарова

3

2


2

Роман «Обломов».

Роль экспозиции в романе

2

3

«Задача существования» и «практическая истина».

Обломов и Штольц: смысл сопоставления

2

4

Испытание любовью.

Обломов на rendez-vous (почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?)

2

5

Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона).

Сон Обломова как ключ к характеру героя

2

Практические занятия:

3



1

Составить «хронограф» жизни и творчества Гончарова

2

Аналитическое чтение гл. 1 романа «Обломов», главы «Сон Обломова»

3

Чтение и комментирование отзывов критиков об Обломове

4

Заполнить «анкету» главных героев романа Обломова, Штольца, Ильинской, Пшеницыной

5

Выборочный пересказ эпизода «Спор Обломова и Штольца об идеале»

Самостоятельная работа обучающихся:

3

Читать стихотворение К.Н. Батюшкова «Странствователь и домосед» и дать к нему исторический и лексический комментарий

Выписать из толковых словарей определения литературоведческих понятий

Подготовить ответ на проблемный вопрос

Сделать сравнительный анализ гл.9 ч.1 (Сон Обломова) и гл.9 ч.4 (жизнь на Выборгской стороне)

Выписать цитаты из романа, в которых встречаются символические обозначения понятий жизнь, смерть, сон, покой, тишина и слова идеал и идиллия

Тема 3.5

Александр Николаевич Островский

Содержание учебного материала:

9

1

Островский – основоположник русского национального театра.

Русский театр – Дом Островского

3

1

2

Пьеса «Гроза»: жанр, фабула, конфликт, язык

1

3

«Жестокие нравы» города Калинова. Кто виноват?

2

4

Проблема свободы и воли. Образ Катерины в драме

2

5

Спор о «Грозе». Временное и вечное

2

Практические занятия:

3


1

Составить рассказ о быте и нравах купечества по картинам художника Кустодиева

2

Подготовить чтение в лицах фрагментов из пьес «Свои люди - сочтемся», «Гроза»

3

Аналитическое чтение и комментирование эпизодов пьесы

4

Подготовить выразительное чтение монолога Катерины

5

Чтение и анализ ключевых сцен (по группам)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий комедия, комическое, сюжет, фабула, драма, трагедия, экспозиция, конфликт, ремарка, завязка, кульминация, развязка

Читать драму «Гроза»

Найти в толковом словаре определения понятий свобода и воля

Написать небольшую критическую статью о «Грозе»

3

Тема 3.6

Иван Сергеевич Тургенев

Содержание учебного материала:

12

1

Судьба Тургенева. В согласии с эпохой и культурой

4

1

2

Роман «Отцы и дети». Герой времени: нигилист как философ. Воззрения Базарова

2

3

Базаров на rendez-vous. Испытание любовью

2

4

Испытание смертью. Смысл эпилога

2

5

Полемика о главном герое романа «Отцы и дети». Оригинал или пародия?

2

Практические занятия:

4


1

Анализ романса на стихи Тургенева «Утро туманное» (музыка В. Абазы)

2

Заполнить таблицу (выписать сведения о Тургеневе)

3

Выборочное аналитическое чтение фрагментов романа «Отцы и дети»

4

Комментирование трактовок характера Базарова

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать роман «Отцы и дети»

Дать определение понятий нигилизм, нигилист, разночинец, радикал

Подготовить сообщение о прототипах Базарова

Написать сочинение-миниатюру на заданную тему

4

Тема 3.7

Федор Михайлович Достоевский

Содержание учебного материала:

15

1

Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему»

5

1

2

Роман «Преступление и наказание» как идеологический роман

2

3

Петербург Достоевского. Город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе: судьбы Мармеладовых, Сони, Лизаветы, Дуни Раскольниковой

2

4

Раскольников. Его двойники и антиподы

2

5

«Испытание идеи». Фабульный финал и эпилог романа

2

Практические занятия

5


1

Заполнить таблицу «Эволюция мировоззрения Ф.М. Достоевского»

2

Письменная творческая работа (закончить известное высказывание Достоевского)

3

Составить тезисы главы учебника

4

Подготовить связный ответ на один из вопросов

5

Аналитическое чтение эпизодов романа

6

Сопоставительный анализ эпизодов

7

Комментирование ключевых сцен

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника

Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий

Подготовить рассказ о судьбах персонажей романа

Читать гл. 5 ч.3 романа (теория Раскольникова)

Анализ сцены убийства Раскольниковым старухи-процентщицы

Написать эссе на заданную тему

5

Тема 3.8

Лев Николаевич Толстой

Содержание учебного материала

24

1

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н. Толстой)

8

1

2

Роман «Война и мир». Проблематика и жанр романа. Смысл заглавия

2

3

«Война и мир» как «Война и Семья». Породы людей у Толстого

2

4

«Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев. Причастность к «настоящей жизни» как один из критериев оценки персонажей

2

5

Андрей Болконский. Живая мысль

2

6

Пьер Безухов. Живая душа

2

7

Наташа Ростова. Живая жизнь

2

8

Война 1812 года. Наполеон и Кутузов. Философия истории

2

9

«Все хорошо, что хорошо кончается». Эпилог романа

2

Практические занятия

8


1

Сопоставительный анализ реальных исторических персонажей с фактами и документами

2

Выразительное чтение эпизодов романа (т.4 ч.1 гл.7)

3

Сравнительный анализ жизненного пути Андрея Болконского и Пьера Безухова

4

Заполнить таблицу «Породы людей у Толстого»

5

Подготовить сжатый фабульный пересказ

6

Заполнить таблицу «Военные страницы «Войны и мира»»

7

Подготовить сопоставительный анализ эпизодов

8

Составить событийный план

Самостоятельная работа обучающихся

Составить план «Основные этапы творческого пути Толстого»

Составить тезисный план «Эволюция замысла романа «Война и мир»»

Работа со словарем (выписать из толкового словаря определения понятий)

Подготовить выразительное чтение и комментарий эпизодов

Выучить наизусть одно из толстовских описаний природы

Написать сочинение-миниатюру

Подготовить краткий рассказ о масонстве и масонах

Подготовить реферат «Образ Наполеона в русской литературе»

8

Тема 3.9

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Содержание учебного материала:

3

1

Суровый сатирик: путём Эзопа.

Приёмы эзоповой речи у Салтыкова- Щедрина

1

1

2

«История одного города». Глупов перед судом истории (обзор)

2

Практические занятия:

1


1

Соотношение истории города Глупова с российской историей

2

Проблема финала. Оно и его интерпретации

Самостоятельная работа обучающихся:

Прочитать сказку «Христова ночь»

Читать повесть «История одного города»

1

Тема 3.10

Николай Алексеевич Некрасов

Содержание учебного материала:

4

1

«Я дал себе слово не умереть на чердаке». Судьба Н.А. Некрасова

2

2

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?

жанр, композиция и герои

2

Практические занятия

1


1

Сочинить небольшое устное эссе о поэте

2

Выразительное и аналитическое чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

Самостоятельная работа обучающихся

Повторить по словарю литературоведческих терминов определения понятий баллада, новелла, ода, песня, сатира, пародия, ролевая лирика

Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо?»

Сделать исторический и реальный комментарий к главам поэмы в виде раздаточного материала

1

Раздел 4

Третий период русского реализма (1880-1890-е)


10

Тема 4.1

Общая характеристика

Содержание учебного материала

3

1

Смена литературных поколений Литературная ситуация 1880-х годов

1

1

Практические занятия

1


1

Работа с учебником

2

Письменная работа (ответ на вопрос)

Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальные задания.

  1. Сообщение о В.М. Гаршине

  2. Сообщение о В.Г. Короленко

1

Тема 4.2

Антон Павлович Чехов

Содержание учебного материала

7

1

Судьба писателя. «Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных»

3

1

2

«Вишневый сад». Герои «Вишневого сада». Проблема жанра

2

3

«Век девятнадцатый…». Итоги века

2

Практические занятия:

2


1

Подготовить сообщение в жанре «Писатель о писателе»

2

Работа с учебником

3

Заполнить таблицу

4

Выборочное аналитическое чтение пьесы «Вишневый сад»

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать главы учебника, посвященные Чехову

Читать пьесу «Вишневый сад»

Работа со словарем

Письменная творческая работа

2

Раздел 5

Литература начала XX века


37

Тема 5.1

Общая характеристика эпохи

Содержание учебного материала:

3

1

Литература XX века: летопись эпохи

1

1

Практические занятия:

1


1

Написать сочинение-миниатюру на заданную тему

2

Заполнить таблицу «Основные даты и исторические события 20 века»

Самостоятельная работа обучающихся:

Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятий цензура, диссидент, самиздат, тамиздат, культ личности, «возвращенная литература», гласность

Заполнить таблицу «Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке»

Составить мартиролог писателей и поэтов XX века

1

Тема 5.2

Серебряный век: лики модернизма

Содержание учебного материала:

10

1

Серебряный век. Ренессанс или упадок?

5

1

2

Символизм: искусство Иного. В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма, К.Д. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов

2

3

Акмеизм: искусство Этого. Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор

2

4

Футуризм: поэзия «самовитого слова». Велимир Хлебников: утопист или шаман

2

5

А.И. Куприн: наследник чеховской традиции. «Гранатовый браслет» - высокая трагедия в мире обыденной жизни


6

Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» - парадоксальность решения вечной темы


Практические занятия

3


1

Самостоятельная работа с учебником

2

Написать сочинение–миниатюру на заданную тему

3

Анализ стихотворений В. Брюсова, К. Бальмонта, Н. Гумилева, В. Хлебникова

4

Сопоставительный анализ стихотворений

5

Индивидуальные сообщения

6

Самостоятельная работа с художественным текстом повести «Гранатовый браслет»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника, конспектировать

Ответить на вопросы в учебнике к разделу «Серебряный век: лики модернизма»

Учить и анализировать стихотворения

Написать сочинение-миниатюру на заданную тему

Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве авторов

Сопоставительный анализ стихотворений

Читать повесть «Гранатовый браслет», рассказ «Иуда Искариот»

2

Тема 5.3

Александр Александрович Блок

Содержание учебного материала

9

1

Судьба: Жизнь, сочиненная поэтом

3

1

2

Лирика. Трилогия вочеловечения

2

3

Образ Родины. История и современность

2

4

«Двенадцать»: «музыка революции»

2

Практические занятия

3


1

Выразительное и аналитическое чтение стихотворений

2

Заполнить таблицы «Эволюция лирики Блока в трилогии вочеловечения», «Россия в лирике А.А. Блока»

3

Интерпретация образа Христа в поэме «Двенадцать»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника

Анализировать стихотворения

Сопоставлять стихотворения

Написать сочинение-миниатюру

Читать поэму «Двенадцать»

3

Тема 5.4

Иван Алексеевич Бунин

Содержание учебного материала:

8

1

Бездомный певец русской Атлантиды. Изгнанник или хранитель?

3

1

2

Рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско».

Абсурдность жизни или нелепость смерти

2

3

Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина.

«блаженная смерть» или «убийство смерти»

2

Практические занятия:

2


1

Работа с таблицей «Жизнь и творчество И.А. Бунина»

2

Заполнить таблицы «Образы корабля и океана в рассказе «Господин из Сан-Франциско», «Фабула и сюжет рассказа «Легкое дыхание»»

3

Письменная работа по высказываниям И.А. Бунина о любви, жизни и смерти

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать главы учебника

Письменная творческая работа

Читать рассказ «Лёгкое дыхание»

Читать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Сделать анализ рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Холодная осень»

3

Тема 5.5

Максим Горький

Содержание учебного материала:

8

1

Три судьбы Максима Горького. Писатель, культурный организатор, общественный деятель

3

1

2

Рассказы. Ранний Горький. В поисках «гордого человека»

2

3

«На дне» как социальная драма и философская притча

2

4

Проблема правды и лжи. Неразрешенный спор

2

Практические занятия

2


1

Письменная работа по вопросам

2

Выразительное чтение монолога Сатина в д.4

3

Выразительное чтение в лицах

4

Выборочное аналитическое чтение драмы «На дне»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника

Читать рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

Найти в словаре определения терминов «романтизм» и «реализм»

Читать пьесу «На дне»

Подготовить сообщение об образе одного из ночлежников

Письменная творческая работа

3

Раздел 6

Советский век: две русские литературы или одна?


58

Тема 6.1

Общая характеристика

Содержание учебного материала

3

1

Литература и власть. Пути литературы 1920-1930-х годов

1

1

2

«Воздух эпохи». Рассказ Е.И. Замятина «Дракон»

2

Практические занятия:

1


1

Читать с остановками рассказ Замятина «Дракон»

2

Заполнить таблицу «Развитие сюжета в рассказе Е.И. Замятина «Дракон»»

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с таблицей «Литературные группировки 1920-х годов»

Письменная работа (рецензия на рассказ)

1

Тема 6.2

Владимир Владимирович Маяковский

Содержание учебного материала

7

1

«Я – поэт. Этим и интересен». Личность и судьба В.В. Маяковского

2

1

2

Лирика Маяковского 1912-1917 годов. «Революционный поэт»

2

3

«Громада-любовь» и «громада-ненависть». Поэма «Облако в штанах»

2

4

Лирика Маяковского 1917-1930 годов. «Поэт Революции»

2

5

Поэт и поэзия. Трагедия поэта

2

Практические занятия

3


1

Кратко сформулировать ответ на вопрос

2

Письменное творческое задание

3

Аналитическое чтение стихотворений

4

Сопоставить стихотворения «Нате!» и «А вы могли бы?»

5

Подготовить связный ответ о произведении

6

Комментированное чтение поэмы «Облако в штанах»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника

Написать небольшую биографическую статью

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений

Письменная работа

2

Тема 6.3

Сергей Александрович Есенин

Содержание учебного материала

5

1

Сергей Есенин. Творческий портрет

1

1

2

Лирика. Художественный мир поэта

2

3

Эволюция образа родины. Ключевые образы

2

Практические занятия

2


1

Самостоятельная работа с учебником

2

Ответить письменно на вопросы

3

Письменная творческая работа

4

Выразительное чтение стихотворений

5

Сравнительный анализ стихотворений

6

Аналитическое чтение стихотворений Есенина

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника

Подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения Есенина

Подготовить индивидуальное сообщение по вопросам

Написать сочинение-обобщение «Образ Родины в ранней лирике Есенина»

Читать поэму «Черный человек»

Ответить на вопросы в учебнике к теме «С.А. Есенин»

Проанализировать стихотворение Есенина 1924-1925 годов

2

Тема 6.4

Михаил Александрович Шолохов

Содержание учебного материала

9

1

«Война и мир» на донской земле. «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага

3

1

2

«Любовь казака». «Тихий Дон» как роман о любви

2

3

«Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне

2

4

«Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека

2

Практические занятия

3


1

Сопоставительный анализ эпизодов

2

Работа с таблицей

3

Аналитическая беседа.

4

Выборочное аналитическое чтение

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника, подготовить ответ на вопрос 1 в учебнике

Подготовить краткий исторический комментарий к роману

Подготовить сообщение «Уклад казачьей жизни» по плану

Письменная творческая работа

3

Тема 6.5

Осип Эмильевич Мандельштам

Содержание учебного материала

4

1

«Я не хочу моей судьбы». Поэт и судьба

2

1

2

«Я получил блаженное наследство». Поэт и вечность

2

3

«Мне на плечи бросается век-волкодав». Поэт и время

2

Практические занятия

1


1

Анализ стихотворений «Notre Dame», «Бессонница», «Петербургские строфы» и др.

2

Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама

3

Письменное творческое задание

Самостоятельная работа обучающихся

Читать статью Мандельштама «Утро акмеизма» и заполнить таблицу «Толкование основных положений статьи»

Написать сочинение-миниатюру или сделать презентацию по его стихам

1

Тема 6.6

Анна Андреевна Ахматова

Содержание учебного материала

6

1

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников

2

1

2

«Слишком плотны любовные сети». Ранняя лирика А.А. Ахматовой

2

3

«Я была тогда с моим народом». Поэма «Реквием»

2

4

«… В прошедшем грядущее зреет». Россия и творчество в поэтическом сознании А.А. Ахматовой

2

Практические занятия

2


1

Письменная работа

2

Чтение и обсуждение стихотворений

3

Чтение стихов и комментарии к ним

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника, ответить на вопросы 1-3 в учебнике к теме «А.А. Ахматова»

Подготовить выразительное чтение стихов

Выучить наизусть пять стихотворений

Читать поэму «Реквием»

2

Тема 6.7

Михаил Афанасьевич Булгаков

Содержание учебного материала

9

1

Судьба художника. Противостояние эпохе

3

1

2

Роман «Мастер и Маргарита».

Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе»

1

3

Жанр, композиция и проблематика «Мастера и Маргариты».

Роман-миф и три сюжета

2

4

Булгаковская Москва: конкретное и условное.

Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры

2

5

Роман о любви и творчестве. Биографическое и метафизическое

2

Практические занятия

3


1

Чтение и анализ стихотворения Ахматовой «Памяти М.А. Булгакова»

2

Самостоятельное чтение главы учебника и беседа по ней

3

Анкета по роману (письменно ответить на вопросы)

4

Комментированное выборочное чтение глав романа

5

Сопоставление разных вариантов текста

6

Аналитическое чтение главы

Самостоятельная работа обучающихся

Читать роман «Мастер и Маргарита»

Читать главы учебника и ответить на вопросы 1-6, 14-16 к теме «М.А. Булгаков»

Письменная работа

Подготовить фабульный пересказ истории любви мастера и Маргариты

3

Тема 6.8

Марина Ивановна Цветаева

Содержание учебного материала:

4

1

«С этой безмерностью в мире мер». Быт и бытие Марины Цветаевой

2

1

2

«Высота бреда над уровнем Жизни». Вечность любви

2

3

«Есть времена – железные - для всех». Время ненависти

2

Практические занятия

1


1

Самостоятельная работа

2

Анализ стихотворений

3

Обсуждение вопроса 8 в учебнике к теме «М.И. Цветаева»

4

Выразительное чтение стихотворений

5

Творческая работа (продолжите предложение)

Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы 1-5 в учебнике к теме «М.И. Цветаева»

Прочитать поэтические циклы «Стихи к Пушкину», «Стихи к Блоку»

Подготовить выразительное чтение стихотворения из любовной лирики Цветаевой

Выполнить задание 12 или 13 в учебнике к теме «М.И. Цветаева»

1

Тема 6.9

Борис Леонидович Пастернак

Содержание учебного материала

8

1

Поэт и время. Личность и судьба Б.Л. Пастернака

3

1

2

«И образ мира, в слове явленный». Мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака

1

3

«Определение поэзии». Образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака

2

4

«Вариант книги Бытия». Роман «Доктор Живаго»

2

5

«Ход веков подобен притче». Стихотворения Юрия Живаго

2

Практические занятия

2


1

Письменная работа (объяснить смысл афоризма)

2

Аналитическое чтение стихотворений

3

Сопоставительный анализ стихотворений

4

Письменная работа (закончить предложение: «Поэзия – это…»)

5

Написать сочинение о романе «Доктор Живаго», ответив на один из вопросов

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Пастернака

Читать главы учебника, ответить на вопросы 9-10 в учебнике к теме «Б.Л. Пастернак»

Сравнить два летних (или зимних) стихотворений Пастернака

Выучить наизусть стихотворение

Письменная работа (сопоставить стихотворения Пастернака, Ахматовой и Есенина)

3

Тема 6.10

Андрей Платонович Платонов

Содержание учебного материала

3

1

Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»)

1

1

2

Тайна Фро. Психея, Афродита или Душечка?

2

Практические занятия

1


1

Написать небольшое размышление

2

Самостоятельная работа с текстом рассказа «Железная старуха»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать отрывки из писем А.П. Платонова Г.З. Литвину-Молотову

Читать рассказ «В прекрасном и яростном мире», подготовить краткий пересказ

Читать рассказ «Фро», подготовить вопросы к рассказу

Написать сочинение-миниатюру

1

Раздел 7

Советский век: на разных этажах


41

Тема 7.1

Общая характеристика

Содержание учебного материала

6

1

Литература и война. Музы и пушки

2

2

2

Литература и власть. Время кнута и пряника

2

3

Поэзия шестидесятников: «поэт в России – больше, чем поэт»

2

4

Литература 1960-1990-х годов. Образ меняющегося времени

2

Практические занятия

2


1

Работа с учебником

2

Заполнить таблицу «Тематические направления прозы 1960-1980-х годов»

3

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить выразительное чтение стихотворений, созданных во время Вов

Читать фрагменты доклада А.А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»

Читать главы учебника, подготовить ответы на вопросы 3 и 4 к разделу

Письменная работа (написать сочинение на одну из тем)

2

Тема 7.2

Александр Трифонович Твардовский

Содержание учебного материала

4

1

«Есть имена и есть такие даты». Личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского

2

1

2

«Василий Теркин». «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»

2

3

«Я знаю, никакой моей вины». Совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского

2

Практические занятия

1


1

Работа с учебником

2

Анализ поэмы «Василий Теркин»

3

Анализ стихотворений

4

Письменный ответ на вопрос 9 в учебнике к теме «А.Т. Твардовский»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать поэму «Василий Теркин»

Творческая письменная работа

Читать стихотворения Твардовского

Выполнить задание 7 в учебнике

1

Тема 7.3

Александр Исаевич Солженицын

Содержание учебного материала

6

1

А.И. Солженицын. Биография и творчество

2

1

2

«Один день Ивана Денисовича». «Щ-854 (Один день одного зэка)»

1

3

Особенный герой. Иван Денисович или «Щ-854»?

2

4

Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа

2

Практические занятия

2


1

Комментированное чтение

2

Работа с таблицей

3

Аналитическая беседа

4

Ответ на проблемный вопрос

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию, посвященную биографии Солженицына

Читать рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Подготовить сообщение об истории публикации рассказа

Выписать пословицы и поговорки из речи Ивана Денисовича

Заполнить таблицу

Написать сочинение

2

Тема 7.4

Василий Макарович Шукшин

Содержание учебного материала

5

1

«Нравственность есть Правда». Жизнь и творческий путь В.М. Шукшина

1

1

2

«Чудики» и философы у Шукшина. Рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!», «Упорный»

2

3

«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. Рассказы «Крепкий мужик» и «Мастер»

2

Практические занятия

2


1

Комментированный просмотр эпизода фильма «Печки-лавочки»

2

Анализ рассказов

3

Письменная работа

4

Комментированное чтение

5

Чтение и анализ стихотворения В. Высоцкого «Памяти Василия Шукшина»

Самостоятельная работа обучающихся

Читать рассказы Шукшина

Подготовить сообщение на тему «Шукшин – актер и режиссер»

Читать главу учебника о Шукшине, ответить на вопросы 1-4 в учебнике

Написать сочинение

2

Тема 7.5

Николай Михайлович Рубцов

Содержание учебного материала

3

1

Лирика. «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н.М. Рубцова

1

1

2

«Но у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н.М. Рубцова

2

Практические занятия

1


1

Чтение и анализ стихотворений Рубцова

2

Комментированное чтение

3

Сопоставление стихотворений Рубцова и Пушкина, Рубцова и Тютчева

4

Работа с таблицей

Самостоятельная работа обучающихся

Читать стихотворения Рубцова

Читать статью учебника о Рубцове, ответить на вопросы 1, 2, 5 к теме «Н.М. Рубцов»

Письменная работа

Выучить наизусть любое стихотворение Рубцова

1

Тема 7.6

Владимир Семенович Высоцкий

Содержание учебного материала

3

1

«Я не люблю». Кодекс чести поэта, певца и гражданина

1

2

2

Высоцкий. «Шансонье всея Руси»

2

Практические занятия

1


1

Сопоставление песен Высоцкого и сонета Шекспира

2

Анализ песен военного цикла

3

Анализ образа героя в песнях Высоцкого

4

Анализ темы поэта и поэзии в творчестве Высоцкого

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главы учебника, подготовить устные ответы на вопросы 1-4, 6, 8, 9

Заполнить таблицу «Песни Высоцкого»

1

Тема 7.7

Юрий Валентинович Трифонов

Содержание учебного материала

5

1

Возвращение к «prosus». История и современность в произведениях Трифонова

1

1

2

«Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова

2

3

Завещание Ю.В. Трифонова. Вечные темы в творчестве писателя

2

Практические занятия

2


1

Самостоятельная работа с учебником

2

Аналитическое чтение рассказа

3

Аналитическое чтение фрагмента повести «Обмен»

4

Работа с учебником (по группам)

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить выразительное чтение рассказа «Путешествие»

Читать рассказ «Прозрачное солнце осени»

Заполнить таблицу по рассказу

Читать рассказ «Игры в сумерках»

Письменный ответ на вопрос

2

Тема 7.8

Сергей Донатович Довлатов

Содержание учебного материала

3

1

«Мир уродлив, и люди грустны». Анекдоты и драмы Сергея Довлатова

1

1

2

Рассказы из чемодана. Автобиография поколения в произведениях С.Д. Довлатова

2

Практические задания

1


1

Выборочное конспектирование главы учебника

2

Чтение анекдотов, афоризмов из «Записных книжек» Довлатова

3

Письменная работа

4

Анализ повести «Чемодан»

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение о жизни С. Довлатова

Читать повесть «Чемодан»

Читать воспоминания о Довлатове. Ответить на вопросы

1

Тема 7.9

Иосиф Александрович Бродский

Содержание учебного материала

3

1

«Ни страны, ни погоста». От Васильевского острова до острова Мертвых

1

1

2

«Поэт есть средство существования языка». Пространство языка – пространство свободы в лирике И.А. Бродского

2

Практические занятия

1


1

Письменная работа

2

Анализ стихотворения

3

Чтение и комментирование стихотворения

Самостоятельная работа обучающихся

Читать главу учебника

Ответить на вопрос 11 в учебнике

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения Бродского

Письменный ответ на вопрос 6 в учебнике

1

Тема 7.10

Александр Валентинович Вампилов

Содержание учебного материала

3

1

Драматург Вампилов. Трагедии и анекдоты

1

1

2

Люди – не ангелы. Вечные темы в «Провинциальных анекдотах»

2

Практические занятия

1


1

Анализ пьес «История с метранпажем», «Двадцать минут с ангелом»

2

Чтение вслух и сопоставление монологов Городничего и Калошина

3

Чтение фрагментов «Записных книжек» Вампилова

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение о биографии Вампилова

Написать сочинение-миниатюру

Читать «провинциальный анекдот» «Двадцать минут с ангелом»

Написать сочинение-миниатюру

1

Раздел 8

Повторение


1

Тема 8.1

Заключение. Неоконченные споры

Содержание учебного материала

1

1

Писатель – книга - читатель

0

2

Практические занятия:

1


1

Чтение главы учебника и беседа по ее содержанию

2

Беседа по вопросам

3

Анализ интернет-сайтов, посвященных литературе


Всего:

256



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

- комплект учебно-методических материалов;

- комплект контролирующих заданий по темам и разделам дисциплины


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для студентов

  1. Сухих И.Н. «Литература XIX века». Учебник для 10 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2014 год

  2. Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература XIX века». Практикум для 10 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2014 год

  3. Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2014 год

  4. Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2014 год

  5. Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература в 2-х ч. Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Академия», 2015 год

  6. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.




Для преподавателей

  1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература в 10 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.

  2. Белокурова С.П., Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.

  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.

  4. Обернихина Г.А. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2015 год.



Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе

Дополнительные источники:

  1. Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

  2. Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.

  3. Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.

  4. Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.

  5. Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.

  6. Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.

  7. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

  8. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

  9. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

  10. Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.

  11. Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.

  12. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.

  13. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.

  14. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

  15. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.

  16. Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.

  17. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

  18. Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

  19. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

  20. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

  21. Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

  22. Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

  23. Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.

  24. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

  25. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

  26. Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.

  27. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

  28. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

  29. Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.

  30. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

  31. Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.

  32. Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX – XX в.в.». М.: «Знамя».

  33. Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».

  34. Чалмаев В., Зинин С. «Русская литература XX века» Учебник в 2-частях (10-11 класс). М.: «Русское слово», 2003 год.











Электронные пособия:

  1. Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10-11 классы. CD-диски.

  3. Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

  4. Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.



Интернет – ресурсы:

  1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru

  2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

  3. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

  4. Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

  5. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

  6. Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия





Экспертное наблюдение в ходе выполнения контрольных работ, практических заданий.

Анализ выполнения практических заданий и самостоятельных работ.

Наблюдение и оценка демонстрации

обучающимися знаний и практических

умений по изучаемым темам.

Текущий контроль на уроках.

Оценивание подготовки студентов к занятию.

Оценивание качества выступлений и ответов на вопросы преподавателя.

Оценивание степени усвоения материала и приобретения практических навыков.

Оценивание активности и стремления к познавательной деятельности.

Оценивание качества выполнения домашнего задания.

Оценивание индивидуальных самостоятельных работ, устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач


Итоговый контроль

- экспертная оценка в рамках проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине