СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кратко-срочного курса "Моделирование мягкой игрушки из фетра"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кратко-срочного курса "Моделирование мягкой игрушки из фетра"»





Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Моделирование мягкой игрушки из фетра» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);

  2. Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 (далее ФГОССОО).

  4. Уставом образовательной организации, Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 111.

  5. Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993).

Программа внеурочной деятельности «Моделирование мягкой игрушки» рассчитана на учащихся 5-6 классов. Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Срок реализации программы 1 год. Количество обучающихся в группе от 5 до 10 человек, поскольку специфика программы заключается в строжайшем соблюдении правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Актуальность программы:

Наше первое знакомство с миром его познание и понимание проходит через игрушку, это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создание мягких игрушек содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса.

Происходит ознакомление с профессиями дизайнера, конструктора, художника - оформителя, художника-модельера. На каждом занятии решаются задачи общеобразовательного и воспитательного характера, сообщаются сведения о материалах и инструментах.

Для практической работы отводится большая часть времени. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание не на изготовление конкретной игрушки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия. Так же уделяется внимание расчету затрат на изготовление данной игрушки, рассматривать вопросы уменьшения затрат. Такой подход, как показывает практика, повышает интерес к занятиям.

Цели и задачи программы:

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся, практическое применение математических знаний.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Приобретение знаний об истории мягких игрушек, истории возникновения фетра.

  • Освоение видов швов, основ построения выкройки.

  • Знакомство с технологией изготовления игрушки из фетра.

  • Приобретение знаний о геометрических фигурах, вычислении площадей геометрических фигур и практическом применении полученных знаний.

Развивающие:

  • Развитие внимания, фантазии, познавательной активности.

  • Развитие мелкой моторики, пространственного мышления, технического и логического мышления, глазомера.

  • Развитие у воспитанников интереса к мягкой игрушке.

  • Развитие художественного вкуса и формирование эстетических
    потребностей.

  • Развивать умение использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной и повседневной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результат их труда, практические применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Принципы воспитания:

  1. Креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке.

  2. Целостно- смыслового равенства. Дети сами выбирают, какую игрушку будут шить.

  3. Индивидуально- личностного подхода. Необходимо с каждым ребенком заниматься индивидуально.

  4. Коллективности. Коллективное выполнение работы - наиболее эффективная форма организации труда.


Формы работы:

  1. Беседа.

  2. Коллективная работа.

  3. Индивидуально- практическая.

  4. Консультация.

Методы работы:

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.

  2. Наглядные: пример, демонстрация готовых игрушек.

  3. Практические: изучение швов, изучение типов игрушек и т.д.



Предполагаемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Моделирование мягкой игрушки» и система их оценки:

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Учащиеся знают:

  • технику безопасности при работе с инструментами;

  • исторические сведения о мягкой игрушке и фетре;

  • виды ручных швов;

  • основы кроя;

  • технику изготовления игрушек из фетра;

  • основные геометрические фигуры, формулы для вычисления площади прямоугольника, треугольника, круга;

  • как выполнять расчет затраченных средств на изготовление игрушки.

Учащиеся умеют:

  • выполнять простые ручные швы;

  • правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;

  • работать индивидуально с инструкцией;

  • эстетично оформить игрушку;

  • ориентироваться на качество изделий;

  • изготовить игрушку своими руками из фетра;

  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

  • наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

  • добывать необходимую информацию (устную и графическую);

  • планировать предстоящую практическую деятельность;

  • вычислять площадь треугольника, прямоугольника, круга;

  • осуществлять самоконтроль.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению – «Моделирование мягкой игрушки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные:

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мульти культурной картиной современного мира;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

  • расширить свои знания о геометрических фигурах, осознать их значимость в повседневной жизни и дальнейшего обучения в школе

Метапредметные:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Предметные:

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач,

  • приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации,

  • приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применят их для выполнения учебно-познавательных задач и проектных дизайнерских задач.

Коммуникативные

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Содержание учебного предмета:

Введение. Знакомство с материалом (1 час)

История возникновения мягкой игрушки. История фетра. Знакомство с фетром, как материалом для работы, его виды, размеры. Правила ТБ при работе с иголками, ножницами, булавками, клеем. Аппликация из фетра. Броши из фетра. Выбор игрушки.

Выполнение цельнокроеной игрушки (2 урок)

Построение выкройки. Раскрой цельнокроеной игрушки, пошив и набивка. Особенность изготовления. Украшение. Расчет стоимости потраченных материалов. Способы уменьшить затраты на изготовление игрушек.

Игрушка, состоящая из нескольких деталей (4 часов)

Авторская игрушка. Изготовление игрушек из нескольких деталей (пришивные лапки, ушки). Выполнение игрушек по выбору. Самостоятельное изготовление выкройки, раскрой и пошив игрушки. Игрушки из геометрических фигур.

Объемная игрушка (1 часов)

Знакомство с понятиями «шар» и «сфера». Изготовление игрушек «Смешарики». Единая выкройка, но разная отделка игрушек. Игрушка-подушка. Изготовление кукол из фетра.



Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Моделирование мягкой игрушки из фетра» в 5-6 классах

урока

Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие

История возникновения мягкой игрушки. История фетра. Знакомство с фетром, как материалом для работы, его виды, размеры. Правила ТБ при работе с иголками, ножницами, булавками, клеем. Аппликация из фетра. Броши из фетра. Выбор игрушки.




1

2

Построение выкройки и раскрой игрушки

Построить выкройку по нужным размерам. Знать правила раскроя. И уметь рисовать выкройку, если нет образца. Раскрой цельнокроеной игрушки.



1

3

Пошив игрушки

Особенность изготовления. Украшение. Расчет стоимости потраченных материалов. Способы уменьшить затраты на изготовление игрушек. Соединение деталей. Способы закрепления нити, простейшие швы для соединения деталей игрушки.



4

4

Набивка игрушки синтепоном.

Набиваем мягким материалом, чтоб придать объем игрушке.


1

5

Украшение игрушки.

Итоговое занятие.

Авторская игрушка. Изготовление игрушек из нескольких деталей (пришивные лапки, ушки, глаза, мордочку).



1


Критерии оценки творческого проекта

Итоговые результаты работы по программе внеурочной деятельности «Моделирование мягкой игрушки из фетра»- творческий проект подводит итог труда учащегося. Оценка творческой работы имеет большое воспитательное значение.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок:

  • за текущую работу;

  • за изделие;

  • за оформление;

  • за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на грамотность оформления, на оформление титульного листа творческого проекта, на полноту раскрытия темы задания, оформление, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Примерные критерии оценивания творческого проекта

"Отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно.

Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

"Хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.

Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.

Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Предложенный порядок защиты – примерный. Он может быть изменен в зависимости от подготовки учителя и творческих возможностей класса.

Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Список литературы:

  1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003.

  2. Кочетова С. В. "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

  3. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990.

  4. Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007.

  5. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005 10. Павлова Н. Мягкая игрушка от простого к сложному. Ульяновск, 2007.

  6. Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: книга для учителя: 5-6 класс./Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 2008. – 125 с.

  7. Ходот Т.Г. Математика: наглядная геометрия. 5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская.- 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение,2012.

Интернет ресурсы:

http://heaclub.ru/15-idej-krasivyh-myagkih-igrushek-svoimi-rukami-kak-legche-sshit-myagkuyu-igrushku

http://svoimi-rukami-club.ru/%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA/

http://www.toysew.ru/kak-sshit