Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Углича
Ярославской области
Рассмотрено Утверждена
ШМО учителей естественных наук, Приказ по МОУ СОШ №3
географии и физкультуры № _______ от «___»______2018г.
Протокол № от ________2018г. Директор школы ______________ Рук – ль ШМО /Стрельцова С.В./
_______________ /МатвееваЛ.Ю./
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Практическая география»
для учащихся 9 «А,Б» классов
Учитель: Веселова Т.В.
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательного учреждения, составлена на основе авторской программы элективных курсов «География. 9 класс. Предпрофильная подготовка», автор-составитель Н.В. Болотникова.- Волгоград: Учитель, 2006 г. в соответствии со следующими документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №3.
Место программы в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9-х классов на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.
Авторская программа рассчитана на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. В связи с этим произведено сжатие и уплотнение материала.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»
Личностные результаты:
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география»
План и карта (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Определение средней температуры при подъеме и спуске.
Решение задач на определение атмосферного давления
. Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практикум
-задания КИМ
-презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Календарно-тематический план
внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала |
Тема 1. План и карта (6 часов) |
1 | 1 | Источники географической информации. Условные знаки | 03.09-07.09 | |
2 | 2 | Ориентирование на местности. | 10.09-14.09 | |
3 | 3 | Горизонтали. Профиль местности. | 17.09-21.09 | |
4 | 4 | Координатная сетка. Широта. Долгота. | 24.09-28.09 | |
5 | 5 | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | 01.10-05.10 | |
6 | 6 | Определение расстояний на плане. | 08.10-10.10 | |
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) |
7 | 1 | География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 15.10-19.10 | |
8 | 2 | Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте» | 22.10-26.10 | |
Тема 3. Природа Земли (6 часов) |
9 | 1 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 29.10-02.11 | |
10 | 2 | Атмосфера. Температура воздуха. | 06.11-09.11 | |
11 | 3 | Атмосферное давление. | 12.11-16.11 | |
12 | 4 | Климатические пояса Земли. | 26.11-30.11 | |
13 | 5 | Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | 03.12-07.12 | |
14 | 6 | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | 10.12-14.12 | |
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) |
15 | 1 | Особенности природы Африки. | 17.12-21.12 | |
16 | 2 | Особенности природы Южной Америки | 24.12-28.12 | |
17 | 3 | Особенности природы Австралии и Антарктиды. | 09.01-11.01 | |
18 | 4 | Особенности природы Евразии. | 14.01-18.01 | |
19 | 5 | Особенности природы Северной Америки. | 21.01-25.01 | |
20 | 6 | Страны мира. Классификация стран. | 28.01-01.02 | |
21 | 7 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» | 04.02-08.02 | |
Тема 5. География России (12 часов) |
22 | 1 | ГП России. | 11.02-15.02 | |
23 | 2 | Административно-территориальное устройство РФ. | 18.02-20.02 | |
24 | 3 | Экономические районы России. | 25.02-01.03 | |
25 | 4 | Часовые пояса. Поясное время. | 04.03-07.03 | |
26 | 5 | Общая характеристика природы России. | 11.03-15.03 | |
27 | 6 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | 18.03-22.03 | |
28 | 7 | Народы, населяющие Россию, их география. | 25.03-29.03 | |
29 | 8 | Демографическая ситуация в России. | 01.04-05.04 | |
30 | 9 | Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» | 15.04-19.04 | |
31 | 10 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | 22.04-26.04 | |
32 | 11 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | 29.04-08.05 | |
33 | 12 | Природопользование и экология. | 13.05-17.05 | |
Тема 6. Итоговое занятие (1 час) |
34 | 1 | Обобщение материала по программе курса | 20.05-24.05 | |