Министерство образования Республики Беларусь
Национальный институт образования
Русская литература
как художественная летопись Человека
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе
для общеобразовательных учреждений
с белорусским и русским языками обучения
viii класс
Предисловие
Восьмой класс – период развития читательской культуры учащихся. В это время расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт. Наиболее актуальной в этот момент является проблема самоопределения, личностного самоутверждения. В центре программы факультатива – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы.
Цель факультатива: приобщение школьников к миру словесной художественной культуры; формирование у учащихся навыков заинтересованного, вдумчивого чтения, развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения, выявление специфики произведения литературы как словесного вида искусства, осмысление литературного произведения в контексте отечественного и мирового культурного опыта, развитие у учеников способностей к самостоятельному словесному творчеству.
Цель факультативного курса определяет его задачи: поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать; обеспечивать общее и литературное развитие школьника; обогащать опыт читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника; обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания по литературе; обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста; развивать чувство языка, совершенствовать умения и навыки связной речи, прививать речевую культуру.
Как и на уроках, на факультативах основное внимание уделяется анализу текста, изучению творческой истории произведения, его жизни на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссёра и актёра. На факультативах используются некоторые игровые формы организации учебной деятельности учащихся – викторины, выставки, инсценировки отрывков из произведений.
Содержание предлагаемого курса ориентировано на действующую программу по русской литературе, список изучаемой на факультативе литературы не перегружен объёмными произведениями, усвоение материала не требует длительной домашней подготовки к занятиям.
В программе факультатива тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа факультативного курса ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
определять этическую, философскую, социально-историческую проблематику произведения;
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учётом его специфики;
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания;
работать со справочным аппаратом книги.
ПРОГРАММА ФАКуЛЬТАТИВА
(35 часов)
Введение (1 ч).
Художественная литература как искусство слова. Литература и наука. Образность как общее свойство всех видов искусств.
Раздел I. литература x--XVII веков
Литература Киевской Руси (1 ч).
Письменность и образование. Раскрытие в произведениях древнерусской литературы миросозерцания русского человека, его религиозных представлений. Образцы морального поведения в произведениях.
Теория литературы. Жанры древнерусской литературы.
Литература и искусство. Произведения русской иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублёв). Репродукции картин известных мастеров живописи – В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, репродукции книжных миниатюр XII,
XIII вв. Архитектура Древней Руси.
Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2 ч).
Образы главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности. Прославление силы и красоты женской любви. Содержательное наполнение образов-символов. Христианский смысл произведения. Отражение в нём нравственных заветов Древней Руси.
Теория литературы. Жанровая специфика произведения.
Литература и искусство. И. Г. Блинов. «Повесть о Петре и Февронии». Миниатюра; «Троица» Андрея Рублёва, кинофильм «Андрей Рублёв» (режиссёра А. Тарковского); шкатулка палехского художника В. Ходова.
Общая характеристика эпохи Возрождения и её место в истории мировой культуры (1 ч).
Концепция человека и мира в искусстве эпохи Возрождения. Гуманистические идеалы.
Литература и искусство. Искусство эпохи Возрождения. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
М. Сервантес. «Дон Кихот» (2 ч).
Образ Дон Кихота, его социальное и философское содержание. Понятие «донкихотство». Образ Санчо Пансы. Мастерство Сервантеса в отображении испанской действительности.
Литература и искусство. Г. Доре. Иллюстрации к роману «Дон Кихот» (графика); Хуан де Хуарега. Портрет Сервантеса. Балет «Дон Кихот» А. Минкуса. «Дон Кихот» на сцене и в кино.
Раздел II. XIX век в истории русской литературы
А. С. Пушкин. Лирика. «Погасло дневное светило…», «Птичка» и др. Поэма «Кавказский пленник» (4 ч).
Период южной ссылки в творчестве А. С. Пушкина. Пафос раннего творчества поэта. Вольнолюбивые настроения. Гуманистическое содержание и одухотворённость лирики. Художественное мастерство Пушкина.
Поэма «Кавказский пленник». Воссоздание Пушкиным характера молодого человека своего времени. Образы пленника и черкешенки. Прославление свободы в поэме. Романтический герой, образы-символы, романтический пафос, функции пейзажа. Известные деятели культуры о значении А. С. Пушкина в развитии литературы.
Теория литературы. Жанр лиро-эпической поэмы.
Литература и искусство. Рисунки А. С. Пушкина «Три горы», «Портрет А. П. Керн», «Автопортрет» и др. Портреты А. С. Пушкина работы О. Кипренского, В. Тропинина, А. Пруцкого и др. Картины: «Гурзуф» В. А. Пташинского; «Пушкин на берегу Чёрного моря». И. К. Айвазовского. Романсы: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желаний»
М. И. Глинки; «Я вас любил» А. С. Даргомыжского; «Анчар», «Пророк»
Н. А. Римского-Корсакова; «Не пой, красавица, при мне…»
С. В. Рахманинова и др.
М. Ю. Лермонтов. Лирика. «10 июля 1830», «Пророк», «Желание». «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Валерик» и др. (3 ч).
Пафос вольности и протеста в лирике Лермонтова. Мотивы тоски и одиночества. Поиск счастья и гармонии. Исповедальность лирики поэта. В. Г. Белинский о лирике Лермонтова.
Теория литературы. Мотив. Лирический герой.
Литература и искусство. М. Ю. Лермонтов. Фронтиспис к поэме «Кавказский пленник», автографы стихотворений «На севере диком…», «Кавказский вид с саклей», «Караван верблюдов в горах Кавказа», «Воспоминание о Кавказе» и др. Портреты работы Ф. О. Будкина, П. Заболотского, А. И. Клюндера, А. Пруцкого. Романсы: «Нет, не тебя так пылко я люблю» А. И. Шишкина, «Парус» А. Е. Варламова, «Желание» А. Г. Рубинштейна.
Н. В. Гоголь. «Портрет» (3 ч).
История создания повести. Композиция произведения. Проблемы ответственности художника, взаимоотношение искусства и общества в повести. Выражение в произведении религиозно-философских и эстетических взглядов писателя на творчество. Две редакции «Портрета».
Литература и искусство. К. Брюллов. «Гибель Помпеи»; В. Васнецов. «В мастерской художника»; А. Иванов. «Явление Христа народу».
Н. А. Некрасов. «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Пророк», «Сеятелям», «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной...» и др. (2 ч).
Реалистичность в изображении «зрелища бедствий народных», в воспевании положительных черт русского национального характера. Муза Н. Некрасова. Образ русской женщины в его поэзии.
Теория литературы. Фольклорная традиция.
Литература и искусство. В. Г. Перов. «Тройка», «Похороны крестьянина»; И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге»; иллюстрации А. Лебедева к поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведения поэта в иллюстрациях
Д. Шмаринова. Народные песни на стихи Некрасова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую обитель…», «Меж высоких хлебов затерялося…» и др. Романсы М. Мусоргского на стихи Н. Некрасова: «Калистрат», «Песня Ерёмушке» и др.
И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» (1 ч).
Поэтические лирико-философские миниатюры как художественное отражение нравственных идеалов автора. Выразительность, лаконизм стихотворений.
Теория литературы. Авторская позиция.
Литература и искусство. Виртуальная выставка картин Ю. В. Жигалова «Пейзажи тургеневской России» (из фондов Государственного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»), романс на стихи И. С. Тургенева «Утро туманное», иллюстрации к тургеневским произведениям, фотографии из архива писателя.
А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Душечка» (2 ч).
«Злоумышленник». Смысл названия. Комическое в рассказе.
«Душечка». Образ главной героини. Л. Н. Толстой и М. Горький о «Душечке».
Теория литературы. Художественная деталь.
Литература и искусство. Произведения А. П. Чехова в театре и кино.
В. Г. Короленко. «Парадокс», «Огоньки» (1 ч).
«Парадокс». Утверждение оптимистических настроений, активной жизненной позиции человека в рассказе.
«Огоньки». Тема будущего и путей к нему. Вера писателя в светлое будущее.
Литература и искусство. Иллюстрации к произведениям писателя.
Раздел III. XX век в истории русской литературы
М. Горький. Сказки об Италии (2 ч).
Жанровое своеобразие «Сказок об Италии». Утверждение нравственных ценностей, вера в человека. Созидательный пафос сказок. Гимн мужеству, смелости, героизму, самоотверженности в сказке «Заветы отца».
Литература и искусство. Портреты А. М. Горького работы В. Серова, М. Ракицкого, И. Бродского и др. Фотопортреты и фотографии писателя. Репродукции картин художников-маринистов И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Гензена, Л. Лагорио.
В. В. Маяковский. «Послушайте!» (2 ч).
Особенности композиции, формы обращения к читателю. Гуманистический, жизнеутверждающий пафос стихотворения.
Взгляд поэта на роль поэзии в жизни общества. Образность стихотворения. Гиперболы. Неологизмы. Гибкая система стиха со свободной разбивкой стихотворной строки («лесенка»).
Теория литературы. Гипербола. Неологизм.
Литература и искусство. Авангардизм в живописи. Репродукции картин П. Пикассо, К. Малевича, М. Ларионова, А. Лентулова и других представителей кубизма, супрематизма и смежных с ними течений.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…» (2 ч).
Художественная летопись Великой Отечественной войны в поэзии
А. Т. Твардовского. Человек на войне. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей, тема памяти.
Теория литературы. Выражение патриотического пафоса в лирическом стихотворении.
Литература и искусство. Песни периода Великой Отечественной войны (А. Лебедев-Кумач, А. И. Фатьянов, М. В. Исаковский, А. А. Сурков, М. Лисянский и др.). Д. Д. Шостакович. «7-я (Ленинградская) симфония». Е. А. Глебов. Музыка к балету «Альпийская баллада». Репродукции картин А. А. Пластова «Фашист пролетел», Б. М. Неменского «Мать», графическая серия Б. И. Пророкова «Это не должно повториться!», работы М. А. Савицкого «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.
В. М. Шукшин. «Чудик», «Микроскоп», «Экзамен» (3 ч).
Нравственно-психологическое богатство характеров в рассказах Шукшина. Роль диалога, своеобразие юмора и языка.
Теория литературы. Речевая характеристика персонажа.
Литература и искусство. Работа В. Шукшина в кино. Фрагменты из кинофильмов «Калина красная», «Они сражались за Родину».
В МИРЕ ФАНТАСТИКИ
Р. Брэдбери. «Вельд», «Улыбка», «И грянул гром» (2 ч).
Фантастические рассказы-предупреждения. Человек и его будущее. Гуманистическая направленность творчества писателя.
Литература и искусство. Кинофильм «И грянул гром» режиссёра Питера Хайэмса (США).
Рекомендуемая литература
Айзерман, Л. С. Зачем я сегодня иду на урок литературы : записки учителя-словесника, полвека работающего в школе / Л. С. Айзерман. – М, 2005.
Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе / Г. И. Беленький. – М. : Просвещение, 1990.
Великанова, Н. П. Литература и её читатели / Н. П. Великанова // Литература в школе. – 2007. – № 11. – С. 35–36.
Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.
Капшай, Н. П. Работа над поэтическим текстом в школе: пособие для учителей общеобразовательных школ / Н. П. Капшай. – Минск, 2001.
Карсалова, Е. В. «Стихи живые сами говорят...»: из опыта работы : кн. для учителя / Е. В. Карсалова. – М. : Просвещение, 1990.
Каплан, И. Е. Анализ произведений русской классики: школьный курс : кн. для учителей, старшеклассников, абитуриентов / И. Е. Каплан. – М., 1997.
Кулешова, С. Ф. Когда кончаются уроки…: из опыта внекл. работы по рус. лит. / С. Ф. Кулешова. – Минск, 1988.
Лихачёв, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачёв. – М., 1989.
Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь : кн. для учителя / Ю. М. Лотман. – М. : Просвещение, 1988.
Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство – СПБ, 2001.
Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. – М., 1985.
Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. – Л. : Изд-во ЛГПУ, 1974.
Мушинская, Т. Ф. Художественная литература и самореализация личности / Т. Ф. Мушинская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008.
Перевозная, Е. В. Методы и приёмы изучения литературы в школе / Е. В. Перевозная. – М-во образования и науки Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, 1995.
Перевозная, Е. В. Уроки русской литературы. 7-й кл. : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / Е. В. Перевозная, Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай. – Минск : Юнипресс, 2004.
Технология педагогических мастерских на уроках русской литературы : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / авт.-сост. З. Н. Булахова. – Минск, 2007.
11