Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Донской колледж информационных технологий»
ПРИНЯТО на НМС: УТВЕРДЖАЮ
протокол № __от 26.12.2016г. Директор ГПОУ ТО «ДКИТ»
__________ Е.Ю. Саликова
Программа здоровьесбережения «Здоровье – это жизнь»
на 2017-2020 учебные годы

Разработали:
Руководитель физ.воспитания: В.Д.Ефремов.
Преподаватель физ .культуры: Л.И.Петрова.
Донской, 2016 год.
Содержание программы:
1. Введение.
2. Цели и задачи программы.
3. Нормативно-правовая база программы. Сроки и этапы реализации программы.
4. Координаторы и исполнители программы.
5. Основные направления и формы реализации программы.
6. Ожидаемые результаты.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема улучшения состояния здоровья молодого поколения была и остается одной из приоритетных и носит стратегический характер для любого государства. Современное общество требует от выпускника среднего профессионального образования готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость, способность не только решать социальные задачи, но и создать крепкую семью и воспитать здоровое потомство. Однако следует учитывать, что современная жизнь не уменьшает, а, наоборот, увеличивает риски для здоровья людей.
Актуальность проблемы связана с ухудшением состояния здоровья студентов; отсутствием у педагогов среднего профессионального образования четких ориентиров и реальных возможностей для полномасштабной воспитательной работы с целью сохранения и укрепления здоровья студентов; отсутствием универсальной современной педагогической технологии оздоровления студентов, реально охватывающей все аспекты их деятельности и направленной на эффективное решение вопроса изменения образа жизни и формирования потребности в ЗОЖ; отсутствием возможности реального контроля и учета состояния здоровья студентов; отсутствием у многих студентов мотивации вести ЗОЖ; необходимостью разработки теоретических основ здоровьесбережения и их
эффективного использования в образовательном процессе колледжа.
Здоровье студенческой молодежи является одним из важнейших условий его эффективного обучения, а различные отклонения и ухудшения в здоровье, возникающие в процессе обучения, являются препятствиями в достижении успехов в образовательном процессе колледжа. Для обеспечения достижения студентами уровня профессиональной подготовки не ниже соответствующего государственному образовательному стандарту необходимо в учебно-воспитательном процессе уделять существенное внимание сохранению, а по возможности и укреплению их здоровья.
Обеспокоенное ухудшением состояния здоровья студентов руководство ГПОУ ТО «ДКИТ» приняло решение о создании комплексной программы по профилактике асоциальных явлений и развитию здоровьесбережения студентов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы здоровьесбережения является сохранение и укрепление здоровья обучающихся ГПОУ ТО «ДКИТ» посредством создания условий для физического, психологического, социального и духовного комфорта.
Задачами Программы являются:
- формирование в колледже здоровьесберегающей среды, способствующей поддержанию и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс оздоровительно- просветительных программ и мероприятий, направленных на валеологическую грамотность, организацию здорового образа жизни и формирования осознанного и ответственного отношения к здоровью;
- организация активного использования физкультурно-оздоровительных, социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий, ориентированных на физическое и духовное самосовершенствование обучающихся и сотрудников колледжа;
- формирование системы ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности у обучающихся и сотрудников;
- разработка и реализация комплекса организационных и методических мероприятий по психологической поддержке и сопровождению всех субъектов образовательного процесса;
- создание и поддержание традиций массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учетом потребностей и состояния здоровья всех участников образовательного пространства и т. д.
В политическом плане реализация Программы здоровьесбережения будет способствовать формированию понимания индивидом приоритетности и ценности здоровья для сохранения и развития генофонда нации.
В экономическом плане здоровьесберегающее образование позволит обеспечить каждому субъекту высокий уровень здоровья, что в значительной мере уменьшит затраты индивида и государства на лечение, содержание больных и инвалидов, а, следовательно, увеличит национальный доход России.
В социальном плане Программа позволит сформировать установки на здоровый образ жизни, обеспечивающий высокий уровень благосостояния индивида за счет снижения затрат на лечение, а также конструктивное выполнение им своих социально- культурных ролей в обществе.
Воспитание направленности на здоровый образ жизни, его подготовленность к сохранению и укреплению здоровья может быть сформирована на основе компетенций.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами молодых людей, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
Общекультурная концепция. Круг вопросов, по отношению к которым студенты должны быть хорошо осведомлены, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций);
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студентов в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации, целеполагания, планирования, анализа, самооценки своего здоровья;
Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья;
Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыков работы в группе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья;
Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений.
Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ:
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
«Конвенция о правах ребенка» от 15.09.1990 г.;
Закон «Об образовании в РФ Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ – инфекции)».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»
ФГОС СПО нового поколения.
Устав ГПОУ ТО «ДКИТ»
Участие в районных областных спартакиадах, командных
соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Участие в районных областных спартакиадах, командных
соревнованиях, личных первенствах по различным видам спо
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
І этап - 2017 – 2018 учебный год.
ІІ этап - 2018 – 2019 учебный год.
ІІІ этап - 2019 – 2020 учебный год.
1 этап – подготовительный (1 год):
2 этап – апробационый ( 1 год):
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
КООРДИНАТОРЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Координатор: руководитель физ.воспитания.
Ответственный: библиотекарь.
Участники: преподаватели физической культуры, ОБЖ, литературы, социальный педагог, педагог-психолог, кураторы групп, студенты и родители
Социальные партнеры: Комитет культуры, спорта и молодежной политики администрации МО г.Донской, МБУК ИММК «Бобрики», МБУК «Центральная библиотечная система».
Контроль реализации:
Ежемесячно – консультации с координатором
Ежеквартально – заседание творческой группы
1 раз в полугодие – отчет на заседании НМС
1 раз в год – анализ работы
ОСНОВЫНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Медицинское направление предполагает: гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня; организация питания студентов; составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения студентов и формирование их здоровья: четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния колледжа.
Просветительское направление предполагает: организацию деятельности с обучающимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; пропаганда здорового образа жизни (тематические часы общения, лекции, познавательные игры, конкурсы презентаций, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, химии, экологических основ природопользования, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает: использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; обеспечение адаптации на разных этапах обучения; развитие познавательной и учебной мотивации; организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи студентам.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает: организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; привлечение системы кружковой, внеучебной и внеколледжной работы к формированию здорового образа жизни студентов; широкое привлечение студентов, родителей, социальных партнёров к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает: проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; режим дня, бытовые условия; внеучебная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие образовательно-воспитательные технологии:
здоровьесберегающие медицинские технологии;
здоровьесберегающие технологии административной работы в ДДТ;
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой (обустройство прилегающей территории, озеленение аудиторий, участие в природоохранных мероприятиях);
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
На основании основных направлений программы составляется перспективный план работы по реализации поставленных задач с использованием предложенных форм работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ В ХОДЕ РАЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.Учет состояния обучающихся:
анализ справок о состоянии здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы.
2.Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
организация спортивных праздников, проведение занятий на свежем воздухе;
дни здоровья;
психологический тренинги
3.Учебная и внеучебная работа:
открытые мероприятия подвижно-оздоровительной направленности;
открытые внеучебные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
повышение квалификации педагогов, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья обучающихся;
укрепление морально-психологического здоровья студентов, развитие их коммуникативной способностей, творческой инициативы и самостоятельности, нравственное совершенствование;
разработка рекомендаций для родителей, администрации, преподавателей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
снижение групп социального риска с девиантными формами поведения;
снижение показателей заболеваемости студентов;
сокращения числа пропусков занятий по болезни;
мониторинг состояния здоровья студентов и морально-психологического климата в колледже;
Участие в районных областных спартакиадах, командных
соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
Участие в районных областных спартакиадах, командных
соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
увеличение числа участников и победителей спортивных конкурсов, соревнований и первенств различного уровня;
пополнение методической копилки в помощь преподавателю, куратору по организации внеучебной деятельности со студентами по формированию здорового образа жизни обучающихся
формирование новых традиционных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности.