Рабочая программа кружка «Детский дизайн»
Пояснительная записка
Современная жизнь, развитие технологий, стремление людей сделать свой быт более комфортным, вне всякого сомнения, могут сыграть с нами злую шутку — превратить нас в неумех. А разве доступность, массовость, похожесть и абсолютная стандартизация всех без исключения аспектов быта не обедняет нашу жизнь, не лишает уюта и индивидуальности оформления помещений детского сада и дома. Всё это воспитывает наши вкусы под одну гребёнку.
Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по- новому взглянуть на мир.
В связи с этим всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности – дизайн. В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
– это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
– это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
– это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.
– это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Цель:
развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через проектно-художественную деятельность (дизайн, основанную на доступных для дошкольников видах декоративно - прикладного творчества: бумажная пластика, пластилинография, квиллинг, модульное оригами, оригами и др.)
Задачи:
развивать интерес к проектно-художественной деятельности (дизайну) через доступные для дошкольников виды декоративно-прикладного творчества: бумажная пластика, пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.
создать условия для овладения детьми техническими приемами по данным видам деятельности.
способствовать концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников, мелкую моторики рук.
способствовать созданию игровых ситуаций.
совершенствовать трудовые умения, формировать культуру труда.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, Образовательная услуга представляется в форме кружка «Детский дизайн»
Направленность Программы: декоративно – прикладное творчество.
Планируемое количество детей – 10 детей.
Комплектование кружка проводится по желанию детей и родителей на платной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная работа.
Продолжительность занятий – 30 минут
Количество часов 40 часов
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:
с документами
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Уставом МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка»
используя парциальные программы:
Лыкова И.А. Учебно-методический комплекс «Художественный труд в детском саду»
Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн»
используя технологии:
Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»
Стрельниковой А.Н. «Дыхательная гимнастика»
Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой»
Реализация программы предполагает осуществление специально организованной творческой деятельности, в процессе которой дети развивают творческие, креативные способности. Большая роль в реализации программы отводиться совместной деятельности педагога с детьми.
Возможные достижения детей:
Развитие чувства, цвета, тактильных ощущений, навыков дизайна;
Развитие коммуникативных навыков: понимание собеседника,
доброжелательность, целеустремлённость, умение работать в группе;
Развитие творческих способностей, личностных качеств; усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;
Расширение чувственного опыта и эмоциональной отзывчивости
Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
Владеет приемами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при общении с ними.
Проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Для успешной работы с детьми необходимо организовать:
Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений).
Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его
Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов
собственной дизайн - деятельности и любование ими.
Принципы построения занятий
1 Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
прикладного) и детской художественной деятельности;
2. Интеграция разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-
3. Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира
эмоциональной открытости; (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности,
5. Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
экспериментирование и развитие творческих способностей
6. Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское
Занятия по дизайну формируют у детей:
• надежную ориентацию в окружающем их предметном мире;
• учат понимать что красиво, а что нет;
• где какая--либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой;
• помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным и одухотворенным.
Важно, что вся информация по дизайну (симметрия, асимметрия, выбор цвета и т.п.) должна даваться не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку
абсолютно понятен.
Занятия по созданию поделок из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.
Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат
планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию,
конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы сентября:
1 неделя - Тема: «Божья коровка на ромашке» - пластилинография
2 неделя - Тема: «Улитка» - бумагопластика
3 неделя - Тема: «Дерево счастья» - цветы в технике квиллинг (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Пони» - пластилинография (2 занятия).
Темы октября:
1 неделя - Тема: «Смешарики» - лепка из соленого теста (1 занятие).
Тема «Смешарики» роспись гуашью (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Сова» - бумагопластика (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Панно из манной крупы» (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Лягушка» - лепка из соленого теста (2 занятия).
Темы ноября:
1 неделя - Тема: «Снежинка» - техника квиллинг (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Картина из пластилина» (2 занятия).
3неделя - Тема: «Котик» - панно из соленого теста (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Цветы для мамы» - кусудаму (2 занятия).
Темы декабря:
1 неделя - Тема: «Дед Мороз» - модульное оригами (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Новогодняя открытка» - техника вытынанки (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Елочный шар» - панно из манной крупы (1 занятие).
Тема: «Снежинки» (1 занятие).
4 неделя - Тема: «Зима» - пластилиновая картина (2 занятия).
Темы января:
3 неделя - Тема: «Рамка для фото» - модульное оригами (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Рождество» - пластилиновая картина (2 занятия).
Темы февраля:
1 неделя - Тема: «Валентинки из соленого теста» - лепка (1 занятие).
Тема «Валентинки из соленого теста» роспись (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Панно из яичной скорлупы» (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Открытка для пап» (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Масленичные украшения из соленого теста» (2 занятия).
Темы марта:
1 неделя - Тема: «Весенний букет» - квиллинг открытка (2 занятия).
2 неделя - Тема: «Ромашка» - панно из яичной скорлупы (2 занятия).
3 неделя - Тема: «Стрекоза» - модульное оригами (2 занятия).
4 неделя - Тема: «Цветы» - бумагопластика (2 занятия).
Темы апреля:
1 неделя - Тема: «Лев» - бумагопластика (1 занятие).
Тема «Петушок» - бумагопластика (1 занятие).
2 неделя - Тема: «Весенняя открытка с сюрпризом» - самостоятельно разработать тему, выбрать художественные материалы и различные способы работы (2 занятия).
3 неделя - Тема: Мозайка «Весенние картинки» - панно из битой яичной скорлупы и шерстяных ниток (2 занятия).
4 неделя - Тема «Весна» - пластилиновая картина (2 занятия).
III. Система мониторинга
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций: «Что умею, не скажу, а как сделать покажу». Побуждая детей поделиться опытом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. А Лыкова Художественный труд в детском саду. Учебно – методическое пособие.
2. “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т. Я., М.: Просвещение, 2001 г.
3. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
4.“Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А. А., М.: Сфера, 2004 г
5. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
6. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru