СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа арктического путешествия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;

- формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа арктического путешествия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск


Принята

на заседании НМС школы

Протокол №

от «__» ____2016 г.

заместитель директора по УВР:


______________


Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск

_______________Е.В. Фесенко

Приказ № __ от «__» _____ 2016 г.








Программа

длительной воспитывающей игры

«Арктическое путешествие»

(1-4 классы)







Учитель начальных классов

Л.М. Могильчак













п. Пуровск

2016


Паспорт программы

Наименование программы Программа длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» (1-4 классы)

Основание для разработки Федеральный Закон от 29.12.2012 Ns 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Минобрнауки Х2 374 от 06. 10. 2009г. "Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";

Приказ Минобрнауки Ns 1897 от 17.12. 2010г "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр-271).

Цель программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;

- формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.


Возраст 7-10 лет

Срок реализации программы- 4 года (1- 4 класс)

Ожидаемые результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе Проекта внеурочной деятельности «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра-путешествие для младших школьников).

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране


Цель игры – формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

Задачи игры:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

  • формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;

  • обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в совместной педагогической работе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи и других институтов общества;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.


Актуальность программы

Патриотизм. Гражданственность. Любовь и уважение. Всегда ли эти качества воспитываются в семье, где растет ребенок? В большинстве случаев, родители только говорят с детьми на эти темы, показывают на примере, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Но окончательно сформировать и донести целостное представление об окружающем мире – задача общеобразовательных учреждений. Ведь младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем информации, который в дальнейшем помогает заложить в них начало ответственных и патриотичных граждан своей страны. Всем давно известно, что дети, лучше всего усваивают информацию в форме игры. И мы постарались разработать именно такой проект. Ребята смогут максимально раскрыть свои навыки и умения и применить их на практике. Им будут представлены задания на различные виды деятельности. Дети смогут овладеть начальными навыками адаптации в стремительно развивающемся мире. Разовьют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, а также смогут находить выходы из проблемных ситуаций.


Принципы реализации программы

- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России



Методы и формы

беседы и наблюдения

классные часы

занятия- практикумы

экскурсии

тематические праздники и вечера

устные журналы

дискуссии

конкурсы

игры, соревнования


Социальное партнёрство

- районный краеведческий музей

- центр национальных культур

- поселковая детская библиотека

- школа искусств

- школьный музей

- школьная библиотека



Символы игры

Символом игры является арктический белый медвежонок Умка. В игре может использоваться символика класса, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки.

Организация игры

В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее - успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Игра-путешествие - это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.

В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:

 совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;

 поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика - к участнику - к организатору (лидеру);

 постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.


В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы. Игра начинается в начале учебного года (сентябрь).

Каждая команда ведёт бортовой журнал, где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В дневник внесены: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.

Игра-путешествие предлагает завершение – финал (май). Закрытие игры проводится по параллелям, где команды в творческой форме расскажут об итогах своего путешествия (презентация, агитбригада). Подводится общий итог игры "Арктическое путешествие", награждаются победители игры.

Необходимым атрибутом игры-путешествия является Карта путешествия (карта Пуровского района), где содержится важная информация: название игры, девиз, схема маршрутов путешествия (солнышками - значками отмечается пройденный путь команды), задания командам, донесения, телеграммы, решения Штаба игры. Штабом игры является рабочая группа школы. Общая карта путешествия оформляется на видном месте в Штабе игры. На карте отражается ход и результаты игры.







Участники в ходе игры путешествуют по девяти тематическим станциям. Длительность каждой станции - 1 месяц.

Направления

1. БЛОК «На краешке земли» (краеведение)

2. БЛОК «Внимание, айсберг» (ОБЖ)

3. БЛОК Полярная станция

4. БЛОК В гостях у Хомани

5. БЛОК Залив «Будь здоров!» (ЗОЖ)

6. БЛОК Остров белый (творческий)

7. БЛОК Океан Изобретений

8. БЛОК Полярный круг дружбы (Дружба, милосердие)

9. БЛОК Вершина «Семейного очага»

Планируемые результаты:

    • формирование чувства гордости за свою Родину;

    • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Открытие игры

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Опасности в лесу»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Библиотечный час «Животные Арктики»

ноябрь

библиотекарь

4 блок

В гостях у Хомани

Беседа с элементами игры «Экология нашего края»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Игры народов севера

январь

кл. руководители

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители

кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Экскурсия в краеведческий музей «Ямальская игрушка»

апрель

кл. руководители

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Конкурс рисунков «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы




ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Игра - викторина «Наш край»

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра по станциям «ОБЖ»

октябрь

педагоги-организаторы

волонтёры

3 блок

Полярная станция

Экскурсия в краеведческий музей «Растительный и животный мир Арктики»

ноябрь

кл. руководители

4 блок

В гостях у Хомани

Просмотр видеофильма «Путешествие в тундру»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Весёлые старты «Если хочешь быть здоров»

январь

кл. руководители

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

«Калейдоскоп игр» (игры на сплочение)

апрель

волонтёры

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Презентация «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Экскурсия в краеведческий музей

«Быт коренных народов севера»

сентябрь

кл. руководители

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Тропа доверия»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Беседа с элементами игры «Символика ЯНАО»

ноябрь

библиотекарь

4 блок

В гостях у Хомани

Своя игра «Символика малой Родины»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Весёлые старты «Если хочешь быть здоров»

январь

педагоги-организаторы

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители

кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Фестиваль национальных культур

апрель

кл. руководители

педагоги-организаторы

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Конкурс фотоколлажей «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы



ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Интеллектуальный марафон

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Зарничка»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Экскурсия в краеведческий музей «Вперед, геолог»

ноябрь

кл. руководители

4 блок

В гостях у Хомани

Экскурсия в совхоз «Верхнепуровский»

декабрь

кл. руководители

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Игры на свежем воздухе «Зимние забавы»

январь

кл. руководители

пионеры-наследники

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Машина для исследования Арктики»

март

родители

кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Фестиваль национальных культур

апрель

кл. руководители педагоги-организаторы

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Презентация «Мой дом – моя крепость» (защита)

май

кл. руководители

педагоги-организаторы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Т.В.Панафидина, О.А. Северина, В.Н. Пташкина, Н.В. Зюзюкина. «Современные технологии воспитательной работы». – Волгоград: Учитель, 2009 г.

2. Л.Д. Гуткина. «Организация и планирование воспитательной работы в школе». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

3. В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хадкевич. «Самоуправление в школе». – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002 г.

4. С.А. Цабыбин. «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр - путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров». – Издательство «Учитель», - Волгоград, 2007 г.

5. Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухов, Л.А. Обухова. «Нетрадиционные формы работы с родителями». – М.: ООО «5 за знания», 2005 г.

6. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцева, А.П. Пашкевич. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ - М.: Глобус, 2007 г.

7. Е.Ю. Люпина. «Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений». – Волгоград: Учитель, 2007 г.


8. Н.Е. Щуркова. «Классное руководство: рабочие диагностики». – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

9. В.В. Гордеева. «Система воспитательной работы в группах продленного дня». - Волгоград: Учитель, 2009 г.

10. Н.И. Дереклеева, «Азбука классного руководителя: Начальная школа». - М: 5 за знания, 2008 г.

11. Е.Н. Степанова. «Планирование воспитательной работы в классе». - М: ТЦ Сфера, 2002 г.

12. Б.В. Куприянов. «Воспитательная работа в школе: организация и методика». - М.: Сентябрь, 2009 г.

13. Е.Ф. Черенкова. «Сценарии праздников, конкурсов, викторин в начальной школе». - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007 г.

14. Е.А. Воронова. «Школьная пора: от первого звонка до выпускного вечера». - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

15. Научно - методические журналы «Классный руководитель» - Москва, ОЦ «Педагогический поиск»

16. Журналы – сборники сценариев «Читаем, учимся, играем». - М: Издательство «ЛИБЕРИЯ – БИБИНФОРМ».

17. Журналы «Воспитательная работа в школе» - М: АНО «Редакция «Народное образование».

18. Бережная, О.Г. Традиционное воспитание как основа культуры коренных народов Севера / О.Г. Бережная // Вестник ТГУ, 2006, №7. - С. 257-262. 2. Бережная, О.Г.

19. Дудников Н. Пуровский вариант: книга, посвящённая 65-летию Пуровского района. М., 1996. 158 с.