Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1
имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И. Шатова
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по ВР
Невечерина С. С Директор МБОУ СОШ № 1
«___» _________ 2017 г. имени П. И. Шатова
_____________Энс Н. Н.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ФГОС НОО
Разработана
Потапчик Еленой Николаевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработана на основе Закона РФ «Об образовании», В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ 06.10 2009 года № 373»; приказом Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ 06.10 2009 года № 373», приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 « О внесении изменений в приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»; примерной ООП НОО; Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Нижнеингашской средней общеобразовательной школы №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И. Шатова
Назначение программы. Внеурочная деятельность учащихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности.
Актуальность курса. Ценностным содержанием воспитания в школе являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, права человека, семья, социальная солидарность, труд. Программа внеурочной деятельности в начальной школе предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Внеурочная деятельность основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа разработана с учётом социокультурных, социально-экономических особенностей края, запросов семьи.
Возрастная группа обучающихся. Программа разработана для обучающихся 6.6 – 10 лет.
Объем часов Внеурочные занятия проводятся в школе во второй половине дня. Занятия проводятся преимущественно с группой детей, сформированной на базе класса, с учётом выбора родителей (законных представителей), по отдельно составленному расписанию. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2-4-х классах – на 34 учебных недели.
Продолжительность занятия 1 класс 35-40 мин, 2-4 класс 40-45 минут.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программамя
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям
Спортивно-оздоровительное
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, уста-новок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укреп-ление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познава-тельному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Основные задачи:
-формирование элементарных представлений о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;
-формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-формирование первоначального представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-воспитание стремления к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
2.Духовно-нравственное
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
3Общеинтеллектуальное
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего и ос-новного общего образования.
Основными задачами являются:
-формирование у учащихся умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
-формирование универсальных учебных действий;
-развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, умения проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества.
4.Социальное
Целесообразность данного направления заключается в совместном поиске учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; в формировании ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитании активного ответственного гражданина и творческого созидателя; переходе от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика.
Основными задачами являются:
-формирование способности видеть и понимать социальные проблемы;
-формирование у детей стремления к самостоятельной общественно-значимой деятельности;
-обучение сотрудничеству при организации КТД;
-обучение ценить общественно полезную значимость коллективной деятельности.
5.Общекультурное
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, эстетическому самосовершенствованию, формированию ценност-ных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
-формирование представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, в природе;
-формирование стремления избегать плохих поступков, умения проанализировать свое поведение;
-формирование представления о правилах этики, культуре речи;
-воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Спортивно-оздоровительное «Мое здоровье»
Образовательная программа «Мое здоровье» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.
формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;
формирование представлений и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
Духовно-нравственное «Юный эколог»
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке.
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах.
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека.
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие.
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых.
Общеинтеллектуальное «Хочу все знать»
Материалы информационного справочника. Моделирование и вырезание фартука из бумаги.
Беседа о видах пуговиц. Пришивание пуговицы.
Историческая справка.
Приемы вязания (крючком ).
Историческая справка
Беседа о профессии сапожника.
Рисование туфель (дизайн).
Информация из дополнительной литературы Изготовление носового платка из ткани.
Экскурсия в заочное ателье мод.
Заполнение листа самооценки.
Выставка работ.
Социальное. «Проектная деятельность»
Работа над проектом предваряется необходимым этапом- работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
Порядок выполнения действия:
1.Знакомство класса с темой.
2.Выбор подтем (областей знания).
3.Сбор информации.
4.Выбор проектов.
5.работа над проектом.
6.Презентация проектов.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.
По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап -интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части -мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информацией ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи).
Общекультурное «Волшебный мир оригами»
Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы.
Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану
Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Изготовление модели по плану
Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану
Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Изготовление модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме.
Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану. Выставка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.Спортивно-оздоровительное
«Моё здоровье»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
11 | Питание – основа жизни. Гигиена питания | 1 | | | | |
12 | Режим питания | 1 | | | | |
13 | Правила поведения за столом | 1 | | | | |
44 | Уличный травматизм | 1 | | | | |
55 | Первая медицинская помощь | 1 | | | | |
66 | Опасные факторы современного жилища | 1 | | | | |
77 | Опасность при игре с острыми предметами | 1 | | | | |
Духовно-нравственное
«Юный эколог»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира. Экскурсия. | 1 | | |
2 | Пернатые друзья. Мастерим домики для птиц. Разработка и защита проекта. | 1 | | |
3 | О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора. Конкурс рисунков. Оформление гербария. | 1 | | |
4 | Лес-дом лесных животных. Сочинение экологической сказки. | 1 | | |
5 | Огород на окне. Практическая работа. | 1 | | |
6 | Лес и человек. Игры: «Грибное лукошко», «Ягодное лото». | 1 | | |
7 | Изучаем способы охраны природы. Викторина. | 1 | | |
Общеинтеллектуальное
«Хочу все знать»
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
| план | факт |
| Одежда | | | |
1. | Откуда взялся фартук. | 1 | | |
2. | Зачем нужны пуговицы. | 1 | | |
3. | Откуда взялись шапки. | 1 | | |
4. | Кто придумал обувь? Секреты башмаков. | 1 | | |
5. | С каких пор применяют носовые платки. | 1 | | |
6. | Что такое «мода» | 1 | | |
7. | Итоговое занятие по теме «Одежда» | 1 | | |
4.Социальное
«Проектная деятельность»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Какие бывают проекты? Формулирование темы. | 1 | | |
2 | Выполнение проекта в рамках учебного курса «Математика». | 1 | | |
3 | Выполнение проекта в рамках курсов «Русский язык» и «Литературное чтение». | 1 | | |
4 | Выполнение проекта в рамках учебного курса «Окружающий мир». | 1 | | |
5 | Выполнение проекта в рамках учебных курсов «Изобразительное искусство» и «Технология». | 1 | | |
6 | Подготовка к защите проектов. | 1 | | |
7 | Защита проектов. Подведение итогов работы. | 1 | | |
5.Общекультурное
«Волшебный мир оригами»
№ | Наименование темы и раздела занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Беседа по охране труда. Знакомство с оригами | 1 | | |
2 | Выполнение базовой формы «Треугольник». Стилизованный цветок. | 1 | | |
3 | Выполнение базовой формы «Воздушный змей». | 1 | | |
4 | Выполнение базовой формы «Двойной треугольник». Цветы к празднику. | 1 | | |
5 | Выполнение базовой формы «Двойной квадрат». Парусный кораблик. Композиция «Кораблики в море» | 1 | | |
6 | Выполнение базовой формы «Конверт». Оформление выставочных работ. | 1 | | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты программы соотносятся с требованиями ФГОС к личностным характеристикам выпускника:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполне-ния поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллектив-ных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необхо-димую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информацион-ном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в ос-новном учебном процессе и повседневной жизни.
ИНФОРМАЩИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Спортивно-оздоровительное
Литература для учителя:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение-2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. [Текст]/ Ковалько В.И. - М., ВАКО, 2005.
Покровский Е.А. Русские детские игры. Жребий хороводы, символические игры. – СПб.: Речь, Образовательные проекты. [Текст]/ Покровский Е.А. - М.: Сфера, 2010. – 144 с.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст]/ Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. - М., Просвещение, 2011.
3. А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2010
4. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2010
Литература для родителей и детей:
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство
ACT -ЛТД, 1997.
Духовно-нравственное
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2011.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
4. Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.
5. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества /Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.
6. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов /Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.
8. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа / Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.
9. Цветкова И.В. Эко-проект Маленький принц, или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.
10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997. - 192 с.
Литература для детей:
1.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин 100 вопросов и ответов. Животные-М.:ЗАО Росмэн, 2006.
2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2001.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко АСТ, 1995.
5.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко АСТ, 1999.
Литература для родителей:
1. Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
2. Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников)
Общеинтеллектуальное
Для учителя
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Фёдоров». 2012.
Для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
2. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров». 2012.
3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
4. Интернет - ресурсы
Социальное
1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2011.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2010.
6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
9. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
10. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2011.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Общекультурное
Литература для учителя:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2012.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2012.
3. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 2012.
4. Тарабарина Т.И. Ярославль Оригами и развитие ребенка. «Академия развития», 2011.
Литература для родителей и детей:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2012.
2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2011.
3. Интернет-ресурсы: http://origami-school.narod.ru/index.html