СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества для коллег, имеющих опыт работы в общеобразовательной школе без опыта работы в коррекционной школе с дефектологической направленностью деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульской областной центр образования» отделение № 1












Программа наставничества

2023-2024 учебный год


Меркулова Ольга Александровна

Мочалова Виктория Анатольевна










Составила:

наставник,

учитель индивидуального обучения

Филина М.В.



















2023

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление

  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. 

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры

Программа  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство

  2. профессиональное самоопределение

  3. творческая самореализация

  4. проектирование профессиональной карьеры

  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность

  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:


Программа Наставничества

Цель:

  • создание условий для самореализации, для приобретения молодыми специалистами практических навыков необходимых для педагогической деятельности

  • закрепления молодых специалистов в коллективе

Задачи:

  • создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам

  • оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку

  • Принцип целостности

  • Принцип сотрудничества

  • Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

  • Планирование и организация работы

  • Планирование и организация воспитательной работы

  • Работа с документацией

  • Работа по самообразованию

  • Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста

  • Психолого- педагогическая поддержка

Виды деятельности в работе с молодыми специалистами:

- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы;

- овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

- учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.

Для систематизации работы с молодыми специалистами составляется план работы.

Планируемый результат:

начинающий педагог сможет :

  • самостоятельно разрабатывать и проводить уроки, внеклассные мероприятия, совершенствую далее пед.мастерство;

  • устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;

  • принимать участие в различных мероприятиях;

  • участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;

  • развивать свои профессиональные навыки и умения.

Наставник оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым специалистом .

Мероприятия по

планированию, организации и содержанию деятельности


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Инструктаж:

  • Нормативно – правовая база школы (программы, методические рекомендации, ФГОС, СИПР), правила внутреннего распорядка школы; варианты обучения ФГОС О УО, ФГОС ОВЗ РАС

Практическое занятие:

  • Планирование и организация работы (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование);

Изучение инструкций:

  • Как вести классный журнал, работа с электронным журналом. Выполнение единых требований к ведению тетрадей;

  • Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию;

  • Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Развитие УУД учащихся".

август

сентрябрь

  • Занятие: Планирование внеурочных занятий;

  • Просмотр видеофрагментов молодого специалиста, анализ, самоанализ, рефлексия;

  • Требования к поурочному плану по предмету.

  • Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока;

  • Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей). Единый орфографический режим.

сентябрь

  • Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы;

  • Методической помощи молодому специалисту с преодолением затруднений;

  • Просветительская беседа "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе";

  • Педагогическая классификация вариантов обучения по ФГОС ОВЗ с учетом

октябрь

  • Разработка СИПР, методические рекомендации, ресурсы, использование конструктора СИПР сайта УМКСИПР.РУ;

  • Составление диагностических карт на обучающихся;

  • Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

ноябрь

  • Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся;

  • Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»;

декабрь

  • Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти;

  • Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся;

  • Занятие: Современный урок и его организация;

  • Консультативное сопровождение молодых специалистов на курсах повышения квалификации.

январь

февраль

  • Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; взаимодействие с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ в условиях индивидуального надомного обучения.

  • Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения.

  • Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала, ;

март

  • Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру);

  • Анализ реализации плана по самообразованию молодых специалистов по выбранным темам за учебный год

апрель

  • Организация УУД учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Заполнение СИПР и диагностических карт на конец 2 полугодия. Написание характеристик.

  • Проведение контрольных работ (1 вариант ФГОУ О УО), итоговая аттестация 2 вариант обучения – выявление уровня успешности освоения учебного материала в рамках индивидуальных рабочих программ

май