СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку 9 класс "Русский язык: морфология"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8

Согласовано:

Утверждено:

старший методист по учебной работе

___________________ И.М. Зяпаева

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________Е.А. Голубидо

от «______» _________________ 2022 г.

Приказ от «_____» ______2022 г. №____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Русский язык: морфология»

для 9 класса



учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Фадеевой Ксении Георгиевны



2022-2023 учебный год

Пояснительная записка


Программа курса по русскому языку для 9 класса: «Русский язык : морфология» составлена на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8 и с учетом авторской программы Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2018

Курс рассчитан на 34 часа, согласно Учебному плану МБОУ Шушенской СОШ № 8.

Основная цель курса: воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.

Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его про­явлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается извест­ный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за исполь­зованием разных языковых средств в лучших образцах художествен­ной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-вы­разительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навы­ки лингвистического анализа и выразительного чтения художествен­ного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного кур­са русского языка и курса русской литературы.

Программа дает представление о том, как можно организовать ра­боту на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художествен­ного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоя­тельно входить в художественный мир литературного создания. Посте­пенно ученики овладевают языковым анализом художественного текс­та, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (мор­фологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которого школьник демон­стрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особен­ности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного выс­казывания с использованием уже изученных языковых художествен­ных приемов.

Содружество искусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературного искусства в срав­нении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, в пол­ной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственные предпочтения в искусстве.

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9 классов необы­чайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богат­ства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких заняти­ях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.


Содержание курса

Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)

Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыг­рывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имён прилагательных в произведени­ях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качествен­ных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные. Использование кратких и усечённых прилагательных в поэти­ческом тексте.

Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в про­изведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множе­ственного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (4 ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использова­ние усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории глагола как источник выразитель­ности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и на­стоящего времени в предложении с целью придания живости повест­вованию (пришла и говорю, прибежал и видит). Семантико-стилистические особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие (2 ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции при­лагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное исполь­зование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (2 ч)

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, мор­фологических особенностей художественного текста и вырази­тельное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (9 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравне­ния и др. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества. Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи (7 ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией и выразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.























Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов по рабочей программе

Из них

контрольные работы

1

Имя существительное

2


2

Имя прилагательное

1


3

Имя числительное

3


4

Местоимение

2


5

Глагол и его формы

4


6

Наречие

2


7

Служебные части речи

2


Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

8

Особенности русского синтаксиса

2


9

Экспрессивное использование предложений разного типа

9


10

Стилистические фигуры речи

6

1


Всего

34

1

График проведения контрольных работ

п/п

Наименование контрольной работы

Дата проведения

План

Факт

1

Промежуточная аттестация

25.04



Краткий анализ контрольных работ по истории в 9 классе


п/п

Наименование контрольной работы

Дата

Количество в классе

Выполняло

5

4

3

2

Примечание

1

Промежуточная аттестация













Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока


Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

ЦОР, элементы дополнительного содержания

Дата проведения

План

Факт

Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)

  1. Имя существительное (2 ч)

1

Имя существительное

Урок открытия нового знания

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени сущест­вительного в художественной речи. Обыг­рывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Текущий: опрос, беседа

Презентация: «Морфологические средства выразительности речи»

06.09


2

Грамматические категории имени существительного

Урок открытия нового знания

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.

Текущий: опрос, письменная работа

Тексты для анализа

13.09


  1. Имя прилагательное (4 ч)

3

Имя прилагательное

Урок открытия нового знания

Имя прилагательное как часть речи. Особенности правописания имен прилагательных. Образная функция имён прилагательных в произведени­ях писателей разных литературных направлений.

Текущий: опрос, проверочная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

20.09


4

Разряды имен прилагательных

Урок открытия нового знания

Употребление относительных, притяжательных и качествен­ных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Текущий: письменная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

27.09


5

Употребление имен прилагательных

Урок открытия нового знания

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов.

Тематический: письменная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

04.10


6

Сложные прилагательные

Урок открытия нового знания

Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные. Использование кратких и усечённых прилагательных в поэти­ческом тексте.

Текущий: опрос, практическая работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

11.10


  1. Имя числительное (1 ч)

7

Имя числительное

Урок открытия нового знания

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в про­изведениях устного народного творчества и литературных текстах.


Текущий: опрос, письменная работа

Плакат «Склонение имен числительных»

18.10


  1. Местоимение (2 ч)

8

Местоимение

Урок открытия нового знания

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.


Текущий: опрос, проверочная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

25.10

1 четверть


9

Употребление местоимений

Урок открытия нового знания

Употребление личных местоимений единственного и множе­ственного числа как экспрессивное средство.


Текущий: опрос, письменная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

08.11



  1. Глагол и его формы (4 ч)

10

Глагол

Урок открытия нового знания

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.

Текущий: опрос, письменная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

15.11


11

Усечённые глаголы

Урок открытия нового знания

Использова­ние усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории глагола как источник выразитель­ности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

22.11


12

Употребление глаголов

Урок открытия нового знания

Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и на­стоящего времени в предложении с целью придания живости повест­вованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Текущий: опрос, тестирование

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

29.11


13

Инфинитив

Урок открытия нового знания

Семантико-стилистические особенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. Особенности графического обозначения инфинитива на письме.

Текущий: опрос, тестирование

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

06.12


  1. Наречие (2 ч)

14

Наречие

Урок открытия нового знания

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции при­лагательного и соотнесённость с другими частями речи.


Текущий: опрос, тестирование

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

13.12


15

Употребление наречий

Урок открытия нового знания

Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное исполь­зование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Тематический: самостоятельная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

20.12


  1. Служебные части речи (2 ч)

16

Служебные части речи

Урок открытия нового знания

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Текущий: опрос, письменная работа

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

27.12

2 четверть


17

Употребление служебных частей речи

Урок открытия нового знания

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, мор­фологических особенностей художественного текста и вырази­тельное его чтение.

Тематический: анализ текста

Справочник по русскому языку «Секреты морфологии»

10.01


Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)

  1. Особенности русского синтаксиса (2 ч)

18

Синтаксис

Урок открытия нового знания

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов.

Промежуточный: опрос, письменная работа

Карточки с заданиями

17.01


19

Синтаксические конструкции

Урок открытия нового знания

Синтаксические конструкции: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.


Текущий: опрос, письменная работа

Карточки с заданиями

24.01


  1. Экспрессивное использование предложений разного типа (9 ч)

20

Интонация побудительных и вопросительных предложений

Урок открытия нового знания

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений.

Текущий: опрос, беседа

Карточки с заданиями

31.01


21

Восклицательные предложения. Риторический вопрос

Урок открытия нового знания

Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Текущий: опрос, беседа

Карточки с заданиями

07.02


22

Односоставные предложения

Урок открытия нового знания

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах.


Текущий: опрос, беседа

Карточки с заданиями

14.02


23

Номинативные предложения

Урок открытия нового знания

Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Текущий: опрос, графический диктант

Карточки с заданиями

21.02


24

Слова-предложения

Урок открытия нового знания

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных).

Тематический: письменная работа

Карточки с заданиями

28.02


25

Роль союзов в сложном предложении

Урок открытия нового знания

Семантико-стилистическая роль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравне­ния и др.

Текущий: опрос, самостоятельная работа

Карточки с заданиями

07.03


26

Бессоюзные предложения

Урок открытия нового знания

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Текущий: опрос, тестирование

Карточки с заданиями

14.03


27

Прямая речь

Урок открытия нового знания

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Промежуточный: самостоятельная работа

Карточки с заданиями

21.03

3 четверть


28

Период

Урок открытия нового знания

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Промежуточный: самостоятельная работа

Карточки с заданиями

04.04


  1. Стилистические фигуры речи (6 ч)

29

Стилистические фигуры речи

Урок открытия нового знания

Стилистические фигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией и выразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание и др.).

Промежуточный: самостоятельная работа

Карточки с заданиями

11.04


30

Стилистические фигуры в художественном тексте

Урок открытия нового знания

Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию устного высказывания.

Текущий: письменная работа

Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка»

18.04


31

Промежуточная аттестация

Урок развивающего контроля

Проверка знаний за курс «Морфологические средства выразительности русской речи» в 9 классе. Итоговое тестирование

Итоговый: тестирование

Карточки с задания ми

25.04


32

Индивидуально-авторские особенности синтаксиса

Урок открытия нового знания

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. Анализ художественного текста на предмет индивидуально-авторских особенностей синтаксиса

Тематический: анализ текста

Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка»

02.05


33

Устный доклад

Урок открытия нового знания

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

Итоговый: письменная работа

Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка»

16.05


34

Практическая работа «Изобразительно-выразительные средства языка»

Урок развивающего контроля

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, стилистической уместности и выразительности речи. Осоз­нанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.


Тематический: самостоятельная работа

Словарь-справочник «Изобразительно-выразительные средства языка»

23.05


Литературно-методическое обеспечение


  1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 2012.

  2. Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 2015.

  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 2017.

  4. Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. — М., 2016.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 2011.

  6. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 2014.

  7. Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 2010.

  8. Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2016.

  9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2015.

  10. Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 2010.

  11. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. — М., 2012.

  12. Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 2016.

  13. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное по­собие для студентов высших педагогических заведений. — М., 2013

  14. Новиков Л.А. Искусство слова. — М., 2012.

  15. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. — М., 2017.

  16. Солганик ГЛ. От слова к тексту. — М., 2013.

  17. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 2016.

  18. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 2016.

  19. Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. – М., 2010.

  20. Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 2009.

  21. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 2006.