СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодёжи

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания "Растим патриотов России" разработана для обучающихся средних классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей и молодёжи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УДОБЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »

Горшеченского района Курской области


Регистрационный номер работы

Лучшая дополнительная общеобразовательная программа

духовно-нравственного и

гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

«Растим патриотов России»

Возраст детей: 10-16 лет.

Срок реализации программы: 2020- 2024 годы.

Кривкина Валентина Петровна, заместитель директора по воспитательной работе

Сидорова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Архипова Наталья Юрьевна, учитель биологии

Курская область, Горшеченский район, село Удобное





1. Паспорт программы


Разделы паспорта программы



Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

«Растим патриотов России» на 2020 - 2024 годы

2. Разработчики программы

Педагогический коллектив МКОУ «Удобенская СОШ»


3. Сроки реализации

I этап: подготовительный 2020-2021гг

Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты.

  • разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

  • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: основной 2021 – 2023 гг

Цель: реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

  • разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

  • расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, ДЮСШ района;

  • вовлекать в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  • проводить мониторинг реализации программы;

  • принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: заключительный 2023 – 2024гг

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы учреждения;

  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;

  • спланировать работу на следующий период.

4. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Декларация прав ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Закон «Об образовании в РФ»;

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы»;

  • Общеобразовательная программа МКОУ «Удобенская СОШ»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»;

5. Содержание программы

  • Паспорт программы

  • Пояснительная записка

  • Целевой блок

  • Механизм реализации программы

  • Диагностика эффективности содержания деятельности

  • Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат

  • Список литературы

6. Исполнители

Администрация, педагоги, учащиеся, родители.

7. Аннотация программы

Программа духовно-нравственного и гражданско - патриотического воспитания «Растим патриотов России» на 2020 - 2024 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

8. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально – одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, патриотизм, гражданственность). Ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (массовые акции или мероприятия), то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергать.

Третий уровень результатов - получение опыта школьниками самостоятельного общественного действия (проектная деятельность). Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом с одного уровня на другой существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближенно к обучению, где предметом воспитания (как ученика) являются знания о социальных ценностях и общественно приемлемом поведении;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и социальные ценности усваиваются в отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения опыта по патриотическому воспитанию.

Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников. Таким образом, в планах воспитательной работы необходимо не только указать воспитательное мероприятие, но и предполагаемый уровень результатов. При этом по каждому направлении должна прослеживаться определенная логика в их проведении.

Личностные характеристики эффективности воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения (классного руководителя) определяются по результатам применения психолого – педагогических диагностик результатов личностного развития учащихся и диагностики сформированности детского коллектива.

Конечным результатом функционирования системы духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как человека, определяющего будущее России:


2. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного и гражданско – патриотического воспитания «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы»;

Программа определяет содержание, основные пути развития нравственного и гражданско-патриотического воспитания в МКОУ «Удобенская СОШ» и направлена на воспитание нравственности, патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить …воспитание патриота России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»

В условиях становления общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско – патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Актуальность проблемы нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


3. Целевой блок

Цель программы:

Совершенствование системы нравственного и патриотического воспитания в школе, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе; воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.


Задачи программы:


  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;

  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

  • активизировать работу педагогического коллектива по нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию

  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

  • проводить научно – обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий эффективного духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся

  • утверждать в сознании и чувствах учащихся представления об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям


4. Механизм реализации программы

4. 1. Система программных мероприятий

Совершенствование нормативной правовой базы:

* разработка и реализация плана мероприятий по программе «Растим патриотов России»;

* создание школьного патриотического клуба «Тропа»;

* разработка и утверждение Устава патриотического клуба;

* разработка положений о смотрах и конкурсах.


Развитие научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания:

изучение и обобщение передового опыта в области нравственного и патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы (приложение 1, приложение 2).


С овершенствование процесса нравственного и патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания предусматривает:

    • продолжение и расширение работы по нравственному и патриотическому воспитанию на всех уровнях;

    • определение приоритетных направлений работы по нравственному и патриотическому воспитанию;

    • совершенствование содержания нравственного и патриотического воспитания;

    • развитие форм и методов нравственного и патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

    • усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

    • воспитание гордости за Российское государство, родной край;

    • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

    • воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

    • обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;

    • повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

    • совершенствование системы управления процессом нравственного и патриотического воспитания в районе (приложение 3).


Внеурочная деятельность

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов нравственной и патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

  • тематические классные часы;

  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • посещение музеев;

  • встречи с ветеранами труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;

  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;

  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

  • празднование Дней воинской славы;

  • волонтерская работа;

  • уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;

  • митинги, литературно-музыкальные представления, концерты

к знаменательным датам;

  • участие в работе школьного музея;

  • предметные недели;

  • месячник по военно-патриотическому воспитанию;

  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

  • физкультурно-оздоровительные соревнования;

  • походы и экскурсии по родному краю.

Внеклассная деятельность

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ( приложение 4).


Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий.

Формы работы:

  • составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;

  • «Загляните в семейный альбом»;

  • встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;

  • родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

  • конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;

  • проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;


Программа включает в себя следующие направления деятельности:

1.Моя малая родина.

Это направление предполагает:

-изучение истории своего города, района, края в ходе исследовательской работы, написание рефератов;

- активизация деятельности школьного краеведческого музея;

- проведение экскурсий, встреч с ветеранами труда, интересными людьми;

- проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;

- работа по благоустройству здания и территории школы;

- акция «Мой дом, моя улица»;

- проект « Цветущая школа»;

- поддержание традиций школы и села в ходе участия школьников в традиционных праздниках , краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.

2.Школьный краеведческий музей.

Данное направление деятельности состоит в совершенствовании работы школьного музея, расширении форм его деятельности, включая экскурсии, и поисковую работу.

Также она реализуется путем участия школьников в проведении культурно – просветительской работы среди населения, в районных и областных акциях.

3.Защитники Отечества.

Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии - таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведение уроков мужества, смотра строя и песни, военно – спортивных игр, военно – полевых сборов юношей 10 класса и других мероприятий.

Пропаганда воинской славы и доблести предусматривает встречи школьников с военнослужащими, конкурсы рисунков, чтецов, акцию «Письмо солдату», мероприятия по изучению военной истории Отечества.

4.Салют, Победа!

В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх .Они оказывают шефскую помощь пожилым людям, ухаживают за памятниками павшим воинам.

5.Здоровый образ жизни.

Приобщение всех участников к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, спортивные состязания – цель данного направления программы. Кроме того, она предполагает организацию интересного плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время путем проведения различных спортивно – массовых мероприятий. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганды.

6.Экология и мы.

Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния села, лесов, полей, водоемов; выявление различных экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации. Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы.

7.Юные таланты.

Данное направление предусматривает приобщение учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности. Оно предусматривает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.

8.В труде рождаются герои

Это направление предполагает оказание посильной помощи престарелым людям и инвалидам путем проведения волонтерской работы и акций (приложение 5)




Информационное обеспечение в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания:

Системой мер по информационному обеспечению в области нравственного и патриотического воспитания предусматривается:

  • создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления в пропаганде патриотизма;

  • поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;

  • расширение информационного пространства через школьный сайт


Совершенствование материально-технической базы:

Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой нравственной и патриотической направленности предусматривается:

    • развитие материально-технической базы школьного музея;

    • обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.


4. 2. Содержание управления системой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

в школе:

  • анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса нравственного и патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;

  • определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

  • научно обоснованное планирование нравственного и патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;

  • мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач нравственного и патриотического воспитания;

  • своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;

  • научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.


4.3. Поэтапное содержание реализации программы

Мероприятия

срок

ответственный

I этап подготовительный

Формирование нормативно – правовой и методической базы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

1

Создание и программирование работы творческой группы

январь

2020 г.

администрация, педагоги, учащиеся

2

Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

март

2020 г.


администрация, педагоги

3

Изучение научно-методической литературы

январь - май

2020г.

администрация, учителя

4

Организация работы семинара по теории и практике нравственного и патриотического воспитания

май

2020 г.

администрация

5

Проектирование модели личности выпускника

май

2020г.

администрация, кл. руководители

6

Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

ноябрь

2020 г.

администрация, кл. руководители

7

Кадровое обеспечение реализации программы по нравственному и патриотическому воспитанию школьников

август – сентябрь

2020 г.

администрация

8

Презентацию разработок уроков по нравственному и патриотическому воспитанию

2020-2024 г.г.

Зам.директора УВР, классные руководители

Методическая работа в области нравственного и патриотического воспитания школьников.

1

Организация и проведение учебы классных руководителей по теме

«Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития».

постоянно

Зам.дир.УВР, рук.МО, классные руководители

2

Проведение семинаров с учителями – предметниками по реализации программы духовно- нравственного и патриотического воспитания.

постоянно

Зам.дир. по НМР

3

Проведение заседаний МО по реализации программы

постоянно

Руководители МО

4

Организация занятий с педагогами по использованию ИКТ в работе по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию

2020 - 2024

Учитель информатики

5

Обобщение накопленного опыта организации патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе

2024

Директор, зам.директора

6

Проведение педагогических советов по реализации программы

2020 - 2024

Директор, зам.директора

II основной

Мероприятия деятельности по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

1

Конкурс рисунков «Мой край родной – моя история живая»

сентябрь

Учитель ИЗО

2

Конкурс буклетов «Люблю тебя, мой край родной»

сентябрь

Зам. дир по УВР

3

Викторина «Лучший знаток родного села»

ноябрь

Учитель истории

4

День народного единства

ноябрь

Заместитель директора по УВР

5

Благоустройство школьной территории

постоянно

Кл.руководители

6

Конкурсы «Люби и знай свой Курский край»

октябрь

Библиотекарь

7

День села

Ежегодно, сентябрь

организатор

8

Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом»

ежегодно

Классные руководители

9

Читательская конференция «Писатели и поэты о нашем селе, районе, области»

ежегодно

Учителя литературы

10

Конкурсы сочинений, рисунков, викторин «Моя родословная»

В течение года

Учителя, классные руководители

11

Проведение предметных недель по истории родного края

В течение года

Учителя

12

Классные часы:

- Что значит любовь к Родине.

В течение года

Учителя начальных классов

13

Участие в конкурсе «Я помню, я горжусь!»

Декабрь

Учителя- предметники

14

Классные часы на темы:

- Как разные народы могут жить в мире друг с другом?

- Экскурсии и путешествия по примерной тематике:

- Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего города, района, края;

- Патриотизм в наши дни;

В течение года

Учителя начальных классов

15

Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ туристско- краеведческого движения «Отечество»

В течение года

Учителя – предметники.

16

Изучение материала и выполнение заданий по гражданско-патриотическому воспитанию

- Современная Россия: люди и государство;

- Наследие предков в культуре и символах государства, славные страницы прошлого;

- Права и обязанности граждан;

- Сказки народов России и мира, произведения о России, ее природе, людях, истории;

В течение года

Учителя - предметники

17


Реализация гражданских правил в поведения в учебном взаимодействии:

В течение года

Учителя – предметники.

18

Участие в проведении выставок семейного художественного творчества:

- Домашние умельцы;

- Секреты домашних мастеров;

- Песни нашей семьи;

- Как танцевали наши бабушки и дедушки.

В течение года

Кл. руководители

19

Коллективные социальные и образовательные проекты.


В течение года

Классные руководители

20

Проведение познавательных конкурсов, посвященных знанию семейных традиций и праздников, посвященных семье.

В течение года

Классные руководители

21


Проведение совместных соревнований:

- мама, папа и я – дружная семья;

- самый умный ребенок;

- спортивная семья;

- открытая книга

В течение года

Классные руководители

22

Изучение материала и выполнение заданий, направленных на приобщение к семейным традициям и ценностям в жизни семьи:

- семейные традиции предков в культуре и символах государства;

- права и обязанности членов семьи;

- сказки и произведения народов России и мира о семье и семейных традициях;

- семейные традиции народов России, поддержание института семьи через формирование системы нравственных ценностей

В течение года

Учителя - предметники

23

Заочные экскурсии по местам духовной культуры и памятникам

В течение года

Учителя - предметники

24

Встречи с людьми, осуществляющими нравственный выбор и нравственный подвиг.

В течение года

Учителя - предметники

25

Проекты вместе с родителями по духовно – нравственному воспитанию

В течение года

Учителя - предметники

ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

1

Проведение тематических экскурсий:

- История нашего села;

- Традиции и быт наших земляков;

- История школы;

-Наш земляк- Герой Советского Союза И.С.Степашов;

- Годы, опаленные войной;

- Наши земляки, участники Великой Отечественной войны;

- Памятники села Удобное.

В течение года

Руководитель музея

2

Встречи с тружениками тыла «От всей души»

Октябрь, май

Руководитель музея

3

Поисковая работа, переписка с родственниками воинов, погибших при освобождении наших сёл.

В течение года

Руководитель музея

4

Проведение уроков мужества, классных часов в музее

В течение года

Классные руководители, учителя

5

Сбор информации о выпускниках школы

В течение года

Руководитель музея

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

1

Соревнования по гражданской обороне

Февраль

ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ, учитель физкультуры

2

Конкурс «Служить Отчизне»

Февраль

ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

3

Акция «Письмо солдату»

февраль

Преподаватель- организатор ОБЖ

4

Смотр песни и строя

Февраль

ежегодно

Учитель физкультуры,

5

Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать»

Февраль

ежегодно

Учителя литературы,

библиотекарь

6

Конкурс чтецов «О подвигах, о доблести, о славе»

Февраль

ежегодно

Учителя литературы, библиотекарь

7

День призывника «Юноши присягают России»

ноябрь

ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

8

Литературная гостиная «Русская доблесть»

февраль

Библиотекарь

САЛЮТ, ПОБЕДА!

1

Конкурс стихотворений о войне

Апрель

ежегодно

Классные руководители, учитель музыки

2

Выставка детского творчества «Наследники великой Победы»

Май, ежегодно

Учителя технологии, руководители дополнительного образования

3

Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу»

Май, ежегодно

Классные руководители

4

Поздравления тружеников тыла с Днем Победы на дому.

Май, ежегодно

Зам директора

5

Праздник, посвященный Дню Победы

«Спасибо деду за победу!»

Май, ежегодно

Зам.директора,

6

Возложение венков к Стеле и памятнику погибшим воинам

Май, ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

7

Участие в военно- патриотической игре «Зарница»

Май, ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

8

День Памяти

22 июня,

ежегодно

Преподаватель- организатор ОБЖ

9

Классные часы, посвященные творчеству российских поэтов «До последнего дыхания»

Февраль

ежегодно

Классные руководители, библиотекарь

10

Тематическая выставка «Женщины на войне»

март

библиотекарь

11

Акция «Бессмертный полк»


май

Классные руководители

12

Акция «Георгиевская ленточка»

май

Классные руководители

13

Тематические выставки по истории Великой Отечественной войны

В течение года

библиотекарь

14

Фестиваль «Песня тоже воевала»

апрель

Учитель музыки,

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

1

Организация секций волейбола, баскетбола, тенниса и футбола

В течение года

Учитель физкультуры

2

День здоровья

4 раза в год


учитель физкультуры

3

«Президентские состязания»

сентябрь

Учитель физкультуры

4

Веселые старты

Ноябрь, апрель

ежегодно

Учитель физкультуры, педагог – орг

5

Соревнования по шахматам, шашкам

февраль

Учитель физкультуры

6

Соревнования по волейболу, баскетболу

По плану школы

Учитель физкультуры

7

Школьная спартакиада

февраль

Учитель физкультуры

8

Районные соревнования

ежегодно

Учитель физкультуры

9

Месячник «Жизнь без наркотиков»

октябрь

Учитель физкультуры, социальный педагог

10

Футбольный матч, посвящённый Дню Победы

май

Учитель физкультуры

11

Изучение материала и выполнение учебных заданий на формирования здорового образа жизни

В течение года

Учителя – предметники, классные руководители

ЭКОЛОГИЯ И МЫ

1

Выставка рисунков и плакатов «Экология, природа, человек»

Март, ежегодно

Учитель ИЗО, учителя начальных классов

2

Экологический десант «Чистый мир»

Сентябрь, апрель, ежегодно

Зам. директора

3

Праздник, посвященный Дню защиты Земли

Март, ежегодно

Учитель биологии

4

Акция « Мой дом – моя улица»

В течение года

Классные руководители

5

Изучение материалов и выполнение учебных заданий на осознание природоохранительной деятельности

постоянно

Учителя – предметники, классные руководители

6

Защита проектов

ежегодно

педагоги

ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ

1

Работа объединений дополнительного образования

В течение года

Руководители объединений

2

Праздник первого и последнего звонка

Сентябрь, май

организатор

3

День школьного самоуправления

Март

ежегодно

Классные руководители

4

День матери

Ноябрь

ежегодно

Зам.дир. по ВР

5

Конкурс « Мисс Очарование»

март

ежегодно

классные руководители

6

Новогодний праздник «В гостях у сказки»

Декабрь

ежегодно

классные руководители

7

Вечер встречи выпускников

Февраль, ежегодно

Зам.дир. по ВР

8

День святого Валентина

февраль

Зам.дир. по ВР

9

Народные праздники «Широкая Масленица», «Рождество Христово», «День славянской письменности», Зачин дело красит»( традиции, обычаи, обряды наших предков)

По календарю

Зам.дир. по ВР

10

Выставка детского творчества

апрель

Учитель ИЗО

11

Классные часы:

- Красота в жизни людей;

- Что такое некрасивый поступок?;

- Как сказать правильно?;

- Красота родного языка;


В течение года

Кл. руководители

12

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества и театрально – музыкальных вечеров

В течение года

Классные руководители

13

Участие в региональном конкурсе «Детство без границ»

Февраль-март

Учителя - предметники

14

Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ «Лествица»

Март-апрель

Учителя - предметники

«В ТРУДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ»;

1.

Волонтерская работа

В течение года

Классные руководители

2

Акция «Спешите делать добрые дела»

сентябрь

Классные руководители

3

Забота о памятниках

В течение года

Классные руководители

4

Социальные проекты «Забота и внимание к пожилым и одиноким людям»

В течение года

Классные руководители

5

Благоустройство класса, села, улицы, школьного двора.

В течение года

Классные руководители

6

Благотворительная акция «Ты не один»

Апрель - октябрь

Классные руководители

7

Акция милосердия «От сердца к сердцу»

В течение года

Классные руководители

8

Акция «Помоги библиотеке»

В течение года

Классные руководители

9

Беседы на тему:

«Мировые религии и их основатели»

«Основы православной веры»

«Русские пословицы и поговорки о вере»

«Искусство в мировых религиях»

В течение года

Классные руководители

10

Чтение произведений духовно-нравственной тематики, работа с русским фольклором

В течение года

Классные руководители

11

Философские игры:

«Любовь. Истина»

«В поисках справедливости»

«В человеке должно быть всё прекрасно»

В течение года

Классные руководители

Формирование методических основ патриотического воспитания

1

Проведение расширенных заседаний педагогического совета с повесткой дня «О ходе реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся»

2020 - 2024

Администрация школы

2

Педагогический совет

«Патриотическое воспитание в пространстве современного образования»

2020 - 2021

Администрация школы

3

Педагогический совет «Семья как основа патриотического воспитания»

2021 - 2022

Администрация школы

4

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание в современной школе»

2021 - 2022

Администрация школы

5

Проведение диагностики по вопросам патриотического воспитания

постоянно

Зам.директора УВР

6

Методический совет «Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности»

2021

Руководитель МС, школьного музея

7

Конференции:

- Актуальность проблемы патриотического воспитания

2021 - 2022

администрация


- Современное образование: опыт, проблемы, перспективы

2022 - 2023

администрация


- Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования

2022 – 2022

администрация


Психолого – педагогические семинары:

- Педагогика развития: сегодня, завтра;

2020 – 2021

администрация


- Воспитание патриотизма как одна из составляющих развития личности

2021 - 2022

администрация


- Открытый диалог социальных партнеров: школы, семьи, общественности

2022 - 2023

администрация

III. Заключительный

Мероприятия по контролю реализации программы

1

Организация тематических проверок по реализации программы

В течение года

администрация

2

Сдача отчетов, информаций

В течение года

администрация

3

Анализ результативности участия в конкурсах.

В течение года

администрация

4

Диагностика эффективности программы « Растим патриотов России»

2024 г.

администрация

5

Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках нравственного и патриотического воспитания

2020–2024 г

администрация, руководители МО, учителя

6

Создание банка инновационных технологий духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников.

2020 -2024г.

администрация, учителя


5. Характеристика основных ресурсов реализации программы

Интеллектуальные:

Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель директора по УВР, курирует работу патриотического клуба «Тропа», волонтерскую и поисковую работу.

Соисполнители программы:

  • заместитель директора по ВР курирует работу по организации встреч с интересными людьми;

  • педагогический коллектив школы;

  • ветераны труда;

  • родители.


Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:

  • учебные кабинеты,

  • компьютерный класс,

  • библиотека,

  • компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;

  • Интернет;

  • электронная почта.

Информационно-аналитические:

▪ организация выставок по проблемам нравственного и патриотического воспитания в школьной библиотеке;

▪ оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;

▪ организация информационных стендов;

Школьный сайт.

6. Диагностика эффективности содержания деятельности

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

  • система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

  • участие в творческой работе по проблемам нравственного и патриотического воспитания;

  • объективные статистические показатели:

    • участие учащихся ОУ в школьных, муниципальных , региональных конкурсах и проектах по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию

7. Оценка эффективности реализации программы.

Прогнозирующий результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;

  • формирование позиций гражданина-патриота России;

  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

  • готовности к защите Отечества;

  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • музей школы;

  • волонтерское движение ;

  • историко-патриотические стенды и выставки;

  • выступления и беседы на патриотическую тему;

  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

  • шефство над памятниками;

  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

  • организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;

  • оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

8. Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику

- Районные семинары заместителей директора по результатам проекта.

- Совещание директоров.






9. Приложения.

Приложение 1

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы






















Приложение 2

Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы













Приложение 3


Организация воспитательной работы












Приложение 4


Основные направления работы












Приложение 5

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы