СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Актёрская грамота" (2-9 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Актерская грамота» является неотъемлемой составляющей в содержании художественного образования, реализуемого МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 46" г. Курска, а также становится логическим продолжением освоения авторского учебного курса «Народный театр» (см. категорию "Программно-методическое сопровождение") и расширением возможностей использования театрализованной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Программа может быть рекомендована к освоению в общеобразовательных организациях в рамках внеурочной деятельности, а также в учреждениях дополнительного образования детей в условяих работы театральных объединений, студий, мастерских и пр.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Актёрская грамота" (2-9 классы)»

Принята

педагогическим советом «Средняя общеобразовательная школа № 46»

протокол

от «__» __________20___г

№ ___

Утверждена

приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»

от «__»_________20___г.

№___

Директор_____/Т.Г.Скрипкина/




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 46»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




_внеурочной деятельности «Актёрская грамота», 2-9 классы_

предмет, класс







Разработано _Ворожцовой Ириной Геннадьевной,

Ф.И.О., категория

учителем театра высшей

квалификационной категории










20__- 20__ учебный год


Курск

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА»


Пояснительная записка


Современная школа переживает сегодня эпоху преобразований и реорганизаций, которые невозможно осуществить без творческого подхода. Но не только в педагогике - во всех областях человеческой деятельности сегодня необходимы специалисты творческого потенциала, без которых невозможны новые открытия, совершенствование окружающей нас жизни, новые творения в искусстве. Именно поэтому в настоящее время столь актуально решение задач по воспитанию творческой личности ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Уникальным потенциалом в решении названных задач обладает образовательная область «Искусство». Через приобщение детей к художественному восприятию и творчеству оно раскрывает и развивает индивидуальные творческие качества личности, мотивирует потребность в преобразующей творческой деятельности, побуждает к творческой самореализации. В связи с этим сегодня неуклонно возрастает понимание значимости художественного образования в становлении личности, и не только в рамках урочных занятий по предметам искусств, но и во внеурочной деятельности.

Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Актерская грамота», которая является неотъемлемой составляющей в содержании художественного образования, логическим продолжением освоения учебного курса «Народный театр» и расширением возможностей использования театрализованной деятельности в условиях общеобразовательной организации.

Программа внеурочной деятельности «Актерская грамота» создана на основе широко известных и зарекомендовавших себя в практике программ и методических рекомендаций по театральному обучению школьников: А.П. Ершова «Уроки театра на уроках в школе. I-XI классы» (1990), А.П. Ершова, В.М. Букатов «Актерская грамота» (1995), Т.Г. Пеня, А.П. Ершова «Театральные занятия для младших школьников» (1995), Л.М. Некрасова «Час театра» для учащихся средних классов (1995) и др.

Программа дает учителю возможность разносторонне познакомить учащихся с искусством театра через призму актерской деятельности, приобщить их театральному исполнительству, преследуя цель духовно-нравственного развития и социализации личности. Программа реализуется со 2го по 9й класс по 1 часу в неделю в объеме 34 учебных часов в год.

Практика преподавания театрального искусства в общеобразовательной школе доказывает, что оно способно эффективно влиять на образовательно-воспитательный процесс: сплочение коллектива учащихся, расширение их культурного диапазона, повышение культуры поведения. Знакомство школьников всех возрастов с творческой деятельностью актера способствует накоплению ими эмоционального, художественного, интеллектуального, духовного, нравственного, социального, трудового опыта и развивает личностный потенциал. Насыщение современной школы духом театрального искусства происходит в контексте гуманизации образования, реализации высокой миссии художественной педагогики в становлении и развитии многогранной, творческой личности с активной жизненной позицией.

Кроме того, целенаправленное углубленное освоение детьми и подростками, склонными к художественному творчеству, основ актерского мастерства связано с ранней профилизацией, что позволяет не упустить наиболее одаренных ребят для профессиональной сферы. Следовательно, предлагаемая программа способствует решению актуальных для общего образования задач профильного обучения. При этом продуманность и тщательность в работе учителя обусловливается высокими требованиями и ответственностью за судьбу ребят.

Доминирующей ценностью в обучении основам актерской работы признается проявление самостоятельности, самобытности, своеобразия личного подхода школьников к решению творческих задач. Именно это позволяет активизировать творческий поиск учеников, подвести их к глубокому пониманию окружающей жизни, осознать обязанности актера-творца перед зрителем.

Методологическую основу программы составляют идеи К.С. Станиславского и интерпретация его системы воспитания и творчества актера применительно к образовательному процессу в школе. Исходя из названного учения, сущность актерского мастерства понимается нами как создание «образа действий» (К.С. Станиславский) на основе драматического задания. Поэтому основной целью курса «Актерская грамота» является ознакомление и овладение учащимися сущностью исполнительского театрального творчества: «языком действий», выразительностью и содержательностью этого языка - и познание ими своих возможностей в творчестве. В процессе реализации поставленной цели школьники открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителем, технологию создания характера-образа на сцене, взаимообусловленность сверхзадачи и содержания работы актера.

Выдвинутая цель обусловливает формулировку главной задачи театрального образования – развивать в поведении учащихся чуткость к «действию» как основному средству выразительного языка театра. В связи с этим рассматриваются следующие специальные задачи:

Воспитание творческой свободы: раскрепощение, свободная реакция на впечатления, снятие физических зажимов, переход и закрепление состояния творческой активности, развитие у детей интереса к театру как искусству.

Развитие творческих способностей: пробуждение действенного воображения, утончение восприятия, концентрация внимания, развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям, расширение кругозора, раскрытие перед детьми красоты искусства и жизни.

Приобретение сценических навыков: пластичность тела, четкость речи, правильное дыхание, перевоплощение в другой образ и жизнь на сцене в этом образе, умение выстраивать отношения в актерском коллективе - «чувство коллектива», чувство сцены, вкус к художественным произведениям, ориентировка в конфликтных ситуациях.

Кроме специальных задач театрального образования, программа предусматривает решение комплекса задач духовно-нравственного воспитания, личностного развития и социализации учащихся. Они вытекают из положения о том, что приобщение к театральному творчеству активизирует интерес детей к искусству театра и искусству вообще, развивает их воображение, фантазию, память, внимания и другие качества, улучшают психологическую атмосферу в классе и в школе.


Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Актёрская грамота»


Оценка достижений обучающихся на занятиях актерской грамотой осуществляется по комплексу показателей на трех основных уровнях – предметном, метапредметном и личностном. Ведущими показателями оценки уровня развития учащихся выступают:

- умения осуществлять коллективную творческую деятельность на сцене (согласованные действия, взаимовыручка, умение подчинять свои желания интересам коллектива и др.);

- оптимальное раскрытие художественного замысла произведения через воплощение своей роли;

- личное отношение к изображаемым в игре явлениям, выразительность создания сценического характера-образа, оригинальность решения актерских задач;

- умение воссоздавать явления реальной действительности, переживать их и наполнять жизненным содержанием;

- наличие широкого кругозора, эрудиция, развитая память, воображение, чувственно-эмоциональная сфера, гибкое мышление;

- наличие специальных ЗУН и способность применять их при решении творческих задач (специальные метапредметные компетенции);

- развитые коммуникативные способности, творческая активность;

- увлеченность и интерес к занятиям избранным видом творчества и др.

Важно отметить интегративную сущность программы «Актерская грамота», так как результативность работы достигается лишь на метапредметном уровне, в тесном взаимодействии с содержанием других программ внеурочной деятельности учащихся (сценическая речь, сценическое движение, история театра, грим), а также предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов (изобразительное искусство, музыка, литература, история и др.).

К концу первого года обучения учащийся должен уметь:

- выполнять упражнения на произвольное и непроизвольное внимание, память, мышление,

воображение;

- придумывать короткую историю и разыгрывать по ней этюд;

- выполнять задания в коллективных играх.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

- целенаправленно действовать в заданных предлагаемых обстоятельствах;

- правдиво и достоверно применять слагаемые действия (жест, мимика, пластика, речь).

- владеть навыками четкой, выразительной речи.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

- заданную фразу обращать к партнеру с разными подтекстами;

- определять и повторять обращенное к ним действие.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны уметь:

- провести действенный анализ на заданном тексте с предлагаемыми обстоятельствами;

- перевоплощаться в зависимости от характерности героя и общего замысла.

К концу пятого года обучения учащиеся должны уметь:

- видеть возможности разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

- определять замысел, сценическую задачу по совершаемым действиям исполнителя;

- превращать свое поведение в поведение другого человека.

К концу шестого года обучения учащиеся должны:

- уметь пользоваться словесными действиями;

- владеть навыком продолжительного поведения в заданном образе действий;

- оправдывать заданные мизансцены;

- анализировать работу свою и партнеров с позиции реализации замысла.

К концу седьмого года обучения учащиеся должны уметь:

- определять в любом сложном общении основные параметры и особенности

их реализации;

- применять полученные знания в создании характера сценического образа;

- находить средства реализации заданного характера.

К концу восьмого года обучения учащиеся должны:

- овладеть основными навыками театрально-исполнительского искусства;

- создавать характеры образы в процессе постановки выпускного спектакля;

- сформировать чувство творческого театрального коллективизма;

- уметь всесторонне анализировать пьесу, формулировать и решать исполнительские

задачи;

- определять и реализовывать основные этапы работы над спектаклем.


Содержание программы внеурочной деятельности «Актёрская грамота»


Разработка содержания программы внеурочной деятельности «Актерская грамота» осуществлялась в опоре на ряд взаимодополняющих художественно-педагогических принципов: образного мышления, мастерства перевоплощения и искреннего переживания образа. Мы также исходили из того, что театральное образование и воспитание в школе выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, поэтому должно осуществляться по следующим направлениям:

- воспитание основ зрительской культуры учащихся;

- развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

- накопление знаний о театре;

- формирование способностей, вкусов и, в конечном счете, мировоззрения детей.

Совокупность методов и форм организации театрально-творческой деятельности школьников реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей. При реализации программы активно используются традиционные дидактические методы:

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия);

- наглядные (демонстрация слайдов, видео-презентации, творческие показы, использование иллюстраций);

- практические (упражнения, тренинги, репетиции).

Однако ведущим признается метод игры, который исходит из природы театрального искусства. В игровой форме происходит знакомство с новым материалом и видами деятельности, приобретение творческих навыков. На занятиях активно используются различные виды игр: игры-упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии; сюжетно-ролевые, словесные, коллективные, подвижные и другие игры.

Непреходящее значение имеют методы художественной педагогики: драматизации, диалогического общения, образного вхождения в искусство, создания художественного контекста, создания композиций, импровизации и др. По своей сути они являются интегративными, позволяющими комплексно решать художественно-педагогические задачи.

Ведущей формой работы на внеурочных занятиях является актерский тренинг, который направлен на развитие произвольного внимания, зрительной памяти, логического мышления, чувство партнерства, координацию в пространстве, выразительности внутренней и внешней пластики. Сами занятия актерской грамоты предполагают разнообразие форм их проведения, среди которых наиболее распространенными являются: уроки-репетиции, уроки-презентации, уроки-конкурсы, уроки-концерты, уроки творчества, уроки-путешествия, театрализованные уроки и т.д.

В процессе систематической творческой работы у детей тренируется воображение, скорость решений, навык слаженной работы, активизируется мыслительный, эмоциональный и социально-психологический настрой. Каждое занятие, задание, задача, требование, этюд направлены на открытие ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, совершенствование в технике, расширение знаний о предмете работы, формирование чувства ответственности перед зрителями, повышение общего культурного уровня.

Для полноценной реализации названных педагогических установок необходимы определенные условия работы: наличие специально оборудованного класса, соответствующего требованиям СанПиН, реквизита, декораций, элементов театральных костюмов, технических средств (выносного света, звуковоспроизводящей и усилительной аппаратуры, аудио и видеотехники), музыкального инструмента, дидактических пособий, интерактивных средств обучения и др.

Руководствуясь данной программой, учитель может эффективно осуществлять последовательное и поступательное развитие школьников с учетом их интересов, знаний, возможностей и окружающих условий (имеющихся в городе театров, филармонии, учреждений культуры; различных гастрольных мероприятий, традиционных конкурсов театрального искусства и др.). Важными педагогическими условиями являются также взаимодействие с семьей и общественностью, использование возможностей средств массовой информации.

Оценка работы учащихся по предлагаемой программе осуществляется в различных формах текущего контроля (устные опросы, тестовые задания, кроссворды, ребусы, конкурсы, творческие зачеты, защита рефератов, сценариев, творческих проектов, слайд-презентации и др.). Результативность освоения программы выявляется при проведении итогово-обобщающих занятий в конце каждого года обучения, а также в процессе работы над ролью, участия в творческих показах и спектаклях. При оценке теоретической базы следует руководствоваться основными критериями по каждому году обучения, отталкиваясь от основного содержания программы: прочность знаний, понимание изученного материала, способность применять полученные знания на практике, владение монологической речью и т.д. При оценке практических, творческих заданий оценивается владение навыками актерского мастерства, умение применять выразительные средства, учитывается также эмоциональность, органичность воплощения сценического образа.


1-й год обучения (2 класс)

Театрально-исполнительская деятельность в 1-й год обучения рассматривается как пропедевтический этап, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Главной задачей в первый год обучения является развитие полезных для учебы и искусства психологических структур (внимание, воображение, мышление, память) с помощью театрализованных игр.

Методы, формы и содержание театральных упражнений погружают детей в присущую им стихию игры. Театральность предлагаемых игр заключается в необходимости осуществлять взаимообусловленные действия – каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано или сказано другими, и одновременно все участники имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя.

Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Данные игры и упражнения дают возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется одновременность или заданная последовательность произнесения. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в свое время и на своем месте. С другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка.

Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени и в пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом и т.д., упражнения способствуют формированию таких качеств, как внутренняя собранность, готовность включиться в творческий процесс.


2-й год обучения (3 класс)

Театрально-исполнительская деятельность второго года обучения строится на освоении и вычленении языка действий как особого выразительного материала театрального искусства.

Главной задачей 2-го года обучения является освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.

Ведущая тема года: целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства (жест, мимика, пластика, речи – слагаемые действия).

В процессе обобщения зрительского опыта и собственной практики игры-выступления учащимися постепенно и последовательно разбирается каждое из слагаемых сценического образа, формируется чуткость к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, передаваемым в мимике, жестах, пластике, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат упражнения с голосом и речью.


3-й год обучения (4 класс)

Театрально-исполнительская деятельность в третий год обучения строится на основе овладения словесным действием.

Главной задачей третьего года обучения является освоение детьми основных навыков владения выразительностью речи.

Особенности звучания прямой речи, воспроизведение реплики, диалога, монолога осваиваются детьми на драматическом материале. Начинает формироваться навык видеть: за окном – картину, за текстом – подтекст, за высказыванием мотив. От работы над разной действенной интерпретацией одного и того же текста учащиеся переходят к умению выстраивать событийный ряд, открывать внутренний мир героя через сложную взаимосвязь слова и дела.


4-й год обучения (5 класс)

Театрально-исполнительская деятельность четвертого года обучения строится на материале исполнения роли по драматическому заданию.

Главной задачей театральных занятий в четвертый год обучения является формирование представлений об образе героя в театре, развитие у детей умений оценить точность осуществления исполнительского замысла.

Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи действия. Раскрывается значение импровизации. Событие как столкновение характеров в определенных условиях жизни и сценического воплощения становится основным элементом освоения.

Наблюдения окружающей действительности сосредоточиваются на характерах, характерности, особенностях и отличиях поведения разных людей. Описание и показ своего друга, персонажей книг могут стать базой для вычленения у детей представлений об особенностях логики действий, определяющей характер. Первые попытки сыграть сказочных героев расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве.

Знакомство с работой актера в театре, его разными ролями должно привести детей к содержательному представлению о перевоплощении, превращении как феномене театрального искусства. Дети размышляют над различными характерами положительных героев, достигают понимания исполнительского замысла.


5-й год обучения (6 класс)

Театрально-исполнительская деятельность пятого года обучения направлена на формирование понимания значения поведения в актерском искусстве.

Главной задачей театральных занятий пятого года обучения является освоение учащимися навыками поведения в конкретных заданных обстоятельствах, согласно заданного замысла.

Учащимся предоставляется возможность «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Особое внимание обращается на органичность поведения в условиях вымысла. Учащиеся знакомятся с элементарными закономерностями логики действий, учатся оправдывать заданные элементы действия.

Продолжается формирование представлений о специфике актерских задач в этюдах. Предлагаемые обстоятельства рассматриваются как рамки, активизирующие возникновение задачи.


6-й год обучения (7 класс)

Театрально-исполнительская деятельность шестого года обучения продолжает знакомство учащихся со словесными действиями.

Главными задачами шестого года обучения является освоение учащимися основных навыков словесных действий.

Шестой год обучения предполагает рассмотреть такие темы как: психофизическая выразительность речи, словесные воздействия на подтекст, заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.

Учащимся предлагается рассматривать разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями. Учащиеся выполняют этюды, в которых оправдывают цепочку словесных действий.

Расширяется представление о специфическом замысле в театрально-исполнительском искусстве. На занятиях учащиеся знакомятся со способами превращения своей логики действий в логику действий персонажа, учатся видеть различия в характере действия в разных исполнениях.


7-й год обучения (8 класс)

Театрально-исполнительская деятельность седьмого года обучения направлена на создание характера сценического образа.

Главной задачей седьмого года обучения является освоение навыков создания сценического образа.

Учащиеся знакомятся с проявлением основных характерных особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером, с проявлением характера персонажа в логике и особенностях речи.

Седьмой год обучения предполагает больше практических занятий. Многие теоретические вопросы рассматриваются в процессе работы над спектаклем. Школьники учатся применять знания технологии действия для создания характера, характерности, образа; видеть взаимозависимость решений характеров в спектакле; нести ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли.


8-й год обучения (9 класс)

Театрально-исполнительская деятельность восьмого года обучения направлена на усовершенствование основных знаний исполнительского искусства.

Главной задачей восьмого обучения является постановка итогового спектакля.

Учащиеся рассматривают одну из важных особенностей театрального творчества – «здесь, сегодня, сейчас»; знакомятся с содержанием профессиональной творческой работы артиста: устанавливают закономерность трактовки роли с пониманием исполнителем окружающей жизни, совершенствованием своего владения техникой, умения воплощать образ действующего лица.

При постановке спектакля, работая над пьесой, повторяют материал драматургии: высказывания людей, прямую речь, раскрывающую их характеры, стремления, мотивы, способ реакции на разные события, особенности поведения в конфликтных ситуациях.

Осваивается представление о том, что тема, конфликт, события, характеры составляют стержень драмы, отличают ее от других видов искусства. Подростки понимают, что конфликт становится источником драмы, если он затрагивает интересы действующих лиц и приводит их к борьбе. Более подробно рассматривается композиционное построение драмы, ее сюжетность, событийность и т.д.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Актёрская грамота»


1-й год обучения (2 класс)

Тема «Основные элементы актерского мастерства»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть. Сказка в жизни и на сцене

1

Предлагаемые обстоятельства в жизни и на сцене

1

2

Игры и упражнения на предложенные обстоятельства

1

3

Сказочные игры

1

4

Мир фантазии и воображения

1

5

Сочинение сказки

1

6

Сказки в рисунках и действиях

1

7

Прослушивание сказки

1

8

Этюды на предложенные обстоятельства, взятые из сказок

1


Всего

8

II четверть. Магическое «Если бы…»

1

«Если бы…», как основа, рождающая действие

1

2

Упражнения и игры на логическое «Если бы…»

2

3

Игры, придуманные детьми

1

4

Роль магического «Если бы…» в играх

1

5

Предлагаемые обстоятельства и «Если бы…» в сказках и тренингах

1

6

Этюды на магическое «Если бы…»

2


Всего

8

III четверть. Внимание, память, наблюдательность

1

Внимание, память, наблюдательность в жизни и на сцене

1

2

Упражнения, игры, тренинги на внимание, память, наблюдательность

1

3

Игра на воплощение наблюдательности, работа памяти и внимания

2

4

Детские народные игры

2

5

Игровые сюжеты на сцене

2

6

Этюды на внимание, память, наблюдательность

2


Всего

10

IV четверть. Детский мир фантазии

1

Фантазия и воображение (тренинги)

2

2

Детская наивность и наивность актера на сцене

2

3

Вера в предложенные обстоятельства и правдивость чувств на сцене

2

4

Логика и последовательность действий актера на сцене (исполнение упражнений с использованием творческих элементов)

2


Всего

8


Итого

34


2-й год обучения (3 класс)

Тема «Сценическое действие как основной элемент актерской игры»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть. Сценическое действие

1

Последовательность сценического действия

1

2

Цель сценического действия

1

3

Активность – неотъемлемая часть сценического действия

1

4

Оценка действия как заключительная часть сценического действия

1

5

Внутреннее и внешнее действие (упражнения)

1

6

Сценическое действие на выполнение физической задачи (тренинг)

1

7

Выполнение элементарной психологической задачи (тренинг)

1

8

Сценическое действие на выполнение сюжетной психологической задачи (тренинг)

1


Всего

8

II четверть. Эмоциональная память как элемент сценического действия

1

Эмоциональная память (упражнения)

1

2

Эмоциональная память физического самочувствия

1

3

Наблюдательность и самоконтроль как основа эмоциональной памяти

1

4

Творческие задания и упражнения по заданной теме

1

5

Этюды по заданной теме

2

6

Подготовка и показ мини-спектакля

2


Всего

8

III четверть. Сценическое общение как элемент сценического действия

1

Общение в сценическом действии

1

2

Стадии человеческого общения

1

3

Привлечение на себя внимания выбранного объекта

1

4

Творческая работа по заданной теме. Придумывание этюдов

2

5

Общение с партнером

1

6

Общение с воображаемым, несуществующим объектом

1

7

Коллективное общение в массовых сценах. Общение с неодушевленным предметом

1

8

Условия сценического общения (материал, средства, объект, приспособления)

2


Всего

10

IV четверть. Характерность. Освобождение мышц

1

Виды характерностей: возрастная, профессиональная, национальная, физиологическая, характерность прошлого. Снятие мускульных зажимов

1

2

Чтение выбранной инсценировки, пьесы

1

3

Разбор прочитанного текста, распределение ролей

1

4

Чтение пьесы по ролям

1

5

Работа над воплощением пьесы

3

6

Творческий показ постановки. Анализ выполненной работы

1


Всего

8


Итого

34


3-й год обучения (4 класс)

Тема «Пьеса – основа спектакля»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть. Работа над мини-спектаклем

1

Выбор сказки-пьесы для постановки

1

2

Чтение пьесы, ее обсуждение

1

3

Первые этюдные пробы, их анализ

1

4

Роль общения в постановке

1

5

Этюды в «выгородке»

1

6

Виды общения, условия общения

1

7

Физическое общение или органическое молчание

1

8

Приспособление для общения. Общение глазами

1


Всего

8

II четверть. Этюд как короткий спектакль

1

Анализ этюдных репетиций

1

2

Внимание и его виды

1

3

Воображение и фантазия

1

4

Наблюдательность и память. Наивность, вера

2

5

Репетиция в деталях оформления

3


Всего

8

III четверть. Слагаемые действия актера

1

Репетиция на сценической площадке (в костюмах)

1

2

Жесты

1

3

Мимика

1

4

Пластика

1

5

Мышечная свобода

1

6

Продуктивное целесообразное действие

1

7

Беспредметные действия, логика

1

8

Монтировочная репетиция

1


Всего

10

IV четверть. Коллективное творчество – залог успеха

1

Прогонные репетиции

4

2

Понятие темпоритма

2

3

Генеральная репетиция

1

4

Показ и самоанализ мини-спектакля

1


Всего

8


Итого

34


4-й год обучения (5 класс)

Тема «Исполнительское искусство»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I полугодие. Мастерство актера. Выразительные средства актера

1

Актерские тренинги, упражнения (мимика, жесты, пластика)

2

2

Речевые тренинги (дыхание, голос, дикция)

2

3

Темпоритм как специфический элемент актерского искусства

1

4

Техника слез и смеха

1

5

Динамика актерского искусства

1

6

Практическая работа

2

7

Мизансцена спектакля

1

8

Построение мизансцены

1

9

Оригинальные мизансцены

1

10

Представление собственных творческих работ по заданной теме

2

11

Игра актера в паузах

1

12

Искусство импровизации

1


Всего

16

II полугодие. Работа над пьесой

1

Выбор пьесы

1

2

Чтение и разбор пьесы

1

3

Событийный ряд в пьесе

1

4

Задачи действующих лиц в событиях

1

5

Композиционное построение пьесы

1

6

Ремарки, их значение

1

7

Конфликт и его разрешение

1

8

Роль музыки в спектакле. Музыкальное оформление (подготовка музыкальных фрагментов)

3

9

Роль света в спектакле

1

10

Творческий процесс создания спектакля

2

11

Создание зрительного образа спектакля посредством костюма, грима, декораций

2

12

Подготовка спектакля к показу

2

13

Показ драматического спектакля. Анализ достижений

1


Всего

18


Итого

34


5-й год обучения (6 класс)

Тема «Спектакль – коллективное творчество»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Актерская грамота (повторение)

2

2

Выбор пьесы

1

3

Чтение пьесы, обсуждение и разбор

2

4

Специфика актерских задач

2

5

Первые этюдные пробы, анализ проб

4

6

Органичность поведения актера

2

7

Оценка факта (упражнения, задания)

4

8

Мизансцены спектакля. Анализ этюдных репетиций

2

9

Репетиция в деталях оформления

2

10

Значение подробностей в искусстве (упражнения)

2

11

Репетиции на сценической площадке с использованием сценографии

5

12

Прогонные репетиции на создание образа

4

13

Генеральная репетиция

1

14

Показ спектакля и его комплексный анализ

1


Итого

34


6-й год обучения (7 класс)

Тема «Психофизическое самочувствие актера

и его влияние на характер сценического действия»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I полугодие. Действие – основа театральной игры

1

Понятие о действии в театральном искусстве

1

2

Бессловесные элементы действия

1

3

Целесообразность поведения актера

1

4

Оправдание заданных элементов действий (пристройка, оценки)

1

5

Представление неразрывной связи психического и физического в действии

1

6

Словесные действия

1

7

Психофизическая выразительность речи, словесные воздействия как подтекст

1

8

Речь и тело, формирование представления о соответствии работы тела и речи

1

9

Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий

1

10

Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства

1

11

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия

1

12

Варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями

1

13

Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий

1

14

Упражнения на коллективную согласованность действий

2

15

Урок-практикум (подготовительные этюды на выразительность подачи бессловесных элементов действий)

1


Всего

16

II полугодие. Драматургия в театральном искусстве

1

Знакомство с понятием драматургии

1

2

Драматургический материал как канва театрального искусства

1

3

Композиционное построение драматургического произведения

1

4

Значение режиссерской ремарки в пьесе

1

5

Внутренний монолог и непрерывность сценического действия

1

6

Практическая работа по заданной теме

1

7

Характер персонажей в пьесе

1

8

Конфликт и его особенности

1

9

Разъяснение роли конфликта как основного условия сценической выразительности

1

10

Практическая работа по заданной теме

1

11

Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия в осуществлении выбранной логики поведения при подсказке

1

12

Динамика и развитие сюжета в исполнении

1

13

Средства актерского искусства, помогающие преодолеть статичность исполнения

1

14

Актер и его роли. Амплуа

1

15

Работа актера над собой (по системе К.С. Станиславского)

1

16

Работа актера над ролью (по системе К.С. Станиславского)

1

17

Презентация и анализ творческих работ

2


Всего

18


Итого

34


7-й год обучения (8 класс)

Тема «Актерское искусство в театрально-зрелищных формах

культурно-досуговой деятельности людей»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Театрально-зрелищные формы культурно-досуговой деятельности (КДД) и их особенности: театрализованное представление, театрализованный концерт, сюжетная игровая программа

2

2

Сценарий – подробная литературная разработка (основа любой из форм КДД)

1

3

Композиционное построение сценария

1

4

Сценарно-режиссерский ход – оригинальный прием

1

5

Приемы активизации зрителей

2

6

Практическая работа над воплощением театрализованного представления (новогодняя тема)

2

7

Музыкальное и художественное оформление театрализованного представления

2

8

Комплексные репетиции, объединяющие все составные части театрализованного представления

2

9

Творческий показ и сравнительный анализ самостоятельных работ учащихся

2

10

Особенности подготовки и проведения театрализованного концерта

1

11

Определение темы и идеи театрализованного концерта

1

12

Составление сценария и подбор концертных номеров

2

13

Оригинальный подход к созданию зрительного образа театрализованного концерта

1

14

Комплексные репетиции, объединяющие все составные части театрализованного представления

2

15

Проведение театрализованного концерта, его экспресс-анализ

2

16

Особенности сюжетной игровой программы

1

17

Творческий замысел и сценарно-режиссерский ход игровой программы

1

18

Составление или подбор сценария игровой программы

2

19

Подготовка игровых заданий

2

20

Репетиционный процесс (музыкальное и художественное оформление)

2

21

Представление и самоанализ игровых программ

2


Итого

34


8-й год обучения (9 класс)

Тема «Постановочная работа итогового спектакля»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть. Основные понятия и термины системы К.С. Станиславского

1

Значение системы К.С. Станиславского в современном театральном искусстве

3

2

Азбука театрального искусства

2

3

Искусство режиссера (понятие о профессии, режиссерский замысел, выразительные средства режиссуры, опыт режиссерской деятельности, условия для работы режиссера, практические упражнения и творческие задания)

3


Всего

8

II четверть. Техника работы актера над ролью

1

Выбор пьесы

1

2

Последовательность в работе над ролью

1

3

Анализ пьесы и роли

1

4

«Действенный стержень» роли

1

5

Образ. Характерность. Грим. Костюм

2

6

Этика актера

2


Всего

8

III четверть. Творческий процесс создания спектакля

1

Практическое содержание репетиций (мизансцены спектакля, согласованность словесного, психического и физического действий, сценография спектакля)

3

2

Творческие задания, тренинги, упражнения на коллективную согласованность действий (по выбранной пьесе)

3

3

Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства

2

4

Многообразие выразительных средств в спектакле

2


Всего

10

IV четверть. Подготовка спектакля к показу

1

Коллективный просмотр (с посещением театра) и обсуждение театральной постановки. Написание рецензий на спектакль

2

2

Значение ремарок в пьесе

1

3

Репетиции на сценической площадке в деталях оформления и в костюмах

1

4

Прогонные репетиции на создание сценического образа

2

5

Генеральная репетиция

1

6

Преставление итоговой выпускной работы. Развернутый анализ спектакля.

1


Всего

8


Итого

34



Приложение к программе


ЛИТЕРАТУРА


  1. Абалкин Н.А. Диалог с актером. – М.: ВТО, 1985.

  2. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Мол. гвардия, 1981.

  3. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. – М.: Просвещение, 1985.

  4. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру и кино. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  5. Акимов Н.П. О театре. – М.; Л.: Искусство, 1978.

  6. Алянский Ю. Азбука театра. – Л., 1978.

  7. Алперс Б.В. Искание новой сцены. – М.: Искусство, 1985.

  8. Анастасьев А.Н. Театр и время. – М.: Искусство, 1985.

  9. Андерсон Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер. с англ. А. Петровой. - Вильнюс. – М., 1998.

  10. Артоболевский А.В. Художественное чтение. – М., 1978.

  11. Баталов А.В. Судьба и ремесло. – М.: Искусство, 1984.

  12. Блок В.Г. Диалектика театр: Очерки по теории драмы и ее сценическому воплощению. – М.: Искусство, 1983.

  13. Бритаева Н.Х. Эмоции чувства в сценическом творчестве. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986.

  14. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. – М.: Просвещение, 1992.

  15. Буренина А.И. От игры до спектакля. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИУУ, 1995.

  16. Буренина А.И. Играем в театр. Видеоприложение к уч.-методич. пособию «Театр всевозможного: От игры до спектакля». – СПб.: ЛОИРО, 2002.

  17. Буренина А.И. Театр всевозможного. – Вып. 1: От игры до спектакля. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2002.

  18. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

  19. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Б.П. Юсова. – Луганск, 1990.

  20. Взаимодействие и синтез искусств. – Л., 1978.

  21. Волков И.П. Приобщение школьников к искусству. – М., 1982.

  22. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М., 1998.

  23. Выгоский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1997.

  24. Герасимова О.А. Мастерство будущего. – М., 1998.

  25. Голубовский Б.Г. Наблюдения, этюд, образ. – М.: ГИТИС, 1990.

  26. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М.: Искусство, 1986.

  27. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – 2-е изд. М.: Искусство, 1958.

  28. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. – М., 2004.

  29. Данаилов Г. Не убить Моцарта! – М.: Педагогика, 1986.

  30. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

  31. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. – М., 1980.

  32. Детский музыкальный театр: Программы, разработки занятий, рекомендации / Авт.-сост. Е.Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  33. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). – М.: Искусство, 1972.

  34. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992.

  35. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – М., 1994.

  36. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – М.: АКМЭ, 1995.

  37. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. – М., 1998.

  38. Ершова А.П. Программа и методические рекомендации по театральному обучению школьников 1-4 классов. – М.: Просвещение, 1995.

  39. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М.: Просвещение, 1995.

  40. Ирд Карел. Театр – моя работа. Воспоминания. Размышления. Интервью. – М.: Искусство, 1984.

  41. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. – Л.: Искусство, 1984.

  42. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. – М., 1999.

  43. Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе. – М.: Чистые пруды, 2007.

  44. Киященко Н. Театр – школе // Иск-во в школе. – 1993, № 3. – С. 4-6.

  45. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1983.

  46. Коган Г. У врат мастерства. – М.: Музыка, 1969.

  47. Когтев. Грим и сценический образ. – М., 1981.

  48. Колобок. Приложение к комплекту № 2 «Театра кукол»: сценарии с режиссерскими комметариями. – М.: ВТО, 1979.

  49. Колчев Ю.В., Колчева Н.М. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьников. – 1988, № 4. – С. 25-26.

  50. Козлова И.С. Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитательного и образовательного компонента на уроке и во внеурочной деятельности // Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Мат-лы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». – М., 2002. – С. 122-128.

  51. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества // Иск-во в школе. – 1994, № 2. – С. 3-9.

  52. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М.: Искусство, 1978.

  53. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. – Вып. 1, 2. – М.: Искусство, 1970-71.

  54. Крымова Н.А. Любите ли вы театр? – М., 1987.

  55. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: Искусство, 1984.

  56. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. – М.: Сов. композитор, 1985.

  57. Курышева Т.А. Театральность и музыка. - Москва, 1984.

  58. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. – М., 1984.

  59. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания). – М., 2003.

  60. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). – М., 2003.

  61. Лопатина А.А., Скребцова М.В. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М., 2004.

  62. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002.

  63. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в художественное творчество // Иск-во в школе. – 1994, № 2. – С. 9-20.

  64. Мелик-Пашаев К.Л. Жизнь и судьбы театральной педагогики. 1878 – 2003 гг. – М., 2003.

  65. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

  66. Михалова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: Просвещение, 1975.

  67. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. – М., 1981.

  68. Муравьев Б.Л. От дыхания – к голосу. Работа над речевым дыханием актера. – Л., 1982.

  69. Надолинская Т.В. Игра без побежденных // Иск-во в школе. – 2005, № 6. – С. 50-53.

  70. Надолинская Т.В. Игровые технологии в подготовке учителя музыки в вузе // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. – М., 2003. – С. 234-237.

  71. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. – М., 2003.

  72. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в школе. 5-8 классы. – М., 2006.

  73. Надолинская Т.В. Интегрированные технологии в современном музыкальном образовании. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.

  74. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) / Авт.-сост. М.Ю. Новицкая. – Москва: Аркти, 1999.

  75. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  76. Николаева М.Н. Программа театрального кружка. – М., 2006.

  77. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Яр., 1998.

  78. Образцов С. В. Всю жизнь я играю в куклы. – М.: Малыш, 1983.

  79. Образцов С. В. Моя профессия. – М.: Искусство, 1981.

  80. Образцов С.В. Эстафета искусств. – М.: Искусство, 1980.

  81. Опарина Н.А. Пьесы, сценарии для детей и юношества: Методика сценарно-режиссерской деятельности. – М.: Владос, 2003.

  82. Орлов В.А. Творческое наследие. Сборник. – М.: ГИТИС, 1980.

  83. Основы системы Станиславского: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. – Ростов н/Д, 2000.

  84. Островский А.Н. О театре: Записки, речи, письма. – 2-е изд. – М.; Л.: Искусство, 1947.

  85. Педагогика искусства и интеграция: Мат-лы Междунар. конф. «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России». – М., 2001.

  86. Петрова Л.А. О технике речи. – М., 1981.

  87. Покровский Б.А. Ступени профессии. – М.: ВТО, 1984.

  88. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. – М.: Сов. Россия, 1986.

  89. Проблемы освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя: Тезисы Всесоюзн. науч.-практич. конференции. – Полтава, 1991.

  90. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

  91. Ремез О.Я. Ваш первый спектакль. – М.: Искусство, 1971.

  92. Ремез О.Я. Об искусстве режиссера. – М.: Искусство, 1981.

  93. Розин В. Природа и генезис игры // Вопр. философии. – 1999, № 6. – С. 26-36.

  94. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство и придумывания историй – М.: Прогресс, 1978.

  95. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной деятельностью. – М., 1993.

  96. Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизация. Методическое пособие. – Курск: ИПКиПРО, 1994.

  97. Рябкова Л.П. Речь-движение-мастерство актера (проблемы, поиски). – М., 1998.

  98. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

  99. Сац Н.И. Жизнь – явление полосатое. – М., 1988.

  100. Сац Н.И. На пути к прекрасному. – М.: Знание, 1986.

  101. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1992.

  102. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. – М.: ВТО, 1986.

  103. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. – М.: ВТО, 1992.

  104. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Худож. литература, 1938.

  105. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. – Тт. 1-4. – М., 1998-1991.

  106. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. – Челябинск, 1991.

  107. Театр, где играют дети: Пособие для педагогов / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  108. Театр (I-ХI классы). Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

  109. Теремок. Приложение к комплекту № 2 «Театра кукол»: сценарии с режиссерскими комметариями. – М.: ВТО, 1979.

  110. Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2-х тт. – 2-е изд. – Л.: Искусство, 1984.

  111. Топорков В.О. О технике актера. – 2-е изд. – М.: ВТО,1959.

  112. Топорков В.О. Станиславский на репетиции. – М.: Искусство, 1949.

  113. Фельзенштейн Вальтер. О музыкальном театре. – М.: Радуга, 1984.

  114. Фольклор – музыка – театр: Программно-методическое пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М., 1999.

  115. Халабузарь П. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства // Иск-во в школе. – 1999, № 6. – С. 7-9.

  116. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке: Для учащихся старших классов – М.: Просвещение, 1975.

  117. Чепуров В.Н. Театр в школе. – М.: Просвещение, 1983.

  118. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений. – М., 1982.

  119. Черный П.Г. Технология и педагогика массового праздника. – М., 1990.

  120. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х тт. – М.: Искусство, 1986. – Т. 2: Об искусстве актера.

  121. Чехов М.А. О технике актера / Предисл. О.А. Радищевой. – М., 2002.

  122. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – Москва: ВЛАДОС, 1995.

  123. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  124. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М., 1980.

  125. Шилов Н.П. Режиссура массовых зрелищ и представлений: программа, методические рекомендации. – Челябинск, 1985.

  126. Шахматов Л.М. Сценические этюды. – М., 1971.

  127. Шильгави В.П. Начнем с игры. – М.: Просвещение, 1980.

  128. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика, 1986.

  129. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

  130. Щепкин М.С. Жизнь и творчество: В 2-х тт. – М.: Искусство, 1984.

  131. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

  132. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство, 1981.

  133. Юнаковский В.С. Сценарное мастерство. – И., 1974.

  134. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  135. Яхонтов В.Н. Театр одного актера. – М., 1958.


17