Содержание
Основные сведения........................................................................................................3
Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающего курса……....6
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса…................................7
Особенности коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся........................................................................................................................10
Основное содержание коррекционно-развивающего курса……............................13
Тематическое планирование.........................................................................................14
Планируемые результаты………………………………………..................................15
Учебно — методическое обеспечение.........................................................................16
Материально - техническое обеспечение....................................................................16
Список литературы…………………………………………………………………….17
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 4 класс………..………..18
Оценка эффективности занятий психологического развития………………………21
Основные сведения
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (далее – АООП НОО) для слепых и слабовидящих обучающихся в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2» (вариант 3.2, 4.2).
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса разработана на основе: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018.-312с.
Программа коррекционно-развивающего курса рассчитана: 4А-Д классы – не мене 35 часов (2 часа в неделю).
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденное приказом директора школы от 26.03.20г. № 49)
Учащиеся обучения на дому осваивают программу коррекционно-развивающего курса в соответствии с индивидуальным учебным планом, в котором определены часы очного обучения и время для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование предусматривает деление часов для диагностического обследования обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и проведение коррекционно-развивающих занятий. Количество упражнений варьируется в зависимости от психо-физиологических возможностей обучающихся
В рабочей программе учитываются рекомендации школьного психолого-педагогического консилиума. Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований.
В процессе реализации содержания программы проводятся групповые или индивидуальные занятия.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Программа составлена для слепых и слабовидящих обучающихся. В категорию слепых и слабовидящих обучающихся также входит группа обучающихся имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК. Общими для всех слепых и слабоуспевающих обучающихся, являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У слепых и слабовидящих обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную коммуникативную деятельность.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- диагностика;
- коммуникативные упражнения;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
Методическое оснащение.
Программа коррекционно-развивающего курса обеспечена такими методическими материалами:
- методическое пособие для психолога «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;
- Комплексное психодиагностическое обследование проводимое, два раза в год с использованием диагностического минимума.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- работа с тестами по Брайлю;
- практический (выполнение работ схемам Брайля и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- рельефное, звуковое, объемное сопровождение;
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интересов, информированности по данному вопросу;
- упражнения;
- поручения обучающимся подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
данный вариант программы коррекционно-развивающего курса предполагает коррекцию и развитие коммуникативных и эмоционально-волевых способностей обучающихся на основе планомерного развития коммуникативных процессов, развитие познавательной активности; формирование универсальных коммуникативных действий:
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.
Основная (рабочая) часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.
Заключительная часть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.
Занятия строятся в доступной и интересной для обучающихся форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям обучающихся, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем обучающихся.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений обучающихся с окружающим миром. Обучающийся учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
- снижение уровня школьной тревожности;
- повышение коммуникативной компетентности;
- повышение уровня социальной адаптации;
- снижение конфликтности и агрессивности;
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: диагностика входящая и выходящая.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в классном коллективе.
Ценностные ориентиры содержания программы коррекционно-развивающего курса
Ценностные ориентиры программы коррекционно-развивающего курса отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра;
- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с нарушением зрения на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Общая характеристика курса.
Цель программы коррекционно-развивающего курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать обучающихся к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить обучающихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у обучающихся нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
Аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная и итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
4 –5 годы обучения
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
- в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
При проведении курса необходимо использование следующих технологий:
Личностно-ориентированные технологии.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы со слабоуспевающими учащимися.
Работа с учениками, испытывающими трудности в усвоении АООП НОО ОВЗ
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
- Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
- Применение заданий различной степени трудности.
- Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
- Использование экспресс-диагностик.
- Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
- Карточки-задания.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Использование межпредметных связей.
- Работа с учебной, дополнительной литературой.
- Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
- Использование интерактивных занятий
Особенности преподавания коррекционно-развивающего курса для слепых и слабовидящих обучающихся
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации обучающихся с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.
Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.
Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих обучающихся осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией обучающихся.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Недостатки произношения ограничивают круг общения обучающихся с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).
Л.И. Солнцева отмечает, что речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.
Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Особенностью программы курса коррекционно-образовательной области для обучающихся, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание коррекционного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся; материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Работа по коррекции недостатков развития эмоционально-волевых и коммуникативных навыков, представляет собой сложный процесс, важной особенностью преподавания курса для обучающихся с нарушением зрения, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов психологического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие эмоциональной сферы ребенка.
Соблюдение принципов психологической направленности, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания обучающихся и формирует базу для психического совершенствования.
Особенность преподавания данного курса заключается в использовании в педагогическом процессе следующих принципов:
- Принцип демократизации - обеспечение каждому ученику одинакового доступа к основам психологической культуры, максимальном раскрытии способностей обучающихся, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития обучающихся с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
- Принцип гуманизации - учёт индивидуальных способностей личности каждого, его интересов и склонностей, строится в соответствии с личным опытом и уровнем физического и психического развития ,
- Педагогика сотрудничества — совместно развивающая деятельность обучающихся, воспитанников и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности
- Деятельностный подход - ориентирование не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами релаксационной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся.
Формирование целостного мировоззрения – всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере психической культуры реализующихся на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии.
Исходя из выше перечисленных особенностей, весь процесс обучения данной категории обучающихся направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающихся.
В работе со слепыми и слабовидящими обучающимися используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности обучающихся с потерей зрения, есть некоторые различия в приемах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Все занятия проводятся с учетом тифлопедагогических и офтальмо-гигиенических требований. Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоко нарушенном зрении или его отсутствии у слепых обучающихся осуществляется с помощью оптическихприспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий, специальной наглядности и сохранных анализаторов.
Основное содержание занятий
Программа коррекционно-развивающего курса имеет следующие направления:
-Коррекция коммуникативной сферы и целенаправленное развитие эмоционально-волевой сферы
-Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
-Развитие социально значимых навыков и совместной деятельности (развитие способности к взаимодействию с одноклассниками).
-Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
-Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения.
-Коррекционная работа по совершенствованию коммуникативной деятельности на учебном материале. При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных коммуникативных проблем, педагог-психолог может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание программы в 4-5 классе:
-Диагностика
-Кто Я
-Мои особенности и возможности
-Мой класс и мои друзья
-Мое прошлое, настоящее, будущее
4 -5 год обучения
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.
Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.
Тематическое планирование 4-5 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Диагностика когнитивной сферы | 1 |
2 | Диагностика когнитивной сферы | 1 |
3 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 |
5 | Кто я? Мои особенности и возможности | 1 |
6 | Как я изменился летом? | 1 |
7 | Кто я? | 1 |
8 | Расту = Взрослею? | 1 |
9 | Мои способности | 1 |
10 | Мои интересы | 1 |
11 | Мой путь к успеху | 1 |
12 | Мой внутренний мир | 1 |
13 | Уникальность внутреннего мира | 1 |
14 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 |
15 | Мой класс и мои друзья | 1 |
16 | Мои друзья- девочки и мальчики | 1 |
17 | Мои одноклассники- какие они? | 1 |
18 | Лидерство в классе | 1 |
19 | Лидерство в классе | 1 |
20 | Конфликты в классе | 1 |
21 | Взаимопомощь в классе | 1 |
22 | Мое прошлое, настоящее, будущее | 1 |
23 | Мое детство | 1 |
24 | Мое настоящее | 1 |
25 | Мое настоящее | 1 |
26 | Мое будущее | 1 |
27 | Мое будущее | 1 |
28 | Мой будущий дом | 1 |
29 | Мой будущий дом | 1 |
30 | Моя будущая профессия | 1 |
31 | Моя будущая профессия | 1 |
32 | Мое близкое будущее – 5 класс | 1 |
33 | Что нового меня ждем в 5 классе | 1 |
34 | Обобщение пройденного материала | 1 |
35 | Итоговое | 1 |
Всего: | 35 |
Планируемые результаты освоения
программы коррекционно-развивающего курса со слепыми и слабовидящими обучающимися
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
В результате обучения, на занятиях обучающиеся научатся:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
доверительно и открыто говорить о своих чувствах
работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
прогнозировать последствия своих поступков
позитивно проявлять себя в общении
договариваться и приходить к общему решению
понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
контролировать свою речь и поступки
толерантному отношению к другому мнению
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Раздаточные материалы каждому учащемуся | - Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (1-4 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018 |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Оборудование | Интернет-ресурсы |
- ПК - принтер ч/б и цветной - сканер - принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, - маркеры, ластик, бумага формата А4, - кнопки или магниты для крепления продуктов деятельности на доске, - мячик; - тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; - стулья, - доска | http://catalog.iot.ru http://it-n.ru/ http://www.ug.ru |
Список используемых ресурсов
Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. – 2011. – № 5. – с. 56–64.
Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением зрения ///Воспитание и обучение обучающихся с нарушением развития. – 2013. - №3. – С. 26-32.
Никифорова В.В. «Графические диктанты». М., 2012.
Соколов, В.В. Особенности обучения обучающихся с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.
Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации обучающихся со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение обучающихся с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.
Тупоногов Б.К.Вариативные формы коррекционно-педагогической работы при изучении курса природоведения обучающимися со зрительной депривацией: метод. пособие. – М.; ООО ИПТК «Логосвос», 2015. – 367 с.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2018.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
Набор открыток сюжетного содержания.
Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
Набор тематических таблиц.
Набор фотографий видов природы, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки обучающихся для определения эмоционального состояния человека.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для обучающихся;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 4 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия |
1 | Диагностика когнитивной сферы | 1 | |
2 | Диагностика когнитивной сферы | 1 | |
3 | Диагностика коммуникативной сферы | 1 | |
4 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
5 | Кто я? Мои особенности и возможности Разминка «Интервью», «Летом» Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения» | 1 | |
6 | Как я изменился летом? Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
7 | Кто я? Разминка «Как я провел лето». Упражнение: «Роли» Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке. Разминка «Летом я научился…». Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
8 | Расту = Взрослею? Разминка «Взрослое имя», «Сумка» Беседа на тему «Детские качества» Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
9 | Мои способности Разминка «Способности моих друзей» Беседа на тему: «Что такое способности?» Упражнение: «Мой любимый герой» Разминка «Мои способности» Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
10 | Мои интересы Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?» Упражнения: «Подарок», «Дискуссия» Творческая работа «Плакат» Домашнее задание: Поговорить с родителями об их способностях и интересах | 1 | |
11 | Мой путь к успеху Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто я?» Упражнения: «Выбор пути» Творческая работа «Мои способности в будущем | 1 | |
12 | Мой внутренний мир Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача» Упражнение: «Чужие рассказы» Творческая работа «Маленький принц» | 1 | |
13 | Уникальность внутреннего мира Разминка «Рассмотри и придумай» Творческая работа «Маленькая страна» Разминка «Не выходя из комнаты» Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке | 1 | |
14 | Мой внутренний мир и мои друзья Разминка «Не разбуди», «Штирлиц» Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки» Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
15 | Мой класс и мои друзья Разминка «Кто это?» Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба» Упражнения: «Улыбка и взгляд» Разминка «Чьи руки?» «Что я люблю?» Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?» | 1 | |
16 | Мои друзья- девочки и мальчики Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
17 | Мои одноклассники- какие они? Разминка «Коллективный компьютер» Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке. Разминка «Что любит мой сосед?» Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я» Упражнение: «Копилка» | 1 | |
18 | «Узнай товарища» Работа со сказкой «Друг Великана». «Чей фильм длиннее» Упражнения: «Контрольная работа», «Совет» «Оживи предмет» Упражнение «Картинки»Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
19 | Лидерство в классе . Разминка «Пальцы», «Выбор» Беседа на тему: «Знак лидерства» Упражнение: «Фломастеры» | 1 | |
20 | Конфликты в классе. Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане» Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…» Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
21 | Взаимопомощь в классе. Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание» Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание» Упражнение: «Что нужно делать» | 1 | |
22 | Мое прошлое, настоящее, будущее. Разминка «Повтори» Упражнение: «Случай из детства» Разминка «Буратино, Шапокляк» | 1 | |
23 | Мое детство. Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
24 | Мое настоящее. Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики» | 1 | |
25 | Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость» Творческая работа «Коллаж». | 1 | |
26 | Мое будущее. Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую» | 1 | |
27 | Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас» | 1 | |
28 | Мой будущий дом. Разминка «Разведчик», «Стена» Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома» | 1 | |
29 | Моя будущая профессия. Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух» Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы» | 1 | |
30 | Мое близкое будущее – 5 класс. Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие» Упражнения: | 1 | |
31 | «Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас первоклассником», «Спасибо» | 1 | |
32 | Что нового меня ждем в 5 классе Разминка «Домино», «Произнеси одновременно» | 1 | |
33 | Упражнение: «Чей урок важнее?» Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по сказке. | 1 | |
34 | Обобщение пройденного материала | 1 | |
35 | Итоговое | 1 | |
| Всего: | | 35 часа |
Приложение 2
Оценка эффективности занятий
№ | Показатели эффективности: | Высокие | Средние | Низкие |
1 | Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий | Обучающийся выполняет задания без дополнительной помощи 3 балла | Обучающийся выполняет задания с незначительной помощью 2 балла | Обучающийся нуждается в постоянной направляющей помощи 1 баллов |
2 | Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков | Высокая активность 3 балла | Средняя активность 2 балла | Низкая активность 1баллов |
3 | Результаты выполнения психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно | Высокий результат выполнения заданий 3 балла | Средний результат выполнения заданий 2 балла | Низкий результат выполнения заданий 1 баллов |
4 | Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть улучшение коммуникативных и эмоционально-волевых качеств | Улучшение коммуникативной активности высокие 3 балла | Улучшения в коммуникативной активности средние 2 балла | Улучшений в коммуникативной активности не значительные 0 баллов |
5 | Уровень школьной тревожности | Низкий 3 балла | Средний 1 балла | Низкий 1 баллов |
6 | Мотивация на саморазвитие | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
7 | Социальная адаптация | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
8 | Активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем). | Высокая 3 балла | Средняя 1 балл | Низкая 1баллов |
Высокая эффективность коррекционно-развивающей программы: 13-24балла Средняя эффективность коррекционно-развивающей программы:7-12 баллов Низкая эффективность коррекционно-развивающей программы:0-6 баллов |
Способами определения результативности программы являются так же: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения, творческих заданий.