Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом школы Протокол №1 от «30» августа 2016г. | Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом Аннинского школьного округа Протокол №1 от «30» августа 2016г. | Утверждено. Директор школы ____________М.В.Попова Приказ № 65 от «30» августа 2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Виртуальные экскурсии»
для 8 - 9 классов
на 2016-2017 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 30
Составитель: учитель
Шамшина Татьяна Валериевна
Анна
2016 г.
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий. Программа курса «Виртуальные экскурсии» рассчитана на 30 часов для обучающихся 8-9 классов (1 час в неделю) для организации занятий по социальному направлению.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском деятельности.
Цели программы «Виртуальные экскурсии»:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Приобретение школьниками знаний о своей стране, родине.
Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении природного и культурного наследия родного края;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Сбор информации по определенной теме;
Развитие смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностными результатами являются:
• воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметными результатами являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
Предметные результаты:
анализировать, воспринимать обобщать и интерпретировать географическую информацию.
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, и явлений, происходящих в географической оболочке.
выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию.
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий.
описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы.
проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением географических объектов и явлений.
различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения отдельных регионов страны.
создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства стран, изученных территорий.
составлять описания географических объектов, процессов и явлений.
сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний о своей стране, своей малой родине, правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, опыта самооценивания и взаимооценивания, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Дидактические принципы реализации программы
Тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание по разделам | Количество часов |
1 | Проектирование виртуальных экскурсий по малой родине | 8 |
2 | Проектирование виртуальных экскурсий по Воронежскому краю | 8 |
3 | Проектирование виртуальных экскурсий по России | 14 |
Всего: | 30 |
Содержание программы «Виртуальные экскурсии»
Проектирование виртуальных экскурсий по малой родине ( 8 часов)
Работа творческой лаборатории проектирования маршрута(ов), с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.
Сбор и обработка информации по достопримечательностям поселка Анна: памятникам природы, культурным и историческим местам. Презентация и защита творческих групповых проектов виртуальных экскурсий по родному поселку.
II. Проектирование виртуальных экскурсий по Воронежскому краю ( 8 часов)
Работа творческой лаборатории проектирования маршрута(ов), с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.
Сбор и обработка информации по достопримечательностям Воронежской области: памятникам природы, заповедникам, культурным и историческим местам.
Презентации и защита творческих индивидуальных и (или) групповых проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции.
Проектирование виртуальных экскурсий по России ( 14 часов)
Работа творческой лаборатории проектирования маршрута(ов), с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.
Сбор и обработка информации по достопримечательностям России: памятникам природы, заповедникам, культурным и историческим местам.
Составление маршрутов экскурсий. Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей. Презентации по теме «Приглашаем в виртуальный музей моего города, области, природного района, страны». Круглый стол по теме «Мои предложения в копилку идей». Подготовка гидов. Составление текстов пригласительных билетов на экскурсию и в виртуальный музей.
Презентации и защита творческих индивидуальных проектов виртуальных экскурсий по нашей Родине для школьной Ярмарки проектов.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по программе
внеурочной деятельности «Виртуальные экскурсии» для 8-9 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель Шамшина Татьяна Валериевна
№ занятия | Дата план. | Дата факт. | Тема занятия | Форма деятельности |
Проектирование виртуальных экскурсий по малой родине (8 часов) |
1 | 03.10 | | Экскурсия в Аннинский дендропарк | экскурсия |
2 | 10.10 | | Что я знаю о родном городе и с чем желаю познакомить своих друзей | анкетирование |
3 | 17.10 | | Достопримечательности Анны и ее окрестностей. Работа по сбору и анализу информации | круглый стол, сбор и обработка информации |
4 | 24.10 | | Я с тобой навсегда, моя Анна. Маршрутный лист. Сбор материалов для подготовки экскурсии по Анне. | создание карты-схемы маршрута |
5 | 07.10 | | Работа над точками маршрута экскурсии | практика |
6 | 14.11 | | Работа над точками маршрута экскурсии | практика |
7 | 21.11 | | Работа над презентацией проекта | практика |
8 | 28.11 | | Защита группового проекта | практика |
Проектирование виртуальных экскурсий по Воронежскому краю (8 часов) |
9 | 05.12 | | Выбор темы для проектирования виртуальной экскурсии по Воронежской области | круглый стол |
10 | 12.12 | | Работа по сбору и анализу информации | анализ и обработка информации |
11 | 19.12 | | Фотолаборатория проектировщика виртуальных экскурсий | анализ и обработка информации |
12 | 26.12 | | Составление маршрутов экскурсий | создание карты-схемы маршрута |
13 | | | Маршрутный лист. Сбор материалов для подготовки экскурсии. | практика |
14 | | | Работа над точками маршрута экскурсии | практика |
15 | | | Работа над презентацией проекта | практика |
16 | | | Защита проектов | практика |
Проектирование виртуальных экскурсий по России (14 часов) |
17 | | | Выбор темы для проектирования виртуальной экскурсий по России | круглый стол |
18 | | | Сбор, анализ, систематизация информации | анализ и обработка информации |
19 | | | Работа по сбору и анализу информации | практика |
20 | | | Фотолаборатория проектировщика виртуальных экскурсий | сбор фотоматериалов |
21 | | | Фотолаборатория проектировщика виртуальных экскурсий | сбор фотоматериалов |
22 | | | Работа над точками маршрута экскурсии | оформление |
23 | | | Составление маршрутов экскурсий | составление карты-схемы |
24 | | | Работа над презентацией проекта | работа над проектом |
25 | | | Работа над презентацией проекта | работа над проектом |
26 | | | Оформление буклетов для туристов | работа над буклетом |
27 | | | Подготовка гидов (экскурсоводов) | работа с информацией |
28 | | | Подготовка гидов (экскурсоводов) | работа с информацией |
29 | | | Подготовка к стендовой защиты проектов | практика |
30 | | | Ярмарка проектов | представление проектов |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |