Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульской областной центр образования» отделение № 1
Программа наставничества
2023-2024 учебный год
Меркулова Ольга Александровна
Мочалова Виктория Анатольевна
Составила:
наставник,
учитель индивидуального обучения
Филина М.В.
2023
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство
профессиональное самоопределение
творческая самореализация
проектирование профессиональной карьеры
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Программа Наставничества
Цель:
создание условий для самореализации, для приобретения молодыми специалистами практических навыков необходимых для педагогической деятельности
закрепления молодых специалистов в коллективе
Задачи:
создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам
оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности
Основные принципы:
Основные направления работы:
Планирование и организация работы
Планирование и организация воспитательной работы
Работа с документацией
Работа по самообразованию
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста
Психолого- педагогическая поддержка
Виды деятельности в работе с молодыми специалистами:
- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы;
- овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
- учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.
Для систематизации работы с молодыми специалистами составляется план работы.
Планируемый результат:
начинающий педагог сможет :
самостоятельно разрабатывать и проводить уроки, внеклассные мероприятия, совершенствую далее пед.мастерство;
устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;
принимать участие в различных мероприятиях;
участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;
развивать свои профессиональные навыки и умения.
Наставник оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым специалистом .
Мероприятия по
планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические рекомендации, ФГОС, СИПР), правила внутреннего распорядка школы; варианты обучения ФГОС О УО, ФГОС ОВЗ РАС Практическое занятие: Планирование и организация работы (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, работа с электронным журналом. Выполнение единых требований к ведению тетрадей; Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию; Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Развитие УУД учащихся". | август сентрябрь |
Занятие: Планирование внеурочных занятий; Просмотр видеофрагментов молодого специалиста, анализ, самоанализ, рефлексия; Требования к поурочному плану по предмету. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока; Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей). Единый орфографический режим. | сентябрь |
Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы; Методической помощи молодому специалисту с преодолением затруднений; Просветительская беседа "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"; Педагогическая классификация вариантов обучения по ФГОС ОВЗ с учетом | октябрь |
Разработка СИПР, методические рекомендации, ресурсы, использование конструктора СИПР сайта УМКСИПР.РУ; Составление диагностических карт на обучающихся; Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | ноябрь |
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; | декабрь |
Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся; Занятие: Современный урок и его организация; Консультативное сопровождение молодых специалистов на курсах повышения квалификации. | январь февраль |
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; взаимодействие с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ в условиях индивидуального надомного обучения. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения. Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала, ; | март |
Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру); Анализ реализации плана по самообразованию молодых специалистов по выбранным темам за учебный год | апрель |
Организация УУД учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Заполнение СИПР и диагностических карт на конец 2 полугодия. Написание характеристик. Проведение контрольных работ (1 вариант ФГОУ О УО), итоговая аттестация 2 вариант обучения – выявление уровня успешности освоения учебного материала в рамках индивидуальных рабочих программ | май |