Министерство образования Республики Беларусь
Национальный институт образования
ОТ ЗНАЧЕНИЯ К НАПИСАНИЮ
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
VIII класс
Автор Т. В. Игнатович
Минск, 2010
Пояснительная записка
В курсе «Русский язык» в VIII классе завершается изучение правил орфографии. Правописные умения восьмиклассников нуждаются в корректировке, закреплении, совершенствовании и трансформации в навыки.
Актуальность организации данного факультатива определяется необходимостью поддерживать высокий уровень орфографической грамотности учеников (которой нельзя переучить) путём доведения написания слов до определённого уровня автоматизации.
Цель факультатива: коррекция правописных умений в тех орфограммах, верный выбор в которых зависит от значения слова или формы слова; обобщение и закрепление принципов и законов русской орфографии в соответствии с особенностями личности и языковой картиной мира ученика.
Задачи факультативных занятий:
закрепить знания о разных типах написания: морфемных, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических (условия написания, орфографическая норма, приёмы разграничения сложных случаев) – путём группировки написаний по морфемам и частям речи в соответствии с их значением;
совершенствовать формирование орфографических навыков на основе персонализированных моделей;
развивать орфографическую зоркость и умение применять алгоритмы, работать с различными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В программе представлены все принципы русской орфографии (морфемный, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), и темы сгруппированы в соответствии с ними и с психологическими особенностями усвоения и воспроизведения орфографических навыков. Для учащегося применение правила мотивируется не структуризацией единиц языка и не их грамматическим соотнесением, а составленными им самим аналогиями, семантической и внешней схожестью слов. Для того чтобы писать грамотно, ученик должен найти для себя индивидуальный вариант орфографической закономерности в соответствии с особенностями памяти, характера восприятия.
В процессе занятий учитель помогает найти наиболее подходящий для каждого ученика способ формулирования правила (таблица, опорная схема, алгоритм, мнемоническая фраза и др.) и самый эффективный вариант его усвоения (проговаривание, графическое выделение, различные виды диктантов, составление мнемонических фраз, этимологический комментарий и др.).
Программа рассчитана на 35 часов факультативных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Правописание гласных и согласных корня
(6 ч)
Труднопроверяемые гласные и согласные, выбор чередующихся гласных, зависящих от значения корня, проверка написания гласных и согласных в словарных словах, проверка написания слов с удвоенными согласными. ы, и после приставок. ы, и после ц.
О, е, ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, наречий, глаголов в разных формах. О, е после ц в словах разных частей речи.
Правописание приставок
(1 ч)
Приставки пре-/при-, про-/пра-. Приставки, пишущиеся единообразно.
Правописание н и нн в различных частях речи
(4 ч)
Употребление н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в именах существительных и наречиях.
Слитные, раздельные и дефисные
написания сложных слов
(3 ч)
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Правописание форм глагола
(6 ч)
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание гласных е и и в пререходных и непереходных глаголах.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Слитные, раздельные и дефисные написания наречий
(4 ч)
Правописание суффиксов наречий, соотносимых с приставками в-, на-, за- и из-, до-, с-.
Слитные написания наречий.
Раздельные написания наречий.
Дефисные написания наречий.
Разграничение наречий и омонимичных им сочетаний.
Правописание не и ни с разными частями речи
(4 ч)
Разграничение частиц не и ни.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не, с неопределёнными и отрицательными наречиями.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, наречиями не на -о, краткими причастиями, словами с дефисным написанием и др.
Написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
Написание не с причастиями.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Правописание служебных частей речи
(2 ч)
Слитные, раздельные, дефисные написания предлогов.
Слитные, раздельные, дефисные написания частиц.
Творческие работы и итоговый контроль
(5 ч)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащиеся должны научиться:
переводить, трансформировать правила написания морфем и слов разных частей речи в понятную, удобную, легко воспроизводимую форму;
применять алгоритм нахождения условия, от которого зависит написание, нормы, действующей при данных условиях (реализовывать тактику действий пишущего);
использовать приёмы разграничения схожих написаний.
Рекомендуемая литература
Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4‑8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5‑7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии : пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. ‑ М., 1982.
Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность : пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7‑8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.
Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. ‑ 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.
6
Образовательный портал
www.adu.by / Национальный институт образования