СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Историческое краеведение и музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по историческому краеведению и музейному делу включает себя курс как исторического краеведения на примере Республики Бурятия, так и изучение основных навыков овладения музейным делом для школьников. Практикоориентированный подход, Исследовательские, проектные методы в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Историческое краеведение и музейное дело"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Улан-Удэ

«РАССМОТРЕНО» на заседании

МО истории и обществознания

«__» _________ 20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

«___»________________20__г.

Зам. Директора по УВР

____________Хангалова Е.М.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 9

______________ Иванов В.В.

«__»________________20__ г.









Рабочая программа






Предмет

Историческое краеведение и музейное дело

Тип программы

Программа дополнительного образования

Класс

5-6

Бюджет времени

УМК

216 часов в год/6 часов в неделю

авторская








Педагог








Учитель истории Цыпышева Наталья Васильевна


Квалификационная категория


первая








Улан-Удэ

2016 г.



Пояснительная записка


Сегодня выделяются задачи организации процесса общения человека с предметным миром культуры, формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию, основанные на реализации эмоциональной сферы личности. Музей рассматривается как фактор развития человека – его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и трансляции материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей – это открытая система. Он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Его особенность в том, что он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют преобладающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого детская аудитория становится приоритетной. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.

Свою работу музей образовательного учреждения осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач, в органическом единстве с организацией воспитательной деятельности и дополнительным образованием детей, проводимой школой совместно с детскими и юношескими организациями и объединениями.

Авторские компоненты программы: разработка структуры курса и план практических занятий. Программа кружка исторического краеведения не дублирует спецкурс по истории Бурятии. Программа кружка предполагает изучение событий по исторической литературе, по газетным и журнальным материалам, работу в краеведческом музее, работу с информантами, организуются туристские походы, участие в археологических экспедициях. Приобщение к научной работе идет через подготовку учащимися докладов и рефератов, участие в научно-практических конференциях школьников.

В целом программа рассчитана на духовное обогащение школьников, значительное расширение их культурного кругозора, формирования у них гуманистических качеств и ориентиров, воспитание чувств гражданина и патриота, стимулирование их самопознания и самосовершенствования, развития самостоятельности мышления, коммуникативных и практических умений навыков исторического самообразования.

Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Отечественная история» и «История Бурятии». Материалы исторического краеведения используются в ходе изучения данных исторических дисциплин. Особенно четко взаимосвязь прослеживается в написании исследовательских работ школьников.


Цель курса: обеспечение мировоззренческого становления подрастающего поколения: формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств.

  • Расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей.

  • Овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

  • Служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Программа направлена на получение следующих компетентностей:

Элементарные:

  • Информационная

  • Коммуникативная

  • Кооперативная

  • Проблемная


Составные:

  • Самообразовательная

  • Исследовательская

  • Организационная

  • Прогностическая


Комплексные:

  • Социальная

  • Гражданская

  • Личностная


При разработке программы учитывается здоровьесберегающий подход.

В организации и проведении  занятия учитывается:

1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.


Ожидаемые результаты:

  1. Творческое развитие личности ребенка в результате совместной деятельности ребенка и учителя в интересующей области.

  2. Развитие мотивации личности к дальнейшему познанию и творчеству в выбранной области.

  3. Получение навыков и умений ведения поисковой и исследовательской работы.

  4. Формирование чувств патриота и гражданина, мировоззренческой позиции.

  5. Развитие мотивации личности ребенка к дальнейшему самопознанию и самосовершенствованию, развитию самостоятельности мышления, коммуникативных и практических умений, навыков исторического образования.

  6. Возможный выбор дальнейшего профессионального образования в выбранной области.

Критерии оценки эффективности деятельности:

    • анкетный опрос (о жизненной позиции, отношении к своему краю)

    • написание сочинений

    • отзывы учащихся, учителей, родителей и посетителей

    • участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях школьников

    • выбор профессии


Состав учащихся: Программа рассчитана на 3 года обучения детей от 11 до 14 лет и разделена на 3 этапа:

1 этап: 11-12 лет (1 год обучения)

2 этап: 12-13 лет (2 год обучения)

3 этап: 13-14 лет (3 год обучения)

В группе занимаются 13-15 учащихся. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью до 3 часов, в зависимости от этапа обучения. В прилагаемом учебно-тематическом плане дано содержание программы первого года обучения.


Материал курса изложен в логической последовательности, облегчающей изучение истории родного края по его источникам, включая и музейную работу. Сначала идет введение ребят в курс, их знакомство с понятиями. Говорится, почему и зачем существуют музеи, история, историческое краеведения. Затем идет цикл тем, посвященных изучению источников краеведения, где ребята знакомятся с различными видами и формами исторических источников. Третий раздел курса связан с изучением истории родного края от истории семьи до истории республики, в ходе изложения которого, дети получают представление о последовательности и масштабах краеведческого исследования. Во всех разделах курса большую часть времени занимают практические занятия, среди них значительное место отведено работе в школьном музее (изучение предметов), а также посещению музеев города, библиотек, архивов и др. Разнообразные формы получения информации способствуют хорошему закреплению материала.


Учебно-тематический план:


Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

Теорет.

Практич.

1

Введение в музейное дело

6

2

4

2

Введение в краеведение

6

2

4

3

Организация поиска, сбора и изучения краеведческого материала

12

3

9

4

Источники краеведения. Письменные источники.

14

4

10

5

Вещественные памятники. Археологические памятники

14

4

10

6

Памятники архитектуры

14

4

10

7

Этнография в краеведении

14

4

10

8

Устные источники

14

4

10

9

Изобразительные источники. Новые виды источников.

14

4

10

10

История родного края. Родословная семьи.

16

4

12

11

История школы

16

4

12

12

История улицы

16

4

12

13

История микрорайона

20

6

14

14

История города

20

6

14

15

История республики в истории России и мировой истории

20

6

14


Всего:

216

61

155

2 занятия в неделю по 3 часа



Календарный план




сентябрь

тема 1(6ч), 2(6ч), 3(12ч)

октябрь

тема 4(14ч), 5(10ч)

ноябрь

тема 5(4), 6(14), 7(6)

декабрь

тема 7(8), 8(14), 9(2)

январь

тема 9(12), 10(12)

февраль

тема 10(4), 11(16), 12(4)

март

тема 12(12), 13(12)

апрель

тема 13(8), 14(16)

май

тема 14 (4), 15(20)



Содержание программы:


Программа кружка по историческому краеведению разрабатывалась с учетом особенностей социокультурного и исторического развития Республики Бурятия, а также с учетом новейших исследований ученых-историков, появившихся в последние годы.


  1. Введение в музейное дело.

Первое занятие вводит ребят в мир музейного дело. Здесь даются основные понятия «музей», «музейное дело». Рассказывается о смысле и назначении музейного дела. Дается обзор истории музейного дела, связь музея с другими видами и формами хранения информации: архив, библиотека, медиатека, сеть и др. Сходство и различие. В этом же разделе рассказывается о формах музейной работы. Очень подробно рассказывается о школьном музее, его истории и коллекциях. Даются понятия «экспозиция», «экспонат» др.

Формы работы: лекция, показ фондов школьного музея.


  1. Введение в краеведение.

Понятие «край», «краеведение». Сущность и значение «исторического краеведения». Особенности метода краеведческого изучения. Формы организации краеведения: государственное, школьное, общественное. Краеведение в школе. Что может сделать школьник для изучения своего края.

Формы: лекция.


  1. Организация поиска, сбора и изучения краеведческого материала.

Пути сбора краеведческого материала. Изучение краеведческой литературы.

Установление контактов с участниками исторических событий. Запись рассказов. Правила записи воспоминаний. Экспедиция, поход, как формы краеведческой работы. Виды экспедиций. Методика сбора и оформления материала во время экспедиций, походов.

Сбор краеведческого материала в архиве. Правила и методы работы с архивными источниками. Архивные учреждения в России, Бурятии (НАРБ, районные архивы РБ, текущие архивы предприятий, учреждений, организаций). Издания архивов: путеводители, обзоры, описи.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение НБРБ, НАРБ.


  1. Источники краеведения. Письменные источники.

Классификация источников. Памятники древнейшей письменности на территории Бурятии: летописи, рукописи, церковные книги, письма, дневники, записки, послания и.т.д.

Книги как источник краеведения. Отделы редких книг в библиотеках Бурятии. Национальная библиотека. Кяхтинский музей и др. Приемы работы с редкой книгой и рукописью. Методы их хранения.

Периодическая печать. Приемы работы с периодической печатью. Газетные вырезки и использование периодической печати в краеведческой работе в школе.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение НБРБ, НАРБ.


  1. Вещественные памятники. Археологические памятники. Значение археологии в краеведении.

Даются общие понятия «памятник», «археология», «археологический памятник». Археологическая терминология. Дается обзор археологических памятников Бурятии. Рассказывается о древней истории Бурятии, которую удалось восстановить по проведенным раскопкам.

Формы: лекция, посещение места раскопок, посещение музея БНЦ, музея истории Бурятии.


  1. Памятники архитектуры.

Понятие «архитектура», «памятник архитектуры». Первобытные жилища. Памятники архитектуры в Бурятии. Юрта, изба, их структура, образ, разновидности строения, отличия.

Особенности деревянной и каменной архитектуры в Бурятии, сельских и городских строений. Особенности культовой архитектуры республики.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, пешеходная экскурсия по городу.


  1. Этнография в краеведении.

Задачи, организация и методика этнографического исследования. Этнографическое изучение края. Быт русского и бурятского народов: домашняя утварь, мебель, посуда, одежда, обувь, украшения и.т.д. Поселения, их внешний вид, жилища, постройки. Предметы народного промысла и народного художественного творчества. Предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев, обрядов. Методы работы с этнографическими материалами в школе.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение этнографического музея народов Забайкалья.


8. Устные источники.

Языки народов Бурятии. Ономастика и топонимика, их значение в краеведении. Методика топонимического исследования. Топонимика и антропонимика края: происхождение, содержание, развитие местных географических названий и имен людей. Устное народное творчество и его формы. Сказки, былины, улигеры, предания, пословицы, поговорки, загадки и.т.д.

«Гэсэр» как памятник народного творчества.

Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей и участников исторических событий. Методы проведения беседы и записи материала. Оформление записей и проверка данных.

Формы: лекция, приглашение участника исторических событий, приглашение для беседы специалиста по фольклору (чтеца, рассказчика).


  1. Изобразительные источники. Новые виды источников.

Виды изобразительны источников. Карты, схемы, рисунки, чертежи, планы, марки, конверты, открытки и др. Методы их использования в краеведении.

Памятники изобразительного искусства как вид изобразительных источников. Особенности краеведческого подхода к памятникам изобразительного искусства: живопись, графика, плакаты, резьба по дереву, камню, ювелирные изделия из металла. Декоративно-прикладное искусство населения Бурятии. Известные художники Бурятии: Сампилов, Дугаров, Сахаровская А.М. и др. История республики в скульптуре.

Коллекционирование и коллекционеры Бурятии.

Фотография как особый вид изобразительных источников. Новые виды источников: видеофильм, звукозапись, информация на электронных носителях.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение художественного музея им. Сампилова, показ версии виртуального музея.


  1. История родного края. Родословная семьи.

Генеалогия в историческом краеведении. Понятия «генеалогия», «генеалогическое дерево». Характеристика поколений семьи, их учебная, трудовая, общественная деятельность: дедушки, бабушки, родители, дяди, тети, братья, сестры. Связь поколений. Характеристика поколений: социальная принадлежность, сословное происхождение. Семейные реликвии и традиции.

Внешний вид моего дома раньше и теперь: жилье и хозяйственные постройки, быт, обстановка, кухня и.т.д. Отношение семьи к разным историческим событиям. Проблемы семьи, ее судьба в судьбе народа, края, страны.

Формы: лекция, рассказ участника кружка о своей семье, работа с экспонатами и материалами школьного музея.


  1. История школы.

Место и роль школы в обществе. Первые школы в Бурятии, их роль в просвещении народа. Источники сведений о прошлом школы (архивные материалы, газетная периодика, воспоминания учителей и выпускников, школьные отчеты, классные журналы, ученические дневники, тетради, творческие работы, учебники, пособия, фотографии и.т.д.). Внешний и внутренний вид школьного здания, его оборудование. Количество учителей и учеников. Первые учителя школы. Учителя разных поколений. Руководство школы, учебные планы, программы, их изменения. Организация учебного и воспитательного процесса.

Общественная жизнь школы, ученические организации. Вечера, кружки, соревнования в школе.

Традиции школы. Выпускники школы: ученые, инженеры, учителя и др. Встречи и переписка с ними. Лучшие учителя и ученики школы, их вклад в развитие школы.

Связь школы с родителями, местными предприятиями, учреждениями и др. Новое в работе школы. Трудности, проблемы, поиски.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение музеев других школ города.


  1. История улицы.

Источники истории улицы. Время создания улицы. История названия. События, происходившие и происходящие здесь. История застройки улицы. Промышленные предприятия, административные, культурные здания и учреждения, расположенные на улице. Их история и развитие.

История отдельных зданий и сооружений. Время строительства, архитектурный стиль, автор сооружения. Характеристика строения (материал, отделка, внутренний вид). Перепланировка, надстройка, изменение внешнего вида, фасада строения. Первоначальное назначение здания, его изменение.

Интересные люди и улицы в прошлом и настоящем. Их биографии, род занятий.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, пешеходная экскурсия по одной или нескольким интересным улицам города (Ленина, Куйбышева, Смолина, пр. Победы и др.), рассказы ребят об улицах, на которых они живут.

  1. История микрорайона.

Источники по истории микрорайона. Содержание понятий «район», «микрораойн». История появления микрорайона «Батарейка». Этимология названия. Рассказ об исторических событиях на территории микрорайона. Его территория (по карте). Процесс образования, роль в жизни города. Численность и состав населения в прошлом и теперь. Занятия населения. Места работы жителей в прошлом и настоящем. Изменение внешнего вида, строительство и функционирование зданий, учреждений и организаций, предприятий, магазинов и.т.д. Участие жителей в различных исторических событиях. Экономическое, социальное, культурное развитие.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, пешеходная экскурсия по микрорайону.

  1. История города.

Исторические типы и функции городов. Роль городов в развитии Бурятии в прошлом и настоящем. Старые: (Баргузин, Селенгинск, Верхнеудинск, Кяхта) и новые (Гусиноозерск, Закаменск, Каменск, Бабушкин, Северобайкальск) города Бурятии. Источники о прошлом города. Герб города, его символика.

Географическое положение и природно-климатические условия. История возникновения. Происхождение названия городов. Первое упоминание о городе. Город-крепость. Борьба городов с «мунгалами», с воеводами, губернаторами. Площадь территории города, ее рост. Социальный и национальный состав населения города, динамика развития его численности. Планы города. Улицы, их названия.

Город – центр ремесла и торговли. Первые предприятия города (фабрики, заводы, мастерские, магазины, рынки, торговые товарищества, склады и.т.п.).

Город – центр общественно-политической и культурной жизни края. Декабристы на поселении в городах. Их влияние на развитие города, края. Учебные заведения, театры, музеи, библиотеки, больницы, газеты и.т.д.

Город – административный центр края. Учреждения образования, культуры. Национальные и местные традиции. Социальный и национальный состав населения сегодня и в прошлом. Известные люди города, почетные граждане, люди политики, искусства, бизнесмены и.т.д.

Перспективы развития города. Место города в истории республики.

Формы: лекция, работа с экспонатами школьного музея, посещение музея истории города Улан-Удэ.


  1. История республики (края) в истории России и мировой истории.

Заключительная тема курса обобщает и систематизирует пройденный материал, расширяет масштабы исследования. Здесь дается периодизация истории Бурятии. Объясняется характер связей истории края и всемирно-исторического процесса. Даются некоторые общие сведения по истории Бурятии, предлагаются направления дальнейшей работы.

Формы: лекция, посещение музея истории Бурятии им. Хангалова.



Информационное обеспечение


  1. Материалы Национального Архива Республики Бурятия (НАРБ)

  2. Материалы фондов музея истории Бурятии им. Хангалова, музея истории города Улан-Удэ, музея ср. школы № 9.

  3. Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1982

  4. Грегорова А.К. К основным проблемам музееведения. // Музеи мира. – М., 1991

  5. Краткий словарь музейных терминов. – М., 1974

  6. Музееведение: музеи исторического профиля. – Уч. Пособие. – М., 1988

  7. Музей и новые технологии. – М., 1999

  8. Шер Я.А. Компьютерные методы в археологии и музееведении. // Компьютер и исторические знания. – Барнаул, 1994

  9. Зоркин В. Сибирские землепроходцы и мореходы.- Иркутск, 1998

  10. Хрестоматия по истории Бурятии: документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. – Улан-Удэ, 1986, 224с.

  11. Семина Г.М. Из истории города Улан-Удэ: документы и фотографии. – Улан-Удэ, 1995, 31с.

  12. Замула И.Ю. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска (1875 – февраль 1917 гг.)» - Иркутск, 2001, 208с.

  13. Абалаев Л. «Ливона» справляет юбилей. / Бурятия, 1999. – 3 декабря, С.2.

  14. Танский М.В. Странички из прошлого Улан-Удэ. – Улан-Удэ. 1966, 30 с.

  15. Евдокимова С.В. Социально-экономическое развитие Верхнеудинска XVIII-XIX вв. // Улан-Удэ в прошлом и настоящем. – Улан-Удэ, 1996, 150с.

  16. История Бурят-Монгольской АССР: в 2т. - Улан-Удэ, 1954-1959. т. 1, 399с.

  17. Дондуков Ц. Улан-Удэ: историко-краеведческий очерк. – Улан-Удэ, 1965, 180с.

  18. Шулунов Ф.М. Улан-Удэ. – Улан-Удэ, 1955, 35с.

  19. Болотов А.Б. Улан-Удэнский стекольный завод. – Улан-Удэ, 1974, 172с.

  20. Натаев П.А. Улан-Удэ: краеведческий очерк. – Улан-Удэ, 1983, 176с.

  21. Минерт Л.К. Архитектура Улан-Удэ. – Улан-Удэ, 1983, 248с.

  22. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ (XVII – начало XX вв.). – Улан-Удэ, 1966, 109с.

  23. Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западно-европейских исследователей VIII – XIX вв. – Улан-Удэ, 1995

  24. Дашибалов Б.Б. Очерки по древней и средневековой истории монголов и бурят. – Улан-Удэ, 2002

  25. Тиваненко А.В. Удинский острог. – Улан-Удэ, 1995

  26. Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – Улан-Удэ, 1977

  27. Отчий край: краеведческий сборник. – Улан-Удэ., Выпуск 1, 1993, вып. 2, 1995, вып. 3, 1998

  28. http://www.baikaltrav.narod.ru

  29. http://www.uude.ru

  30. http://otherreferats.allbest.ru


Контрольно-измерительные материалы


Анкета по выявления Забайкальской самобытности,

как метод выявления любви учащихся к своему краю


  1. Считаете ли Вы, Что жители Бурятии, Забайкалья обладают особыми чертами характера?

    1. Да.

    2. В какой-то мере.

    3. Нет.

    4. Не знаю.

  2. Если да, то назовите важнейшие черты и качества забайкальской самобытности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, от чего зависит самобытность жителей байкальского региона?

    1. От традиций и обычаев.

    2. От многонационального населения республики.

    3. От соседства с азиатскими странами.

    4. От окружающей природы.

( Варианты ответа оцените по 5ти бальной системе).


  1. Как вы относитесь к культурной глобализации?( Поглощению национальных и региональных культур всеобщей массовой культурой).

    1. Положительно.

    2. Терпимо.

    3. Не знаю.

    4. Отрицательно.


  1. Зачем необходимо сохранение региональной самобытности?

    1. Сохранение традиций для будущих поколений.

    2. Для собственного духовного развития.

    3. Региональная самобытность обеспечивает культурное развитие, необходимое для устойчивого развития общества.

    4. Для туристской привлекательности нашего региона.


  1. Сталкивались ли Вы когда-нибудь с нетерпимостью другими людьми именно вашей национальности?

    1. Да.

    2. Нет.

  2. Как вы относитесь к чужому образу жизни?

    1. С пониманием.

    2. С терпением.

    3. Смотря какой образ жизни.

    4. Не терплю.

  3. Как вы относитесь к существованию множества религиозных конфессий в Республике Бурятия?

    1. Уважаю все вероисповедания.

    2. Мне всё равно.

    3. отрицательно.

  4. Соблюдаете ли Вы обычаи и традиции других народов байкальского региона?

    1. Да.

    2. Иногда.

    3. Не понимаю зачем.

    4. Нет.


Темы итоговых сочинений по краеведению


  1. История моей семьи.

  2. История моей улицы.

  3. Моя Родина – город Улан-Удэ.

  4. Моя Родина – Республика Бурятия.

  5. Почему я горжусь, что я россиянин.



Темы исследовательских работ


  1. Томонимика моего микрорайона

  2. Мой дедушка (папа, мама и др.) – герой

  3. Семейские в Забайкалье

  4. Этнография бурят (по разделам)

  5. Этнография казаков ( по разделам)

  6. История школы (по разделам)

  7. Батарейка – колыбель промышленности города.

  8. Купец Александр Кузьмич Кобылкин

  9. Верхнеудинский острог – история, проект реконструкции.

  10. Улан-Удэ купеческий.