МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСИНО-ГАЙСКИЙ ФИЛИАЛ 2-ГАВРИЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГАВРИЛОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании методического (педагогического, экспертного) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № ____ | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО ___________________/Ф.И.О./ приказ №______от_________20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-Спортивной
направленности
«Основы волейбола для школьников»
(Базовый уровень)
Возраст учащихся 13-17 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Голованов Степан Валентинович,
педагог дополнительного образования
С. Осино-Гай 2018 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы волейбола для школьников» физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей в:
- Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);
- Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);
- Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);
Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии.
Уровень освоения программы - Базовый.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13-17 лет и реализуются в течение 3 учебных годов. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Отличительные особенности данной программы. При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы базовой подготовки учащихся прошедших начальный уровень подготовки по волейболу. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Формы обучения и виды занятий. Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации данной программы являются:
- Групповые, теоретические и практические занятия,
- Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
- Подвижные игры,
- Эстафеты,
- Квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся возможность совершенствования владения мячом, тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.
Цели и задачи работы секции
Цель:
• Повышение уровня физического развития подростков.
• Привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
• Начальная профессиональная подготовка игрока по волейболу.
Задачи:
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Повышение общей физической подготовленности.
• Развитие специальных физических способностей.
• Обучение основам техники и тактики игры в волейбол.
• Создание команды и развитие коллективных действий игроков в игровой практике.
Учебный план и объем учебной нагрузки на три года обучения:
№ раздел | № тема | Наименование разделов и тем | 3 года обучения |
количество всего | теория | практика |
мл. группа | ст. группа | мл. группа | ст. группа | мл. группа | ст. группа |
1. | | Теоретические сведения | 14 | 11 | 14 | 11 | | |
| 1. | Физическая культура и спорт в РФ. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | | |
| 2. | История развития волейбола. | 1,5 | 1 | 1,5 | 1 | | |
| 3. | Влияние физических упражнений на организм человека. | 2 | 0,5 | 2 | 0,5 | | |
| 4. | Гигиена волейболиста. | 3 | 3 | 3 | 3 | | |
| 5. | Правила игры в волейбол. | 6 | 5 | 6 | 5 | | |
2. | | Практические занятия | 490 | 565 | | | 490 | 565 |
2.1 | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения: Упражнения для развития скорости: Прыжковые упражнения: Силовые упражнения: Подвижные игры и эстафеты: Спортивные игры: | 170 | 180 | 3 | 3 | 167 | 177 |
2.2 | 1. 2. 3. 4. | Специальная физподготовка. Упражнения с набивными и теннисными мячами: Упражнения для развития быстроты реакции, ловкости, наблюдательности, координации: Упражнения для развития скоростно-силовых качеств, общей выносливости Игры и эстафеты с препятствиями: | 100 | 110 | 3 | 3 | 97 | 107 |
2.3 | 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Техническая подготовка. Специальные технические приемы: Перемещения; Подачи; Передачи; Нападающие удары; Блокирование. | 110 | 128 | 3 | 3 | 107 | 125 |
2.4 | 1. 2. 3. | Тактическая подготовка. Формирование тактических умений Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения. Тактика нападения и тактика защиты. | 64 | 89 | 3 | 3 | 61 | 86 |
2.5 | | Контрольные нормативы. | 12 | 12 | | | 12 | 12 |
2.6 | | Участие в соревнованиях. | 34 | 46 | | | 34 | 46 |
| | Итого: | 504 | 576 | 26 | 23 | 478 | 553 |
Объем учебной нагрузки по годам обучения:
№ раздел | № тема | Наименование разделов и тем | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
количество всего | теория | практика | количество всего | теория | практика | количество всего | теория | практика |
мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. | мл. гр. | ст. гр. |
1. | | Теоретические сведения | 6 | 4 | 6 | 4 | | | 4 | 3 | 4 | 3 | | | 4 | 4 | 4 | 4 | | |
| 1. | Физическая культура и спорт в РФ. | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | | | | | | | | |
| 2. | История развития волейбола. | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | | | | | | | | |
| 3. | Влияние физических упражнений на организм человека. | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | |
| 4. | Гигиена волейболиста. | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
| 5. | Правила игры в волейбол. | 2 | 1 | 2 | 1 | | | 2 | 1 | 2 | 1 | | | 2 | 3 | 2 | 3 | | |
2. | | Практические занятия | 138 | 140 | | | 138 | 140 | 140 | 213 | | | 140 | 213 | 212 | 212 | | | 212 | 212 |
2.1 | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Общая физическая подготовка. Гимнастические упражнения: Упражнения для развития скорости: Прыжковые упражнения: Силовые упражнения: Подвижные игры и эстафеты: Спортивные игры: | 50 | 50 | 1 | 1 | 49 | 49 | 50 | 70 | 1 | 1 | 49 | 69 | 70 | 60 | 1 | 1 | 69 | 59 |
2.2 | 1. 2. 3. 4. | Специальная физподготовка. Упражнения с набивными и теннисными мячами: Упражнения для развития быстроты реакции, ловкости, наблюдательности, координации: Упражнения для развития скоростно-силовых качеств, общей выносливости Игры и эстафеты с препятствиями: | 30 | 30 | 1 | 1 | 29 | 29 | 30 | 40 | 1 | 1 | 29 | 39 | 40 | 40 | 1 | 1 | 39 | 39 |
2.3 | 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Техническая подготовка. Специальные технические приемы: Перемещения; Подачи; Передачи; Нападающие удары; Блокирование. | 30 | 30 | 1 | 1 | 29 | 29 | 30 | 50 | 1 | 1 | 29 | 49 | 50 | 48 | 1 | 1 | 49 | 47 |
2.4 | 1. 2. 3. | Тактическая подготовка. Формирование тактических умений Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения. Тактика нападения и тактика защиты. | 16 | 16 | 1 | 1 | 15 | 15 | 16 | 33 | 1 | 1 | 15 | 32 | 32 | 40 | 1 | 1 | 31 | 39 |
2.5 | | Контрольные нормативы. | 4 | 4 | | | 4 | 4 | 4 | 4 | | | 4 | 4 | 4 | 4 | | | 4 | 4 |
2.6 | | Участие в соревнованиях. | 8 | 10 | | | 8 | 10 | 10 | 16 | | | 10 | 16 | 16 | 20 | | | 16 | 20 |
| | Итого: | 144 | 144 | 10 | 8 | 134 | 136 | 144 | 216 | 8 | 7 | 136 | 209 | 216 | 216 | | | 208 | 208 |
Краткое содержание изучаемого курса первого года обучения:
1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2.История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом.
3.Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов.
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена.
5. Правила игры в волейбол.
6. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Спортивные игры: баскетбол, футбол.
Подвижные игры и эстафеты.
7. Специальная физическая подготовка.
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
8.Техническая подготовка.
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений).
Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- техника передвижения,
- техника передач мяча сверху,
- техника передач мяча снизу,
- техника подачи мяча,
- техника нападающего удара,
- техника блокирования.
Техника передвижений.
Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.
Техника передач мяча сверху.
Основой техники верхних передач является правильное расположение рук, и в особенности кистей и пальцев, на мяче при взаимодействии и с мячом. В игре применяются передачи мяча сверху двумя руками, находясь в опорном положении, в прыжке и с падениями.
Техника передач мяча снизу.
Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибает ноги, туловище поднимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют предплечьями, затем руки смещают вперед-вверх за счет выпрямления туловища и разгибания ног. Нижняя передача мяча может выполняться после перемещения вперед, вправо, влево.
Техника подачи мяча.
В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.
Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
Идентично нижней прямой подаче выполняется нижняя боковая, с той лишь разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку.
Техническая подготовка направлена на обучение техники движений и ее совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для создания наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры, обучение следует строить по такому плану:
а) Общее ознакомление с приемом игры.
б) Выполнение приема в упрощенных условиях.
в) Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.
г) Совершенствование приема в игровой ситуации.
9. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Тактическими способами ведения игры называются согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры). Каждая система игры характеризуется расстановкой игроков на площадке и распределением обязанностей между ними.
10. Контрольные нормативы.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 7-12раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 10-15раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 7-12раз;
- прыжок в длину с места. 1м 50см – 2м;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху над собой стоя в кругу диаметром 2м. 10-15раз;
- прием мяча снизу над собой стоя в кругу диаметром 2м. 10-15раз;
- нижняя прямая подача мяча на точность. 5-8раз;
- метание теннисного мяча через сетку в прыжке, на точность. 5-8раз.
11. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня.
Краткое содержание изучаемого курса второго года обучения:
1. Физическая культура и спорт в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2.История развития волейбола.
Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные. Последние достижения российских волейболистов.
3. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена.
4. Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
5. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Спортивные игры: баскетбол, футбол.
Подвижные игры и эстафеты.
6. Специальная физическая подготовка.
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера,
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- игры и эстафеты с препятствиями.
8.Техническая подготовка.
Техническая подготовка направлена на обучение техники движений и ее совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для создания наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры, обучение следует строить по такому плану:
а) Общее ознакомление с приемом игры.
б) Выполнение приема в упрощенных условиях.
в) Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.
г) Совершенствование приема в игровой ситуации.
Техника передач мяча сверху.
Техника передач мяча снизу.
Техника подачи мяча.
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать.
Техника нападающего удара.
В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.
Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по координации движений. Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча для выполнения нападающего удара. Длина разбега составляет 2-3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади-вперед-вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх, как правило, максимально высокий, поэтому игрок должен оттолкнуться как можно сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх-назад, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо (если правая рука ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх-в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе, растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука выпрямляется, кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.
Техника блокирования.
Блокирование в волейболе – основное средство защиты от сильных нападающих ударов. Оно может выполняться одним, двумя и тремя игроками. Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его незначительно согнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положении. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает вертикальное положение. Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед-вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги
9. Тактическая подготовка
Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы.
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.
Индивидуальные тактические действия без мяча. Перемещения по площадке и выбор места. Ориентировка на площадке. Индивидуальные и групповые действия с мячом.
10. Контрольные нормативы.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 8-12раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 10-18раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 8-12раз;
- прыжок в длину с места. 1м 80см – 2м;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность;
- метание набивного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху из зоны 3 в зону 2 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- прием мяча снизу после подачи, с передачей в зону 3. 5-8раз;
- верхняя прямая подача мяча на точность. 5-8раз;
- нападающий удар через сетку в прыжке, на точность. 5-8раз.
11. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
Краткое содержание изучаемого курса третьего года обучения:
1.Влияние физических упражнений на организм человека.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания.
2. Достижения российских волейболистов.
3. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
4. Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
5. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития прыгучести: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.
6. Специальная физическая подготовка.
- развитие специальной скоростно-силовой выносливости,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
- развитие ловкости: упражнения на точность,
- упражнения для развития силы ударного движения руки,
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- игры и эстафеты с препятствиями.
8.Техническая подготовка.
Совершенствование технических приемов.
- передвижения,
- прием и передачи,
- подачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
Совершенствование технических приемов сопряжено со значительным повышением нагрузок, на фоне которых происходит выполнение упражнений.
Одной из главных задач технической подготовки на этом этапе является выработка наиболее рационального способа действий в зависимости от игровой ситуации.
Тактическая подготовка.
Совершенствование тактики происходит в специальных упражнениях, моделирующие фрагменты соревновательной деятельности. Необходимое условие совершенствования технико-тактического мастерства – моделирование типичных ситуаций с множеством переменно-вариативных положений.
-групповые упражнения для взаимодействия игроков при подаче противника,
-командные упражнения для совершенствования тактических систем игры при подаче противника,
-групповые упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов,
-командные упражнения для совершенствования защиты от нападающих ударов,
-командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям,
-упражнения для взаимодействия атакующих игроков при совершении тактических систем и комбинаций.
10. Контрольные нормативы.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 8-14раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 12-18раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 8-15раз;
- прыжок в длину с места. 1м 80см – 2м 50см;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность;
- метание набивного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху за голову из зоны 3 в зону 2 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- прием мяча снизу после подачи, с передачей в зону 2. 5-8раз;
- передача мяча сверху из зоны 2 в зону 3 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- верхняя прямая подача мяча на точность. 8-10раз;
- нападающий удар, на точность. 8-10раз.
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования.
Планируемые результаты
1 год обучения
По окончании первого года обучения учащиеся будут знать историю волейбола а также историю возникновения и развития волейбола в России. Учащиеся будут понимать влияние физических нагрузок при занятиях и игре в волейбол на их организм, а также будут знать основные правила игры в волейбол. Ученики овладеют понятиями общей и специальной физической подготовки, будет развита устойчивая потребность к освоению собственной и командной технической и тактической подготовке включающую в себя:
-технику передвижения,
- технику передач мяча сверху,
- технику передач мяча снизу,
- технику подачи мяча,
- технику нападающего удара,
- технику блокирования.
У занимающихся будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, а также физические навыки и умения необходимые им для сдачи контрольных нормативов по общей и технической физической подготовке.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 7-12раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 10-15раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 7-12раз;
- прыжок в длину с места. 1м 50см – 2м;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху над собой стоя в кругу диаметром 2м. 10-15раз;
- прием мяча снизу над собой стоя в кругу диаметром 2м. 10-15раз;
- нижняя прямая подача мяча на точность. 5-8раз;
- метание теннисного мяча через сетку в прыжке, на точность. 5-8раз
2 год обучения
По окончанию второго года обучения занимающиеся расширят представление о истории волейбола в России и достижениях российских волейболистов. Учащиеся будут знать и понимать правила игры в волейбол, методику судейства, терминологию и судейские жесты применяемые непосредственно при игре в волейбол. Также учащиеся будут стремиться совершенствовать свою общую и специальную физическую подготовку, засчет более сплоченной и обдуманной командной игры вывести на новый уровень тактическую подготовку изученную ранее на первым году обучения. Всамом конце второго года обучения занимающиеся должны овладеть следующими нормативами по общей физической и тактической подготовкам.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 8-12раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 10-18раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 8-12раз;
- прыжок в длину с места. 1м 80см – 2м;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность;
- метание набивного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху из зоны 3 в зону 2 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- прием мяча снизу после подачи, с передачей в зону 3. 5-8раз;
- верхняя прямая подача мяча на точность. 5-8раз;
- нападающий удар через сетку в прыжке, на точность. 5-8раз.
3 год обучения
По окончании 3 года обучения занимающиеся научатся на базовом уровне правилам игры в волейбол, до конца осознают правильность влияния физических нагрузок на их организм. Учащиеся закрепят ранее полученные знания по истории возникновения и развития игры волейбол в России. Смогут правильно пользоваться знаниями по гигиене волейболистов, а также о причинах травм в волейболе и их предупреждениях. Учащиеся должны овладеть знаниями необходимыми им для оказания при необходимости первой доврачебной медицинской помощи. Будет развита устойчивая потребность к самообразованию и саморазвитию во всех аспектах технической и тактической подготовок игры в волейбол. Также занимающиеся должны освоить судейские жесты на уровне позволяющем им помогать проводить товарищеские игры между группами. Занимающиеся получат навыки необходимые им для освоения контрольных нормативов по общей физической подготовке и технической подготовке.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке:
- челночный бег 4x10м;
- подтягивание в висе на перекладине. 8-14раз;
- сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки скрестно на груди. 12-18раз;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на пальцах. 8-15раз;
- прыжок в длину с места. 1м 80см – 2м 50см;
- прыжки через скакалку в течении 1мин;
- метание теннисного мяча на дальность;
- метание набивного мяча на дальность.
Контрольные нормативы по технической подготовке
- передача мяча сверху за голову из зоны 3 в зону 2 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- прием мяча снизу после подачи, с передачей в зону 2. 5-8раз;
- передача мяча сверху из зоны 2 в зону 3 или 4, для нападающего удара. 5-8раз;
- верхняя прямая подача мяча на точность. 8-10раз;
- нападающий удар, на точность. 8-10раз.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в спортивном зале прошедшем проверку по всем правилам техники безопасности, и оборудованным необходимым для занятий инвентарем включающим в себя:
1. Сетка волейбольная
2. Стойки волейбольные
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастические скамейки
5. Гимнастические маты
6. Скакалки
7. Мячи набивные (масса 1 кг)
9. Мячи волейбольные
10.Мячи футбольные
11.Мячи баскетбольные
12.Мячи теннисные
Для занимающихся имеется специально оборудованная раздевалка, со шкафчиками для хранения личных вещей сменной обуви и одежды, также присутствует снарядная комната в которой хранится необходимый вышеперечисленный инвентарь для проведения занятий. На занятия учащиеся всех возрастных групп обязательно должны быть в специальной спортивной одежде и обуви разрешенной для занятий по волейболу. На теоритических занятиях ученики должны иметь при себе карандаш, шариковую ручку и тетрадь.
Методическое обеспечение
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале техническим прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
Формы аттестации
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
Библиография:
Список использованной литературы для педагога.
1. Волейбол/Под ред. Ю.Д.Железняк, А.В.Ивойлов. М., 1991г.
2. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998г.
3. Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск, 1995г.
4. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000г.
5. Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004г.
6. «Педагогика», «Физическая культура в школе» №2, №3, М., 1991г, «Физическая культура в школе» №1, М.,1992г.
Список литературы для детей.
1. Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями./ «Педагогика», «Физкультура в школе», Ю.А.Чернов.- учитель, Москва, 1990г.
2. Основы знаний/ «Школа-пресс» , «Физкультура в школе», Ю.В.Васьков, г.Харьков, Украина, 1992г.
.