Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Белгорода
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих психологических занятий
для Гридчиной Карины, ученицы 7 Б класса
Педагог-психолог
Кушко Оксана Юрьевна
Белгород 2019 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программ:
Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
Строк К.И. Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы
Гридчина Карина на основании заключения ТМПК обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в 5 классе. Программа коррекционно-развивающих психологических занятий предполагает создание условий для всесторонней коррекции индивидуальных трудностей ученицы. В большей мере когнитивной сферы, а также стабилизацию аффективно-волевой сферы.
Так как Карина имеет смешанную парциальную недостаточность когнитивного компонента психической деятельности, нарушение чтения и письма, обусловленные не сформированностью языковых средств за основу были взяты две программы, перечисленные выше.
Программа позволит Карине с большим успехом справляться с индивидуальными занятиями. Корректировать затруднения в формировании абстрактно-логического мышления, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, а также развить внутренний план действий и произвольность мыслительных процессов, а также нормализовать и стабилизировать эмоционально-волевую сферу, расширить представление о спектре эмоций и их роли для человека.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия периодичностью 1 в неделю, продолжительностью 30-40 минут.
Цель программы – создание условий для развития когнитивной сферы и стабилизации эмоционально-волевой сферы.
Задачи программы:
- развитие познавательных компонентов;
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- развитие и стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Сроки реализации- в течение года.
Основные этапы:
1. Диагностический. В него входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдая подростка в разных ситуациях, педагог-психолог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2. Коррекционный. Собственно коррекционно-развивающая работа в соответствии с индивидуальной коррекционной программой.
3. Повторная диагностика для отслеживания динамики проведенной работы по той же батарее методик.
Планируемые результаты:
1. Личностные
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний);
– повышение эмоциональной грамотности
Коммуникативные
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
Познавательные
- Словесно-логического понятийного мышления (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение)
Произвольность (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутренний план действия;
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
– способность к самостоятельному решению задач;
– улучшение уровня развития всех познавательных процессов (внимание, память, мышление и т.д.)
Календарно – тематическое планирование курса
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Содержание основных упражнений | Дата по плану | Дата по факту |
Примечание |
1 | Урок 1 | 1 | Вводное занятие, знакомство | | | |
2 | Урок 2 | 1 | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания | | | |
3 | Урок 3 | 1 | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания | | | |
4 | Урок 4 | 1 | Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания | | | |
5 | Урок 5 | 1 | Упражнения, направленные на развитие произвольности деятельности | | | |
6 | Урок 6 | 1 | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов | | | |
7 | Урок 6 | 1 | Упражнения на развитие слуховой памяти | | | |
8 | Урок 7 | 1 | Упражнения на развитие зрительной памяти | | | |
9 | Урок 8 | 1 | Упражнения на развитие опосредованной памяти | | | |
10 | Урок 9 | 1 | Упражнения на развитие знаково-символичной памяти | | | |
11 | Урок 10 | 1 | Упражнения, направленные на развитие образного мышления | | | |
12 | Урок 11 | 1 | Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления | | | |
13 | Урок 11 | 1 | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления | | | |
14 | Урок 12 | 1 | | | | |
15 | Урок 12 | 1 | Упражнения на формирование умения устанавливать связи между понятиями | | | |
16 | Урок 13 | 1 | Упражнения на формирование умения определять форму понятия от его содержания | | | |
17 | Урок 13 | 1 | Упражнения на расслабление и концентрацию | | | |
18 | Урок 14 | 1 | Упражнения, направленные на понимание переносного смысла | | | |
19 | Урок 14 | 1 | Упражнения, направленные на сформированность умения планировать свои действия | | | |
20 | Урок 15 | 1 | Дыхательные релаксационные упражнения | | | |
21 | Урок 15 | 1 | Упражнения на установление причинно-следственных отношений | | | |
22 | Урок 16 | 1 | Эмоции | | | |
23 | Урок 16 | 1 | Агрессия | | | |
24 | Урок 17 | 1 | Самооценка | | | |
25 | Урок 17 | 1 | Самоконтроль | | | |
26 | Урок 18 | 1 | Упражнения на развитие воображения | | | |
27 | Урок 18 | 1 | Конфликтность | | | |
28 | Урок 19 | 1 | Грусть | | | |
29 | Урок 19 | 1 | Различение эмоций | | | |
30 | Урок 20 | 1 | Коррекция умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность. | | | |
31 | Урок 20 | 1 | Коррекция умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность. | | | |
32 | Урок 21 | 1 | Упражнения на закрепление пройденного материала | | | |
33 | Урок 21 | 1 | Упражнения на закрепление пройденного материала | | | |
34 | Урок 22 | 1 | Подведение итогов | | | |
| Всего | 34 | | | | |
Формы и средства контроля
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащемуся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий;
поведение учащегося на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учеником, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляется ли ученик с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащегося на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.);
результаты диагностики, демонстрирующие положительную динамику познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
3. Строк К.И. Коррекция и развитие когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы
Литература:
1. Локалова, Н.П.«Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)».Мышление, логика, память, эмоции.Издательство «Ось» 1989 год.. Москва.
2. Хухлаева, О.В. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе(5-6 классы). Издательство «Генезис» 2008 год. Москва.