СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Белгорода














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


коррекционно-развивающих психологических занятий

для Гридчиной Карины, ученицы 7 Б класса







Педагог-психолог

Кушко Оксана Юрьевна















Белгород 2019 год


Пояснительная записка


Программа разработана на основе программ:

  1. Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

  2. Строк К.И. Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы

Гридчина Карина на основании заключения ТМПК обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в 5 классе. Программа коррекционно-развивающих психологических занятий предполагает создание условий для всесторонней коррекции индивидуальных трудностей ученицы. В большей мере когнитивной сферы, а также стабилизацию аффективно-волевой сферы.

Так как Карина имеет смешанную парциальную недостаточность когнитивного компонента психической деятельности, нарушение чтения и письма, обусловленные не сформированностью языковых средств за основу были взяты две программы, перечисленные выше.

Программа позволит Карине с большим успехом справляться с индивидуальными занятиями. Корректировать затруднения в формировании абстрактно-логического мышления, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, а также развить внутренний план действий и произвольность мыслительных процессов, а также нормализовать и стабилизировать эмоционально-волевую сферу, расширить представление о спектре эмоций и их роли для человека.

Программа рассчитана на индивидуальные занятия периодичностью 1 в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Цель программы – создание условий для развития когнитивной сферы и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

Задачи программы:

- развитие познавательных компонентов;

- формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- развитие и стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Сроки реализации- в течение года.

Основные этапы:

1. Диагностический. В него входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдая подростка в разных ситуациях, педагог-психолог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

2. Коррекционный. Собственно коррекционно-развивающая работа в соответствии с индивидуальной коррекционной программой.

3. Повторная диагностика для отслеживания динамики проведенной работы по той же батарее методик.

Планируемые результаты:

1. Личностные

    1. - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

    2. - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

    3. - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний);

    4. – повышение эмоциональной грамотности

  1. Коммуникативные

    1. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

    2. - учет разных мнений и умение обосновать собственное;

    3. - умение слушать собеседника;

    4. - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

  2. Регулятивные

    1. - целеполагание;

    2. - контроль;

    3. - коррекция;

    4. - оценка;

    5. - саморегуляция

  3. Познавательные

    1. - Словесно-логического понятийно­го мышления (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение)

    2. Произвольность (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигатель­ной сферах), внутренний план действия;

    3. - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    4. - поиск и выделение необходимой информации;

    5. - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

    6. – способность к самостоятельному решению задач;

    7. – улучшение уровня развития всех познавательных процессов (внимание, память, мышление и т.д.)













Календарно – тематическое планирование курса


Наименование темы

Кол-во часов

Содержание основных упражнений

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1


Урок 1

1

Вводное занятие, знакомство




2


Урок 2

1

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания




3


Урок 3

1

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания




4


Урок 4

1

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания




5


Урок 5

1

Упражнения, направленные на развитие произвольности деятельности




6


Урок 6

1

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов




7

Урок 6


1

Упражнения на развитие слуховой памяти




8


Урок 7

1

Упражнения на развитие зрительной памяти




9


Урок 8

1

Упражнения на развитие опосредованной памяти




10


Урок 9

1

Упражнения на развитие знаково-символичной памяти




11


Урок 10

1

Упражнения, направленные на развитие образного мышления




12


Урок 11

1

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления




13

Урок 11

1

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления




14


Урок 12

1





15

Урок 12

1

Упражнения на формирование умения устанавливать связи между понятиями




16


Урок 13

1

Упражнения на формирование умения определять форму понятия от его содержания




17

Урок 13

1

Упражнения на расслабление и концентрацию




18


Урок 14

1

Упражнения, направленные на понимание переносного смысла




19

Урок 14

1

Упражнения, направленные на сформированность умения планировать свои действия




20


Урок 15

1

Дыхательные релаксационные упражнения




21

Урок 15

1

Упражнения на установление причинно-следственных отношений




22


Урок 16

1

Эмоции




23

Урок 16

1

Агрессия




24


Урок 17

1

Самооценка




25

Урок 17

1

Самоконтроль




26


Урок 18

1

Упражнения на развитие воображения




27

Урок 18

1

Конфликтность




28

Урок 19

1

Грусть




29

Урок 19

1

Различение эмоций




30


Урок 20

1

Коррекция умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность.




31

Урок 20

1

Коррекция умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность.




32


Урок 21

1

Упражнения на закрепление пройденного материала




33

Урок 21

1

Упражнения на закрепление пройденного материала




34


Урок 22

1

Подведение итогов





Всего

34























Формы и средства контроля


Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель уча­щемуся при выполнении заданий: чем помощь учи­теля меньше, тем выше самостоятельность учени­ка и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий;

  • поведение учащегося на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность обеспечи­вают положительные результаты уроков;

  • результаты выполнения контрольных психологи­ческих заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся учеником, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляется ли ученик с этими заданиями само­стоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащегося на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.);

  • результаты диагностики, демонстрирующие положительную динамику познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.



Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития школьников» книга для учителя – М. , 2011

2. Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

3. Строк К.И. Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы

Литература:

1. Локалова, Н.П.«Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)».Мышление, логика, память, эмоции.Издательство «Ось» 1989 год.. Москва.

2. Хухлаева, О.В. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе(5-6 классы). Издательство «Генезис» 2008 год. Москва.