СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
-Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2017г;
-Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7—8 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд.: Генезис; Москва; 2018г.
Основные сведения........................................................................................................3
Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса……....6
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса……............................7
Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)………………....................9
Основное содержание коррекционно-развивающего курса……............................14
Тематическое планирование.........................................................................................16
Планируемые результаты………………………………………..................................19
Учебно — методическое обеспечение.........................................................................21
Материально - техническое обеспечение....................................................................21
Список литературы…………………………………………………………………….22
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 6-8 класс………………..23
Оценка эффективности занятий психологического развития………………………32
Основные сведения
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Программой общего среднего образования для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.3, 4.3).
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе:
-Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2017
-Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7—8 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд.: Генезис; Москва; 2018
Программа коррекционно-развивающего курса «Уроки психологического развития» рассчитана: 6-8 классы – не мене 35 часов (2 часа в неделю).
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)
Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями). В категорию слепых и слабовидящих обучающихся с УЩ (интеллектуальными нарушениями) входит группа обучающихся имеющих грубые недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабоуспевающих с УО (интеллектуальными нарушениями) обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, низкий темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У слепых и слабовидящих обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждению к последующей самореализации.
Задачи:
1. Мотивировать обучающихся к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить обучающихся управлять своим эмоциональным состоянием.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5 .Корректировать у обучающихся нежелательные черты характера и поведения.
6. Развитие коммуникативных и лидерских качеств.
7. Развитие умения разрешать конфликтные ситуации.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- диагностика;
- коммуникативные упражнения;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
Методическое оснащение.
Программа коррекционно-развивающего курса обеспечена такими методическими материалами:
- методическое пособие для психолога «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;
- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое, два раза в год с использованием диагностического минимума.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- работа с тестами по Брайлю;
- практический (выполнение работ схемам Брайля и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- рельефное, звуковое, объемное сопровождение;
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интересов, информированности по данному вопросу;
- упражнения;
- поручения обучающимся подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Данный вариант программы коррекционно-развивающего курса предполагает коррекцию и развитие коммуникативных и эмоционально-волевых способностей обучающихся на основе планомерного развития коммуникативных процессов, развитие познавательной активности; формирование универсальных коммуникативных действий:
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.
Основная (рабочая) часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.
Заключительная часть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.
Занятия строятся в доступной и интересной для обучающихся форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям обучающихся, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений обучающихся с окружающим миром. Обучающийся учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
- снижение уровня школьной тревожности;
- повышение коммуникативной компетентности;
- повышение уровня социальной адаптации;
- снижение конфликтности и агрессивности;
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: диагностика входящая и выходящая.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в классном коллективе.
Ценностные ориентиры содержания программы коррекционно-развивающего курса
Ценностные ориентиры программы коррекционно-развивающего курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра;
- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с нарушением зрения на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Предлагаемая программа коррекционно-развивающего курса в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию коммуникативных и эмоционально-волевых возможностей обучающихся, стремлению к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья обучающихся является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:
-аксиологический (связанный с сознанием);
-инструментально-технологический;
-потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание обучающимся ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих обучающихся становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся средние школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической изменениях организма в подростковый период.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся, т.к. способствует развитию интересов обучающихся к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности обучающихся, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья обучающихся является его успешная адаптация к социуму.
Важнейшим требованием проведения занятий по коррекции и развитию является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, познавательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Коррекционно-развивающий курс является основой психического развития, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях, овладение основными видами коммуникативной деятельности и формирует психологическую культуру личности.
Совпадая по форме и структуре с обычными предметными уроками, урок коммуникативного развития существенно отличается от них. Отличия связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью. Общая задача этих уроков – внести вклад в формирование целостной психологической основы социализации, которая обеспечит не только развитие личности обучающегося, но и возможность их самостоятельного развития в будущем. Не менее важной задачей, решаемой на уроках коммуникативного развития, является формирование позитивных личностных характеристик обучающихся путем целенаправленного развития и формирования коммуникативной сферы. Кроме того, существенным отличием уроков психологического развития от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. У обучающихся формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Особенности коррекционно-развивающей программы для слепых и слабовидящих обучающихся с легкой УО (интеллектуальными нарушениями)
Для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения.
Уровень психофизического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Особенности психического развития слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.
Социальная незрелость слепых и слабовидящих обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых и слабовидящих данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые и слабовидящие с умственной отсталостью значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.
Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.
У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность.
Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).
В эту группу входят также обучающиеся, имеющие помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.
У слепых и слабовидящих обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.
Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.
Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).
Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.
Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Особенностью программы курса коррекционно-образовательной области для обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Работа по коррекции недостатков развития эмоционально-волевых и коммуникативных навыков, представляет собой сложный процесс, важной особенностью преподавания курса для детей с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психологического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие эмоциональной сферы ребенка.
Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для психического совершенствования.
Особенность преподавания данного курса заключается в использовании в педагогическом процессе следующих принципов:
- Принцип демократизации - обеспечение каждому ученику одинакового доступа к основам психологической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
- Принцип гуманизации - учёт индивидуальных способностей личности каждого, его интересов и склонностей, строится в соответствии с личным опытом и уровнем физического и психического развития ,
- Педагогика сотрудничества — совместно развивающая деятельность обучающихся, воспитанников и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности
- Деятельностный подход - ориентирование не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами релаксационной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся.
Формирование целостного мировоззрения – всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере психической культуры реализующихся на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии.
Исходя из выше перечисленных особенностей, весь процесс обучения данной категории обучающихся направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающихся.
В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с потерей зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований. Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоко нарушенном зрении или его отсутствии у слепых обучающихся осуществляется с помощью оптическихприспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий, специальной наглядности и сохранных анализаторов.
Основное содержание программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса имеет следующие направления:
-Коррекция коммуникативной сферы и целенаправленное развитие эмоционально-волевой сферы
-Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
-Развитие социально значимых навыков и совместной деятельности (развитие способности к взаимодействию с одноклассниками).
-Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
-Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения.
-Коррекционная работа по совершенствованию коммуникативной деятельности на учебном материале. При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных коммуникативных проблем, педагог-психолог может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание программы в 6 классе:
-Диагностика
- Агрессия и её роль в развитии человека
-Осознание целостности мира и многообразия взглядов
-Обобщение и систематизация разумных видов информации
-Планирование этапов наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка
-Освоение социальных норм поведения
-Умение правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений
-Выделение существенных признаков определения
-Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты.
-Умеют занимать свою позицию в обществе
-Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов
-Формирование ответственного отношение к учению
Эмоциональный интеллект
Содержание программы в 7 классе:
-Диагностика
-Формирование эмоционального интеллекта
-Социальное восприятие: как узнать другого
-Учимся понимать жесты и позы
-Понимание причин поведения людей
-Развитие наблюдательности, сензитивности
-Межличностная привлекательность: любовь, дружба
-Модели общения
-Романтические отношения или влюбленность
-Взросление и изменение отношений с родителями
Содержание программы в 8 классе:
-Диагностика
-Я-концепция и ее ключевые компоненты
-Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель
-Эмоциональный мир человека
- Мотивационная сфера личности
Учебно-тематический план
Тематическое планирование 6 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов | |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
5 | Агрессия и ее роль в развитии человека. | 1 | |
6 | Я повзрослел | 1 | |
7 | У меня появилось агрессия | 1 | |
8 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 1 | |
9 | Конструктивное реагирование на агрессию | 1 | |
10 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и обучающимися | 1 | |
11 | Учимся договариваться | 1 | |
12 | Учимся доверять | 1 | |
13 | Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | 1 | |
14 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 | |
15 | Источники уверенности в себе | 1 | |
16 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 1 | |
17 | Я становлюсь увереннее Уверенность и самоуважение | 1 | |
18 | Уверенность и уважение к другим Уверенность в себе и милосердие | 1 | |
19 | Уверенность В себе и непокорность | 1 | |
20 | Конфликты и их роль в усилении Я | 1 | |
21 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице | 1 | |
22 | Способы поведения в конфликте | 1 | |
23 | Способы поведения в конфликте | 1 | |
24 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | |
25 | Конфликт как возможность развития | 1 | |
26 | Готовность к разрешению конфликта | 1 | |
27 | Готовность к разрешению конфликта | 1 | |
28 | Ценности и их роль в жизни человека | 1 | |
29 | Что такое ценности? | 1 | |
30 | Ценности и жизненный путь человека | 1 | |
31 | Ценности и жизненный путь человека | 1 | |
32 | Мои ценности | 1 | |
33 | Мои ценности | 1 | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | |
35 | Заключительное | 1 | |
Всего: | 35 |
Тематическое планирование 7 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов | |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
5 | Эмоциональная сфера человека | 1 | |
6 | Эмоциональный интеллект | 1 | |
7 | Закон «прорыва плотины» | 1 | |
8 | Закон скрытности | 1 | |
9 | Закон обратного эффекта | 1 | |
10 | Передача чувств «по наследству» | 1 | |
11 | Взаимосвязь разума и эмоций | 1 | |
12 | Социальное восприятие: как узнавать другого человека | 1 | |
13 | Как мы получаем информацию о человеке | 1 | |
14 | Учимся понимать жесты и позы | 1 | |
15 | Жесты | 1 | |
16 | Невербальные признаки обмана | 1 | |
17 | Понимание причин поведения людей | 1 | |
18 | Понимание причин поведения людей | 1 | |
19 | Впечатление, которое мы производим | 1 | |
20 | Из чего складывается впечатление о человеке | 1 | |
21 | Из чего складывается впечатление о человеке | 1 | |
22 | Что такое наблюдательная сензитивность | 1 | |
23 | Развиваем наблюдательную сензитивность | 1 | |
24 | Межличностная привлекательность: любовь, дружба | 1 | |
25 | Привлекательность человека | 1 | |
26 | Взаимность или обоюдная привлекательность | 1 | |
27 | Дружба. Четыре модели общения | 1 | |
28 | Дружба. Четыре модели общения | 1 | |
29 | Романтические отношения и влюбленность | 1 | |
30 | Романтические отношения и влюбленность | 1 | |
31 | Взросление и изменение отношений с родителями | 1 | |
32 | Взросление и отношения с родителями | 1 | |
33 | Взросление и отношения с родителями | 1 | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | |
35 | Итоговое | 1 | |
Всего: | 35 |
Тематическое планирование 8 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов | |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
5 | Я-концепция и ее ключевые компоненты | 1 | |
6 | Я-концепция | 1 | |
7 | Самоуважение | 1 | |
8 | Самоконтроль | 1 | |
9 | Уверенность в себе | 1 | |
10 | Уверенность в себе | 1 | |
11 | Пол как ключевой аспект Я | 1 | |
12 | Эмоциональный мир человека | 1 | |
13 | Психические состояния и их свойства | 1 | |
14 | Напряжение | 1 | |
15 | Приемы внешней регуляции состояния | 1 | |
16 | Приемы внутренней регуляции состояния | 1 | |
17 | Приемы саморегуляции | 1 | |
18 | Приемы саморегуляции | 1 | |
19 | Настроение и активность человека | 1 | |
20 | Возрастной аспект состояний: состояния подростков | 1 | |
21 | Стресс и стрессоустойчивость | 1 | |
22 | Стресс и стрессоустойчивость | 1 | |
23 | Психофизиологические особенности человека и работа с информацией | 1 | |
24 | Способы восприятия информации | 1 | |
25 | Способы переработки информации Темп работы с информацией | 1 | |
26 | Контрольная работа и индивидуальные особенности работы с информацией | 1 | |
27 | Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией | 1 | |
28 | Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией | 1 | |
29 | Мотивационная сфера личности | 1 | |
30 | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» | 1 | |
31 | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» | 1 | |
32 | Привычки, интересы, мечты | 1 | |
33 | Мотивация помощи и альтруистического поведения | 1 | |
34 | Обобщающее занятие | 1 | |
35 | Итоговое | 1 | |
Всего: | 35 |
Планируемые результаты
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.
6 классы
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- начальные понятия социальной психологии;
- начальные понятия конфликтологии.
- свои качества и повышать самооценку
- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции
- ответственность человека за свои чувства и мысли
- свои возрастные изменения
- различия между агрессией и агрессивностью
-собственное агрессивное поведение
- роль конфликтов в жизни человека
- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации
- собственные жизненные ценности
Личностные УУД:
-усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
-учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
-повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
-формировать адекватную самооценку
-учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
-развивать рефлексию
Познавательные УУД:
-учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
-планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
-адекватно воспринимать оценки учителей;
-уметь распознавать чувства других людей;
-обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
-уметь формулировать собственные проблемы
Регулятивные УУД:
-осознавать свои личные качества, способности и возможности;
-осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
-овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
-научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
-осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
-учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Коммуникативные УУД:
-учиться строить взаимоотношения с окружающими;
-учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
-учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
-учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
-формулировать свое собственное мнение и позицию;
-учиться толерантному отношению к другому человеку.
7-8 классы
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии.
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования
- основные состояния человека и их поведенческие проявления
- правила эффективного общения с окружающими
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Раздаточные материалы каждому учащемуся | - Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2017 - Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7—8 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд.: Генезис; Москва; 2018
|
Материально-техническое и информационное обеспечение
Оборудование | Интернет-ресурсы |
- ПК - принтер ч/б и цветной - сканер - принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, - маркеры, ластик, бумага формата А4, - кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - стулья, - доска | - |
Список используемых ресурсов:
Журнал «Школьный психолог». №40, 2000 г.
Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
Фопель К. Как научить обучающихся сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 5-е изд. М.: Генезис, 2017
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7—8 классы) 5-е изд.: Генезис; Москва; 2018
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
Набор открыток сюжетного содержания.
Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
Набор тематических таблиц.
Набор фотографий видов природы, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки обучающихся для определения эмоционального состояния человека.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для обучающихся;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 6 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
5 | Агрессия и ее роль в развитии человека. Работа со сказкой Работа в тетради | 1 |
|
6 | Я повзрослел«Коллективное обсуждение». «Угадай». | 1 |
|
7 | У меня появилось агрессия«Кинг-Конг и… женщина». «Агрессия и развитие». Работа в тетради«Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой | 1 |
|
8 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? «Звезды-киллеры». «Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?». «Агрессивный… продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Работа в тетради. «Как поступить конструктивно?» | 1 |
|
9 | Конструктивное реагирование на агрессию«Встаньте столько». «Свет мой, зеркальце». «Трудно». «Если я сильный…».Работа с притчей | 1 |
|
10 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и обучающимися«Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?». «Чем недовольны подростки?». «Подростки не понимают… Родители не понимают…».«Учимся договариваться». «Пылесос». Работа со сказкой | 1 |
|
11 | Учимся договариваться«Эпиграф занятия». «На приеме у психолога». «Мои маски». Работа в тетради«Изготовление маски». Работа с притчей«Шарики». | 1 |
|
12 | Учимся доверять«Эпиграф занятия». «На приеме у психолога». Работа с притчей«Маски». «Ожившие предметы». | 1 |
|
13 | Уверенность в себе и ее роль в развитии человека«Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?». | 1 |
|
14 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». «Секретное оружие». Работа со сказкой | 1 |
|
15 | Источники уверенности в себе«Эпиграф». «Копилка источников уверенности». Работа в тетради. «Мои источники уверенности». «Мои ресурсы». «Кто загадан». Работа с рассказом | 1 |
|
16 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? «Эпиграф». «Маски неуверенности». Работа в тетради. «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». «Говорят, что вы похожи». Работа со сказкой | 1 |
|
17 | Я становлюсь увереннее«Эпиграф». «Высказывания» «Скажи “нет”».«Уверенное поведение в конфликте». «Хакеры». Работа со сказкой«Кто нуждается в милосердии?». «Качества милосердного человека». «С кем бы я мог согласиться?». «Золотые фразы». «Шерлок Холмс». | 1 |
|
18 | Уверенность и самоуважение«Эпиграф занятия». «Я горжусь». «С чем ты согласен». «Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». «Шифровки». Работа со сказкой. | 1 |
|
19 | Уверенность и уважение к другим«Эпиграф». «За что я уважаю…».«Портрет». «Подумай». «Зомби». Работа со сказкой. Закончи предложение». «Корзинка непослушания». «Герой ранен». Работа со сказкой. | 1 |
|
20 | Конфликты и их роль в усилении Я«Эпиграф». Работа в тетради. «Стиль входа в конфликт». «Рисунок моего стиля». | 1 |
|
21 | Что такое конфликт? «Как выглядит человек в конфликте?». «Конфликт – это хорошо или плохо?». Конфликты в школе, дома, на улице«Минировать-разминировать». | 1 |
|
22 | Способы поведения в конфликте«Эпиграф». «Основные стили поведения в конфликте». Работа в тетради. | 1 |
|
23 | Способы поведения в конфликте«Как проявляются способы поведения в конфликте?». Работа в тетради«Конфликтные ситуации». «Сыщики». Работа со сказкой | 1 |
|
24 | Конструктивное разрешение конфликтов«Эпиграф». Работа в тетради«Как выиграть обоим участникам конфликта?». «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». «На приеме у психолога». «Освободители». Работа со сказкой. | 1 |
|
25 | Конфликт как возможность развития«Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». «Разведчик и шпион». Работа со сказкой | 1 |
|
26 | Готовность к разрешению конфликта«Эпиграф». «В чем выгода?». | 1 |
|
27 | Готовность к разрешению конфликта«В стране вещей». «Полиграф». | 1 |
|
28 | Ценности и их роль в жизни человека«Эпиграф». Работа в тетради. | 1 |
|
29 | Что такое ценности? «Я в будущем». «Полиграф». Работа со сказкой | 1 |
|
30 | Ценности и жизненный путь человека«Эпиграф». «Ценности и выбор профессии». «Определи ценности». | 1 |
|
31 | Ценности и жизненный путь человека«Переоценка ценностей». «Полиграф». Работа со сказкой | 1 |
|
32 | Мои ценности Мои ценности «Эпиграф». «Спор ценностей». «Герб моих ценностей». | 1 |
|
33 | Мои ценности «Общий герб класса». «Сигнализация». «Звездные войны». | 1 |
|
34 | Обобщающее занятие | 1 |
|
35 | Заключительное | 1 |
|
| Всего: |
| 35 часа |
Календарно-тематическое планирование 7 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
5 | Эмоциональная сфера человека «Почему нужно обращать внимание на чувства людей». | 1 |
|
6 | Эмоциональный интеллект «Ошибка футболиста». «Что входит в эмоциональный интеллект». «Профессии». «Парк развлечений». «Олигархи». «Два подсказчика». | 1 |
|
7 | Закон «прорыва плотины» «Какое слово не подходит». «Основные законы психологии эмоций» «Ассоциации». «Интернет-магазин “Гнев”». «Эмоции в подарок». «Чье кольцо». Работа со сказкой. | 1 |
|
8 | Закон скрытности «Ты прав, и ты прав…». «Закон скрытности». «Определи запреты». «Сонник». «Мумия». | 1 |
|
9 | Закон обратного эффекта «Закон обратного эффекта». «Плохое настроение». «Забронируй путевку». «Человек-паук». | 1 |
|
10 | Передача чувств «по наследству» «Что чувствует человек, если…». «Могут ли чувства передаваться “по наследству”?». «Дети нацистских преступников». «Одежда». «Крутометр». «Вильгельм Телль». «Кто загадан». | 1 |
|
11 | Взаимосвязь разума и эмоций «И это грустно, и это весело…». «Что чувствует человек, если…». «С чем я согласен». «Одежда». «Интернет-магазин “Веселье”». «Найди свой стул». Работа со сказкой. | 1 |
|
12 | Социальное восприятие: как узнавать другого человека «Что чувствует человек, если…». «Что чувствует человек, если он сделал…». «Понимать окружающих». Работа в тетради. | 1 |
|
13 | Как мы получаем информацию о человеке«Всегда ли можно получить информацию о человеке с помощью слов?». «Почему невербальная коммуникация много говорит о человеке». «Мыльные пузыри». «Как мы друг друга понимаем» | 1 |
|
14 | Учимся понимать жесты и позы«Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…».«Жесты и позы всегда говорят о чем-то». «Жесты, отражающие состояние человека» «Разговор по телефону». «Чемодан на отдых». | 1 |
|
15 | Жесты«Найди лишнее слово». «Вспомним жесты». «Живое зеркало» «Четыре буквы». | 1 |
|
16 | Невербальные признаки обмана«Определи причину». «О чем говорят жесты» «У кого можно списать». «Врунишка». | 1 |
|
17 | Понимание причин поведения людей«Определи причину». «Почему необходимо уметь понимать причины поведения других людей». | 1 |
|
18 | Понимание причин поведения людей«Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли». «Как не делать ошибок в понимании». «Если я Ника». «Где я нахожусь». | 1 |
|
19 | Впечатление, которое мы производим«Первое впечатление». «Как произвести впечатление». «Впечатление в социальных сетях». «Приготовь обед». «Куда устраиваюсь на работу». | 1 |
|
20 | Из чего складывается впечатление о человеке«Что нужно делать». «Что мы помним о человеке». Работа в тетради. | 1 |
|
21 | Из чего складывается впечатление о человеке«Новый учитель». «Где происходит действие». «Резиночки». | 1 |
|
22 | Что такое наблюдательная сензитивность«Кто изменил позу». «Кому необходима сензитивность». «Группа разделилась». «Сыщики». «Подойди к…». | 1 |
|
23 | Развиваем наблюдательную сензитивность«Чьи руки». «Сколько пальцев». «Встаньте…».«Какие у него…».«Обложка учебника». | 1 |
|
24 | Межличностная привлекательность: любовь, дружба«Что привлекает в человеке». «Какая привлекательность важнее». | 1 |
|
25 | Межличностная привлекательность: любовь, дружба«Качества привлекательного человека». Привлекательность человека«Кто пришел в гости» «Путаница». «Волшебное превращение». | 1 |
|
26 | Взаимность или обоюдная привлекательность«Взаимная симпатия». «Легко ли проявлять симпатию?». «Действия симпатии». «На спине – на доске». «Оторви хвостик». | 1 |
|
27 | Дружба. Четыре модели общения«Модели общения». «Что для тебя значимо». «Дружба в социальных сетях». | 1 |
|
28 | Дружба. Четыре модели общения Четыре модели общения«Три качества». «На приеме у психолога». «Кто больше знает». «Сыщики». | 1 |
|
29 | Романтические отношения и влюбленность«Влюбленность и любовь». «Как поступить». Романтические отношения и влюбленность«На приеме у психолога». «Спички». | 1 |
|
30 | Романтические отношения и влюбленность«Узнай свои качества». «Как поступить» «Табу для родителей подростков». «Сдуть неудачу». «Роль на спину» | 1 |
|
31 | Взросление и изменение отношений с родителями«Чувство взрослости». «Взаимное понимание или непонимание». «Мешочек с животными». | 1 |
|
32 | Взросление и отношения с родителями«Собери команду». «Взаимное доверие или недоверие». «Права и обязанности». «Конкурс разведчиков». | 1 |
|
33 | Взросление и отношения с родителями«Меткий стрелок». Взросление и отношения с родителями «Роль родителей в жизни подростка». «Роль подростков в жизни родителей». «Кто пронес телефон». «Слепой и поводырь». | 1 |
|
34 | Обобщающее занятие | 1 |
|
35 | Итоговое | 1 |
|
| Всего: |
| 35 часа |
Календарно-тематическое планирование 8 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
2 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
|
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
|
5 | Я-концепция и ее ключевые компоненты«Умственный мусор». «Корзина для мусора». | 1 |
|
6 | Я-концепция«Общая деталь» «Общие руки» | 1 |
|
7 | Самоуважение«Лишнее слово». «Самоуважение». «Высказывания». «Умственный мусор». «Самоуважение и внешность». «Повысь самоуважение». «Слово на спине» «Коктейль движений» | 1 |
|
8 | Самоконтроль«Самоконтроль может мешать» «Реши задачу». «Письмо на руке» «Секрет учителя» | 1 |
|
9 | Уверенность в себе«На что влияет уверенность в себе». «Признаки неуверенности в себе». | 1 |
|
10 | Уверенность в себе «Способы повышения уверенности в себе». «Ирландская дуэль» «Стащить журнал». | 1 |
|
11 | Пол как ключевой аспект Я«Умственный мусор». «Мужчины и женщины». «Если я…».«Отвечаем на вопросы». «Превращаемся в числа» «Что изменилось». | 1 |
|
12 | Эмоциональный мир человека«Что такое состояние». «Опиши состояние». «Желательные и нежелательные состояния на уроке». | 1 |
|
13 | Психические состояния и их свойства«Вдохновение». «Угадай строчку». «Любимый цвет, любимое блюдо…». | 1 |
|
14 | Напряжение«Что такое напряжение». «Виды напряжения» «Две реакции на перенапряжение». «Три толстяка». «Испорченный телефон». | 1 |
|
15 | Приемы внешней регуляции состояния«Убеждение». «Внушение». «Узнай товарища». «Холодно-горячо». | 1 |
|
16 | Приемы внутренней регуляции состояния«Контроль и регуляция тонуса мимических мышц». «Улыбка». «Царевна Несмеяна». «Контроль и регуляция мышечной системы». «Пальчиковая гимнастика». «Точечный массаж». «Контроль и регуляция темпа движений и речи». «Имя». «Имена ребят». «Иван-царевич и Кощей». | 1 |
|
17 | Приемы саморегуляции«Специальные дыхательные упражнения». «Часы». «Шарик». «Пар». | 1 |
|
18 | Приемы саморегуляции«Мыльные пузыри». «Ватка». «Визуализация». «Имя». «Самовнушение». «Хранители клада». | 1 |
|
19 | Настроение«Что такое настроение». «Каким бывает настроение». «От чего может испортиться настроение у подростков». «Как подростку улучшить настроение». «Квадратики». «Змейка». «Как влияет настроение на…».«Влияние настроения на поведение». «Нужно ли скрывать свое настроение». «В окно заглянул директор». «Наши сотрудники». | 1 |
|
20 | Возрастной аспект состояний: состояния подростков«Типичные состояния подростков». «Расшифруй состояния». «Кто что ест». «Собери свою команду». «Доведи друга». | 1 |
|
21 | Стресс и стрессоустойчивость Стресс«Что такое стресс». «Чем полезен стресс». «Чем может быть вреден стресс». «Узнай товарища». «Кто что пьет». «Что такое стрессоустойчивость». | 1 |
|
22 | Стресс и стрессоустойчивость«Фундамент стрессоустойчивости». «“Крыша” стрессоустойчивости». «Словесная дуэль». «Шапка-невидимка». «Золушка». | 1 |
|
23 | Психофизиологические особенности человека и работа с информацией | 1 |
|
24 | Способы восприятия информации«Определи свой ведущий способ восприятия». «Определи способ друга». «Кто что любит». «Что трудно на уроке». «Меткие стрелки». «Носороги». «Определи свое ведущее полушарие». «Определи ведущее полушарие друга». «Кто что любит». «Что трудно на уроке». «Пылесос». «Веретено». | 1 |
|
25 | Способы переработки информации Темп работы с информацией«Определи свой предпочитаемый темп». «Определи предпочитаемый темп друга». Темп работы с информацией «Кто что любит». «Что трудно на уроке». «Рекламный агент». «Покрашенный пол». | 1 |
|
26 | Контрольная работа и индивидуальные особенности работы с информацией«Что кому будет мешать». «По небу шар летит». «Моющий пылесос». | 1 |
|
27 | Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией«Что кому будет мешать». | 1 |
|
28 | Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией «Кто я?». «Найди цвет». | 1 |
|
29 | Мотивационная сфера личности«Что такое “мотив”».«Какие бывают мотивы». | 1 |
|
30 | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» «Борьба мотивов» «Что делать, когда мотивы борются друг с другом». | 1 |
|
31 | Мотив и его функции. «Борьба мотивов» «В класс пришел завуч». «Дружная пара». | 1 |
|
32 | Привычки, интересы, мечты«Что побуждает действовать». «Мои привычки и интересы» «Мечта». «Когда мечта мешает, когда – помогает». «Собери радугу». «Дуэль». | 1 |
|
33 | Мотивация помощи и альтруистического поведения«Почему люди помогают друг другу». «Кто может стать альтруистом». «Педагог-альтруист». «Альтруизм». «Возьми “пятерку”».«Спаси друга». | 1 |
|
34 | Обобщающее занятие | 1 |
|
35 | Итоговое | 1 |
|
| Всего: |
| 35 часа |
Приложение 2
Оценка эффективности занятий психологического развития
№ | Показатели эффективности: | Высокие | Средние | Низкие |
1 | Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий | Обучающийся выполняет задания без дополнительной помощи 3 балла | Обучающийся выполняет задания с незначительной помощью 2 балла | Обучающийся нуждается в постоянной направляющей помощи 1 баллов |
2 | Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков | Высокая активность 3 балла | Средняя активность 2 балла | Низкая активность 1баллов |
3 | Результаты выполнения психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно | Высокий результат выполнения заданий 3 балла | Средний результат выполнения заданий 2 балла | Низкий результат выполнения заданий 1 баллов |
4 | Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть улучшение коммуникативных и эмоционально-волевых качеств | Улучшение коммуникативной активности высокие 3 балла | Улучшения в коммуникативной активности средние 2 балла | Улучшений в коммуникативной активности не значительные 0 баллов |
5 | Уровень школьной тревожности | Низкий 3 балла | Средний 1 балла | Низкий 1 баллов |
6 | Мотивация на саморазвитие | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
7 | Социальная адаптация | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
8 | Активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
| Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
Высокая эффективность коррекционно-развивающей программы: 13-24балла Средняя эффективность коррекционно-развивающей программы:7-12 баллов Низкая эффективность коррекционно-развивающей программы:0-6 баллов
|
Способами определения результативности программы являются так же: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.