КУРС «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Курс «Литературное краеведение» призван познакомить школьников с литературой Курского края от древности до наших дней, её гуманистическим пафосом, художественными идеалами, высокими духовными ценностями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературному краеведению для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение внеурочной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Литература как искусство познания словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина бытия жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Литература как один из ведущих гуманитарных предметов предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.
Литературное образование школьников осуществляется наиболее успешно путём систематического чтения и анализа сравнительно небольшого количества произведений под руководством учителя. Только при внимательном, вдумчивом чтении и самостоятельных размышлениях над прочитанным учащиеся могут постичь, почувствовать, пережить данное литературное произведение, войти в образно-эмоциональный мир автора. Такое чтение прививает детям культуру эпических и эстетических переживаний, развивает их воображение, образное и понятийное мышление, позволяет глубже проникнуть в удивительный целостный мир, рожденный вдохновенным талантом.
Знания по теории литературы учащиеся получают в процессе чтения и разбора художественных произведений, по мере накопления конкретных наблюдений, фактов, достаточных для обобщения, для формирования того или иного теоретико-литературного понятия.
Развитие устной и письменной речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обобщением их художественного восприятия, которое прежде всего осуществляется на основе усвоения языка литературного произведения. Чем полнее воспринято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие произведения на юного читателя. Ученик знакомится в каждом конкретном литературном произведении с высокими образцами поэтической речи, с точностью, ёмкостью, многозначностью, лаконизмом образного слова.
Задачи изучения литературного краеведения представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Литературное краеведение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
ЦЕЛИ
Приобщение школьников к богатствам отечественной художественной литературы на примере творчества писателей – курян.
Развитие у учащихся способности эстетического восприятия к оценки явлений литературы и художественно воплощенных в ней явлений жизни.
Воспитание высоко эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции детей.
Формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества.
Воспитание речевой культуры детей.
Усвоение общих теоретических понятий, объясняющих сущность литературного процесса и значение художественного творчества.
Формирование общественных умений работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т.е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историзма
Поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам общеобразовательной школы;
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
При обучении по данному курсу предполагается добиться определённых результатов в воспитании речевой культуры школьников.
Учащиеся должны научиться определять жанр изучаемого произведения, его своеобразие и отличительные особенности, формулировать проблему текста, давать характеристику героям на основании их поступков.
Кроме связного монологического высказывания, школьники должны овладеть умениями и навыками диалогической речи (в данном случае по преимуществу свободная устная речь с элементами словесной импровизации).
Участие в обсуждении, беседе, диспуте предполагает следующие частные умения: чётко формулировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу или проблеме; системно и доказательно её аргументировать; проявлять внимание к противоположной точке зрения, уметь слушать оппонента; использовать в дискуссии лексику, фразеологию и стилистические приёмы, соответствующие теме обсуждения и его материалу.
Дети должны заинтересоваться художественным наследием Курской земли и гордится им
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35 часов
№ | Тема занятия | К-во часов |
1 | Введение. Путешествие по литературной карте Курского края. Е.И.Носов «Малая родина». Н.Ю.Корнеев «Курск родной!» Устное народное творчество. Отличительные особенности устного народного творчества земли Курской. | 1 |
2 | Разновидности и своеобразие курских лирических песен. Песня и обряд. Лингвистический анализ одной из песен. | 1 |
3 | Сказка как жанр фольклора. Знакомство со сказками, бытовавшими на Курской земле: «Суд», «Уж», «Ёж-богатырь», «Мудрецы» (по выбору учителя и учащихся). Отличительные особенности сказок. | 1 |
4 | Частушка как жанр фольклора. Особенности частушек Курского края. Творческое задание «Сочини свою частушку». | 1 |
5 | Духовная литература . Прославленный Курский край. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности. «Житие Феодосия Печерского». | 1 |
6 | Духовная литература. Серафим Саровский и Курский край. «Письменные наставления отца Серафима» (главы). | 1 |
7 | Литература 19 века. Место творчества А.А.Фета в литературном процессе 19 века. Очерк жизни и творчества. Заочное путешествие в Воробьёвку – «обитель поэта». | 1 |
8 | Особенности восприятия А.А.Фетом картин родной природы. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
9 - 10 | Литература 20-60-х годов 20 века. Основные тенденции развития литературы Курского края в 20-60-е годы 20 века. А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Совесть», «Голубая чашка». | 2 |
А.П.Гайдар. Рассказы «Военная тайна», «Тимур и его команда». Герои. Проблематика. |
11 | Н.Н.Асеев – певец Курского края. Очерк жизни и творчества. Тема любви к Родине в лирике поэта. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
12 | Очерк жизни и творчества К.Д.Воробьёва. Рассказ «Настя». Мир и человек в рассказе. Роль пейзажа. | 1 |
13 | К.Д.Воробьёв. Рассказ «Немец в валенках». Герои. Проблематика. | 1 |
14 | Современная литература. Литературная жизнь на Курской земле в конце 20 – начале 21 веков. Курское отделение Союза писателей России. Творческая судьба Е.И.Носова. Русские народные мотивы в рассказе «Кулики-сороки». | 1 |
15-17 | Е.И.Носов. Рассказы «Покормите птиц!», «НЛО нашего детства». Проблематика произведений. «Лоскутное одеяло», «Репейное царство», «Чёрный силуэт», «Варька», «В чистом поле за просёлком», «Шуба», «Подпасок», «Дёжка», «Радуга». «Где просыпается солнце», «Кукла», «Петушиное слово», «Картошка с огурцами», «Мост» (по выбору учителя и учащихся). Проблематика рассказов. | 3 |
18 | Н.Ю.Корнеев. «Тимур и его команда». «Тимур и его команда».Слово о поэте. Основные темы лирики. Глубокое и проникновенное чувство Родины. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
19 | В.С.Алёхин. Слово о поэте. Основные темы творчества. Лирический герой поэзии В.С.Алёхина. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
20-21 | Е.И.Полянский. Слово о поэте. Современное звучание произведений Е.И.Полянского. Стихотворения «Я и Колька», «Умный пёс», «Чучело», сказка в стихах «Федот, Барбос и Красный Нос» (по выбору учителя и учащихся). | 2 |
22 | А.Ф.Шитиков. Слово о поэте. Тематика творчества. Отражение гражданской позиции поэта в его стихотворениях. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
23 | М.Н.Еськов. Слово о писателе. Рассказ «Петька вернулся!» Тема сиротства в произведении. | 1 |
24-25 | М.Н.Еськов. рассказы «Брат мой меньшой», «Старая яблоня с осколком», «Чёрная рубаха» (по выбору учителя и учащихся). | 2 |
26 | Ю.П.Першин- поэт и прозаик. Основные темы лирики. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся). | 1 |
27 | Ю.П.Першин. Рассказ «Моя первая учительница». Герои рассказа. Автобиографичность произведения. | 1 |
28 | Вадим Корнеев. Слово о поэте. Оригинальность поэтических образов. «Стрекоза», «Отдых», «Зеркало», «Прощание», «Лягушачий концерт», «Колокола», «Прогноз», «Горе», «Заречье». Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся). | 1 |
29 | В.П.Детков. Слово о писателе. «Человек и природа», «Тополь», «Что посеешь…», «Удивление», « Пчёлы и мухи», « Прости и прощаю», « Грамматика жизни» (по выбору учителя и учащихся). | 1 |
30 | Фёдор Голубев. Слово о писателе. Рассказы «Белая радуга», «Вражда», «Дюймовочка», «В землянке», «Живые столбы», «Балерина» (по выбору учителя и учащихся). Проблематика. | 1 |
31 | Александр Балашов. Слово о писателе. Рассказы «Муха», «Пепа», «Серьги», «Два Захара». Проблематика. | 1 |
32 | Николай Гребнев. Слово о писателе. Рассказы «Розы и шипы», «Псы и голуби». Проблематика. | 1 |
33 | Иван Зиборов. Слово о поэте и писателе. Рассказ «Малашка». | 1 |
34 | Иван Зиборов. Стихи. «У кого усы длиннее?», «Дядя Федя». Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся) | 1 |
35 | Итоговая читательская конференция «Литература Курского края от древности до наших дней», | 1 |
ИТОГО: 35 часов
БИБЛИОГРАФИЯ
Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Ил., документы, дневники, воспоминания, письма, портр.: Кн. для учителя / Сост. Н.И.Рыбаков. – М.: Просвещение, 1991.
Ачкасова Г.Л. Афанасий Афанасьевич Фет: диалог как содержание и форма изучения жизни и творчества поэта. – Курск: Изд-во Курск гос.пед. ун-та, 1999.
Баруздин С. Об Аркадии Гайдаре. – В книге: С. Баруздин. Люди и книга. – М., 1982.-С. 74-77
Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета. В кн.: Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., 1982.
Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. 2-е издание. – Л., 1990.
Виденский И.Г., Шуйская Т.В. Мужественные книги: К 80-летию со дня рождения К.Д.Воробьёва – Курск, 1999.
Воробьёва В. Искренний голос человека: Константин Воробьёв: краткая летопись судьбы: Фотографии из архива Веры Викторовны Воробьёвой // Славянский Дом (Толока). – 1999. - №27(Сент.)-С.44-48
Вул И.И. Изучение творчества А.П. Гайдара в школе: Пособие для учителя. – Киев: Рад. Шк, 1998.
Горбулина Т.Д. Фарфоровое блюдце (к 65-летию писателя Михаила Еськова) // Славянский Дом (Толока). -2000.-№33 (Ноябрь).-С.9-11.
Дедков И.А. Отвергнутая «ничья»: К.Воробьев. – (В кн.: Дедков И.А. Возвращение к себе: Лит.-крит.статьи.)-С.,1978.-С.157-183.
Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. В кн.: Дружинин А.В. Литературная критика.-М.,1983.
Зыбин Н.Жизнь познавал не по учебникам (О жизненном и писательском пути М.Н.Еськова)//Курская правда.-1980.-22 марта.
Е.И. Полянский. Слово о поэте. Современное звучание произведений Е.И. Полянского.
А.Ф. Шитиков. Слово о поэте. Тематика творчества. Отражение гражданской позиции поэта в его стихотворении.
Ю.П. Першин – поэт и прозаик. Основные темы лирики. Рассказ «Моя первая учительница». Герои рассказа. Автобиографичность произведения.
В.Н. Корнеев. Слово о поэте. Проблематика произведений. Исповедальный характер лирики. Оригинальность поэтических образов.
В.П. Детков. Слово о писателе. Повесть «Свет мой светлый». Смысл названия. Проблематика и герои.