
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный институт образования
Секреты синтаксиса и пунктуации
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
IX класс
Автор Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.
Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения (Минск: НИО, 2009).
Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.
Программа рассчитана на 35 часов факультативных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает синтаксис?
(Синтаксис как раздел науки о языке)
2 ч
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)
«А всё-таки она хорошая!»
(Русская пунктуация как система)
4 ч
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
«Это непростое простое предложение»
(Простое предложение как синтаксическая единица)
1 ч
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Кто из главных членов предложения главнее?
(Главные члены предложения)
2 ч
Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?
Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?
Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.
Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?
В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Бывают ли обстоятельственные определения?
(Второстепенные члены предложения)
3 ч
Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).
Как разграничить приложение и определяемое слово?
Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?
«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).
Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?
Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?
(Односоставные предложения. Неполные предложения)
3 ч
В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?
Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?
Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?
Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?
Чем может осложняться простое предложение?
(Осложнённое простое предложение)
1 ч
Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?
(Однородные члены предложения)
2 ч
Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?
Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?
Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?
Однородными могут быть только члены простого предложения?
Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?
Что такое обособление?
(Обособленные члены предложения)
3 ч
Что значит «обособить»?
Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?
В чем разница между уточнением и пояснением?
Всегда ли союз или имеет разделительное значение?
Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
(Вводные слова, словосочетания, предложения)
2 ч
Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?
Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?
Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?
Вводные единицы как выразительное средство.
«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»
(Обращение)
1 ч
Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Есть ли в русском языке звательный падеж?
«Камень преткновения»
(Конструкции с как)
2 ч
Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?
Всегда ли как имеет сравнительное значение?
Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?
Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?
Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.
«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?
От простого к сложному
(Сложное предложение)
4 ч
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
Кто говорит?
(Чужая речь)
3 ч
Какие способы передачи чужой речи мы знаем?
Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?
Владеете ли вы правилами речевого этикета?
Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?
Пунктуационное оформление диалога.
Что нам стоит текст построить!
(Текст как синтаксическая единица)
2 ч
Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.
Какие бывают тексты? Классификация текстов.
Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.
Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Рекомендуемая литература
Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы /
Н. С. Валгина. – М., 2000.
Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.
Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск : НИО; Аверсэв, 2009.
Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс : учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова,
Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.
Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.
Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск : Народная асвета, 1994.
Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V—IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск : Аверсэв, 2005.
Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум : учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск : Асар, 2009.
Мурина, Л. А. Русский язык: тематический контроль: 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с 11-летним сроком обучения / Л. А. Мурина, Е. Е. Долбик, Т. В. Игнатович. – Минск : Тетрасистемс, 2008.
Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.
Образовательный стандарт учебного предмета «Русский язык» (1–11 классы) // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 9–20.
Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2000.
Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск : Аверсэв, 2008.
Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.
Постникова, И. И. Это непростое простое предложение /
И. И. Постникова [и др.]. – М. : Просвещение, 1985.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.
Рабчинская, И. А. Функциональные резервы простого предложения /
И. А. Рабчинская. – Минск : Народная асвета, 1994.
Ровдо, И. С. Контрольные тесты по русскому языку. 5—9 классы / И. С. Ровдо
[и др.]. – Минск : Сэр-Вит, 2001.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация /
Д. Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М. : ОНИКС; Мир и Образование, 2009.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.
Русский язык. 5–11 классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2009.
Русский язык. 8 класс. Карточки-задания / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2006.
Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2009.
Русский язык. 8 класс. Тесты для тематического и итогового контроля / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2009.
Русский язык в тестах и комментариях : в 4 кн. : пособие для учащихся / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Современное слово, 2001. --: Книга 4: Синтаксис. Пунктуация.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. –
М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).
12
Образовательный портал
www.adu.by / Национальный институт образования