11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
| Утверждаю Начальник ФГКОУ НСВУ МВД России полковник внутренней службы ____________________ В.В. Воробьев «_____» «_______________» 2017 г. |
Рабочая программа
Элективного курса
«От комплексной работы с текстом – к сочинению»
по предмету
Русский язык
для обучающихся 3 курса
юридический профиль
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
2016
Русский язык: Рабочая программа для Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Новочеркасское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» (юридический профиль), 2016 г.
Программа подготовлена Жоровой Ларисой Юрьевной, Сычевой Натальей Александровной – преподавателями цикла гуманитарных и математических дисциплин ФГКОУ НСВУ МВД России.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета училища.
Протокол №__ от «___» _________2016г.
I. Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения обучающимися программы по учебному предмету русский язык являются:
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надёжный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, обучающийся проходит сложный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;
осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка – особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надёжный путь познания окружающего мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает стать языковой личностью;
осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».
Также предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:
определять тему, основные мысли текста;
объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
находить ключевые слова в тексте;
определять стиль текста;
находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
определять способ связи между предложениями в тексте;
находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
производить лексический разбор текста;
производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснять орфограммы и знаки препинания;
владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные.
В результате изучения русского языка обучающиеся III курса должны
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
II. Содержание учебного предмета
Раздел I. Вводный урок - 1ч.
Язык. Речь. Культура. Речевая среда. (1ч.)
Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику».
Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в 10 классе.
Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планирование предстоящей учебной деятельности. Путь «от практики, от практической деятельности на основе текста - к постижению закономерностей, правил, теории». Роль самостоятельности при изучении языка, речи, культуры.
Раздел II. Язык. Речь. Культура. Речевая среда.-5ч.
Искусство звучащего слова. Значение развивающей речевой среды для воспитания языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. Роль филологии в процессе самопознания, самовоспитания.
Анализ памяток «Как доказать многозначность слова», «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подготовке к письму по памяти, к зрительным диктантам».
Думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем. Учусь высказывать свое особое мнение (1 ч.)
Русский язык в современном обществе. Особенности современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие способности к самооценке речевой деятельности как основа работы по формированию языковой личности.
Как готовиться к обсуждению. Готовимся к уроку-конференции (1ч.)
Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению». Готовимся к уроку – конференции. Анализируем итоги, результаты. Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке – дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать в дискуссии, подготовить отчет о работе в парах, группах.
Повторное обращение (перечитывание, информационная переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоятельно сформулировать вопросы для обсуждения, материалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных источников информации, отобранных для исследовательских проектов. Разные способы информационной переработки текстов.
Анализируем результаты (3ч.)
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) осуществление учебной деятельности, связанной с самооценкой. Самоконтролем, обобщением, анализом, а также планирование предстоящей учебной деятельности.
Раздел III. Такие разные тексты - 6ч.
Повествование. Описание. Рассуждение.(2ч.)
Функционально – смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах – повествованиях. Видо – временная соотнесенность форм как средство связи между предложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах – повествованиях.
Однотематическая лексика в текстах – описаниях. Текстообразующая роль существительных в текстах – описаниях помещения или места действия. Текстообразующая роль прилагательных. Причастий при описании предметов, внешности человека. Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах – описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека. Особенности порядка слов в текстах – описаниях. Роль наречий в текстах – описаниях помещения, места действия.
Синтаксический параллелизм как средство связи между предложениями в тексте. Зависимость способа связи между предложениями в тексте(цепная и параллельная связь) от функционально – смысловых типов речи. Рассуждение как функционально – смысловой тип речи.
Тексты разных стилей(1ч.)
Стили литературного языка: разговорный и книжные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произведениях другого.
Монолог и диалог. Особенности разговорного стиля.(1ч.)
Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет. Реплики диалога и особенности разговорного стиля (использование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов, неполных предложений, вводных слов, слов – предложений, односоставных предложений). Особенности употребления слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как нравственно – этическое качество. «Диалог с текстом».
Комплексная работа с текстами публицистического стиля. В творческой лаборатории. (2ч.)
Особенности тестов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов. Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки.
Анализ памятки «Обучение способу действия» и материалов для самопроверки.
Раздел IV. В творческой лаборатории - 5ч.
Поэтический текст. Продолжаем постигать особенности поэзии. (2ч.)
Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изобразительно – выразительные средства (звуковые, лексические, грамматические).
Риторический вопрос как средство выразительности.
Понимание поэтического текста как творчество. Возможность совершенствования чувства языка.
Чтобы речь стала выразительной. (1ч.)
Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повторов в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. Сравнение как одно из средств выразительности. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение.
Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др.
Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.
Взаимодействие названия и текста.(1 ч.)
Название как отражение темы или основной мысли текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно из средств выразительности.
Цитата как текст и как часть текста. В творческой лаборатории.(1 ч.)
Способы передачи чужой речи (повторение и обобщение изученного в 5-9 классах). Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки.
Предложение с цитированием- один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование.
Раздел V. В творческой лаборатории - 12ч. Сопоставительный анализ текстов. (2 ч.) "От текста - к тексту". Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов (А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова; Г.Р.Державина , А.А.Фета и Н.Заболоцкого; И.Бродского и Н.Рубцова).
Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами.
Роль первого предложения в тексте. Варианты зачинов. (1 ч.)
Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачинов в тексте( повторение изученного в 10 классе).Анализ памятки "Как начать текст(абзац)".
Освоение практической исследовательской деятельности как путь "от практики к правилам, закономерностям, теории " (повторное обращение к изученным материалам).\
Выразительное чтение как тест на понимание текста. (2 ч.)
Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация.
Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению.
Культура как совокупность текстов. (2 ч.)
Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и искусство театра. Многозначность слово культура. Традиции и обычаи как отражение особенностей национального характера.
Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности.
"Тесты о текстах" как образцы анализа.( 1 ч.)
Роль примеров, образцов. Материалы для самопроверки как обучение способу действия. Рецензирование (взаиморецензирование, самоанализ ) в процессе совершенствования речевых способностей.
Русский язык и литература в едином пространстве культуры. (2 ч.)
Роль писателей в развитии литературного языка. Русская литература- основная часть национальной культуры.
Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи.
Слово в словаре и слово в тексте. (1 ч.)
Слово и контекст. "Динамика преобразования" слово в художественном тексте. "Словарь языка Пушкина". Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского замысла
Филологическое понимание текста. "Метод медленного чтения" и "диалог с текстом".
Чувство языка помогает стать талантливым читателем. В творческой лаборатории. (1 ч.)
Художественное произведение как диалог с читателем .Понимание текста - процесс творчества . Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка. Чувство языка и речевая среда.
Раздел VI. В творческой лаборатории - 1ч. Как самостоятельно сформулировать задания к тексту. Оцениваем результаты изучения раздела. (1 ч.)
Анализ памятки "План комплексной работы с текстом". Направленность комплексной работы с текстом на формирование универсальных учебных действий "личностных, познавательных , регулятивных , коммуникативных).Роль самооценки самоанализа в процессе формирования языковой личности.
Раздел VII. Готовимся к ЕГЭ - 5ч.
От комплексной работы с текстом к сочинению и изложению. (2 ч.)
Понимание текста как творческая деятельность. Задания речеведческого характера. Филологическое понимание текста. "Метод медленного чтения".
Сочинение на основе текста- текст- отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа.
Размышляем о выборе профессии. (1 ч.)
Тематическая группа слов "Профессия. Работа". Комплексная работа с текстом, работа со словарями, справочниками. Повторное обращение к текстам упражнений. Самостоятельный отбор текстов.
Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. (2 ч.)
Современные средства оценивания результатов обучения. Выбор заданий, которые можно выполнить на материале текста, как открытая система. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены, собеседования, защита рефератов, исследовательских проектов, зачеты).
Подведение итогов. Единство, целостность материалов учебников по русскому языку и литературе.
III. Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
Раздел I. Вводный урок. | 1 |
1 | Вводное занятие. | 1 |
Раздел II. Язык. Речь. Культура. Речевая среда. | 5 |
2 | Мое особое мнение Думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем. Учусь высказывать свое особое мнение. | 1 |
3 | Как готовиться к обсуждению. Готовимся к уроку-конференции. | 1 |
4-6 | Анализируем результаты | 3 |
Раздел III. Такие разные тексты. | 6 |
7-8 | Повествование. Описание. Рассуждение. | 2 |
9 | Тексты разных стилей. | 1 |
10 | Монолог и диалог. Особенности разговорного стиля. | 1 |
11-12 | Комплексная работа с текстами публицистического стиля. В творческой лаборатории. | 2 |
Раздел IV. В творческой лаборатории. | 5 |
13-14 | Поэтический текст. Продолжаем постигать особенности поэзии. | 2 |
15 | Чтобы речь стала выразительной. | 1 |
16 | Взаимодействие названия и текста. | 1 |
17 | Цитата как текст и как часть текста. В творческой лаборатории. | 1 |
Раздел V. В творческой лаборатории. | 12 |
18-19 | Сопоставительный анализ текстов. | 2 |
20 | Роль первого предложения в тексе. Варианты зачинов. | 1 |
21-22 | Выразительное чтение как тест на понимание текста. | 2 |
23-25 | Культура как совокупность текстов. | 2 |
26 | «Тексты о текстах» как образцы анализа. | 1 |
27-28 | Русский язык и литература в едином пространстве культуры. | 2 |
30 | Слово в словаре и слово в тексте. | 1 |
31-32 | Чувство языка помогает стать талантливым читателем. В творческой лаборатории. | 1 |
Раздел VI. В творческой лаборатории. | 1 |
33 | Как самостоятельно сформулировать задания к тексту. Оцениваем результаты изучения раздела. | 1 |
РазделVII. Готовимся к ЕГЭ. | 5 |
34-35 | От комплексной работы с текстом – к сочинению и изложению. | 2 |
36 | Размышляем о выборе профессии. | |
37 | Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. | 2 |
IV.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
2014. Русский язык и литература. Русский язык. Базовый уровень. 11 класс. Т.М. Пахнова. Вертикаль. М.: Дрофа, 2015.
2) Е. А. Быстрова и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. СПБ: Просвещение,2010.
3) Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10 – 11. Грамматика. Речь. М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
1)Т.М.Пахнова. Методическое пособие к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень. 11 класс. Вертикаль. Москва: Дрофа, 2015.
2)И.Г.Добротина. Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России. ЗАО ИД «Комсомольская правда», 2013г.
Интернет-ресурсы
1.Российский образовательный портал www.school.edu.ru
2.Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
3.Московский институт открытого образования www.mioo.ru
4.Интернет-поддержка учителей русского языка и литературы http://kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru/p11aa1.html
5.Сеть творческих учителей www.it-n.ru
6.«Филологический портал» http://philology.ru
7.Сайт «Культура письменной речи» http: //www.gramma.ru
8.«Грамота. ру» (справочно-информационный портал «Русский язык») http:// www.gramota.ru
Материально- техническое обеспечение:
Проектор
Компьютер
DVD
CD А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
5)Наглядные и раздаточные пособия по русскому языку
Материальное обеспечение:
Учебная мебель.
Согласовано
Начальник цикла
гуманитарных и математических
дисциплин подполковник внутренней
службы
Л.Г.Кузнецова
«__»___________2016г.