СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА кружка «Лаборатория юного эколога» 5-7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы будет  осуществляться с использованием оборудования центра «Точка роста». Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА кружка «Лаборатория юного эколога» 5-7 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ростовской области ‌‌ 

Муниципальное образование Неклиновский район‌

МБОУ Никольская ООШ



ПРОГРАММА

кружка

«Лаборатория юного эколога»


5-7 класс



Учитель биологии:

Мамченко Л.Л.




с. Никольское 2024 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Лаборатория юного биолога» в 7-8 классах составлена на основе:

  • Учебного плана школы на 2022-2026 учебный год

  • Устава Никольской ООШ

  • Методических рекомендаций центра «Точка роста»

Реализация программы будет осуществляться с использованием оборудования центра «Точка роста». Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-6 классов.

На изучение отводится 1 час в неделю, 34 часов в год. Программа составлена на 34 уроков.

Общая характеристика .

Актуальность. В современном обществе все более актуальным становится проектирование социокультурного образовательного пространства, способствующего позитивной социализации личности

обучающихся. Важным фактором при этом выступает формирование у обучающегося представления о пространственно-временном взаимодействии природы - общества - собственного «Я». Одним из факторов, который непосредственно оказывает влияние на данный процесс, является природная среда, окружающая человека. Взаимодействие обучающихся с миром природы и изучение ее закономерностей способствует удовлетворению их индивидуальных потребностей в нравственном, художественно-эстетическом

и интеллектуальном развитии. В результате у обучающихся формируется ценностно-смысловое отношение к природе, которое заключается в потребности личности в глубоком овладении знаниями о природе,

осмыслении её уникальности и значимости. Необходимость разработки и реализации Программы определена с одной стороны потребностями обучающегося и его семьи в естественнонаучном образовании, а с другой

стороны социальным заказом общества на формирование творческой, самостоятельной личности, обладающей критическим мышлением.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лаборатория юного эколога» – естественнонаучная.

Новизной программы является привлечение обучающихся к выполнению исследовательских проектов. Это позволяет им реализовать потребность в познании и более глубоком изучении окружающей среды. В

процессе реализации Программы осуществляется формирование бережного отношения к природным ресурсам, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Важной задачей реализации Программы является преодоление утилитарного, потребительского подхода к окружающей среде, порождающего безответственное отношение к ней.

Педагогическая целесообразность программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Обучение по Программе поможет сформировать и закрепить полученные ранее

представления о природе. Обучающиеся смогут на практике познакомиться с живыми объектами, понять значимость всех компонентов живой природы.

На занятиях смогут проводить собственные анализы качества окружающей среды, находить выходы из проблемных ситуаций, создавать проектные работы, выступать перед публикой.


Цель изучения учебного курса


Формирование основ и повышение уровня экологической культуры детей через вовлечение в систему социально-ориентированной деятельности.


Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Личностные:

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;

- воспитание активной жизненной позиции.


Метапредметные:

- формирование владение приёмами работы с информацией;

- формировать элементарные приёмы исследовательской деятельности и навыки проектной деятельности;

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся;

- совершенствование умений и навыков вести наблюдения за объектами, явлениями природы;

- приобретение обучающимися умений и навыков организации своей исследовательской деятельности, осуществления самоконтроля в ходе ее реализации;

- приобретение обучающимися опыта успешной самореализации в процессе осуществления естественно-научного исследования;

- формировать владение элементами самостоятельной организации деятельности при выполнении наблюдений, проектов, презентаций умений ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений.

Образовательные:

- овладение обучающимися знаний о живой природе, общими методами её изучения;

- углубление теоретических и практических знаний обучающихся в области экологии растений и животных;

- формирование экологического мировоззрения, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

- изучение современных проблем окружающей среды;

- выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий;

- развитие у обучающихся умений предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в окружающей природной среде;

- формирование знаний и представлений у обучающихся о естественно- научном исследовании;

- формирование у обучающихся умений и навыков публичных выступлений.

Содержание программы .


Вводное занятие. (1ч.) Цели и задачи работы в объединении. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Введение в Программу. Входная диагностика. Опрос.

Человек и окружающая среда. (4ч.) Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности человека.

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие «валеологическая экология». Профессии людей, связанные с изучением, сохранением живой природы.

Решение экологических задач практического характер. Природоохранные экологические акции. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!». Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?». Экскурсия «Прекрасное рядом».

Взаимоотношения «человек-природа». (4ч.)

Изменение взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого процесса в состоянии

здоровья людей. Болезни века. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных

ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, Красная книга Ростовской области. Основные глобальные экологические проблемы XXI века, причины возникновения и пути их решения. Экологическое мировоззрение. Его роль в жизни человека. Экологическая культура – важнейший фактор устойчивого развития общества.

Городская экологическая среда. (5ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Рекреационные зоны города, их значение в жизни человека, экологическое состояние, проблемы.

Знакомство с видами деревьев, кустарников, цветочно-декоративных растений, используемых в озеленении города. Типы зелёных насаждений: парки, скверы, газоны, прибрежные леса, лесозащитные полосы.

Знакомство с правилами гигиены жизни в урбанизированной среде. Экологическая культура горожан.

Квартира как экологическая система. Роль комнатных растений в жизни человека. Осенние явления в жизни растений, правила ухода.

Природа – источник здоровья. (3ч.)

Природные факторы, укрепляющие здоровье человека. Выработка позиции, взглядов, что «Природа – помощник

в сохранении и укреплении здоровья». Выработка умений слушать тишину, самого себя, позитивно воспринимать мир вокруг себя, звуки природы, жить в гармонии с природой и с самим собой.

Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать человека на природе, в лесу. Огонь – друг и враг человека. Действия по формуле безопасности «Предвидеть – избежать – действовать».

Человек и животные. (4ч.)

Понятие о царствах живой природы, их тесном взаимодействии, значении для природы и жизни человека. Разнообразие животных в природе (на примере леса). Домашние животные, их положительное влияние на самочувствие, здоровье человека. Гигиенические навыки у животных. Птицы – наши друзья. Птицы в природе. Зимующие птицы нашего края, необходимость их защиты. Как помочь перезимовать птицам.

Человек и растения. (4ч.)

Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям. Кодекс юных натуралистов. Наиболее

распространенные съедобные и ядовитые грибы нашей местности. Растения, используемые в медицине,

косметологии, народном хозяйстве. Роль воды на планете. Значение воды для живых организмов.

Экосистема. Влияние человека на природу. (4ч.)

Ознакомление с понятием «экосистема». Основа экосистемы квартиры: продуценты (комнатные растения), консументы (домашние животные), редуценты (сапрофитные клещи). Влияние деятельности человека на

экосистему. Виды лесных экосистем. Виды водных экосистем. Анализ экосистем.

Рациональное отношение человека к природе. (5ч.)

Теоретические основы ресурсосбережения. Раскрытие понятий: энергосбережение, энергопотребление, теплопотери и т.п.

Рациональное использование ресурсов. Альтернативные источники энергии.

Мероприятия, которые используются для экономии электроэнергии.

Понятие раздельный сбор мусора. Преимущества и эффективность разделения мусора. Опыт раздельного сбора мусора в разных странах мира. Утилизация и вторичное использование промышленных и бытовых отходов.

Виды отходов и способы их сортировки. Самые опасные отходы. Материалы для вторичной переработки. Пункты приема вторсырья в городе. Бытовые отходы и их утилизация.


Планируемые результаты.

Обучающиеся по окончании 1 года обучения должны знать:

-законы развития природы, взаимосвязь человека и окружающей среды;

-причины экологического нарушения среды обитания и их последствия;

-многообразие объектов и явлений природы, примеры взаимосвязи мира живой и неживой природы, примеры взаимосвязи живых организмов между собой; примеры изменениях окружающей природной среды под

воздействием человека;

-основы экологической культуры, духовно-нравственных правил поведения людей в окружающей природной среде, норм здоровьесберегающего поведения;

-основные источники и факторы происхождения загрязнения окружающей среды;

-иметь первоначальные представления о живой и неживой природе, энергии и энергоресурсах, о роли воды в жизни человека;

-законы развития природы, взаимосвязь человека и природы; основы ресурсосбережения; принципы раздельного сбора мусора;

-основные этапы и структуру исследовательской работы, информационные источники поиска необходимой для исследования информации, способы обработки и презентации результатов, правила устных публичных

выступлений;

-многообразие объектов и явлений природы, примеры взаимосвязи мира живой и неживой природы, примеры взаимосвязи живых организмов между собой; примеры изменений окружающей природной среды под воздействием человека.

-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы;

-анализировать сущность явлений, выделять причинно-следственные связи;

-использовать различные информационные источники для поиска необходимой информации;

-использовать различные методы сбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения природоохранных задач;

-применять полученные знания в практической и исследовательской работах;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-оформлять результаты наблюдений, экспериментов в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

-определять характер взаимоотношений человека и окружающей среды, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека;

-устанавливать причинно-следственные связи в системе взаимодействия человека с окружающей средой;

-осуществлять самооценку своих действий на основе экологической этики;

-готовить выступления по результатам исследований, наблюдений, грамотно описывать и анализировать полученные данные.


Для оценки знаний обучающихся предусматривается вводный,

текущий и итоговый контроль.

Вводный контроль представлен тестированием и беседой с обучающимися и необходим для определения их начального уровня подготовки.

Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, листовок, конкурс рисунков, мини-сообщений, тестированием).

Итоговый контроль представлен тестированием, игрой-викториной.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

- журнал посещаемости занятий;

- грамоты обучающимся;

- мониторинг.

Материально-техническое обеспечение

- учебная аудитория, класс;

- оборудование: электронный микроскоп, компьютер;

- дидактический материал.

Информационное обеспечение

- видеозаписи;

- фотоматериал;

- интернет.

Программа дает возможность детям познакомиться с окружающим

миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • моделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознавать единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенно выстраивать собственную целостную картину мира;

  • Осознавать потребность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • Оценивать экологические риски взаимоотношения человека и природы;

  • оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

  • Создать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых сложных и т.п.);

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу и т.д.).

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Виды деятельности:

  • урок

  • акция, встреча,

  • демонстрация,

  • диспут, игра,

  • проект,

  • круглый стол,

  • коллективно-творческое дело,

  • трудовой десант,

  • экскурсия,

  • практическая работа,

  • лабораторная работа.

Формы деятельности:

  • групповая работа

  • коллективная работа

  • индивидуальная работа


Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во часов





Практические работы Лабораторные работы

Формы контроля

Оборудование

Информационные ресурсы

1.

Вводное занятие.

1


Собеседование

Интерактивная панель

https://vide ouroki.net/t ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml


2.

Человек и

окружающая среда.

4

Лабор.работа «Измерение температуры и влажности в разных зонах класса»

Викторина

Тест

Учебная лаборатория


Интерактивная панель

http://w.w.w.jaklass.ru

3.

Взаимоотношения

«человек-природа».

4

Лабор. Работа «Измерение давления человека в различных ситуациях»

Проект

Тест

Учебная лаборатория

Интерактивная панель

https://vide ouroki.net/t ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml


4.

Городская

Экологическая среда.

5

Лабор. Работа «Оценка уровня загрязнения Атмосферного воздуха автотранспортом»

Собеседование

Творческая работа

Учебная лаборатория

Интерактивная панель

https://ww w.youtube.c om/watch?v

=UWcN18v


5.

Природа – источник

Здоровья.

3

Лабор.работа «Определение количества нитратов в листьях капусты»

Тест

Викторина

Учебная лаборатория

Интерактивная панель

https://ww w.youtube.c om/watch?v

=U3S7XC2

uGd4

6.

Человек и животные.

4

Лабор. Работа «Строение паразитических червей»

Выставка работ

Игра

Микроскоп

Интерактивная панель

http://w.w.w.jaklass.ru

7.

Человек и растения.

4

Лабор.работа «Испарение воды листьями до и после полива»

Практ. работа «Паспорт комнатных растений»

Тест

Гербарий

Учебная лаборатория

http://w.w.w.jaklass.ru

8.

Экосистема. Влияние человека на природу.

4

Практ. работа «Составление паспорта пришкольной территории»

Собеседование

Проект

Учебная лаборатория

Интерактивная панель



https://ww w.youtube.c om/watch?v

=cDf6zD4R BlE


9.

Рациональное

отношение человека к природе.

5


Тест

Акция

Интерактивная панель

https://ww w.youtube.c om/watch?v

=z0MzrZ8


ИТОГО:

34






Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата


План

Факт

Цифровые информационные ресурсы

1.

Экология как наука. Предмет экологии, структура экологии. Методы изучения.

2.09


https://vide ouroki.net/t


Человек и окружающая среда.



https://vide ouroki.net/t

2

Зависимость состояния окружающей среды от деятельности человека.

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Профессии людей, связанные с изучением экологии.

9.09


https://vide ouroki.net/t

3

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Лабор.работа «Измерение температуры и влажности в разных зонах класса»

16.09


https://vide ouroki.net/t

4

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие «валеология».

23.09


https://vide ouroki.net/t

5

Экологическая акция «День вторичной переработки.»

30.09


https://vide ouroki.net/t


Взаимоотношения «человек – природа».




6

Положительное и отрицательное влияние

деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

7.10


ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml

7

Заповедники, национальные

парки, их роль в охране природы.

14.10


ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml

8

Красная книга России, Красная книга РО.

21.10


ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml

9

Основные глобальные экологические проблемы XXI века, причины

возникновения и пути их решения. Экологическое мировоззрение.

11.11


ests/biologh iia- sistiema- nauk-o- zhivoi- prirodie.ht ml


Городская экологическая среда.




10

Рекреационные зоны

города, их значение в жизни человека, экологическое состояние, проблемы.

18.11


https://ww w.youtube.c om/watch?v

11

Знакомство с видами деревьев, кустарников, цветочно-декоративных

растений, используемых в озеленении города.

25.11


=U3S7XC2

12

Знакомство с правилами гигиены жизни в урбанизированной среде.

2.12


uGd4

13

Роль растений в сохранении

экологического баланса зелёных зон города. Использование цветочно-

декоративных растений в озеленении города.

9.12


https://ww w.youtube.c om/watch?v

14

Экологическая культура горожан.

Квартира как экологическая система.

16.12


=U3S7XC2


Природа – источник здоровья.




15

Природные факторы, укрепляющие здоровье человека.

23.12


http://w.w.w.jaklass.ru

16

«Всё связано со всем» или эффект бабочки.

28.12


http://w.w.w.jaklass.ru

17

Экскурсия «Красота родных мест».

13.01


http://w.w.w.jaklass.ru


Человек и животные.




18

Разнообразие

животных в природе (на примере леса).Вред и польза животных. Лабор.работа «Строение паразитических червей»

20.01


http://w.w.w.jaklass.ru

19

Птицы – наши друзья. Птицы в природе.

27.01


http://w.w.w.jaklass.ru

20

Викторина «Аукцион птиц»

3.02


http://w.w.w.jaklass.ru

21

Конкурс рисунков

«Птицы России». Подкормка птиц.

10.02


http://w.w.w.jaklass.ru


Человек и растения.




22

Строение растений. Разнообразие и виды растений. Лабор.работа «Испарение воды листьями до и после полива»


17.02


http://w.w.w.jaklass.ru

23

Знакомство с гербариями. Работа с определителями видов растений. Методика и правила сбора растений.

24.02


http://w.w.w.jaklass.ru

24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Практ. работа «Паспорт комнатных растений»

3.03


http://w.w.w.jaklass.ru

25

Работа с Красной книгой. Донские заповедники.

10.03


http://w.w.w.jaklass.ru


Экосистема. Влияние человека на природу.




26

Ознакомление с понятием «экосистема».

17.03


https://ww w.youtube.c om/watch?v

27

Естественные

экосистемы: пресноводные, морские, степные, лесные. Искусственные экосистемы: поле, сад, пруд, теплица.

7.04


=cDf6zD4R BlE

28

Основа экосистемы квартиры:

продуценты (комнатные растения), консументы (человек,домашние животные),

редуценты (сапрофитные клещи).

14.04


https://ww w.youtube.c om/watch?v

29

Практ. работа «Составление паспорта пришкольной территории»

21.04


=cDf6zD4R BlE

30

Теоретические основы ресурсосбережения.

28.04


https://ww w.youtube.c om/watch?v


Рациональное отношение человека к природе.




31

Альтернативные источники энергии.

5.05


https://ww w.youtube.c om/watch?v

32

Понятие раздельный сбор мусора. Преимущества и эффективность

разделения мусора.

12.05


=z0MzrZ8

33

Пункты приема вторсырья в городе. Бытовые

отходы и их утилизация.

19.05


https://ww w.youtube.c om/watch?v

34

Акция. Организация

сбора макулатуры на базе школы.

26.05


=z0MzrZ8

Итого: 34 ч.