
Программа воспитательной работы
в 10-11 классе
на 2017-2018 учебный год
Классный руководитель:
Войтюлевич Валерий Димитрович
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель
Пояснительная записка
Успех приходит к каждому, если к нему стремиться, проявляя усердие и трудолюбие. Для классного руководителя важно направить ребенка к успеху, замечая и поддерживая любые шаги в этом направлении, поддержать любое его начинание. Успех и воодушевление создают почву для творческой активности, стремлению пробовать свои силы в различных мероприятиях, делах, начинаниях. Успех каждого – маленький или большой – постепенно складывается в успех общий.
Программа рассчитана на год, и охватывает один из сложнейших периодов в становлении личности — подростковый возраст, когда происходят большие физиологические изменения, осознании
своей неповторимости, желание привлечь к себе внимание любым способом, подвергая критике установки педагогов и родителей.
Цель программы:
Создание условий для достижения всеми ребятами личностного роста и
успеха в развитии индивидуальных способностей.
Задачи:
*Раскрыть способности каждого, предоставив ему возможности для их проявления и достижения успеха.
*Продолжить работу по формированию классного коллектива на принципах гу-манности и индивидуального подхода.
*Формировать творческую личность, характеризующуюся активностью освое-ния и преобразования окружающего мира, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Принципы:
*уважение индивидуальности, своеобразия каждого ребенка;
*уважительное отношение между взрослыми и детьми;
* развитие самостоятельности и ответственности во всем
* разумная требовательность;
* принцип возрастного подхода;
Содержание воспитания. Его составляют два типа отношений – отношения товарищеского творческого обучения и отношения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности.
К видам деятельности относятся: поведение, общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, организаторская деятельность.
Комплексный подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания.
Исходные положения, которыми руководствуется педагог в организации процесса воспитания – это целеустремленность воспитания, товарищество поколений, гуманизм воспитания.
Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы учителей и учеников – это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях».
Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания.
Три условия успеха воспитания – это развитие отношений творческого содружества учителей и учеников; развитие отношений содружества детей старших и младших поколений; развитие отношений творческого содружества самих учителей.
В соответствии с данной концепцией были выбраны 7 актуальных направлений воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья.
Направление первое «УЧЕБА — НАШ ГЛАВНЫЙ ТРУД!»
Цель:
- формирование и поддержание положительного отношение к учебе, познавательной активности.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение результативности учебной деятельности учащихся за каждый год для организации коррекционной работы.
Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося.
Интеллектуальное просвещение учащихся, формирование культуры умственного труда.
Организации и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Формы внеклассной работы:
- внутриколлективные конкурсы по развитию памяти, внимания, мышления;
- интеллектуальные марафоны;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
Ожидаемые результаты:
Сохранение и увеличение количества лучших учащихся, повышение результативности участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня, положительная динамика личностного интеллектуального роста.
Не бывает человека успешного без здоровья и второе направление моей программы
«ЗДОРОВЬЕ—ЭТО ЗДОРОВО!»
Здесь для меня главными целями являются:
- воспитание культуры здоровья, как желаемое качество личности;
- максимальное сохранение здоровья;
- минимизация школьных рисков.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытами и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
Сотрудничество с медицинским учреждением села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.
Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.
Сотрудничество с нешкольными организациями, ведущими просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме защиты и сохранения своего здоровья.
Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы, спартакиады, олимпиады, марафоны;
- встречи со старшеклассниками, родителями и семьями, активно занимающимися спортом;
- предметные вечера, викторины, классные часы, праздники и фестивали, конкурсы спортивных газет;
- беседы и дискуссии по теме;
- походы, дни здоровья;
- встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры;
- обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, просмотр видео и художественных фильмов и т.д.
Ожидаемые результаты:
снижение уровня заболеваемости;
привлечение к массовым занятиям спортом;
сформированность у воспитанников потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Мы все живем в огромном разнообразном мире, но являемся при этом гражданами великой страны, поэтому третье направление я назвала
«МЫ — ГРАЖДАНЕ РОССИИ»
Не может быть человек успешен, если у него нет гордости за свою страну, нет правовой культуры.
Цели:
- воспитание деятельного гражданина своей страны;
- воспитание у ребят гордости за принадлежность к Российской Федерации;
Задачи:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;
- обучать решать задачи правового воспитания, связанные с проблемой морального развития и самосовершенствования.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
Формирование способности руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы внеклассной работы:
- классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органами правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии, конференции и т.д.
Ожидаемые результаты:
- приобщение к опыту общественно-полезной гражданской деятельности.
Направление четвертое «ОБЩЕНИЕ»
Цель:
- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение способности к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекционной работы на основе диагностики.
Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения.
Организация, просвещение и консультирования родителей по проблемам общения.
Формы внеклассной работы:
- классные часы, интерактивные игры по проблеме;
- тренинги общения;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- праздники, конкурсы, дебаты и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Сплочение классного коллектива;
- Активизация участия класса в общешкольных мероприятиях;
- Учащиеся смогут раскрыть свои таланты и возможности;
Направление пятое «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Цель:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности классного руководителя:
Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Воспитание умения выживать и бороться в экстремальных ситуациях.
Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях.
Воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствоваться.
Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенства;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами города, края страны;
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия выдающихся людей станы; Ожидаемые результаты:
- повысится культура общения учащихся между собой;
- учащиеся овладеют знаниями о жизненных ценностях и смогут использовать их в дальнейшей жизни;
- учащиеся получат начальные знания по вопросам семейного этикета, что позволит им правильно строить свои отношения с противоположным полом.
Направление шестое «ДОСУГ»
Цель:
- создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
- изучить индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности;
- просвещать и консультировать учащихся выборе кружков, клубов, секций, обществ;
- постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности учащихся к досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- использовать активные формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение потребностей, интересов и желаний ребят организации и проведении внеклассных мероприятий.
Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.
Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии детей в их работе.
Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них.
Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
Стимулирование инициативы и активности учащихся.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- фестивали, презентации, балы, конкурсы, марафоны и т.д.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся преодолеют барьер отчужденности и сформируются как единый классный коллектив;
- активизируется участие класса в общешкольных мероприятиях;
- каждый учащийся сможет раскрыть и продемонстрировать свои таланты и возможности;
- результаты диагностики позволят учащимся, классному руководителю и родителям реально оценить возможности учащихся.
Направление седьмое «СЕМЬЯ – ЭТО ВАЖНО!»
Цель:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей с использованием активных форм деятельности;
- создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся системе «учитель – ученик- родитель».
Виды деятельности классного руководителя:
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, посвященные семейным корням;
- праздники семьи, спортивные состязания, с участием членов семьи;
- праздники, посвященные красным датам календаря;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые взаимодействия, беседы с детьми и родителями;
- походы, экскурсии, викторины, конкурсы, марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей и т.д.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
Пройти сложный период взросления, сохранив и преумножив все лучшее, что уже было наработано.