Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Константиновская школа»
Симферопольского района Республики Крым
Рассмотрено Руководитель МО учителей начальных классов ______________Л.Г. Семенова протокол № 05 от 25.08.2020 г. | Согласовано заместитель директора по УВР ___________Т.В.Кириченко | Утверждено Директор школы ________М.В. Маршалок Приказ от31.08.2020 г. № 198-О |
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
7 класс
2020-2021 учебный год
Учитель: Абибуллаева Г.С.
Константиновка, 2020
Данная рабочая программа разработана на текущий учебный год,на основе примерной программы «Музыка»/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. по учебному предмету «Музыка» 7 класс Москва: «Просвещение», 2011 год. Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе по данной программе предполагает определенные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Данная программа является рабочей, т.е. по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.
Содержание учебного предмета
Особенности драматургии сценической музыки -16 часов.
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Вспомнить знакомые концерты (инструментальныеи хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 | Особенности драматургии сценической музыки. | 16 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки. | 18 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Тип урока | Примечание |
| план | факт | | | |
Особенности драматургии сценической музыки - 16 ч. | |
1 | 07.09 | | Классика и современность | Урок открытия нового знания | | |
2 | 14.09 | | В музыкальном театре. Опера | Урок рефлексия | | |
3 | 21.09 | | Опера «Иван Сусанин» | Урок рефлексия | | |
4 | 28.09 | | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера | Урок рефлексия | | |
5 | 05.10 | | В музыкальном театре. Балет | Урок рефлексия | | |
6 | 12.10 | | Героическая тема в русской музыке | Урок рефлексия | | |
7 | 19.10 | | В музыкальном театре. | Урок рефлексия | | |
8 | 26.10 | | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Порги и Бесс» | Урок рефлексия | | |
9 | 09.11 | | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | Урок рефлексия | | |
10 | 16.11 | | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | Урок рефлексия | | |
11 | 23.11 | | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». | Урок рефлексия | | |
12 | 30.11 | | Сюжеты и образы религиозной музыки | Урок рефлексия | | |
13 | 07.12 | | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». | Урок рефлексия | | |
14 | 14.12 | | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | Урок рефлексия | | |
15 | 21.12 | | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | Урок рефлексия | | |
16 | 28.12 | | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | Урок рефлексия | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 18 ч. | |
17 | 11.01 | | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | Урок открытия нового знания | | |
18 | 18.01 | | Два направления музыкальной культуры | Урок рефлексия | | |
19 | 25.01 | | Камерная инструментальная музыка | Урок рефлексия | | |
20 | 01.02 | | Циклические формы инструментальной музыки. | Урок рефлексия | | |
21 | 08.02 | | Соната. Соната№8 Л.Бетховена Соната№2 С.Прокофьева Соната№11В.Моцарт | Урок рефлексия | | |
22 | 15.02 | | Симфоническая музыка | Урок рефлексия | | |
23 | 22.02 | | Симфония №103Й.Гайдн | Урок рефлексия | | |
24 | 08.03 | | Симфония №40В.Моцарта. | Урок рефлексия | | |
25 | 15.03 | | Симфония №1 С.Прокофьев | Урок рефлексия | | |
26 | 29.03 | | Симфония № 5 Л.Бетховена | Урок рефлексия | | |
27 | 05.04 | | Симфония №8Ф.Шуберт Симфония №1 В.Калинникова | Урок рефлексия | | |
28 | 12.04 | | Симфония №5П.Чайковского | Урок рефлексия | | |
29 | 19.04 | | Симфония №7Д.Шостакович | Урок рефлексия | | |
30 | 26.04 | | Симфоническая картина «Празднества»К.Дебюси | Урок рефлексия | | |
31 | 03.05 | | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатурян | Урок рефлексия | | |
32 | 10.05 | | «Рапсодия в стиле блюз»Дж.Гершвин | Урок рефлексия | | |
33 | 17.05 | | Симфоническая музыка крымских композиторов. Музыка народов мира. | Урок рефлексия | | |
34 | 24.05 | | Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. Пусть музыка звучит! | Урок рефлексия | | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
учебный предмет: «Музыка»
класс: 7
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |