СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по русскому языку в 8 классе "От значения к написанию" Т.В. Игнатович

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива по русскому языку "От значения к написанию. 8 класс"

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по русскому языку в 8 классе "От значения к написанию" Т.В. Игнатович»

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования












ОТ ЗНАЧЕНИЯ К НАПИСАНИЮ


Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения


VIII класс



Автор Т. В. Игнатович
















Минск, 2010

Пояснительная записка


В курсе «Русский язык» в VIII классе завершается изучение правил орфографии. Правописные умения восьмиклассников нуждаются в корректировке, закреплении, совершенствовании и трансформации в навыки.

Актуальность организации данного факультатива определяется необходимостью поддерживать высокий уровень орфографической грамотности учеников (которой нельзя переучить) путём доведения написания слов до определённого уровня автоматизации.

Цель факультатива: коррекция правописных умений в тех орфограммах, верный выбор в которых зависит от значения слова или формы слова; обобщение и закрепление принципов и законов русской орфографии в соответствии с особенностями личности и языковой картиной мира ученика.

Задачи факультативных занятий:

  • закрепить знания о разных типах написания: морфемных, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических (условия написания, орфографическая норма, приёмы разграничения сложных случаев) – путём группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с их значением;

  • совершенствовать формирование орфографических навыков на основе персонализированных моделей;

  • развивать орфографическую зоркость и умение применять алгоритмы, работать с различными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В программе представлены все принципы русской орфографии (морфемный, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), и темы сгруппированы в соответствии с ними и с психологическими особенностями усвоения и воспроизведения орфографических навыков. Для учащегося применение правила мотивируется не структуризацией единиц языка и не их грамматическим соотнесением, а составленными им самим аналогиями, семантической и внешней схожестью слов. Для того чтобы писать грамотно, ученик должен найти для себя индивидуальный вариант орфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия.

В процессе занятий учитель помогает найти наиболее подходящий для каждого ученика способ формулирования правила (таблица, опорная схема, алгоритм, мнемоническая фраза и др.) и самый эффективный вариант его усвоения (проговаривание, графическое выделение, различные виды диктантов, составление мнемонических фраз, этимологический комментарий и др.).

Программа рассчитана на 35 часов факультативных занятий.


СОДЕРЖАНИЕ


Правописание гласных и согласных корня

(6 ч)

Труднопроверяемые гласные и согласные, выбор чередующихся гласных, зависящих от значения корня, проверка написания гласных и согласных в словарных словах, проверка написания слов с удвоенными согласными. ы, и после приставок. ы, и после ц.

О, е, ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, наречий, глаголов в разных формах. О, е после ц в словах разных частей речи.


Правописание приставок

(1 ч)

Приставки пре-/при-, про-/пра-. Приставки, пишущиеся единообразно.


Правописание н и нн в различных частях речи

(4 ч)

Употребление н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в именах существительных и наречиях.


Слитные, раздельные и дефисные

написания сложных слов

(3 ч)

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

Слитные и раздельные написания имён числительных.


Правописание форм глагола

(6 ч)

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание гласных е и и в пререходных и непереходных глаголах.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.


Слитные, раздельные и дефисные написания наречий

(4 ч)

Правописание суффиксов наречий, соотносимых с приставками в-, на-, за- и из-, до-, с-.

Слитные написания наречий.

Раздельные написания наречий.

Дефисные написания наречий.

Разграничение наречий и омонимичных им сочетаний.


Правописание не и ни с разными частями речи

(4 ч)

Разграничение частиц не и ни.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не, с неопределёнными и отрицательными наречиями.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, наречиями не на , краткими причастиями, словами с дефисным написанием и др.

Написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на .

Написание не с причастиями.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.


Правописание служебных частей речи

(2 ч)

Слитные, раздельные, дефисные написания предлогов.

Слитные, раздельные, дефисные написания частиц.


Творческие работы и итоговый контроль

(5 ч)


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения материалов факультативных занятий учащиеся должны научиться:

  • переводить, трансформировать правила написания морфем и слов разных частей речи в понятную, удобную, легко воспроизводимую форму;

  • применять алгоритм нахождения условия, от которого зависит написание, нормы, действующей при данных условиях (реализовывать тактику действий пишущего);

  • использовать приёмы разграничения схожих написаний.


Рекомендуемая литература


  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.

  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4‑8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.

  3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.

  4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.

  5. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5‑7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.

  6. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.

  7. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.

  8. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии : пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. ‑ М., 1982.

  9. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

  10. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность : пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

  11. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7‑8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.

  12. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.

  13. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.

  14. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.

  15. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.

  16. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.

  17. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.

  18. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.

  19. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. ‑ 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.

6


Образовательный портал www.adu.by / Национальный институт образования