СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Вода.Почва. Лес и Человек.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Вода. Почва. Лес и Человек"  имеет экологическую направленность и реализуется в экологическом куружке. Занимаясь в кружке у детей возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень экологических знаний.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Вода.Почва. Лес и Человек.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Канашского района Чувашской Республики




Протокол №_____

педагогического совета от

«___»_________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ЦДТ

______________Е.В. Данилова

приказ № _______от __________20__ г.










Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

творческого объединения

«__Зеленые росточки _______»

Направленность: (экологическая)


Для детей от _12_ до __16__ лет

Срок реализации – __1____ год



Автор: педагог

дополнительного образования

__высшей__ категории

Тимофеева

Рэмма Васильевна









д. Большие Бикшихи


2017

Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа экологического кружка «Зеленые росточки» «Вода. Почва. Лес и Человек» имеет экологическую направленность и реализуется в экологическом кружке «Зеленые росточки» в МБОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района ЧР.

Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое 3 ноября 1994г. приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения».

Программа «Вода. Почва. Лес и Человек» разработана в целях расширения программно–методического обеспечения работы педагогов сельских школ в сфере экологического воспитания и образования в целях повышения эффективности процесса для формирования экологической компетентности воспитанников.

Программа экологического кружка «Вода. Почва. Лес и Человек» составлена Тимофеевой Рэммой Васильевной на основе опыта внеклассной работы по экологии.

Занимаясь в кружке, у детей возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний. Этот вывод позволяет сделать результаты участия моих воспитанников занимающихся по программе «Вода. Почва. Лес и Человек», на слетах, конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня и в дальнейшем их профессиональная ориентация.

Много внимания уделяется практической деятельности учащихся, основанной на краеведческом принципе, что особенно важно и ценно. Одна из задач экологического кружка привитие воспитанникам бережное отношение к природе, разумное использование научных и технических достижений на благо природы и человека. С юных лет необходимо научить детей любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Программа кружка «Вода. Почва. Лес и Человек» рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5-8, 10-11 классов. Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной. Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.

Программа способствует интеграции естественных наук и гуманитарных наук (агитбригада «Ровесники») и укрепляет систему экологического познания.


Нормативно-правовая база программы

    • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

    • Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р

    • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

    • СанПиН 2.4.4.3172-14

    • Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)

    • Устав МБУ ДО «Центр детского творчества» Канашского района ЧР

    • Программа экологического кружка «Зеленые росточки» «Вода. Почва. Лес и Человек» имеет экологическую направленность и разработана на основе программы «Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

    • Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».


Возраст учащихся и сроки реализации программы

Возраст детей занимающихся по этой программе от 12 до 17 лет. 1 группа-12-14 лет, 2 группа – 15-17 лет.

Сроки реализации программы - с октября 2017 года по май 2018 года.



Цель программы: формирование экологической культуры школьников, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, воспитание  ответственного  отношения к природе.


Задачи и назначение программы

1-группа

Обучающие задачи:

- научить  понимать пользу и значение природы для

  хорошего самочувствия  и настроения

- научить основам экологических знаний

- совершенствовать речь, умение обмениваться

   экоинформацией, находить объяснение - обоснования.

Развивающие задачи:

- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление

- развивать психические процессы (внимание, память)

 и мыслительные операции (сравнение, обобщение)

- развивать познавательные и творческие способности

   детей, коммуникативное общение

  Воспитывающие задачи:

- формировать понимание необходимости соблюдения

   человеком правил поведения в природе

- возбуждать желание охранять природу

- воспитывать умение сопереживать всему живому

- воспитывать экологическое мышление детей

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

   2 - группа

Обручающие задачи:

- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;

- научить работать со справочниками и определителями;

- научить оформлять исследовательские работы;    

                 Развивающие задачи:

              -  развивать способность оценивать состояние природной среды,

принимать   правильные решения по ее улучшению;

              -  развивать духовную потребность в общении с природой,

                 осознание ее облагораживающего воздействия;   

              - развивать понимание многосторонней ценности

                природы как источника материального и духовного развития общества.

  Воспитывающие задачи:

                -  воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

                   уважения к мнению другого человека, коллективизма;

               -   воспитывать аккуратность, вежливость;

               - формировать стремление к активной деятельности

                  по улучшению и сохранению природной среды,

                  пропаганде природоохранительных знаний,

                  нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.


Направленность программы - естественнонаучная (экологическая)

- Познавательно-исследовательское направление - подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги. - (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, агитпрограммы, агиттеатры, конкурсы), которые способствуют более глубокому изучению экологических проблем школьниками.

- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц, способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе.

- Духовно-творческое - конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

- Просветительское - проведение экскурсий, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;

- Природоохранное - посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .

- Туристско-оздоровительные - турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья, агитвыступления;


Организация образовательного процесса

Прием детей в экологический кружок «Зеленые росточки» осуществляется на основе заявления родителей. Количество детей в 1 группе-15, во 2 группе-15. Продолжительность занятий: (двухчасовые занятия два раза в неделю). Понедельник и пятница 13 ч. 50 мин. до 15 ч. 20 мин.

Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников


Сроки реализации программы

С октября 2017 года по май 2018 года. Возраст детей занимающихся по этой программе от 12 до 17 лет. 1 группа – 2 часа в неделю. 2 группа– 2 часа в неделю.


Психологическая поддержка программы -заключается в разработке системы экологического просвещения с учетом возрастных, особенностей детей и создание партнерских отношений в этой работе всех заинтересованных организаций и лиц.

Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.

Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей, например, сочетание теоретических и активных форм обучения: Игра. Беседа. Диспут. Дискуссия. Походы. Экскурсии. Тренинги. Театрализованные представления, Конференции, Фестивали и др. позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность воспитанникам проявлять себя творчески, кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях: День дерева, экологические субботники.

Учитывая возрастные особенности детей Программа предусматривает применение различных методов и приемов обучения. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в экологическом обучении:

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Условия реализации программы-кабинет биологии (что необходимо для реализации Вашей программы- т.е. материальная база- кабинет, литература и т.п.)

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия

  1. Уровень освещения кабинета;

  2. Температурный режим

Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям

Материально – технические условия

Мебель:

  • Шкаф для хранения оборудования и инструментов;

  • Парты, стулья;

  • Школьная доска;

  • Стенды для выставок



Все необходимое для работы

имеется в наличии

Оборудование и материалы

  • Тетради, ручки, бумага;

  • 7 микроскопов;

  • Бинокль

  • Секундомер, тонометр, приборы для исследований

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор

Приносят дети

Имеется

Имеется


Имеется

Имеется

Дидактические и методические условия

  • Книжные издания;

  • Наглядные пособия;

  • Методики для исследовательской деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет



Техническое оснащение занятий:

  аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды.

Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Учебно-дидактический материал :

экологические знаки, карточки с заданиями, таблица «Лишайники», наборное полотно

Красная книга Чувашской Республики, экологические таблицы, схемы.

Прогнозируемые результаты реализации программы -

1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.

2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само- реализации, самоутверждения, самовыражения.

4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.

5 Формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.

6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.

7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.

Каждый год до 60 % воспитанников, освоивших начальное экологическое образование в экологическом кружке «Зеленые росточки», выбирают своей профессией те специальности, где профилирующим является биология и экология.

В ходе реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

- что такое природа,  правила поведения в природе; бережно относиться к природе;    

-что такое охрана природы, основные сведения об экологическом состоянии окружающей

среды; глобальные экологические проблемы,   экологическую ситуацию поселения и его

окрестностей;  

- проявлять   познавательный интерес к изучению природы и взаимодействие её с человеком;     

-развивать творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём.

-иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и приро­ды;
-уметь прогнозировать последствия антропогенных воздействий на биосферу, - иметь целостное представление о процессах и явлениях, проис­ходящих в живой природе, понимать возможности совре­менных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения экологических задач;
- оценивать экологическую ситуацию, составлять карту местности; 

участвовать в природоохранных акциях,   планировать и проводить экологические мероприятия, изготовлять поделки из природных материалов;       

-уметь на научной основе организовать свой труд; владеть методами сбора, хранения и обработки информации;

- работать с научной литературой,    выполнять учебные рефераты, самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы, писать доклады, оформлять презентации, проекты, выступать в конференциях;

-оформлять выставки, стенды, альбомы, книжки-раскладушки, изготавливать
поделки;

-проводить, организовывать походы, игры, мероприятия.

-уметь оказывать первую помощь.


Формы подведения итогов реализации программы

Программа предусматривает:

- выступление учащихся перед родителями, учащимися, перед населением поселения.

- активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях;

конкурсы, фестивали,

викторины; КВНы,

олимпиады, турниры,

выставки, конференции,

- раскрытие внутренних резервов личности учащихся,

- работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена,

- использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания


Формы и сроки аттестации обучающихся. Способы оценки качества реализации программы

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

-текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися программы экологического обучения;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных, республиканских, всероссийских мероприятий.

Форма контроля.

Для развития навыков самооценки и рефлексии введен журнал воспитанников экологического кружка «Зеленые росточки».

Критерием оценки считать не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки повседневной жизни; участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося и подведение итогов в конце каждого полугодия. Оценками качества реализации программы обучения являются – грамоты, дипломы, благодарственные письма, сувениры, сертификаты участников конференций, конкурсов, выставок и т.д.

Очень просто и измерить эффективность предложенной программы:

- изменение отношения детей к окружающей природе можно выявить через анкетирование школьников и их родителей;

- повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры поведения: по наблюдениям.

- улучшение качества знаний учащихся: можно разузнать по срезам знаний, проверкам умений и навыков;


Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в принципе междисциплинарной интеграции и предполагается связь содержательного компо­нента программы со школьными предметами: литературой, изобрази­тельным искусством, музыкой, технологией, экологией, биологией, географией. По ходу усвоения программы используются приемы театрализации (выступление агитбригады «Ровесники»), трудового обучения (изготовление скворечников, кормушек, поделок, участие в субботниках) способствующих под­держанию неослабевающего интереса в сочетании исследовательским началом в изучении природы. Принцип междисциплинарной интеграции предполагает максимальную ориентацию программы на творчество воспитанника, на раскрепощение личности.


Интеграция с различными специалистами, организациями

С 2007 года педагогами дополнительного образования в составе: Тимофеевой Р.В. – руководителя экологического кружка «Зеленые росточки», Никитиной Н.Н. -руководителя театрального кружка «Золотой ключик», Ивановой Н.С. -– руководителя вокального кружка «Поющий мир», Елисеевой Т.В. -– руководителя кружка «Умелые руки» был создан подростковый клуб-агитбригада «Ровесники» из числа учащихся 8- 11 кл., (основание: приказ №18 от 30.09.2007 об организации школьной агитбригады от 01..10.2007г.). Расписание занятий - 4ч в неделю: по понедельникам и четверг. Для работы с агитбригадой была создана Программа «Успешный и творческий ученик», утвержденная на заседании педагогического совета школы. (Протокол № 9 от 01.11. 2007 г.). Программа «Успешный и творческий ученик» направлена на формирование желания и умения учиться, гуманизацию отношений между сверстниками, приобретения опыта общения и сотрудничества, формированию навыков творчества, содействию укрепления здоровья.

Подростковый клуб-агитбригада «Ровесники» тесно сотрудничает с администрацией Асхвинского сельского поселения, районным и сельским ДК, районной Межпоселенческой районной детской библиотекой. Участники агитбригады «Ровесники» выступают со своими проектами перед учащимися школы, населением Асхвинского сельского поселения. Они победители и призеры районных, республиканских, всероссийских конкурсов и фестивалей. Тематика агитбригады обширная. Дети проявляют высокое творчество: сами составляют сценарии, шьют костюмы, рисуют, делают декорации.

Календарный учебный график на учебный год утверждается ежегодно приказом директора МБУ ДО «Центр детского творчества» Канашского района. Календарный учебный график вносится в рабочую программу творческого объединения


Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей «Вода. Почва. Лес и Человек» экологического кружка «Зеленые росточки»

                                                   1 группа

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

 

2

В гости к Берендею

3

1

2

3

Природа в наших ощущениях

2

1

1

4

По заповедным местам природы

4

1

3

5

Красная книга – сигнал опасности.

3

1

2

6

Природа и человек: нормы поведения в природе. Экскурсия в весенний лес.

2

1

1

7

Экологические знаки

3

1

2

8

Экология нашей местности

5

1

4

9

Птицы - наши друзья

5

1

4

10

Мы - юные исследователи природы

5

1

4

11

Экологическое лото

2

1

1

12

Экологический мониторинг

4

1

3

13

Разнообразие растительного мира родного края

4

1

3

14

Животные в природе нашего края

5

1

4

15

Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения

5

1

4

16

Деревня, в которой хотел бы я жить

4

1

3

17

Мы – друзья природы. Лес и человек

3

1

2

 

ИТОГО

60

17

43



2 группа

 

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

 

2

Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Чувашской Республики

6

4

2

3

Неживая природа Чувашии: вода, воздух. Вода и человек.

6

2

4

4

Неживая природа. Чувашии: почва. Почва и человек.

6

       2

4

5

Живая природа Чувашии: растения

6

2

4

6

Живая природа: животные. Устный журнал «Зимующие птицы»

6

2

4

7

Памятники природы Чувашии

5

2

3

8

Природа и человек. Человек и дороги. Человек и свалки.

6

3

3

9

Человек и его здоровье.

6

4

2

10

Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

6

2

4


Экскурсия в зимний лес. Практикум: сбор материала для поделок Оформление выставки поделок из природного материала

4

1

3

11

   Природа как единое целое.

2

1

1

 

ИТОГО:

60

26

34

   









Содержание программы «Вода. Почва. Лес и Человек»

экологического кружка «Зеленые росточки»

1 группа

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

      В гости к Берендею.

Теоретические занятия – экологическая игра «В гости к Берендею». Правила заготовки природного материала

Практические занятия – изготовление поделок из природного материала. Форма организации занятий – игра, конкурс, выставка, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – картон, пластилин, высушенные листья, крылатки клёна, ножницы, карандаши, клей ПВА.

   Природа в наших ощущениях.

Теоретические занятия – Беседа: «Влияние природы  на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса»

Практические занятия – Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенние листья». Фенологические наблюдения в природе.

Форма организации занятий – беседа, викторина, экскурсия.

Оборудование и материалы – альбомы, карандаши, фломастеры, тетради, картон.

   По заповедным местам природы

Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников

Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу, исследовательская деятельность «Ярусы леса», подкормка птиц, защита экологического проекта «Наше дерево».

Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, проект.

Оборудование и материалы – Красная книгаЧувашии, карточки-задания, эмблемы, рисунки, слайды, фотографии, открытки, тетради, альбомы, ручки, карандаши.

Красная книга – сигнал опасности

Теоретические занятия  - беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных»

Практические занятия – конкурс плакатов на тему: «Их нужно спасти»

Форма организации занятий – беседа, конкурс, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – альбом, фломастеры, карандаши, гуашь, Красная книга Чувашской Республики.

Природа и человек: нормы  поведения в природе

Теоретические занятия  - беседа: «Бережное отношение  к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».

Практические занятия – подготовка материалов  для экологической тропы.

Форма организации занятий – беседа, диспут, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, карандаши.

Экологические знаки

Теоретические занятия – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.

Практические занятия – составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.

Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, диспут, конкурс, защита проектов «Экологические знаки», выставка рисунков.

Оборудование и материалы – картон, прибитый к палочке, ластик, схема «Экологические знаки», открытки, тетради, альбомы, ручки, карандаши.

   Экология нашей местности

Теоретические занятия - беседа: «Особенности местного ландшафта»

Практические занятия – музей природы на столе

 Форма организации занятий –  беседы, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – тетради, карандаши, открытки.

       «Птицы – наши друзья»

Теоретические занятия- беседа «Берегите птиц»

Практические занятия – изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.

Форма организации занятий – беседа, викторина, конкурс

Оборудование и материалы – картон, краски, альбомы, ручки, карандаши, плёнка с голосами птиц, магнитофон.

            Мы -  юные  исследователи  природы

Теоретические занятия – беседа: «Природа нашего посёлка». Зелёная аптека. По следам Робинзона.

Практические занятия – озеленение кабинета или пришкольной территории, подготовка материалов для экологической тропы. Отчёт об экскурсии в природу.

Форма организации занятий – беседа, конкурс, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, тетради, альбомы, ручки, карандаши, гербарии.

                   Экологическое лото

Теоретические занятия – живая природа. Редкие исчезающие виды животных.

Практические занятия – настольная игра.

Форма организации занятий -  игра.

Оборудование и материалы - экологическое табло с изображением животных Крайнего севера, средней полосы, юга, редких и исчезающих видов животных.

                        Экологический мониторинг

Теоретические занятия – мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту.

Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории.

Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, задание и отчёт о проделанной работе

Оборудование и материалы -  клеящаяся плёнка, белая бумага, индикаторная бумага, вода, тетради, ручки, карандаши.

      Разнообразие растительного мира родного края

Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений

Практические занятия – озеленение школы, оформление гербария.

 Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов

 Оборудование и материалы – альбомы, карандаши, фломастеры, клей ПВА

             Животные в природе нашего края

  Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных»

Практические занятия – изготовление кормушек, подкормка животных и птиц.

 Форма организации занятий – беседа, викторина, ролевая игра, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы – блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями, открытки «Животные Красной книги».

   Причины возникновения экологических проблем и пути их решения

Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности»

Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории. 

Форма организации занятий –  беседа, защита творческих проектов

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями,  садовый инвентарь.

Деревня, в которой хотел бы я жить

Теоретические занятия – беседа: «Моя деревня», экскурсия «Наш край» 

Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.

Форма организации занятий  - беседа, экскурсия,  защита творческих проектов.

Оборудование и материалы –   блокноты, карандаши, ручки, карточки с заданиями,  лист ватмана.

                        «Мы – друзья природы». Лес и человек.

Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы». Экскурсия в сосновый лес. Практикум: сбор материала для поделок Оформление выставки поделок из природного материала. Видовой состав леса. Как найти дорогу в лесу (исследовательская работа).

Практические занятия – экскурсия в природу. Трудовые десанты: расчистка леса от сушняка. Форма организации занятий – трудовой десант, праздник. Как укладывать и развести костер в лесу?- работа над проектом, презентация проекта.



2 группа

     Вводное занятие

  Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Чувашии

 Теоретические занятия - Игра-викторина «Охрана природы в Чувашии». Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды Чувашской Республики». Подготовка и проведение экологического марафона

 Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы. Учёт и оборудование муравейников. Заготовка кормов для зимней подкормки животных. Подготовка радиопередачи «Состояние природы Чувашской Республики».

Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.

Оборудование и материалы -  тетради, ручки, блокноты, карандаши.

Неживая природа Чувашии: вода. Человек и водоемы.

 Теоретические занятия - Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека». Конкурс фанпроекта «Деревня будущего»

Практические занятия - Операция «Малые реки». Операция «Родничок». Мониторинг воды. Определение цветности воды. Оценка их состояния. Очистка родников. Измерение параметров воды из родников – исследовательская работа. Вода и водоем в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на исследуемый водоем Способы очистки водоемов.

Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки.

Неживая природа Чувашии: воздух, почва. Человек и почва. Человек и дороги.

     Теоретические занятия - Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник» Приемы и методы изучения загрязнения почвы. Определение параметров почвы: цвета, влажности, запаха и т.д. Значение почвы в жизни человека Сельскохозяйственная деятельность и состояние почвы. Питание растений.

     Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы. Дороги: типы дорог, их использование и значение. Исследование экологического состояния окр. среды в окрестностях автодороги – проект. Влияние различных типов дорог на окружающую среду в придорожной полосе –проектная работа

      Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки, эмблемы, карточки с заданиями, призы

     Живая природа Чувашии: растения

     Теоретические занятия - Беседа «Растения нашей республики и их охрана». Дискуссия «Можно ли собирать в букеты дикие красивоцветущие растения?». Лес и растения: лекарственные и ядовитые - составление информационных проектов.

     Практические занятия - Операция «Ель». Выставка зимних букетов. Биоиндикация.

     Форма организации – беседа, дискуссия, защита творческих проектов, выставка.

     Оборудование и материалы -  карандаши, фломастеры, альбомы, блокноты, засушенные цветы, таблица «Лишайники».

         Живая природа Чувашии: животные

     Теоретические занятия - Ролевая игра «Заседание учёного совета» - «Охрана фауны». Беседа «Птицы нашей области и их охрана», «Музей природы» на столе. Лес и животный мир – составление информационных проектов. Привлечение птиц, правила изготовления кормушек и скворечников.

     Практические занятия - Изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц.

     Форма организации – ролевая игра, беседа, защита творческих проектов, выставка.

     Оборудование и материалы -  карандаши, блокноты, игрушечные животные, материал для изготовления кормушек для птиц.

     Памятники природы Чувашской Республики     Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы Чувашии». Экологический КВН.

    Практические занятия -  Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий.

     Форма организации. –беседа, конкурс, игра, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  карандаши, блокноты,  энциклопедия, альбомы, ватман, фломастеры, эмблемы, магнитофон, карточки с заданиями, призы.

                              Природа и человек. Лес и человек

     Теоретические занятия - Дискуссия «Радиация и здоровье человека». Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей. Экскурсия в сосновый лес. Практикум: сбор материала для поделок Оформление выставки поделок из природного материала

     Практические занятия -  Выставка поделок из природного материала.

     Форма организации – беседа, дискуссия, выставка,  турнир знатоков, защита творческих проектов.

     Оборудование и материалы -  карандаши,  картон, пластилин, природный материал: семена, высушенные цветы, каштан, шишки сосны и ели, ножницы, картон, клей ПВА

Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

     Человек и его здоровье.

Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья Простудные заболевания и их предупреждения.  Гигиена твоего жилища Чистота в доме и квартире. Гигиена питания. Режим и правила питания. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Информационные проекты.

 Форма организации –  беседа, защита творческих проектов, устный журнал.

     Оборудование и материалы -  блокноты, ручки, карандаши.

                                  Природа как единое целое. Человек и свалки.

     Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в области». Нарушение территории деревни – пустыри, свалки: наблюдения, описания, измерения территории свалки Изучение экологического состояния улиц Изучение свалки бытовых отходов. Экскурсия «Природа нашего края».

     Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.

     Форма организации –  беседа, защита творческих проектов, устный журнал.

     Оборудование и материалы -  блокноты, ручки, карандаши, садовый инвентарь.



                                                 Методические рекомендации

Данная программа предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у обучающихся потребности к расширению и углублению своих знаний. Задача педагога состоит в том, чтобы научить обучающихся добывать самостоятельно знания. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания обучающихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях кружка обучающиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.


















Список литературы для учителя


1. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию.- М., ЛА «Варяг», 1995.

2. Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований. - М., ЛА «Варяг», 1995.

3. Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспертиза. - М., ЛА «Варяг», 1995.

4.Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг.- Чебоксары, 2002.

5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1981, 1991.

6. Полянский И.Н. Ботанические экскурсии. М., 1996.


Литература для школьника

1. Борисова Н.В. Береги природу родного края. - Чебоксары, 1992.

3.Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.

3. Гиряев Д.М. Юные лесоводы. - М., 1988.

4. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М., 1967.

5. Плечова З.Н., Репина Р.К. Экологический практикум. - Издательство «КЛИО», Чебоксары, 1998.

7. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. - М., 2003.


Электронные средства обучения

  1. http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=279859&st=15

  2. http://gazeta.aif.ru/_/online/yugra/133/538

  3. http://libsib.ru/etika/etika-delovogo-obscheniya

  4. http://nkama.my1.ru/forum/9-45-1

  5. http://rbcu.ru/campaign/18552/

  6. http://www.astro.spbu.ru/staff/resh/dok/dok.html

  7. http://www.openclass.ru/blogs/195718

  8. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov

  9. http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%EE%F2%E5%EC/page2.html

  10. http://www.liveinternet.ru/users/4107155/post144074424/

Литература для родителей

1. Борисова Н.В. Береги природу родного края. - Чебоксары, 1992.

2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1981, 1991.

3. Полянский И.Н. Ботанические экскурсии. М., 1996.

4. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. - М., 2003.