РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин (протокол №1 от 28.08.2020г.) | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________А.Н.Ошмарин 31.08.2020г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Изумрудновская школа» _____________Л.И.Липеха Приказ от 31.08.2020г.№ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КЛАСС 9
на 2020/2021 учебный год
Программу составила:
Сачьян Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
специалист
с. Изумрудное, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 года №1/15 (5-9 кл.);
Авторской программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы, 2-е издание, переработанное. Москва: «Просвещение», 2014»;
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Изумрудновская школа»;
Методических рекомендаций об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020-2021 учебном году.
Программа ориентирована на использование учебника: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
-уважительно относиться к русской литературе, испытывать гордость за неё;
-оценивать свои и чужие поступки;
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-планированию пути достижения цели;
-установлению целевых приоритетов;
-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать условия выполнения учебной задачи;
-выделять альтернативные способы достижения цели;
-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
-аргументировать свою точку зрения;
-задавать вопросы;
-осуществлять контроль;
-составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
-находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
-выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
-проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
-обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
-видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
-рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
-сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
-сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восстановительное повторение. Введение (1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10ч)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).
Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (56ч)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про-рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия) Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)
Античная лирика
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», по- следний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАПНИРОВАНИЕ
№ | Содержание раздела | Учебные часы | Из них |
К. р. | К.с. | Д.с | Р. р. | Вн. чт. |
1 | Восстановительное повторение. Введение. | 1 | | | | | |
2 | Из древнерусской литературы. | 3 | | | 1 | | |
3 | Из русской литературы XVIII века. | 10 | | | | 1 | 1 |
4 | Из русской литературы XIX века. | 56 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 |
5 | Из русской литературы XX века. | 28 | | | | 2 | 3 |
6 | Из зарубежной литературы. | 4 | | | | | |
9 | Итого | 102 | 1 | 2 | 2 | 7 | 5 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Тема урока. |
план | факт |
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ (1 Ч) |
| | | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития. |
из древнерусской литературы (3 ч) |
| | | Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
| | | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. |
| | | Проблема авторства «Слова…». |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.(10 ч) |
| | | Классицизм в русском и мировом искусстве. |
| | | М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…». |
| | | Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. |
| | | Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» |
| | | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. |
| | | Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке Сентиментализм |
| | | Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы. |
| | | «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма. Внутренний мир героев. |
| | | Вн.чт.1 Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя |
| | | Р.Р.№1. Письменный ответ на проблемный вопрос «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.(56 ч) |
| | | Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский. |
| | | В.А.Жуковский «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. |
| | | В.А.Жуковский «Светлана». Черты баллады. |
| | | Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». |
| | | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
| | | Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.Анализ первого действия. |
| | | «Горе от ума». Анализ второго действия. Образ Чацкого. |
| | | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. Язык комедии. |
| | | А.С.Грибоедов «Горе от ума» в критике. И.А. Гончаров « Мильон терзаний» |
| | | Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к классному сочинению по комедии «Горе от ума». |
| | | Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» |
| | | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Лицейская лирика. |
| | | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. |
| | | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. |
| | | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. |
| | | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу стихотворения. |
| | | А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» |
| | | Р.Р. № 2. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Пушкина. |
| | | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Два типа мировосприятия. |
| | | «Даль свободного романа» (История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Комментированное чтение 1 главы. |
| | | «Они сошлись. Вода и камень…» ( Онегин и Ленский). |
| | | «Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
| | | «А счастье было так возможно…». Взаимоотношения главных героев романа. |
| | | «А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. |
| | | «Там некогда гулял и я…» Автор как идейно-композиционный центр романа. |
| | | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
| | | Р.Р №3 .«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». |
| | | Контрольное сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин» |
| | | Хронология жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова |
| | | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» |
| | | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания |
| | | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). |
| | | Р.Р. № 4. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике Лермонтова. |
| | | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.Общая характеристика романа. |
| | | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». |
| | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Главы «Тамань», «Княжна Мери» |
| | | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
| | | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
| | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско- композиционное значение повести. |
| | | «Душа Печорина не каменистая почва…» |
| | | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». |
| | | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. |
| | | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
| | | «Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Н.В.Гоголе. Замысел «Мертвых душ». |
| | | «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах» |
| | | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». Сатира на чиновничество. |
| | | Н.В.Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. |
| | | «Мертвые души» - поэма о величии России. |
| | | Мертвые и живые души. |
| | | «Мертвые души». Специфика жанра. |
| | | Р.Р. № 5. .Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. |
| | | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи». Образ главного героя. |
| | | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». |
| | | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». |
| | | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». |
| | | Вн.чт.2 Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, Е. А. Баратынский. |
из Русской литературы ХХ века (28 ч) |
| | | Русская литература XX века: разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». |
| | | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. |
| | | Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. |
| | | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». |
| | | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. |
| | | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. Стихи С.А.Есенина о любви. |
| | | Слово о поэте. В.Маяковский. |
| | | В.Маяковский. «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество |
| | | Р.Р.№ 6. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
| | | М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество |
| | | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. |
| | | Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
| | | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. |
| | | Особенности поэзии Цветаевой |
| | | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». |
| | | Вн.чт 3Особенности поэзии А.А.Ахматовой. |
| | | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки». Стихотворения о родине и о любви. |
| | | Тема гармонии человека с природой в лирике Н.А.Заболоцкого. |
| | | Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. |
| | | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. |
| | | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». Поэтика рассказа. |
| | | Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. |
| | | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта. |
| | | Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. |
| | | Вн.чт. 4. Образ воина. Проблемы и интонации стихов о войне. |
| | | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». |
| | | Р.р. № 7 Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Работа над характеристикой героя. |
| | | Вн. чт. № 5. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч) |
| | | Уильям Шекспир. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.»Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен) |
| | | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. |
| | | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). |
| | | Трагедия И.В.Гете «Фауст». Итоговый урок. |