ГБУ АО для детей – сирот и детей,оставившихся без попечения родителей
«Котласский детский дом»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Старший методист И.о. директора
ГБУ АО « Котласский детский дом» ГБУ АО
_______________ Вьюхина А.А. « Котласский детский дом»
«___» __________ 2018г. __________Пахомова Ю.В.
«____» ____________2018г.
Программа
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
« С музыкой по жизни »
Возраст 14-17лет
Срок реализации 1 год
Руководитель:
Музыкальный руководитель
Ольга Юрьевна Гошева
1 категория
Котлас , 2018
Пояснительная записка
«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств»
Людвиг Бетховен
Программа дополнительного образования « С музыкой по жизни » составлена на основе авторской программы дополнительного образования детей — вокальная студия "Планета детства", автор Прокопенко Надежда Константиновна, учитель музыки. Программа «С музыкой по жизни» имеет художественную направленность . Программа предназначается для внеурочной деятельности воспитанников ГБУ АО «Котласский детский дом» , в возрасте от 14-17 лет.. Образовательная программа «С музыкой по жизни» была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением
Новизна программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «С музыкой по жизни», направленная на духовное развитие воспитанников. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «С музыкой по жизни»- это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных
вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
Через активную музыкально творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.
В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания подростков
Задачи
Образовательные:
1.Обучение выразительному пению
2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание,
музыкальный слух, ритм, звукообразование)
3.Обучать терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками
4.Обучение музыкально-ритмическим движениям, танцевальным
элементам.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению
2.Формирование общей культуры личности воспитанника, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
3.Обогащение внутреннего мира , образно-эмоционального восприятия
окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение подросткак основам музыкальной культуры; развитие
музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Развитие потребности в разумном проведении своего свободного
времени; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства
патриотизма;
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса
2. Формирование голосового аппарата
3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-
слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона
4. Развитие двигательных качеств и умений
5.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
5.Развитие обще-эстетического кругозора
6. Сохранение и укрепление психического здоровья подростков
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей воситанников разных возрастных групп в вокальной студии за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Архангельской области..
- содержание программы «С музыкой по жизни» может быть основой для организации воспитания по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп воспитанников, так и отдельно взятых ;
- для воспитанников с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности детского дома.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.
В основу программы « С музыкой по жизни » для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях вокальной студии положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении. В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Интересен и используется в практике работы вокальной студии «С музыкой по жизни» многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.
В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля,слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый воспитанник есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы « С музыкой по жизни » положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций воспитанников:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитанана 1 год обучения, соответствующих возрасту детей
Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 72 занятий. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого воспитанника. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, воспитателей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления воспитательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года:
- Выставка фотоматериала из выступлений студии.
- Итоговое занятие.
- Урок-концерт.
- Успехи, результат.
- Беседа о вокальной студии.
- Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях воспитанников, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу года обучения дети( 14-17) должны знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
• образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого воспитанника . Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: воспитанники приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Учебно-тематический план
(14-17 лет)
| Разделы, названия темы | теория | практика | Индивид. работа | Общее количество часов |
| диагностика | | 3.5 | 2 | 5.5 |
1 | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | | | | |
| Сценическое движение и художественный образ песни. | 0.5 | | 0.5 | 1 |
| Виды, типы сценического движения. | 1 | 1.5 | 1 | 3.5 |
| Соотношение движения и пения | 0.5 | 2.5 | 1.5 | 4,5 |
| Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой | | 3 | 2.5 | 5,5 |
2. | Совершенствование вокальных навыков | | | | |
| Вокальные упражнения. | | 7 | 6.5 | 13.5 |
| Речевые игры и упражнения | | 4 | 2 | 6 |
3. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | | | | |
| Народная песня | 1 | 1.5 | 1.5 | 4 |
| Произведения композиторов-классиков. | | 1 | | 1 |
| Произведениями современных отечественных композиторов. | | 1 | | 1 |
| Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | | 1 | | 1 |
| Сольное пение. | | 2 | 1,5 | 3,5 |
4. | Элементы хореографии | 0,5 | 3 | 1,5 | 5 |
5. | Актерское мастерство | | 4.5 | 2.5 | 7 |
6. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | | | | |
| Путь к успеху | | | | |
| Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | | 1 | | 1 |
| Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | | 2 | | 2 |
7. | Концертно-исполнительская деятельность | | | | |
| Репетиции | | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Выступления, концерты | | 2 | 2 | 4 |
| Итого:72ч. | | | | |
№ | месяц | тема | теория | практика | инд | Общее колич часов |
1 | сентябрь | Диагностика Вокальные упражнения Соответствие движения и пения Элементы хореографии | 0,5 0,5 | 2 1 0,5 0,5 | 1 2 | 3 3 1 1 8 |
| октябрь | Вокальные упражнения Виды и типы сценич. движений Соотношение движения и пения Народная песня Слушание композиторов классиков Элементы хореографии Посещение театра | 1 1 | 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 | 1 0,5 0,5 0,5 | 1 2 1 1,5 1 1 1 8,5 |
| ноябрь | Вок упражнения Виды и типы сценических движений Соотношение движений и пения Народная песня Элементы хореографии Концертная деятельность Репетиционная деятельность | | 1 1 0,5 0,5 0,5 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1 1 1 1 0,5 7,5 |
| Декабрь | Речевые игры и упражнения Вокальные упражнения Соотношение движений и пения Народная песня Слушание произведений современных отечественных композиторов Элементы хореографии | | 1 1 0,5 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 1 0,5 | 1,5 1,5 0,5 1 1 1,5 7 |
| Январь | Актерское мастерство Речевые игры и упражнения Вокальные упражнения Соотношение движений и пения Народная песня Элементы хореографии | 1 | 1 1 1 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 | 2,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 7 |
| Февраль | Актерское мастерство Посещение музея Вокальные упражнения Упражнения по мет Стрельниковой Речевые игры и артикуляция Слушание произведений западноевропейских композиторов концерты | 0,5 | 1 1 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 | 2 1 1,5 1,5 1,5 1 8,5 |
| Март | Сольное пение Актерское мастерство Вокальные упражнения Упр по методике Стрельниковой Речевые игры и упр Репетиции Концерты | 1 | 1 1 1 05 0,5 | 1 1 1 1 0,5 0,5 1 | 2 2 2 2 0,5 1 1,5 11 |
| Апрель | Сольное пение Актерское мастерство Вокальные упражнения Упр по методике Стрельниковой Речевые игры и упр Репетиции Концерты | | 1 1 1 1 1 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 9,5 |
| Май | Диагностика Репетиционные занятия Концертная деятельность Упр по методике Стрельниковой Конкурсы Репетиции | 0,5 | 1 1 1 1 1 0,5 | 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 2,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 9,5 |
Итого: 72 часов
Содержание программы
Тема I. Организация певческой деятельности восптанников в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
6.2. Анализ музыкальных произведений.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Литература:
1.Садовников И. Орфоэпия в пении. –М., 1958.
2.Стулова Г.П. Развитие детского голоса. –М., 1992.
3.Теория и практика работы с детским хором. Учебное пособие для студентов
педагогических высших учебных заведений. Автор: Стулова Г.П.
Издательство: «Владос», 2002 г.
4.Щетинин М. "Дыхательная гимнастика Стрельниковых" 1999.
5.«Детский голос» (Экспериментальные исследования) под редакцией В.Н.
Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.
6.Пекерская Е.М. -Вокальныйбукварь Изд. «Музыка» 2001
7.Подольская В. О Неждановой Антонине Васильевне. –М., 1964.
8.«Развитие детского голоса» (ред. В.Н. Шацкой) (Москва, 1963 г.).
9.Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. –
М., 1953.
10.Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. –М., 1953.
11.Вербов А.М. Техника постановки голоса.–М., 1961.
12.Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. –М., 1977.
13.Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. –Л., 1968.
14.Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981 г.)
15Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
(Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).
16.Гарсия М. Школа пения. –М., 1957.
17.Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. –М., 1950.
Примерный репертуарный список
«Осень !» сл., муз. Виталия Алексеева
«Блины», русская народная песня
«Мама» сл.,муз. Л.Зианбетовой
«Мамина улыбка» сл.,муз.Е.Цыбины
«Была любовь» сл.,муз.А.Ермолова
«Огонек» сл.,муз. Н. Мухамеджановой
«Сестра по духу» Н. Бригвадзе
«Первый учитель» муз. и сл. В.Слоновой
«Я и ты» Ю.Савичева
«Мы вместе» М.Фадеев
«При лужку» р.н.п.
«Красный сарафан» муз. и сл. Н.Федоровой