Краевой конкурс (с межрегиональным участием) программ профессионального развития молодого педагога в ОО «Педагогический серфинг»
Номинация: «Оригинальность представленных материалов»
МБОУ СОШ №5 г.Амурск
2021г.
Краевой конкурс (с межрегиональным участием) программ профессионального развития молодого педагога в ОО «Педагогический серфинг»
Программа адаптации молодого педагога
«Прогулка к мастерству»
Девиз: «Собраться вместе – это начало,
Оставаться вместе – это прогресс!
Работать вместе – это успех!»
Цель: формирование условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих уменьшению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную педагогическую деятельность молодого педагога с помощью инструментов коучинга.
Задачи:
• ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодого специалиста в школе;
• установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодым специалистом и педагогом-наставником;
• приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
• удовлетворение потребности молодых учителей в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
• помощь молодому учителю во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс с помощью инструментов коучинга;
• способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Краевой конкурс (с межрегиональным участием) программ профессионального развития молодого педагога в ОО «Педагогический серфинг»
Коучинг - этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала.
ICF (International Coach Federation)
Путь молодого специалиста к мастерству очень тернист и долог, но что бы ему приходилось легче на каждом пути нового открытия, на помощь приходит педагог – наставник.
Они проходят этот путь вместе. «Путь к мастерству» состоит из нескольких этапов.
Этап 1.
«Зарождение»
Хаос - на данном этапе молодой специалист ведет внутреннюю борьбу с принятием себя как педагогом.
Есть идея, но не понимаю как реализовать – проблема молодого специалиста с формулированием и изложением разного рода работ.
Решение педагога – наставника с помощью коуч – технологии «Система координат Рене Декарта»
Проработка всех возможных вариантов решения ситуации.
Что будет, если «А»?
Чего не будет, если «А»?
Чего не будет, если «В»?
Что будет, если «В»?
Этап 2.
«Движение»
Наставник «берёт за руку» молодого специалиста, у которого «завязаны глаза» и проводит его через тернистый пусть педагогической деятельности, к профессиональному саморазвитию, через очередные технологии коучинга.
Технология «Быть. Иметь. Делать»
Выстраивание образа «полноценного педагога» для молодого специалиста с помощью педагога – наставника.
Быть: - какая цель? | Иметь: - какие качества, как будущий педагог, вы хотели бы иметь, чтобы достичь цель? | Делать: Необходимость педагогу-наставнику вспомнить свой прошлый образ «молодого специалиста» - как вы можете вспомнить этот образ, чтобы быть в нем? - какие виды «напоминалок» помогли бы вам? - чтобы вы могли сделать, чтобы быть в этих качествах? |
Этап 3.
«Стабильность»
Совместная деятельность наставника и молодого специалиста начинает приносить первые результаты. Молодой специалист начинает покидать зону комфорта.
!Опасность – необходимо подвести молодого специалиста к тому, что в ходе достижения положительных результатов в работе, могут возникать сложные ситуации, в такие моменты не стоит забывать, что помощь наставника всегда будет необходима.
Для преодоления такой «опасности» воспользуемся технологией коучинга «Пирамида логических уровней».
Т
ехника применима в ситуациях, когда молодому специалисту необходимо всесторонне взглянуть на свою цель; когда он почувствует, что зашел в тупик.
Окружение. Вопрос - где?
Действие.
Вопрос – что делать?
Способности.
Вопрос – как?
Ценности.
Вопрос – почему это важно?
Идентификация. Вопрос – кто?
Миссия.
Вопрос - ради кого?
Главное! Каждый следующий вопрос необходимо задавать с уровня выше!
С какой целью наставник использует «Пирамиду логических уровней»:
Осознать информацию
Найти пути решения
Применять информацию в работе
Этап 4.
«Прорыв»
На данном этапе можно оценить пройденную, плодотворную работу наставника и молодого специалиста. Увеличилось качество работы. Уже прослеживается ядро успеха. В полной мере можно оценить полученные результаты.
Со стороны наставника не стоит забывать, что его значимость на этом не заканчивается. Наставнику необходимо поощрять молодого специалиста, сподвигать его на достижение больших результатов в дальнейшей деятельности.
В данном случае наставник, для поощрения, использует технологию коучинга «Техника поощряющих вопросов».
Дать молодому специалисту возможность вспомнить самый лучший урок, по его мнению, который он провёл.
Какой это был урок?
Что делал класс? Ваша роль на уроке?
Почему именно этот урок запомнился? Получалось ли выполнять работу у класса?
Почему рассказываешь именно мне?
С какими пожеланиями обратилась бы к классу?
Если все серьезно отнесутся к твоим пожеланиям, то кем мы становимся тогда?
Этап 5.
«Мастерство»
Это финальный этап для достижения цели на пути к мастерству.
Нет определенного временного промежутка, который бы указал нам срок достижения мастерства. Все потому, что мы каждый день совершенствуемся, достигаем новых высот, приобретаем новые знания, умения. Это относится как к наставнику, так и молодому специалисту. С каждым разом мы приближаемся к мастерству, когда видим результат нашей деятельности, улыбки на лицах детей.
Д
«Мастерство»
остижение этапа «Мастерства» не возможно без прохождения предыдущих этапов.
Мы – учимся всю жизнь.
«Зарождение»
«Движение»
«Прорыв»
«Стабильность»