СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. 9 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Работа с одаренными детьми" содержит краткую пояснительную записку, формируемые УУД, тематическое и календарно-тематическое планирования.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. 9 класс"»

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2018-2019 учебный год

Класс: 9

Предмет: Русский язык и литература

Количество часов в неделю: 1

Обучающиеся:

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одаренными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 9г класса предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей, обеспечивающих развитие системы исследовательской деятельности учащихся и участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.



Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-11 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:



1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы.

Ожидаемые результаты освоения курса

Личностные: 

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Метапредметные: 

  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;

  • понимать связь СРЯ с историческими процессами;

  • знать основные реформы русского языка;

  • объяснять языковое явление;

  • владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 

  • знать круг тем олимпиадных заданий различного уровня;

  • уметь применять знания при решении конкурсных и олимпиадных заданий;

  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

  • определять синтаксические конструкции.

План мероприятий в рамках работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год

Мероприятие

Сроки выполнения

Результат

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализвция

Составление списка одаренных учащихся по русскому языку и литературе

Сентябрь

Списки

Планирование работы с одаренными детьми

Сентябрь

План

Еженедельные занятия и консультации

В течение года

-

Подготовка к школьному этапу ВОШ по русскому языку

Сентябрь-октябрь

Призеров на школьном этапе ВОШ нет

Подготовка к школьному этапу ВОШ по литературе

Подготовка к школьному этапу ВОШ по русскому языку

Лашкова Александра - призёр

Участие в олимпиаде УРФО

Октябрь-март

Сорокин Данил – диплом 1 степени; Беляев Денис - диплом 1 степени.


Организация индивидуальной и дифференцированной работы

В течение года

-

Создание методической копилки (тесты, карточки, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе)

В течение года

Методическая копилка

Участие в школьном и муниципальном конкурсах декламационного чтения

Февраль-март

Лашкова Александра – призер школьного конкурса декламационного чтения и городского конкурса «Северный ветер».

Подготовка научных работ и индивидуальных проектов по русскому языку и литературе

В течение года

Беляев Денис «Особенности языка цитирования в повести Дарьи Доцук «Голос»;

Головцова Арина «Язык заголовков газетных статей»

Защита индивидуальных проектов

апрель

Беляев Денис – «5»;

Головцова Арина – «5».

Подведение итогов

май

Вручение грамот и благодарственных писем



Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Дата проведения

1

Фонетическая система русского языка

Фонетическая система СРЯ. Особенности речевого аппарата. Специфика произношения звуков в русском языке.

6.09

2

Орфоэпические особенности русского языка

Сложные случаи орфоэпии

13.09

3

Орфоэпические особенности русского языка

Орфоэпическое заимствование слов

20.09

4

Изменение русского алфавита

Упразднение букв ь, ъ и ять. Юс малый, юс больший. История букв ё, й.

27.09

5

Словообразование синхронное и историческое

Особенности словообразования в системе русского языка.

4.10

6

Современные процессы словообразования

Способы образования слов. Производная и производящая основы. Словообразовательный тип.

11.10

7

Фонетические процессы праславянского периода

Полногласие/неполногласие

18.10

8

Фонетические процессы праславянского периода

1,2,3 палатализации. Утрата конечных согласных. Упрощение консонантных групп. Дифтонговые сочетания. Изменение сочетания. Изменение сочетания гласных с плавными согласными.

25.10

9

Подготовка к школьному этапу ВОШ

Рассмотрение олимпиадных заданий.

8.11

10

Подготовка к школьному этапу ВОШ

Рассмотрение олимпиадных заданий.

15.11

11

Лексическая омонимия.

Рассмотрение понятия омонимия. Работа со словарем.

22.11

12

Лексическая синонимия.

Рассмотрение понятия синонимии. Работа со словарем.

29.11

13

Этимология слова.

Работа со словарем.

6.12

14

Процессы архаизации и обновления русской лексики.

Работа с текстом

13.12

15

Процессы архаизации и обновления русской лексики.

Работа с текстом

20.12

16

Практикум.

Рассмотрение текстов древнерусской литературы. Сравнительный анализ текстов.

27.12

17

Фразеология.

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

14.01

18

Паронимы.

Паронимы как речевая ошибка. Особенности паронимов в русском языке.

24.01

19

Практикум.

Анализ текстов, направленный на

31.01

20

Средства художественной выразительности русской речи.

Тропы, их употребление уместное и неуместное.

7.02

21

Средства художественной выразительности русской речи.

Тропы, их употребление уместное и неуместное.

14.02

22

Средства художественной выразительности русской речи.

Синтаксические средства художественной выразительности.

21.02

23

Средства художественной выразительности русской речи.

Синтаксические средства художественной выразительности.

28.02

24

Средства художественной выразительности русской речи.

Лексические средства художественной выразительности.

7.03

25

Средства художественной выразительности русской речи.

Лексические средства художественной выразительности.

14.03

26

Практикум.

Анализ прозаического и лирического произведений с целью выявления средст выразительности.

21.03

27

Морфология.

Система частей речи русского языка. Особенности самостоятельных и служебных частей речи. Междометия и звукоподражания.

4.04

28

Практикум.

Практическая работа на актуализацию знаний по морфологии русского языка.

11.04

29

Простое предложение и его грамматическая основа.

Повторение по теме. Характеристика простого предложения. Типы односоставных предложений. Осложняющие компоненты. Сложные случаи характеристики простого предложения. Неполные предложения.

18.04

30

Неполные предложения.

Определение неполны предложений. Способы выполнения предикативной составляющей.

25.04

31

Сложные синтаксические конструкции.

Типы сложных предложений. Сложные случаи постановки знаков препинания в СП.

2.05

32

Комплексный анализ текста.

Выполнение комплексного анализа текста.

10.05

33

Комплексный анализ текста.

Выполнение комплексного анализа текста.

16.05

34

Повторение изученного материала.

Повторение материала, пройденного за год.

22.05

































Научные и исследовательские работы:

1. Тарашнина Елизавета, 9-А класс, «География жизни Н.В. Гоголя»;

2. Ахмадиева Диана, 9-А класс, «Особенности антропонимической базы МБОУ Гимназия 2001-2004 г.р.»;

3. Келещан Анастасия, 9-Г класс, «Романтический образ русской женщины в живописи и литературе»;

4. Якименко Екатерина, 9-Г класс, «Особенности экранизации произведений Н.В. Гоголя»;

5. Беляев Денис, 9-Г класс, «ообенности цитации в повести Дарьи Доцук «Голос»;

6. Саломанов Семён, 9-А класс, «Особенности военной лирики Б.Ш. Окуджавы»;

7. Белоусова Софья, 9-В класс, «Языческие обычаи и традиции в современной культуре»;

8. Головцова Арина, 9-Г класс, «Лексические и синтаксические особенности заголовков рекламных статей».