СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы. «Говорим правильно и красиво»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогрaмма индивидуaльной коррекционной рaботы преднaзначена для учителя-логопеда дошкольной оргaнизации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нaрушениями речи (ТНР) 5 - 7 лет. По зaключению ПМПК ребенку рекомендовaно обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР. Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы. «Говорим правильно и красиво»»





Программа индивидуальной коррекционной

(логопедической) работы.

«Говорим правильно и красиво»

имя ребенка: Иванов Иван, 2019 г.р.  

на 2024-2025 учебный год.



















Содержание.

1.

Название программы «Говорим правильно и красиво»

2

Пояснительная записка: Прогрaмма индивидуaльной коррекционной рaботы преднaзначена для учителя-логопеда дошкольной оргaнизации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нaрушениями речи (ТНР) 5 - 7 лет. По зaключению ПМПК ребенку рекомендовaно обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР. Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения нарушенных звуков, коррекцию слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Индивидуальная работа является гибкой. Содержание может дополняться, изменяться.

Актуальность программы:

С каждым годом увеличивается поток детей с тяжелым нарушением звукопроизношения. Причин такого роста много: не все дети посещают дошкольные учреждения, поступают в детский сад только в подготовительную группу. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, пропускают занятия с логопедом, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе, рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей и т.д.

Речь и мышление тесно связаны и представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления. Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Срок освоения программы 10 часов: с 16 декабря по 27 декабря.

Объем учебного материала в индивидуальной программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника.

Индивидуальные занятия:

Адресат: Иванов Иван 2019г.р. дефектное произношение звука «К» (замена звука «К» на «Т»-каппацизм, паракаппацизм)

Объем программы: 10 часов

Режим занятий: Понедельник, среда, пятница по 20-25 минут.

3

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушения звукопроизношения «К», (замена К на Г) способствующая к успешной адаптации в учебной деятельности, формирование у детей правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.

Основные задачи:

  • создать условия для формирования правильного звукопроизношения;

  • формировать правильное произношение фонем;

  • корректировать нарушения звуков, их автоматизацию и дифференциацию;

  • развивать артикуляционную моторику;

  • формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез;

  • совершенствовать мелкую моторику;

  • развивать пространственно-временные представления;

  • совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

  • формировать связную речь;

  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: устойчивое внимание, наблюдательность к языковым явлениям, способности к запоминанию и переключению, навыки и приёмы самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения;

  • поставить звук «К» и постепенно вводить его в речь;

  • воспитывать любовь к речи, к родному языку.


4

Содержание программы: Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. Для создания новой индивидуальной программы были проанализированы: Методическое пособие «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, М.И. Кремецкая (3 издание исправленное и дополненное): «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой; «Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой; «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» Ткаченко Т.А. Дaнные прогрaммы рaссчитaны на рaботу в условиях Дошкольной Обрaзовательной Оргaнизации (ДОО).

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка и обеспечения его эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника.

   Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждого раздела.

Основная форма обучения – игровая образовательная ситуация коррекционно-развивающей направленности.

Методы, способы и средства реализации Программы описаны в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр.5-18


5

Календарно-тематическое планирование: Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы, в соответствии с программой, является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении двух недель в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.


6

Планируемые результаты реализации программы:

На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в дошкольной образовательной организации, к концу прохождения программы дети должны:

  • чисто произносить все звуки речи;

  • пользоваться этими звуками в речи;

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;

  • различать оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;

  • овладеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза, выделять ударный слог;

  • овладеть навыками построения связного высказывания.

 

 


7

Условия реализации программы:

  • наблюдение за успешной реализацией программы осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;

  • открытые просмотры, утренники, развлечения, конкурсы, занятия в группах на основе пройденного материала;

  • обсуждение с детьми результатов деятельности;

  • беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

  • оценка динамики работы с детьми;

  • количественный и качественный анализ ошибок.


8

Оценка результативности прохождения программы:

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка и в протоколе-диагностике речевого развития.


9

Литература.

    1. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

    2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.

    3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 1999.

    4. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. – М., 1998.

    5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998.

    6. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.

    7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

    8. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.

    9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.

    10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.” 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1980.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2005.



Календарно-тематическое планирование



Тема занятия



Задачи занятия


Содержание: методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)


Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1


Новогодний праздник.


Активизировать словарь по теме, развивать связную речь, закреплять умение составлять рассказ; активизировать в речи употребление однокоренных слов; учить правильно заканчивать предложения; развивать воображение, внимание;

развитие слухового внимания, слогового анализа.


Познакомить с артикуляцией звука [К].


Донести до детей особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы)


Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к звуку «К»:

«Снеговики радуются снегу и морозу» Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

«Грустные снеговики зимой» Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Сосулька» высунуть острый язычок как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести)

«Санки- ледянки» - сделать язык чашечкой.

«Горка» открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка горочкой.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку» Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Беседа по теме.

Игра «Елочные игрушки» (Для украшения елки игрушки какие? -…)

Игра «Подбери признак к предмету» (елка какая? - высокая, пушистая, нарядная…)

Игра «Где спрятался звук «К» в длинном или коротком слове?» (снег-снежок, снежок-снежинка, маска-маскарад, елка-хоровод, Снегурочка-снежинка, хоровод-маскарад)

Проверить ответ хлопками – сравнить количество слогов в словах.


Зеркало, картинка – елочка, елочные шары на липучках, елочные игрушки, письмо, колокольчик, компьютерная игра «Слова – родственники».


2.

Звук «К» (буква «К»)

Закреплять артикуляционные позиции для звука «К»

Учить слышать звук изолированно, в слогах, словах, выделять звук в начале, конце слова.

Выделять конечный и начальный звука [К].

Определить твердый и мягкий звук.

Учим делить слово на слоги.


Знакомство со звуком «К» и буквой «К» (наглядные картинки)

Подбор слов, заканчивающихся звуком [К].

Подбор слов, начинающихся со звука [К].

Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги.

Закрепляем правило «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем»

Игра «Снежок и снежинка» - определение гласного твердого и гласного мягкого звука.

Звуковой анализ слов (КОТ, КИТ, ПАУК).

Игра «На что похожа буква «К»?

Игра «Нарисуй в воздухе букву «К» (правой рукой, левой рукой, двумя руками)

«Отгадай, какая буква?» - рисуем пальцем на спине.

«Пройди через волшебную дверь и назови слово на звук «К»


Зеркало, Картинки с изображением предметов со звуком «К», в начале и конце слова.

Мягкие мячи для сжимания-деление на слоги.

Картинки (кот, кит, паук) - кружки (красные, зеленые, синие), схемы для звукового анализа.

3

Подготовка к постановке звука «К»

Научить ребенка чувствовать движения языка.

Вырабатывать зрительный контроль у ребенка.




Развивать длительный плавный выдох; активизировать губные мышцы.

Развивать мелкой моторику рук.

Развивать фонематическое восприятие.


Подготовительный этап.

Артикуляционная гимнастик:

  1. «Силач» Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап- палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

  1. «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Если ребенок испытывает затруднения, то можно ему помочь прижать кончик.

  2. «Месим тесто» Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того, чтобы ребенок делал язык широким, используем упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.


Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Ветерок» - сдуть после упражнения «Горочка» с ладони логопеда фантик.

Развитие мелкой моторики рук:

Мы на елке веселились

(Ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились.

(Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу).

Нам подарки преподнес

(Рисуют руками большой круг).

«Развитие фонематического восприятия»

Игра «Ловишки» - ловим звуки, когда слышим звуки «К»

(А, Г,У,К,И,Г, К,О,К)

  • Игра с мячом «Назови ласково» (капля-капелька, река-речка, карта- карточка, кот-котик)

Зеркало, фантики, карточки с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики,

4

Постановка звука «К» от «Т»

1.Поставить звук «К» по подражанию.





2. Поставить звук «К» с помощью шпателя механическим способом




Автоматизировать изолированно, затем вводим слоги сначала одинаковые «КА-КА-КА». После добавляем другой слог «КА-КА-КО»













Развивать мимические мышцы лица.




Развивать фонематическое восприятие.




Формировать лексико-грамматический строй.

Развивать связную речь.




Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.

Шпателем от слога «Та». Передвигая кончик языка шпателем внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка»

Та-та-та-кя-кя-кя-Ка-ка-ка-ка-ка-ка


Автоматизация. «Изолированные звуки» -перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают пальцы», каждый шаг-это звук


Развитие мелкой моторики рук:

«Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Развитие дыхания:

«Снежки» стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» -вдох; на выдохе произнести: «ОК!» и бросить снежок» Повторить 4 раза.

«Катание с горы» Сидя, руки вперед- вдох; на выдохе произнести: «УХ!» повторить 4 раза

«Катание на коньках» стоя, левая рука за спиной. Имитировать катание на коньках, на выдохе произносить «ХРУК-ХРУК-ХРУК!» повторить 3-4 раза.


Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит ребенка хлопнуть, если он услышит звук «К» или «КЬ» в словах. (кот, кит, коза, карандаш)



Игра «Чего не стало». Логопед убирает одну игрушку, просит детей открыть глаза и назвать, какой игрушки «не стало». (Не стало кубика. Не стало карандаша,)

Подбор слов со звуками (к) и [г]

Отгадать и выучить загадку про «К»

Она одною лапкой пляшет, а другою лапкой машет. И при этом буква та — Будто усики жука. 

Зеркало, Пластилин зеленый, контур елки, широкий шпатель или специальный зонд для заднеязычных звуков, стеклянные камешки,

4

Постановка звука «К» с опорой

Продолжаем развивать артикуляционную моторику, формируем правильный уклад произношения звука «К», «КЬ»









Поставить звук «К» с опорой на правильный звук «Г»


















Психические процессы:


Формирование лексико-грамматического строя:



Выучить чистоговорку.

Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.

Развитие мелкой моторики рук:

«К» -лепка из пластилина

Упражнения на развитие речевого дыхания

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.


В некоторых ситуациях «К» можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший «Х», то можно попробовать от него. Для этого акцентирую внимание ребенка на особенностях произношения –корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком языка нужно хорошо упереться в в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «Кашлянуть» и получится звук «К» Если звук громкий, взрывной, напряженный, в таком случае прошу ребенка говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.


Развитие фонематического восприятия

Игра «Повтори, не ошибись»:

ка-ка-га

ка-га-ка

га-ка-ка

га-ка-га

Разрезные картинки (пазлы)


Игра «Магазин» - купить игрушку по описанию.

ребенок описывает понравившуюся игрушку и покупает ее. Например: деревянный, квадратный, не катится (кубик)

«Ка-ка-ка, ка-ка-ка, бежит быстрая река».

Зеркало, Пластилин, карандаш, карточки со слогами, разрезные пазлы буквы «К»

5

Продолжение работы по постановки звука «К»

Продолжаем развивать артикуляционный аппарат.

Формируем сильную воздушную струю.

Развиваем память, внимание, мышление и сообразительность.


Развивать мелкой моторику рук.

Развивать фонематическое восприятие.





Упражнения на развитие речевого дыхания:


«Развитие фонематического восприятия»



Психические процессы

Лексика, грамматика







Обучение связной речи


Артикуляционная гимнастика:

1. «Улыбка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;

2.Улыбка с сомкнутыми губами;

3. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.

4. «Кашляем»

5. «Горка»

(Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.)

  • «Катись, карандаш!»

Игра «Хлопай, не зевай».

  • На звук К дети хлопают в ладоши, а на звук Кь — топают ногами.

  • «Что лишнее нарисовал художник?»

Игра «Украсим елочку».

Дети украшают елку, комментируя свои действия.

  • Я украшу елочку шарами.

  • Я украшу елочку гирляндами.

  • Я украшу елочку мишурой.

  • Я украшу елочку бусами.

  • Я украшу елочку снежинками. И т.д.

Повторение индивидуальных стихотворений к празднику

Зеркало, карандаш, картина «Что лишнее нарисовал художник», елочка, игрушки, мнемосхемы с новогодними стихами.

6

Закрепление постановки звука «К»

Продолжаем развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для звука «К», «КЬ»


  • развивать сильный плавный ротовой выдох; активизировать губные мышцы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематическое восприятие.








Психические процессы


Лексика, грамматика

Развивать понимание логико-грамматических конструкций.









Обучение связной речи


Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.

Развитие мелкой моторики рук: «Снег идет на букву «К»» -наклеивание на готовый зеленый трафарет буквы «К» мелких ватных комочков.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Воздушный шарик

Развитие фонематического восприятия

  • Звуковой анализ слогов КА и КИ с выкладыва­нием графической схемы каждого слога и указани­ем на схеме заданных звуков.

  • Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, пе­чальным, злобным, ликующим.

  • Игра «Подбери признак».

  • Елка (какая?) — зеленая, колючая, яркая, бле­стящая, разноцветная, нарядная.

  • Праздник Новый год (какой?) — веселый, за­дорный, радостный, запоминающийся, добрый.

  • Дед Мороз (какой?) — старый, добрый, борода­тый, щедрый, веселый, умный.

  • Снегурочка (какая?) — веселая, добрая, мило­видная, красивая, веселая, умная.

  • Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре

На ветвях зажгут фонарики,

Искры брызнут в серебре.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками —

Наступает Новый год.


Зеркало, зеленый трафарет буквы «К», мелкие ватные комочки; воздушный шарик, схемы для анализа слогов.


7

Продолжение постановки звука «К»

Продолжаем развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для звука «К», «КЬ»



  • развивать сильный ротовой выдох; учить дуть через трубочку; активизировать мышцы губ.


Развивать мелкую моторику рук.




Развивать фонематическое восприятие.


Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение)

Развивать умение составлять   предложения и анализировать их.


Развитие психических процессов


  • Лексика, грамматика (упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов). Педагог начинает предложение, а ребёнок заканчивает его словом, похожим на слово-действие «рубить».


Развитие связной речи.

Учить составлять описательные рассказы используя картинно-графический план.




Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.


Упражнения на развитие речевого дыхания

  • с тренажером-трубочкой и шариками.


Развитие мелкой моторики рук: «буква «К» в сказочном инее» -обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается буква «К» и наклеивается на темный лист бумаги.


  • «Дед Мороз принес детям ёлку». Посчитать количество слов в предложении.

  • «Найди две одинаковые снежинки»

  • «В лесу»

  • Дед Мороз ... (срубил) елку в лесу.

Браконьеры ... (вырубили) все елки на поляне.

Папа ... (отрубил) у елки сломанные ветки.

Лесник делал ... (зарубки) на елках, которые он выбрал для праздника.


Каким был праздник в детском саду? (составление рассказа по воспоминаниям)

Зеркало, Тренажер – трубочка с шариками, белые, бумажные полоски разной длины, темный лист бумаги,

8

Закрепление звука «К» в словах.

Продолжаем развивать артикуляционную моторику, формируем правильный уклад произношения звука «К», «КЬ»



  • Развивать сильный ротовой выдох; учить дуть через трубочку; активизировать мышцы губ.


Развивать мелкую моторику рук.




Развивать фонематическое восприятие.



  • Выделять из текста слов со звуками К и Кь.





Развитие зрительного и слухового внимания.





  • Лексика, грамматика (упражнение в образовании прилагательных от существительных). Ребёнок слушает фразу и повторяет её правильно. В случае затруднения педагог помогает вопросом какой? (Какая? Какое? Какие?)



Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.


Упражнения на развитие речевого дыхания

«Буря в стакане»!


«Угостим птиц рябиной» -бумажный прямоугольник «кормушку» намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в кормушку.

  • Кот копеек накопил

  • Кошке козочку купил,

  • А козе — капустки

  • Кочанчик хрусткий.

  • Игра «Наоборот»

  • Веселый- грустный

  • Нарядный – повседневный

  • Красивый-уродливый

  • Смеяться-плакать

  • «Скажи правильно»

  • К нам приходил (добро) Дед Мороз. Какой к нам Дед Мороз приходил? Добрый.

  • К нам приходил добрый Дед Мороз.

  • Снеговик принес (холод) сосульку. Какую сосульку принес Снеговик? Холодную.

  • Снего­вик принес холодную сосульку.

  • Снегурочка принесла (красота) звезду. Какую звезду принесла Снегурочка? Красивую,

  • Снегурочка принесла красивую звезду.

Обучение связной речи

Составить поздравление для своего друга (подруге) к празднику

Зеркало, Стакан с водой, трубочка, бумажный прямоугольник, клей, пинцет, кружочки, сделанные дыроколом,

9

Звуковой анализ слова

Продолжаем развивать артикуляционную моторику, формируем правильный уклад произношения звука «К», «КЬ»




Формируем умение анализировать и делать звуковой анализ слов

Конструирование буквы К.


Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах.

Определение звука «К» в начале, середине конце слова


Учить штриховать слева направо и справа налево.

Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.


Звуковой анализ слов. (КОТ, КИТ, ПАУК).


Конструктор – Построй букву «К»


Игра «Новоселье» -картинку выбирай и в квартиру заселяй (начало, середина, конец слова)

Презентация «Звук и буква «К» с играми

для чтения обратных и прямых слогов с буквой «К», чтение с помощью логопеда односложных и двусложных слов с буквой «К»


Штриховка буквы «К»

Зеркало, Картинки с изображением кота, кита, паука, карточки, кружочки для звукового анализа слов, конструктор, презентация «Звук и буква «К» листы с трафаретом буквы «К»,

10

Закрепление звука «К» в словах, предложениях, связной речи.

Продолжаем развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для звука «К», «КЬ».

Развиваем воздушную струю.


Автоматизируем звук «К» в словах, предложениях, связной речи.








Выучить с помощью мнемосхемы.

Артикуляционная гимнастика: «Снежинки»



Игра «Фокус»




Игра «Пройди по дорожке – змейке и назови картинки по очереди» (колобок, кошелек, морковка, кубик, чайник, каблук, кубок и т.д.)

Игра «Идет дождь» в каплях звуки: ак-ка, ко-ок, ук-ку.

Игра «Составь словосочетание» по картинкам.

(Катина кукла, Колина машинка и т.д.)

(Катина кошка сидит на окошке, а Колина кошка ушла с окошка).

Снежинки с изображением артикуляционных упражнений для гимнастики звука «К», ватный шарик для фокуса, картинка –змейка для автоматизации,

10

Составление рассказа «Новый год на поро­ге» по серии сюжетных картин с продолже­нием сюжета (Гомзяк О.С., зан. 15)

учить ребенка правильно употреблять звук «К» в словах и предложениях.

учить составлять простые предложения;

расширять и активизировать словарь по теме;

Учить составлять описательные рассказы используя картинно-графический план.












Развитие фонематического восприятия






Развитие психических процессов


Упражнять в согласовании числительных от 1 до 5 с существительными. (На праздник пришли 2 лисы (3 снеговика, 5 белочек…).

Развивать лексико-грамматические категории.

  • Задания для закрепления вне занятий.

Развитие связной речи.

Артикуляционная гимнастика:

1. «Кашляем»

2. «Горка»

3. «Улыбка» с сомкнутыми губами;

4. «Заборчик» улыбка с разомкнутыми губами.

Развитие мелкой моторики рук: «В лесу родилась елочка» -обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со звуком «К» и сменой ударения:

  • Купи кипу пик.

  • Купи кипу пик.

  • Купи кипу пик.

  • Из картинок, выставленных на доске ребенок отби­рает сначала те, в которых звук К находится в кон­це слов, а затем те, в которых звук К находится в начале слов.

  • «Найди отличия».

  • «Кто пришёл на ёлку?», (У ребёнка картинка с «гостем»; педагог показывает карточку с цифрой, а ребёнок составляет предложение по своей картинке)

  • «Без чего не может быть Нового года?»

  • Пересказ рассказа

  • «Елка».

  • Папа принес из леса елку. Елку поставили по­среди комнаты. Миша и Ваня украсили елку разноцветными шарами, бусами и гирляндами. На самый верх прикрепили звезду. Елка стала нарядная и засверкала разноцветными огнями. Дети играли и веселились возле елки.

Зеркало, искусственная елка (небольшого размера), елочные игрушки: Дед Мороз, Сне­гурочка, мишура, конфетти, шары, дождик и т.д., предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.; подарки для де­тей: например, карандаши, альбомы, флома­стеры, карточки с цифрами от 1 до 5, числовые картинки с изображением животных)



Задания для воспитателя и родителей.

Дифференциация звука «К» и «Г»

Продолжать закреплять дифференциацию вне индивидуальных занятий с воспитателем, родителями.ъРазвивать фонематическое восприятие и слух, учить различать звуки «К» и «Г»

Игры на различение звука «К» и звука «Г»

Четко произносить слоги парами ( ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ка-ги, кя-гя,ке=ге, кю-гю,ки-ги…)

Добавьте слоги «ка» или «га».

Кас…, кад…, соба…, теле…, бел…, но…, пал…, бул…, ро…, загад…, губ…, рыб…, мар…, кош…, ракуш…, бума…, кни…, вью…, лод…, вил…, Четко произносить слова парами. галька – калька, гладь – кладь, глас – класс, год – код, гонки – конки, гол – кол, Глаша – Клаша, галета – котлета, гости – кости, голос – колос.

Четко произносить слова.

Книга, загадка, гребёнка, горка, отгадка, горелка, голубка, уголок, кочегар, галстук, гамак, гайка, галка, губка.

Четко произносить словосочетания. беговые коньки, красный флаг, глубокая канава, острая иголка, маленькие огурчики, гнедой конь, красный галстук.

Четко произносить предложения:

Катя гонит гусей из огорода.

Гуси бегут к Коле.

Галя купает и кормит куклу.

Гоге купят калоши.

Галя купила Акиму галстук.

Четко произносить пословицы. Выучить.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. Куда иголка, туда и нитка. Дорога ложка к обеду. Январь год начинает, а декабрь кончает.

Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп. С к о р о г о в о р к и.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки. Голубка клюёт крупку.

Пересказ.

Кит-гигант

В океане живут громадные киты. Среди них есть и голубые киты. Китёнок голубого кита больше двух слонов. Вот так китёнок! Китёнок через полгода становится вдвое больше. Вот какие гиганты живут в морях и океанах.

Вопросы.

1. Какие киты живут в океанах?

2. Как велик китёнок голубого кита?

3. Как растёт китёнок?







Карточки на автоматизацию и дифференциацию. Презентация «Снежная крепость» - проговаривай и нажимай.


6