Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам . директора по УиПР
___________________________ Е.Я. Первышева
Программа «Наставничество»
Составитель:
Дроботова В.В., преподаватель
высшей квалификационной категории
Сыктывкар, 2024
Программа «Наставничество»
Пояснительная записка
В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в России на рубеже ХХ и ХХI столетий, резко изменились условия социализации и самореализации молодёжи. От состояния молодёжной политики зависит будущее страны, способность общества к преодолению системного кризиса и перспектива развития России. Особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
необходимое взаимодействие семьи и учебного заведения требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого преподавателя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Этапы становления молодого учителя включают:
адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого преподавателя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство,
профессиональное самоопределение,
творческая самореализация,
проектирование профессиональной карьеры,
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении преподавателя:
Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому преподавателю необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого преподавателя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Программа «Наставничество» Цель программы: создание условий для становления молодого преподавателя.
Задачи программы:
активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть преподавателем;
организация методической работы с молодым преподавателем;
организация наставничества по различным направлениям с молодым преподавателем (проведение уроков, внеурочная деятельность);
создание творческой диагностической группы «Советы молодых преподавателей» для постоянных консультаций с начинающими преподавателями.
Основной подход в оказании помощи молодым преподавателям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих преподавателей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении преподавателей является первый год работы в учебном заведении.
Цель наставничества на первом году работы молодого преподавателя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии обучающихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Срок | Что проводится | Выход |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Изучение бытовых условий Ознакомление с основными требованиями к учебной документации. Методическая папка молодого специалиста. Определение темы самообразования Изучение программ, методических записок, пособий, разработка УМК. Собеседование. Практ. занятие «Как вести журнал учета теоретического обучения». Запись замены уроков. Оформление учебной программы, пояснительных записок. | Характеристика на основе наблюдений, анкет Создание методической папки |
Октябрь | Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Определение творческой группы для работы молодого преподавателя. Современный урок и его анализ. Беседа, взаимопосещение уроков. Практ. занятие «Как работать с тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей» | Пополнение методической папки |
Ноябрь | Консультация: Формы и методы работы на уроке. Проведение уроков и внеклассных мероприятий. | Диагностика учебных достижений учеников молодого преподавателя |
Декабрь | Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий | Анализы уроков, внеурочных мероприятий |
Январь | Изучение отзывов детей и их родителей Беседа, консультация: Организация индивидуальной работы с обучающимися. | |
Февраль | Изучение качества знаний, умений и навыков обучающихся молодого специалиста. | |
Март | Участие молодого преподавателя в анализе уроков, анализе тематических выступлений преподавателей учебного заведения. | |
Апрель | Взаимопосещение уроков в рамках методической недели. | Разработки нестандартных уроков |
Май | Бенефис молодого преподавателя. Методические выставки. | Выставки |
Июнь | Оформление наказа бывшего начинающего преподавателя. | Текст наказа |
Занятия с молодым специалистом:
Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
Методические требования к современному уроку.
Соответствие методов обучения формам организации урока.
Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению студентов.
Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
Учебная документация.
Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
Организация индивидуальных занятий с низкомотивированными на учёбу обучающимися.
Образовательное пространство. Вхождение в него и участие в его расширении.
Критериями оценивания педагогической деятельности молодого преподавателя преподавателем-наставником можно считать:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания |
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | | | | |
2 | Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки | | | | |
3 | Свободное владение материалом урока | | | | |
2. Методическая готовность к практике преподавания |
1 | Умение самостоятельно составлять конспект урока | | | | |
2 | Умение вызвать интерес у обучающихся к теме урока, к изучаемой проблеме | | | | |
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала обучающимися (опрос) | | | | |
4 | Умение объективно оценивать ответ обучающегося. | | | | |
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | | | | |
6 | Умение использовать технологии активного обучения | | | | |
7 | Умение поддерживать обратную связь с коллективом обучающихся в течение всего урока | | | | |
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу обучающихся на уроке | | | | |
9 | Умение стимулировать обучающихся к выполнению домашнего задания | | | | |
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности |
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | | | | |
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке | | | | |
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | | | | |
4 | Наличие чувства уверенности в себе | | | | |
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста преподавателем - наставником может осуществляться по следующим критериям:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затруд- няются ответить | Не владеют |
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли преподавателя |
1 | Положительное отношение к профессии | | | | |
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | | | | |
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | | | | |
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством |
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность | | | | |
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | | | | |
3 | Владение навыками организации обучающихся для самостоятельного осмысления материала | | | | |
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | | | | |
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | | | | |
6 | Владение технологией внеклассной работы с обучающимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства учебного заведения. | | | | |
7 | Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа обучающихся на уроке и во внеурочное время. | | | | |
8 | Владение навыками индивидуальной работы с обучающимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом студента и группы (класса). | | | | |
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями | | | | |
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого преподавателя |
1 | Уровень решения профессиональных задач | | | | |
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | | | | |
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ | | | | |
Программа «Наставничество» должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.